kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физические упражнения как средство физического воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель и задачи
Цель: Изучить классификации физических упражнений в сфере физической культуры и спорта и доказать, что физические упражнения – это основное средство физического воспитания.
Задачи:
1. Узнать что такое физическое упражнение и его содержание;
2. Обозначить место и роль классификации в физическом воспитании;
3. Рассмотреть наиболее распространенные классификации физических упражнений;
4. Изучить физиологические классификации физических упражнений и их основные характеристики в спортивной деятельности.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физические упражнения как средство физического воспитания»






физические упражнения как основное средство физического воспитания.


Титулку сами сделаете!

























Содержание


Введение……………………………………………………………………... …..3
Глава I. Что такое физические упражнения и классификация их в теории и практике физкультурного образования ……………..... ………………………..4
1.1 Что такое физические упражнения и их содержание………………………4
1.2. Место и роль классификации физических упражнений в физическом воспитании……………………………………………………. …………………6
1.3. Наиболее распространенные классификации физических упражнений……………………………………………………………………….7
Глава II. Физиологические классификации физических упражнений и их основные характеристики в спортивной деятельности…………. ………….11
2.1. Физиологическая классификация физических упражнений……. …….11
2.2. Физиологическая классификация спортивных поз….……….................12
2.3. Общая физиологическая характеристика динамической и статической работы………………………………………………………………………...14
2.4. Физиологическая характеристика стереотипных ациклических движений……………………………………………………………………….16
2.5. Физиологическая характеристика прицельных движений и движений, оцениваемых по качеству выполнения в баллах……………………………17
2.6. Физиологическая характеристика ситуационных движений………....... 18
2.7. Физиологическая характеристика циклических упражнений…………………………………………………………………….20
2.8. Физиологическая характеристика ациклических упражнений……........26
Заключение …………………………………………………………………..30
Литература…………………………………………………………………….31







ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы
В рамках дисциплины «Теория и методика физического воспитания» моя работа имеет важное практическое значение, потому что с помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность. Анализ тематики «Классификация физических упражнений» позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания.
Цель и задачи
Цель: Изучить классификации физических упражнений в сфере физической культуры и спорта и доказать, что физические упражнения – это основное средство физического воспитания.
Задачи:
1. Узнать что такое физическое упражнение и его содержание;
2. Обозначить место и роль классификации в физическом воспитании;
3. Рассмотреть наиболее распространенные классификации физических упражнений;
4. Изучить физиологические классификации физических упражнений и их основные характеристики в спортивной деятельности.







ГЛАВА I

Что такое физические упражнения и классификация их в теории и практике физкультурного образования.
1.1 Что такое физические упражнения и их содержание.
Физические упражнения (ФУ) – это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. Слово «физическое» отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени. Слово «упражнение» обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия. Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой – как процесс многократного повторения.
Содержание ФУ обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение: Выполнение ФУ вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. С помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, в свою очередь, отразится на показателях здоровья. (Пример: При совершенствовании выносливости не только воспитывается способность длительно выполнять какую – либо двигательную работу, но и одновременно совершенствуются сердечно – сосудистая и дыхательные системы.).
Образовательная роль: Выполняя ФУ, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Влияние на личность: Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Занятия ФУ, как правило, проводятся в коллективе. При выполнении физических упражнений во многих случаях действия одного занимающегося зависят или во многом определяют действия другого, т.е. происходит как бы согласование своих действий с мотивами и действиями коллектива. Это проявляется во многих подвижных и спортивных играх. Умение быть сдержанным, подчинить себя воле коллектива, найти одно – единственно правильное решение. Эти и многие другие нравственные качества формируются при занятиях физическими упражнениями. Особенности содержания того или иного физического упражнения определяются его формой.

Форма физического упражнения – это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру.

Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения.

Внешняя структура физического упражнения – это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

1.2 Место и роль классификации физических упражнений в физическом воспитании.

Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соответствии с определенным классификационным признаком. С помощью классификации учитель, преподаватель, тренер могут определять характерные свойства тех или иных физических упражнений, и образовательно-воспитательный потенциал, а, следовательно, более целенаправленно и эффективно подбирать те упражнения, которые в большей мере отвечают решению конкретных педагогических задач, индивидуальным и возрастным особенностям занимающихся, характеру физкультурной деятельности и условиям проведения занятий. В истории физического воспитания известно множество различных классификаций упражнений. Нередко классификации строились по чисто формальному признаку (например, упражнения со снарядами, на снарядах и без снарядов). Вполне разработанной всеобщей классификации физических упражнений пока еще не создано. Проблема заключается в том, чтобы систематизировать все многообразие физических упражнений исходя из объективных возможностей, предоставляемых ими для реализации задач всестороннего физического воспитания, и сгруппировать так, чтобы можно было выбирать упражнения по признаку наибольшей эффективности. Существенно также, чтобы в классификации предусматривалась и возможность появления новых форм упражнений. Следует иметь ввиду, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях.

