Предлагаемые комплексы гимнастических упражнений составлены для различных массовых спортивно-гимнастических выступлений и спортивных праздников школьников. Все они апробированы во время репетиций и выступлений. Они необходимы, чтобы оказать методическую помощь всем, кто занимается подготовкой и проведением массовых спортивно-гимнастических выступлений школьников по программе «Стартов надежд» и других физкультурно-спортивных праздников в школах и лагерях летнего отдыха детей.
Несомненно, что при искренней заинтересованности и творческой фантазии многие руководители массовых спортивных праздников могут придумать свои, более зрелищные и оригинальные комплексы гимнастических упражнений.
Можно использовать мелодии, которые постоянно обновляются и звучат по радио и телевидению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ »
КОМПЛЕКСЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Предлагаемые комплексы гимнастических упражнений составлены для различных массовых спортивно-гимнастических выступлений и спортивных праздников школьников. Все они апробированы во время репетиций и выступлений. Они необходимы, чтобы оказать методическую помощь всем, кто занимается подготовкой и проведением массовых спортивно-гимнастических выступлений школьников по программе «Стартов надежд» и других физкультурно-спортивных праздников в школах и лагерях летнего отдыха детей.
Несомненно, что при искренней заинтересованности и творческой фантазии многие руководители массовых спортивных праздников могут придумать свои, более зрелищные и оригинальные комплексы гимнастических упражнений.
Можно использовать мелодии, которые постоянно обновляются и звучат по радио и телевидению.
Комплекс 1.
Упражнения с мячами для ребят младшего школьного возраста
Дети выбегают на поле и строятся на своих точках в колонны по 12 участников в каждой. Интервал и дистанция между участниками — 2 м. Расчет колонн — слева направо (в нечетных стоят девочки, в четных — мальчики). В руках у всех ребят резиновые мячи средней величины: у мальчиков — красные, у девочек — голубые.
Исходное положение — основная стойка, мяч внизу.
I. 1. Руки вперед.
2. Руки вверх.
3. То же, что на счет 1.
4. Руки вниз.
5. Руки перед грудью.
6. То же, что на счет 2.
7. Наклониться вперед, коснуться мячом земли.
8. Выпрямиться, мяч на грудь.
II. 1. Присед, мяч вперед.
2. Выпрямиться, мяч вниз.
3. Присед, мяч на грудь.
4. То же, что на счет 2.
5. Девочки: присед, мяч вниз; мальчики: основная стойка, мяч вверх.
6. Девочки: выпрямиться, мяч вверх; мальчики: присед, мяч вниз.
7. Девочки: присед, мяч вниз; мальчики: выпрямиться, мяч вверх.
8. Всем: прыжком стойка ноги врозь, мяч вверх.
III. 1. Наклон влево.
2. Основная стойка, мяч вверх.
3. Наклон вправо.
4. То же, что на счет 2.
5—7. То же, что на счет 1—3.
8. Мяч вниз.
IV. 1. Наклон вперед, положить мяч.
2. Выпрямиться, руки в стороны.
3. Наклон вперед.
4. То же, что на счет 2.
5. То же, что на счет 3.
6. Выпрямиться, руки на поясе.
7. То же, что на счет 3, но взять мяч.
8. Прыжком выпрямиться, мяч на грудь.
V. 1. Поворот (девочки — налево, мальчики — направо), мяч на грудь.
2—7. Подскоками поменяться местами с партнером и вернуться в исходное положение.
8. Основная стойка, мяч вверх.
VI. 1. Наклон вперед, коснуться мячом земли.
2. Упор присев.
3. Выпрямить ноги.
4. То же, что на счет 2.
5. Мальчики: выпрямиться, мяч вверх; девочки: упор присев, мяч вниз.
6. Поменять положение.
7. То же, что на счет 5.
8. Всем: выпрямиться, мяч вниз.
VII. 1. Мальчики: опуститься на правое колено; девочки: мяч на грудь.
Танцевальные упражнения для ребят младшего школьного возраста
После выполнения комплекса 1 дети перестраиваются в круги (в каждом круге по 12 девочек и 12 мальчиков, которые стоят парами лицом против часовой стрелки. Мальчики стоят внутри, девочки — снаружи круга).
Исходное положение — мальчики и девочки берутся за руки, мяч придерживают сбоку-снаружи.
I—II. 1 —15. Шаги польки вперед*.
16. Приставить ногу, повернуться лицом внутрь круга, мяч на грудь.
Ill—IV. 1 —15. Шаги польки по кругу, поменяться 2 раза местами.
16. Встать лицом к основному направлению движения, снова взяться за руки, мяч сбоку-снаружи.
V—VI. 1—7. Шаги польки вперед.