В связи с этим не может быть создано пригодной для каждого случая единой классификации упражнений. Существование ряда классификаций, составленных на основе различных признаков, не лишено смысла, если признаки, хотя бы в какой-то мере, имеют научные дополнения. Наиболее распространенные классификации физических упражнений.

Слово "классификация" имеет два значения. Одно из них - это распределение каких-либо понятий (объектов, предметов, явлений, действий и др.) по отдельным категориям. Второе - означает систему соподчинения этих понятий, выделенных в категории (отделы, разряды, группы т. п.), и составленную на основе учета имеющихся у них общих признаков и закономерных связей между ними, т.е. наглядно показывающую определенную их иерархию. Классифицируемые категории располагаются (систематизируются) в таком порядке, что объекты, предметы, явления, действия, методы выделяются вначале в более обширные группы (классы) на основании общих признаков, присущих всем, а затем – в более мелкие.
Один из основоположников теории физического воспитания А. Д. Новиков считал, что общая систематика физических упражнений должна быть единой для всех звеньев системы физвоспитания. Систематика физических упражнений как важнейшее условие их педагогического использования является одним из главных элементов системы физического воспитания.
Классификация физических упражнении в любом виде спорта играет существенную роль в определении объективности получаемой организмом спортсмена нагрузки по объему и интенсивности в ходе тренировочного процесса.

1.3. Наиболее распространенные классификации физических упражнений

1.Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования.
2. Классификация упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств (способностей) человека.
3. Классификация упражнений по структуре движений. В этом случае упражнения подразделяются на циклические, ациклические и смешанные.
4. Классификация упражнений, построенная по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп.
5. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.
6. Классификация упражнений по интенсивности работы
7. Классификация упражнений по решению образовательных задач.
8. Классификация упражнений по видам спорта.

Рассмотрим их:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на общеразвивающие, спортивные, восстановительные, лечебные и др. В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь различные разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и обще подготовительные. Что же касается подготовительных упражнений, то они, являются средствами подготовки к достижениям. Соревновательные упражнения представляют собой двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения — это упражнения, представляющие те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком этих упражнений является существенное сходство с соревновательным действием как по форме, так и по характеру проявления усилий.

Общеподготовительные упражнения - это все остальные упражнения, включаемые в спортивную тренировку и служащие, прежде всего, средствами общей подготовки спортсмена.
2.Одной из широко распространенных и практически оправданных в настоящее время является классификация физических упражнений по тем требованиям, мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, таза, бедра, голени и стопы. Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения занятий по бодибилдингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтингу, гиревому спорту и др.
3. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. В этом случае различают упражнения аэробного характера, когда энергообеспечение мышечной работы осуществляется в основном за счет процессов окисления с участием кислорода; анаэробного характера, выполнение которых происходит в бескислородных условиях; и аэробно-анаэробные упражнения, т.е. смешанного характера. 4. Классификация упражнений по интенсивности работы. Существуют различные способы оценки интенсивности, поэтому группировка и уровни градации упражнений по этому признаку в отдельных видах физической культуры может происходить по-разному. Как правило, они подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой или умеренной интенсивности.
5. Классификация упражнений по решению образовательных задач. По этому признаку упражнения делятся на основные, подводящие, подготовительные.

Основные упражнения – это действия являющиеся предметом изучения в соответствии с образовательными задачами учебных заведений. Подводящие – действия облегчающие основные упражнения, благодаря наличию в них схожих движений по внешним признакам. Подготовительные упражнения – действия, способствующие развитию физических качеств для основных физических упражнений.
6. Классификация упражнений по видам спорта. У каждого вида спорта есть свои физические упражнения, а именно присущие им элементы, например бросок в кольцо (баскетбол), стойка на руках (гимнастика), вынос рук при движении на лыжах и др.
Помимо указанных классификаций существуют и иные классификации упражнений: по воздействию на различные системы и функции организма (на развитие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарата и т.д.), по снарядовому признаку (безснаряда, со снарядами и пр.), по предметным формам применения (гимнастика, спорт, игры, туризм); по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнера, с партнером).
Не потеряла своей педагогической ценности классификация физических упражнений, разработанная П.Ф. Лесгафтом в соответствии с дидактическим правилом "от простого к сложному". Разделы и основные группы его классификации упражнений следующие:
I раздел — простые упражнения (элементарные движения, сложные движения, упражнения с передвижением, на месте, метания);
II раздел — сложные упражнения или упражнения с увеличивающимся напряжением (упражнения с отягощением, усложненные, продолжительные, ходьба и бег, упражнения в метании с увеличением напряжения);
III раздел — упражнения в виде сложных действий (игры, прогулки, плавание, бег на коньках, фехтование).
Классификация П.Ф. Лесгафта характеризует одну сторону физических упражнений — их сложность.







ГЛАВА II

Физиологические классификации физических упражнений и их основные характеристики в спортивной деятельности.

2.1 Физиологическая классификация физических упражнений.

 Воздействие физических упражнений на состояние функций организма определяется многими причинами, которые условно могут быть объединены в группы педагогических, психологических и физиологических факторов. Особую роль в классификации физических упражнений играют физиологические закономерности движений. Физиологической основой классификации физических упражнений могут быть режим мышечной деятельности (статический, динамический, смешанный), степень координационной сложности, отношение упражнений к развитию качеств двигательной деятельности (физическим качествам), относительная мощность работы и другие признаки.
Одним из возможных признаков, которые могут быть положены в основу физиологической классификации, является способ выполнения физических упражнений-стандартный или нестандартный (вариативный). Так, для циклических упражнений характерны стандартные (постоянные, не меняющиеся) способы выполнения. Бегун, пловец, велосипедист выполняют сравнительно небольшую группу упражнений, в которых строго чередуются определенные физиологические параметры движения. Для нестандартных упражнений характерны постоянная смена условий спортивной деятельности, а вместе с ней и изменение формы движений и их физиологических характеристик (бокс, борьба, фехтование, спортивные игры). В настоящее время общепризнанной является классификация, предложенная В.С. Фарфелем, который все виды спортивных упражнений разделил на позы и движения. Движения разделяются на два класса - стандартные (стереотипные) и нестандартные (ситуационные). Первые формируются по принципу стереотипа, выполняются во всегда заранее известных условиях, в определенной последовательности. Вторые - хоть и содержат ряд заученных, стереотипных элементов, но выполняются в нестандартных условиях, непостоянных ситуациях, с большими вариациями, что характерно для единоборств и спортивных игр.


Группу стандартных движений можно условно разделить на две подгруппы:
1) движение с количественной оценкой (в кг, м, с);
2) движение с качественной оценкой (в баллах).
Первая подгруппа может быть подразделена на циклические (с повторяющимися циклами движений) и ациклические движения.
Циклические движения, в свою очередь, делятся по зонам относительной мощности (максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной).
Ациклические движения делятся на:
1) скоростно-силовые (прыжки, метания);
2) силовые (поднятие штанги);
3) прицельные (стрельба, броски и подачи мяча и т.д.).

Движения с качественной оценкой могут быть подразделены:
1) по видам спорта (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и на батуте);
2) по характеристике движений (сила, быстрота, координация, ориентирование в пространстве и времени, равновесие, гибкость).

2.2 Физиологическая классификация спортивных поз

Физическими упражнениями называются мышечные движения (двигательные действия), выполняемые для решения задач физического воспитания. При этом используются, как правило, активные движения, т.е. произвольные двигательные акты. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями и спортом повышается специфическая устойчивость организма, т.е. улучшается его адаптация к физической работе, способность работать в условиях измененной среды. В силу этого тренированный человек способен выполнять более интенсивную работу, быстрее включаться в эту работу, лучше мобилизоваться и быстрее восстанавливаться. Для того чтобы начать движение, необходимо занять соответствующую позу. Любая поза связана с распределением мышечного тонуса между различными группами мышц (длительного напряжения, связанного с попеременным тетанусом групп двигательных единиц). Распределение тонуса обеспечивается аппаратами среднего мозга через соответствующие мотонейроны спинного мозга. В это распределение тонуса вмешиваются импульсы возбуждения, поступающие из аппарата преддверия и полукружных каналов, включающее врожденные механизмы распределения тонуса. С этой ситуацией связано затруднение в сохранении позы после движения, особенно вращательного.
Все позы спортсмена могут быть поделены на:
1) позы отдыха;
2) предрабочие;
3) рабочие.
Позы отдыха связаны с максимальным расслаблением мышц. Позы отдыха могут характеризоваться слабым (незначительным) напряжением лишь некоторых мышечных групп. Предрабочие позы, как правило, характеризуются выраженным тетаническим напряжением многих мышц. Эти позы направлены на быстрое включение в работу той скелетной мускулатуры, которая обеспечивает специализированную двигательную деятельность спортсмена.
Выделяются несколько основных поз:
1) лежание;
2) сидение;
3) стояние;
4) вис;
5) упор;
6) стойка на кистях.

В развития человека формирование поз начинается с лежания, сопряженного с наименьшим тонусом мышц-антагонистов. Затем следуют сидение и стояние, сопряженные со все возрастающим тонусом мышц-антагонистов. В спорте лежание связано со стрельбой и плаванием, сидение с греблей, вело мотоспортом, конным спортом и гимнастикой, а стояние используется во всех видах спорта (стойка «смирно», «вольно», на одной ноге, на носке и т.д.).Вис, упор, стойка на кистях и их варианты характерны для гимнастики и акробатики.

2.3 Общая физиологическая характеристика динамической и статической работы.

Любая физическая работа в крайних значениях может быть подразделена на динамическую и статическую. Чаще же статическая работа является временным элементом в одном из циклов динамической работы. Динамической называется работа, при которой мышцы приводят в движение части тела человека, и тело перемещается в отношении опоры, земной или водной поверхности.