8. Приставляя ногу, повернуться лицом внутрь круга, мяч впереди в согнутых руках.
VII-—VIII. 1—4. Девочки: выполнить 4 прыжка на месте, ударяя сверху своими мячами по
мячам мальчиков; мальчики: стоять на месте, держа мяч.
5—7. То же, что на счет 1—4, но выполнять наоборот.
15. Прыжком присесть с поворотом внутрь, положить мяч.
16. Прыжком выпрямиться, руки на пояс.
XI. 1—6. Шаги польки на месте с разведением и сведением.
7—8. Всем выполнить 3 хлопка в ладоши.
XII. 1. Хлопок в ладоши.
2. Хлопок в ладоши с партнером (правыми руками).
3. То же, что на счет 1.
4. Хлопок в ладоши с партнером (левыми руками), опустить руки вниз (девочкам взяться за юбочки).
5—6. Девочки: полуприсед на левой ноге, правая скрестно сзади; мальчики: наклонить голову вперед.
7. Присед, взять мяч.
8. Выпрямиться с поворотом в основном направлении, мяч на грудь.
Комплекс 3.
Упражнения с цветами (бумажными, поролоновыми) для ребят младшего школьного возраста
Построение школьников перед выполнением упражнений — в разомкнутом строю. Интервал и дистанция между участниками — 2 м. Расположение девочек и мальчиков такое же, как и в комплексе 2.
Исходное положение — основная стойка, цветы внизу, в обеих руках.
I. 1. Руки в стороны.
2. Подняться на носки, руки вверх.
3. Опуститься на всю ступню, руки в стороны.
4. Руки вниз.
5—7. То же, что на счет 1—3.
8. Руки к плечам.
II. 1. Присед на носках (колени врозь), руки в стороны.
2. Выпрямиться, руки к плечам. 3—4. То же, что на счет 1—2.
5. Наклон вправо, руки в стороны.
6. То же, что на счет 2.
7. Наклон влево, руки в стороны.
8. Выпрямиться, руки перед грудью.
III.1. Полуприсед с полунаклоном вперед, левую руку вперед, правую — назад.
2—7. Пружинистые полуприседы на каждый счет, меняя положение рук.
8. Выпрямиться, руки к плечам.
IV. 1. Поворот налево, руки в стороны.
2. Вернуться в исходное положение.
3. То же, что на счет 1, но в другую сторону.
4. То же, что на счет 2.
5. Поворот (мальчики — налево, девочки — направо) лицом друг к другу.
6. То же, что на счет 2.
7. Поворот (мальчики — направо, девочки — налево) лицом друг к другу.
8. То же, что на счет 2.
V. 1—3. Мальчики: сделать три шага вперед (начиная с левой ноги).
4. Приставить правую ногу, руки в стороны.
5. Всем: соединить цветы вместе.
6. Руки в стороны.
7. Соединить руки вместе.
8. Девочки: присед на левом колене, держа цветы в левой руке, правая рука над головой;
мальчики: держа цветы в правой руке, левой взять девочку за правую руку.
VI. 1—7. Мальчики: начиная с левой ноги, обежать вокруг девочек (против часовой стрелки).
8. Девочки: выпрямиться.
VII. 1. Девочки: присед; мальчики: стоять на месте. 2. Девочки: выпрямиться; мальчики: присед.
3—7. Смена положений.
8. Мальчики: выпрямиться и взять девочек за руки.
VIII. 1—4. Мелкими приставными шагами кружить против часовой стрелки.
IX. 1—6. Выпрямиться, помахать цветами над головой. 7—8. Вернуться в исходное положение.
Комплекс 4.
Упражнения с флажками для ребят младшего школьного возраста
Перед выходом учащиеся построены в разомкнутые (на 2 м) колонны (в нечетных колоннах — девочки, в четных—мальчики). В каждой руке участники держат по флажку размером 30 X 40 см (девочки — белого цвета, мальчики — красного). С началом музыкального сопровождения первая шеренга участников выбегает на свои точки. За ней через 4 счета выбегает вторая шеренга и т. д. (интервальный выход). Исходное положение — упор присев. После музыкальной фразы ребята встают и начинают выполнять комплекс упражнений.
I. 1. Руки вперед.
2. Руки вверх.
3. То же, что на счет 1.
4. Руки вниз.
5. Левую руку в сторону, смотреть на левую кисть.
6. Правую руку в сторону, смотреть на правую кисть.
7. Левую руку за голову, смотреть вперед.
8. Правую руку за голову.
II. 1. Левую руку вверх-наружу, смотреть вверх.
2. Правую руку вверх-наружу.
3. Руки скрестно над головой (левая вперед правой).