Мышечные усилия (но не сокращения) могут быть подразделены на:
1) поддерживающие, преодолевающие и уступающие;
2) концентрические (укорочение мышц) и эксцентрические (удлинение мышц).
С преодолевающими и уступающими усилиями связано представление о положительной и отрицательной работе (первое связано с подниманием груза, а второе - с опусканием). Динамическая работа по сравнению со статической работой переносится легче, т.к. при ней не нарушается дыхание и кровообращение, в частности кровообращение в мышцах, а также чередуется работа мышц-антагонистов.
Статическая работа (статическое усилие) обеспечивает поддержание позы и характеризуется более или менее длительным напряжением одних и тех же мышц без видимого движения. В основе статической работы лежит изометрический режим сокращения, где нет укорочения мышц (изменение длины) при развитии напряжения. Точные измерения показывают, что поддержание позы лишь внешне создает впечатление отсутствия движения. На самом деле в большинстве случаев (при позах, связанных с неустойчивым равновесием) имеет место большое число мелких движений (дрожание) около некоторого среднего положения. Статическое усилие тяжело переносится организмом и длится тем меньше, чем больше приближается к предельной величине усилия. Трудность статического усилия, его поддержание связано с одновременным возбуждением мышц-антагонистов, а при максимальном усилии - также двигательных единиц в мышце. Кроме того, в этих условиях нарушается кровообращение в мышцах в связи с тем, что напряженные мышечные волокна пережимают мелкие кровеносные сосуды. В результате этого в мышцах развивается гипоксимия (понижение уровня кислорода в крови в результате нарушения кровообращения), что и ведет к непроизвольному прекращению статического усилия. Кратковременность статического усилия, затруднение кровообращения, а иногда и дыхания при нем, способствует тому, что усиление дыхания и кровообращения развивается после окончания статической работы (так называемый феномен статической работы). Статическое усилие может сопровождаться натуживанием, которое связано с низким повышением внутрибрюшного и внутригрудного давления (из-за напряжения брюшных мышц и диафрагмы). Натуживание осуществляется обычно на вдохе и оканчивается выдохом. Чаще всего при натуживании (поднимание тяжести) грудная клетка фиксируется, и дыхание затрудняется (частое, поверхностное). Натуживание обычно сопряжено с напряжением мышц конечности. Следствием натуживания являются нарушения (резкие колебания) функций сердечно-сосудистой системы и внешнего дыхания (когда кровь выжимается из мышц конечностей и внутренних органов, в связи с чем увеличивается венозный приток, ударный объем и артериальное давление. Затем повышенное грудное давление начинает препятствовать притоку крови к сердцу и ведет к падению минутного объема крови, а отсюда и к падению пульсового давления и нарушению кровообращения в головном мозге, что может быть в момент прекращения натуживания, т.е. когда кровь отходит к внутренним органам и расслабившимся мышцам).

2.4 Физиологическая характеристика стереотипных ациклических движений

Ациклические движения не имеют многократного повторения циклов. Они представляют собой однократное выполнение комплекса стереотипных, заученных элементов. В этих элементах есть начало, цепь следующих в строгой последовательности двигательных актов и четко выделенное окончание. Они представляют собой цепные условные рефлексы с более или менее длинной цепью.Результат этих двигательных актов может оцениваться в расстоянии, на которое перемещается строго стандартный снаряд(копье,ядро,молот)вес штанги, поднимаемой спортсменом. Во всех случаях спортсмен должен развить максимальную силу, сообщая собственному телу, метаемому или поднимаемому снаряду некоторое движение. Там, где тело спортсмена или снаряд посылается на некоторое расстояние, выгодно использовать инерцию движения перемещаемого тела, придав ему некоторое ускорение. Перечисленные ациклические движения могут быть разделены на скоростно-силовые (прыжки и метания) и силовые (поднимание тяжестей). В последнем случае для максимального результата необходимо иметь не только достаточно большую абсолютную силу мышц, но и уметь реализовать ее на некотором отрезке времени, в течение которого поднимается и фиксируется штанга. Для этого спортсмен должен уметь одновременно включить максимальное количество мышечных единиц сокращающейся мышцы, включив в этот же момент противодействие ее антагониста.Спортсмен должен проделать движение по подниманию тяжести сразу, без предварительных актов.Движение должно быть строго координировано и точно рассчитано во времени.При прыжках и метаниях существенна не только сила, развиваемая в конце цепи движений (толчка, броска), но и скорость развития мышечного сокращения, т.е. телу спортсмена или снаряду придается ускорение. Здесь требуется строгая координация в работе мышц-антагонистов и умение сконцентрировать работу максимального количества двигательных единиц в момент броска, толчка. В этом случае завершающему акту предшествует серия двигательных актов (разбег), имеющая целью увеличить инерцию перемещаемого тела. В обоих случаях нарушение правил начала и последовательности двигательных актов и, особенно, нарушение правил в конце, ведет к тому, что даже удачно совершенное движение не учитывается. Основными физиологическими резервами, мобилизуемыми при стереотипных ациклических движениях, являются резервы проявления силы и быстроты (скорости). К ним относятся: включение дополнительных двигательных единиц в мышце, синхронизация возбуждения двигательных единиц в мышце, своевременное вытормаживание мышц-антагонистов, координация (синхронизация) сокращения мышц-антагонистов, изменение (повышение) энергетических ресурсов мышечных волокон, быстрота перехода от одиночных сокращений из положения оптимального растяжения мышечных волокон, быстрота укорочения н расслабления мышечных фибрилл и др.