4. Руки в стороны-книзу, упор присев, голову опустить.
5. Поднять голову, согнуть руки в стороны.
6. То же, что на счет 4.
7. Поднять голову, руки вперед.
8. Прыжком стойка ноги врозь, руки в стороны.
III. 1. Поворот туловища налево, выпад влево, правая рука вперед, левая назад.
2. Поворот туловища направо, руки в стороны.
3. То же, что на счет 1, но в другую сторону.
4. То же, что на счет 2, но в другую сторону.
5. Левую ногу в сторону на носок, наклон влево; правую полусогнутую руку вверх,
левая полусогнутая внизу.
6. Стойка ноги врозь, руки в стороны.
7. То же, что на счет 5, но в другую сторону.
8. Приставить левую ногу, руки вверх.
IV. 1. Круг левой рукой внутрь.
2. Круг правой рукой внутрь.
3. Присед, руки в стороны.
4. Выпрямиться, руки вверх.
5. Дугами наружу руки в стороны-книзу, полуприсед с полунаклоном вперед, колени врозь,
руки назад-книзу (ладонями кверху) — «старт пловца».
6. Выпрямиться, руки вверх-наружу.
7. Круг обеими руками внутрь.
8. Опустить руки через стороны вниз, основная стойка.
V. 1. Девочки: присед, руки в стороны, голову опустить; мальчики: руки через стороны
вверх-наружу, смотреть вверх.
2. Девочки: исходное положение то же, что на счет 1 у мальчиков; мальчики: то же, что на счет
1 у девочек.
3. То же, что на счет 1.
4. Прыжком стойка ноги врозь, руки вниз.
5. Выпад влево, руки вперед.
6. Приставить левую ногу, руки вниз.
7. То же, что на счет 5, но в другую сторону.
8. То же, что на счет 6.
VI. 1. Дугой книзу, левая рука вправо.
2. Руки в стороны.
3. Дугой книзу, правая рука влево.
4. То же, что на счет 2.
5. Наклон вперед, руки вперед.
6. Выпрямиться, руки вниз.
7. Наклон назад, руки в стороны.
8. Выпрямиться, руки вниз.
VII. 1. Руки на пояс.
2. Полуприсед.
3. Прыжком поворот налево кругом.
4. Руки в стороны.
5. Руки на пояс.
6. То же, что на счет 2.
7. То же, что на счет 3.
8. Руки в стороны.
VIII. 1. Левую ногу в сторону на носок, руки вверх.
2. Основная стойка.
3. То же, что на счет 1, но другой ногой.
4. Прыжком упор присев.
5. Выпрямиться, руки в стороны.
6. Наклон вперед, руки вперед.
7. Выпрямиться, руки вверх.
8. Руки через стороны вниз.
Комплекс 5.
Упражнения без предметов для ребят младшего школьного возраста
Комплекс упражнений можно выполнять на спортивной площадке в пионерском лагере. Интервал и дистанция
III. 1. Наклон назад, руки в стороны ладонями вверх.
2—3. Пружинящие наклоны вперед, руки вперед.
4. Выпрямиться, руки на пояс.
5. Руки в стороны.
6. Руки вверх.
7. Руки вперед.
8. Руки на пояс.
IV. 1—8. Мальчики и девочки: имитация прыжков на месте через скакалку.
Комплекс повторяется 2 раза.
Комплекс 6.
Упражнения с вымпелами для девочек среднего школьного возраста
После выхода и остановки на разметке интервал и дистанция между участницами — 2 м.
Исходное положение — упор присев, вымпелы перед собой, голову опустить.
I. 1. Подняться на носки, руки в стороны.
2. Опуститься, руки вниз.
3. Подняться на носки, руки через стороны вверх.
4. Опуститься, руки через стороны вниз.
5. Наклон вперед, руки в стороны.
6. Выпрямиться, руки вверх.
7. Подняться на носки, руки вверх-наружу.
8. То же, что на счет 4.
II.1—2. Круг руками вправо.
3—4. Круг руками влево.
5. Прыжком стойка ноги врозь, руки в стороны.
6. Наклон вперед прогнувшись, полусогнутые руки вперед-скрестно (правая перед левой).
7—8. Выпрямиться, дугами книзу руки вверх.
III. 1—2. Лицевой круг правой рукой внутрь.
3—4. То же, что на счет 1—2, но другой рукой. 5—6. Большой круг двумя руками внутрь.
7. Малый круг двумя руками внутрь.
8. Прыжком основная стойка.
IV. 1. Дугой наружу правую руку вниз.
2. То же, что на счет 1, но другой рукой.
3. Руки в стороны.
4. Руки вверх-скрестно (левая вперед правой).