2.5 Физиологическая характеристика прицельных движений и движений, оцениваемых по качеству выполнения в баллах.

Прицельные (точностные) движения не сопряжены с большими мышечными усилиями, но требуют большой остроты зрения, хорошего глубинного зрения, четкой координации движений. Для точной стрельбы необходим не только точный баланс в работе внешних мышц глаза, но и возможность вытормозить все лишние мелкие движения конечностей и корпуса, хорошая координация движений с дыханием, которое может нарушать точность движений прицеливания и стрельбы. Прицельные движения входят также элементами в ряд спортивных игр. И при стрельбе в цель, и при бросках, подачах мяча результат оценивается в очках, как и в упражнениях, оцениваемых в баллах по качеству выполнения. Движения, оцениваемые по качеству выполнения в баллах (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, прыжки в воду и на батуте, синхронное плавание), могут сопровождаться более или менее значительными сдвигами в вегетативных системах (сердечно-сосудистая, дыхательная) в связи со значительными мышечными напряжениями (спортивная гимнастика, акробатика, фигурное катание), но кратковременность выступлений не доводит эти сдвиги до крайних значений, как это имеет место в циклических видах спорта. Вместе с тем эти виды спорта требуют проявления силы, быстроты, хорошей координации движений, ориентировки во времени и пространстве, равновесия и выразительности движений. С физиологической точки зрения для успешного выполнения двигательных актов этого рода необходима хорошая чувствительность вестибулярной сенсорной системы. Высокая координация движений, музыкальное сопровождение (фигурное катание, художественная гимнастика), требующие высокой музыкальности исполнителей, придают этим видам движений экспрессию (выразительность).Синхронное плавание характеризуется необходимостью выполнения упражнений со значительной задержкой дыхания и повышенными теплопотерями, связанными с пребыванием в водной среде.

2.6 Физиологическая характеристика ситуационных движений

В группу ситуационных движений входят весьма различные по физиологической характеристике виды спортивной деятельности-единоборства (противоборства), спортивные игры и кроссы. Их объединяет лишь одно свойство - нестандартность движений, отсутствие возможности предвидеть условия борьбы, игровые ситуации и условия движения по пересеченной местности, которые характерны для кроссов. Нестандартность с физиологической точки зрения сводится к невозможности выработки стереотипа соревновательной ситуации. В этих видах спорта необходимы постоянная оценка высшей ситуации, творческая деятельность мозга. Движения здесь носят скоростно-силовой характер, по структуре-преимущественно ациклические, отдельные приемы могут автоматизироваться, но навыки весьма вариативны. Единоборства - бокс, борьба, фехтование - требуют от спортсмена не только значительной выносливости и силы, но и быстроты реакции, способности в доли секунды разгадать поведение противника, выбрать контрприем и провести его, что требует от спортсмена быстроты переработки информации. Поскольку соревнование проводится в виде повторных кратковременных встреч противников, то мощность работы может быть определена как переменная с преобладанием субмаксимальной интенсивности, а это требует большого напряжения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции. Поскольку соревновательная деятельность приостанавливается краткими перерывами, за время которых спортсмен должен отдохнуть, преимущество всегда будет иметь тот, у кого быстрее протекают восстановительные процессы: быстрее ликвидируется кислородный долг, восстанавливается постоянство внутренней среды. В отношении единоборств должна быть подчеркнута необходимость высокой координации движений (их точность) в условиях не только выраженной физической нагрузки, но и выраженного эмоционального напряжения.
Спортивные игры характеризуются более длительными периодами соревновательной деятельности. Постоянные изменения ситуации обуславливают переменную мощность работы - от умеренной до максимальной. Изменения вегетативных функций должны соответствовать этим периодам мощности, что требует быстрого врабатывания и восстановления. В спортивных играх, как и в единоборствах, всегда имеется выраженное эмоциональное напряжение, которое игрок должен уметь преодолеть, т.к. оно часто нарушает точность движений. С физиологической точки зрения спортивные игры характеризуются не только высокой координацией движений, но и быстротой переработки информации (тактического мышления), быстротой реакции и специальной выносливостью. Велика роль сенсорных систем, особенно зрительной, т.к. необходимы хорошая острота и глубина зрения, широкое поле зрения. Кроссы относятся к ситуационным видам двигательной активности только по условиям, в которых эта деятельность протекает, т.к. бег, лыжные гонки, велоспорт относятся к циклическим видам спорта. Лишь нестандартность условий кросса, спуска с горы заставляет отнести их к ситуационным видам движений, требующим быстроты реакции, быстроты переработки информации (принятия решения) и осуществления соответствующих движений. В остальном это циклические движения соответствующей мощности (интенсивности). Исключение составляют лишь мотокроссы и горнолыжный спорт, где нет цикличности движений и нет той физической нагрузки, которая имеет место в других видах спорта.

2.7 Физиологическая характеристика циклических упражнений

Под циклическими движениями понимаются двигательные акты, состоящие из одних и тех же элементов (циклов), многократно повторяющихся во время мышечной деятельности. К циклическим движениям (видам спорта) относятся легкоатлетический бег, спортивная ходьба, плавание, гребля, велоспорт, лыжные гонки, скоростной бег на коньках. Все эти виды спорта характеризуются работой больших групп мышц (глобальная работа), что оказывает значительную нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Они требуют развития общей и специальной выносливости, силы, иногда быстроты движений (при спринтерских дистанциях), но не требуют особенно тонкой и точной координации движений (ошибка в координации может быть исправлена во время работы и не влияет существенно на результат, особенно на длинных дистанциях). Общим для всех циклических движений является то, что выполняемая работа характеризуется разной мощностью и длительностью. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.
Совокупность физиологических реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека «Физиологическая нагрузка» или «физиологическая мощность» — понятия близкие к термину «тяжесть работы». У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка. Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой физической нагрузке, выполняемой различными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используют показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки. Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения.

Проведем анализ по данным мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанций и предельным (рекордным) временем. В. С. Фарфель разделил«кривую рекордов» на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3—5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3—5 до 30—40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнений получила широкое распространение.
Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее («тяжелее») для вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.
Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений используются показатели относительной физиологической мощности: физиологической нагрузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Так показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических систем с предельными (максимальными) показателями.
Основная характерная, черта работы максимальной мощности - то, что она может совершаться лишь кратковременно (10-20 с), в анаэробных условиях. Кислородный запрос огромен, в пересчете на единицу времени составляет 40 л/мин (8-13 л за 10-20 с), а кислородный долг - около 8 л. Повышение уровня молочной кислоты, усиление дыхания и работы сердца при этой работе незначительны. Данная работа отличается предельным уровнем энерготрат в единицу времени – 4 ккал/с (суммарный расход - всего 80 ккал).

Нервная система работает в предельном режиме, нейроны посылают эфферентные импульсы с высокой частотой и получают высокочастотный поток афферентных импульсов от работающих мышц, в синапсах накапливается медиатор, развивается стойкая деполяризация клеточных мембран, снижается возбудимость и лабильность нервных клеток, расходуются запасы аденозинтрифрсфорной кислоты (АТФ) и креатинфосфата (КрФ).
Работа субмаксимальной мощности может продолжаться до 3-5 мин, вызывая при этом максимальные сдвиги в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем (так называемой кардиореспираторной системе). Продукты интенсивного гликолиза успевают продиффундировать в кровь, в результате чего концентрация молочной кислоты в крови может достигнуть 250 мг, а рН снижается до 7,0. При этом наблюдается расширение сосудов в работающих мышцах, повышение максимального артериального давления (до 180— 240 мм рт. ст.), усиление и учащение сердечной деятельности (до 190 уд/мин), перераспределение крови в организме, а также учащение и углубление дыхания, нарастание легочной вентиляции (до 150 л/мин).