5. То же, что на счет 3.
6. То же, что на счет 4, поменяв положение рук.
7. Руки в стороны.
8. То же, что на счет 3.
V. 1—2. Плавный круг руками вправо.
3—4. Плавный круг руками влево; поднимаясь на носки, руки в стороны
5—8. Поворот переступанием налево на 270°, руки вниз.
VI. 1. Круг правой рукой назад.
2. То же, что на счет 1, но другой рукой.
3. То же, что на счет 1, но двумя руками.
4. Круглый полуприсед с полунаклоном вперед, вымпелы вверх-вперед.
5—6. Волнообразное движение туловищем вперед, дугами книзу руки вверх.
7—8. То же, что на счет 5—6, но руки в стороны.
VII. 1—4. Поднимаясь на носки, поворот переступанием направо на 360°, дугами книзу руки вверх.
5—8. Четыре больших последовательных круга руками в боковой плоскости (начиная с левой),
руки вверх.
VIII. 1. Поворот направо, руки в стороны.
2. Приставляя левую ногу, полуприсед, руки вниз.
3—4. Поднимаясь на носки, дугами наружу руки вверх.
5—7. Скрестные движения вымпелами вверху.
8. Опускаясь, дугами наружу руки вниз.
Комплекс 7.
Упражнения с вымпелами для девушек старшего школьного возраста
После выхода участницы располагаются в шахматном построении. Интервал и дистанция — 4 м.
Исходное положение — основная стойка, вымпелы вверх-наружу.
I. 1—2. Лицевой круг правой рукой внутрь.
3—4. То же, что на счет 1—2, но другой рукой.
5—6. Малый круг двумя руками внутрь.
7—8. Большой круг двумя руками внутрь, руки вверх.
II. 1. Дугой наружу правую руку вниз.
2. То же, что на счет 1, но другой рукой.
3. Вымпелы в стороны.
4. Вымпелы вверх скрестно.
5. То же, что на счет 3.
6 - 7. То же, что на счет 4—5.
8. Вымпелы вниз.
III. 1 – 2. Два приставных шага вправо (1-е номера — вправо, 2-е номера — влево) и два круга руками
вправо; стойка на правой ноге, левая в сторону на носок, вымпелы в стороны-кверху.
3 – 4 То же, что на счет 1—2, но вымпелы влево.
5 – 8 То же, что на счет 1—4, но в другую сторону.
IV. 1. Отмашка вымпелами в стороны.
2. Стойка на левом колене, вымпелы назад.
3. Выпрямиться, вымпелы вверх.
4. Вымпелы в стороны.
5 – 8. То же с другой ноги, вымпелы вперед.
V. 1. Круг правой рукой назад.
2. То же, что на счет 1, но другой рукой.
3. То же, что на счет 1, но двумя руками.
4. Вымпелы вверх.
5 – 8. Поворот переступанием на 360°.
VI. 1. Шаг правой ногой вперед в стойку на правой, левая назад; круг вымпелами назад.
2. Шаг левой ногой назад, вымпелы в стороны.
3. То же, что на счет 1, но другой ногой.
4. Приставить правую ногу, вымпелы вверх.
5. Полуприсед на правой ноге, левая вперед на носок; правый вымпел вперед, левый — назад.
6. Выпрямиться, основная стойка.
7 – 8. То же, что на счет 5—6, поменяв положение ног.
VII. 1 – 6. Последовательные большие круги в боковой плоскости.
7 – 8. Поворот направо в стойку ноги врозь, вымпелы в стороны.
VIII. 1 Выпад вправо, дугой кверху вымпел вправо.
2. Выпрямляясь, дугой кверху вымпел влево.
3 – 4. То же, что на счет 1—2, но в другую сторону.
5 – 7. Три больших круга обеими руками.
8. Приставляя правую ногу, вымпелы вверх-наружу.
Комплекс 8.
Вольные упражнения прикладного характера (ГТО) для ребят среднего школьного возраста
Интервал и дистанция — 2 м.
Исходное положение — основная стойка.
I. 1. Согнуть руки в стороны.
2. Руки вверх-наружу.
3. То же, что на счет 1.
4. Руки через стороны вниз.
5. Присед, колени врозь, руки в стороны.
6. Выпрямиться, основная стойка.
7. То же, что на счет 5.
8. Выпрямиться, руки вниз.
II. 1. Наклон вперед, руками коснуться стоп (ноги прямые).
2. Взять «штангу» на грудь (присед, согнуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки).
3. Выпрямиться.
4. Толкнуть «штангу» (руки вверх, пальцы сжаты в кулаки).
5. «Подтянуться» (подняться на носки, согнуть руки вперед, пальцы сжаты в кулаки).