У высококвалифицированных спортсменов кислородный долг может достигнуть максимальных значений - 20 л. Основными физиологическими резервами, мобилизуемыми при работе субмаксимальной мощности, являются резервы поддержания гомеостаза. Работа большой мощности может продолжаться до 20-30 мин. При этой работе продукты обмена насыщают кровь, и в результате включения гуморальной регуляции на предельном уровне функционирует кардиореспираторная система: частота сердечных сокращений – до 180 уд/мин, минутный объем кровообращения - до 30-35 л/мин, систолический объем крови - до 150-200 мл, минутный объем дыхания - до 150 л/мин. Усиливается потоотделение, а с ним - удаление тепла и молочной кислоты. Кислородный долг - до 12-15 л. Основными физиологическими резервами этой работы являются резервы, определяющие мощность и устойчивость механизмов поддержания гомеостаза, возможность продления нарастающего утомления за счет активирующих механизмов мозга.
Работа умеренной мощности может продолжаться до 1 часа и более. Эта работа отличается соответствием между запросом и потреблением кислорода. Накопление молочной кислоты и недоокисленных продуктов невелико. Кислородный долг составляет всего около 4 л, усиление потоотделения ведет к потере воды и солей. Характерны огромные значения суммарных энерготрат – до 3000 ккал и более, что требует до 1500 г и более глюкозы. При этой работе характерно значительное усиление функций желез внутренней секреции, особенно надпочечников. Основными физиологическими резервами при этой работе являются, в первую очередь, резервы глюкозы, воды, солей и механизмы их мобилизации; механизмы, обеспечивающие использование в качестве источников энергии.
Следует специально обратить внимание на условность деления на зоны относительной мощности. Люди различной тренированности, совершая одну и ту же работу, будут попадать в различные зоны мощности (она будет означать для них разную интенсивность), они будут пользоваться равными резервными механизмами, не всегда в оптимальном соотношении и с оптимальной интенсивностью. Одной из задач физиологии спорта и является выяснение оптимальных условий работы в различных ситуациях, оценка этих возможностей у различных людей, выяснение характера и объема физиологических резервов и путей их активизации, а также уяснение «узких мест» в резервных возможностях организма и путей их преодоления.
По характеру энергообеспечения циклические упражнения могут быть разделены на анаэробные (с преобладанием анаэробного компонента) и аэробные (с преобладанием аэробного компонента).
В свою очередь, анаэробные упражнения делятся на:
1. Анаэробные максимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 90-100%, а потребление кислорода 5-10% от МПК.
2. Анаэробные околомаксимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 75-85%, а потребление кислорода 10-20% от максимального потребления кислорода (МПК).
3. Анаэробные субмаксимальной мощности, анаэробный компонент которых составляет 60-70%, а потребление кислорода 25-30% от МПК.
Аэробные упражнения, в свою очередь, делятся на:
1. Аэробные максимальной мощности, аэробный компонент которых составляет 60-70%, а потребление кислорода 95-100% от МПК.
2. Аэробные околомаксималыюй мощности, аэробный компонент которых составляет до 90%, а потребление кислорода 85-95% от МПК.
3. Аэробные субмаксимальной мощности, аэробный компонент которых составляет более 90%, а потребление кислорода 70-80% от МПК.
4. Аэробные средней мощности, аэробный компонент которых составляет около 100%, а потребление кислорода 55-65% от МПК.
5. Аэробные малой мощности, аэробный компонент которых составляет 100%, а потребление кислорода менее 50% от МПК.
Циклические движения характеризуются закономерным, последовательным чередованием и взаимосвязанностью отдельных фаз целостного движения (цикла) и самих циклов. Взаимосвязанность каждого цикла с предыдущим и последующим является существенной чертой упражнений этого класса.
Циклические упражнения классифицируются в зависимости от мощности работы, развиваемой спортсменом. Преимущество подобной классификации для практики физического воспитания очевидно, ибо здесь учитываются не столько двигательные, координационные и другие основы, сколько степень сдвигов физиологических функций, величина физической нагрузки. Знание особенностей физиологических сдвигов при выполнении работы в определенных зонах относительной мощности позволяет рационально планировать нагрузку с учетом особенностей развития утомления и восстановления после выполнения упражнений различной интенсивности.

2.8 Физиологическая характеристика ациклических упражнений.

К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).
Ациклические движения представляют собой целостные, законченные двигательные акты, не связанные между собой, имеющие самостоятельное значение. Ациклические движения отличаются относительной кратковременностью выполнения и чрезвычайным разнообразием форм. По характеру работы это преимущественно упражнения, максимально мобилизующие силу и скорость сокращения мышц. Между отдельными ациклическими движениями нет органической связи, даже если они выполняются в определенной последовательности. Повторение ациклического движения не изменяет его сущности, не превращает его в циклическое.

Ациклическим движениям, так же как и циклическим, свойствен ритм, т.е. закономерная последовательность отдельных фаз, различных по длительности и усилиям, с акцентом на основных частях движения. Ациклические упражнения делятся на однократные двигательные акты и их комбинации, на собственно силовые и скоростно-силовые упражнения. Они составляют основной арсенал средств таких видов спорта, как гимнастика, акробатика, бокс, штанга, спортивные игры.
Образование устойчивых, автоматизированных форм управления движениями в таких видах спорта, как борьба, бокс, спортивные игры, — длительный процесс. Причем речь идет не о целостных комбинациях (автоматизм в этом случае нежелателен), а об отдельных технических приемах, доведение которых до степени автоматизма является важным условием роста спортивного мастерства.

Ациклические соревновательные упражнения на основе их кинетических и динамических характеристик можно разделить на:
1) взрывные;
2) стандартно-переменные;
3) нестандартно-переменные;
4) интервально-повторные.
Взрывные упражнения. К взрывным упражнениям относятся прыжки и метания. Группу прыжков составляют прыжки в легкой атлетике (в длину, в высоту, тройным, с шестом), прыжки на лыжах с трамплина и прыжки с трамплина в воднолыжном спорте, прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки. В группу метаний входят легкоатлетические метания: диска, копья, молота, толкание ядра. Частным случаем метаний являются тяжелоатлетические упражнения (рывок и толчок).
Характерная особенность взрывных упражнений — наличие одного или нескольких акцентированных кратковременных усилий большой мощности («взрыва»), сообщающих большую скорость всему телу и (или) верхним конечностям со спортивным снарядом.

Эти взрывные мышечные усилия обусловливают:

а) дальность прыжка в длину или высоту;

б) продолжительность полета, во время которого выполняются сложные движения в воздухе (прыжки в воду, гимнастические и акробатические прыжки);

в) максимальную или необходимую дальность полета спортивного снаряда.
Все взрывные упражнения имеют очень небольшую продолжительность — от нескольких секунд до немногих десятков секунд. Значительную часть большинства взрывных упражнений составляют циклические движения — разбег или разгон.
Каждое взрывное упражнение выполняется как единое целое, что определяет и особенностями обучения таким движениям.
Стандартно-переменные упражнения — это соревновательные упражнения в спортивной и художественной гимнастике и акробатике (кроме прыжков), в фигурном катании на коньках и на водных лыжах, в синхронном плавании. Для этих упражнений характерно объединение в непрерывную, строго фиксированную, стандартную цепочку разнообразных сложных действий (элементов), каждое из которых является законченным самостоятельным действием и потому может разучиваться отдельно и входить как компонент в самые разные комбинации (комплексные упражнения).

Нестандартно-переменные (ситуационные) упражнения включают все спортивные игры и спортивные единоборства, а также все разновидности горнолыжного спорта. На протяжении выполнения этих упражнений резко и нестандартным образом чередуются периоды с разным характером и интенсивностью двигательной деятельностью — от кратковременных максимальных усилий взрывного характера (ускорений, прыжков, ударов) до физической нагрузки относительно невысокой интенсивности, вплоть до полного отдыха (минутные перерывы у боксеров и борцов, остановки в игре, период отдыха между таймами в спортивных играх).
К интервально-повторным упражнениям относятся соревнования, а также комплексные тренировочные упражнения, которые составлены из стандартной комбинации различных или одинаковых элементов, разделенных периодами полного или частичного отдыха. При этом элементы, входящие в такую комбинацию, могут быть однородными (по характеру и интенсивности) циклическими или ациклическими упражнениями. Так, к интервально-повторным упражнениям относится тренировочное упражнение с повторным пробеганием (проплыванием) определенных отрезков дистанции на большой скорости, чередуемым с периодами полного или частичного отдыха. Другой пример -поднимание штанги несколько раз подряд. К соревновательным интервально-повторным упражнениям относятся биатлон и спортивное ориентирование. Если во время выполнения комплексных тренировочных упражнений рабочие периоды чередуются с промежуточными периодами полного отдыха, то такие упражнения обозначаются как повторные переменные упражнения. Если при выполнении упражнения рабочие периоды сменяются промежуточными периодами частичного отдыха, т. е. работой значительно более низкой интенсивности (например, бегом трус), то такие упражнения обозначают как интервальные переменные упражнения. По существу, подавляющее большинство комплексных тренировочных упражнений и каждое тренировочное занятие в целом являются интервально-повторными упражнениями.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При изучении литературы удалось доказать, что физическое упражнение – это основное средство физического воспитания, потому что с помощью упражнений достигаются оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи. Действительно, с помощью физических упражнений можно целенаправленно воздействовать на воспитание физических качеств человека, что, естественно, может улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками.
Физические упражнения могут быть подразделены по следующим критериям, потому что разработанной всеобщей классификации физических упражнений в истории еще не создано из-за того, что каждое физическое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одно и то же упражнение может быть представлено в разных классификациях:
1. По биомеханической структуре движения - на циклические (гребля, бег, плавание и т.д.) и ациклические (бокс, борьба, гимнастика и т.д.);
2. По проявлению физических качеств - на упражнения, требующие преимущественного развития быстроты - скоростные (бег на короткие дистанции), взрывной силы - скоростно-силовые (прыжки в длину и высоту, метания), выносливости (лыжные гонки, бег на длинные дистанция), силы (тяжелая атлетика), координации - сложно-технические (гимнастика, горные лыжи, фигурное катание);
3. По особенностям локомоций - на упражнения, выполняемые преимущественно ногами (бег, конькобежный и велосипедный спорт), руками (плавание, гимнастика), руками и ногами (ходьба на лыжах);
4. По мощности выполняемой работы - на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, умеренной и попеременной мощности;
5. По преобладающему источнику энергии - на упражнения, выпол- няемые в зоне аноэробно-алактатного, аэробно-лактатного, смешанного анаэробно-аэробного;
6. По уровню энерготрат - на упражнения, выполняемые с высокими энерготратами, при потреблении кислорода 4-6 л/мин (бег, лыжные гонки, плавание), средними - 2-4 л/мин (спортивные игры) и низкими - менее 2 л/мин (фигурное катание, бокс, борьба);
7. По характеру регламентации нагрузки - на упражнения заданного объема работы (гребля, плавание, бег и т.д.) и упражнения заданного времени работы (бокс, борьба, футбол, хоккей и т.д.);
8. По характеру (виду) мышечной работы - на статические и динамические.

Литература

  1. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А.А. Васильков. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. -381 с.[ ]

  2. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культуры / А.А. Гужаловский. – М.: ФиС, 1986г. – 352с. [ ]

  3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учебник / В.И. Ильинич. М.: Гардарики, 2005. – 448 с. [ ]

  4. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 303 с. [ ]

  5. Коробейников, Н.К. Физическое воспитание / Н.К. Коробейников, А.А. Михеев, И.Т. Никоденко. - М.: «Высшая школа», 1989. – 303 с. [ ]

  6. Коряковский, И.М. Теория физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1960. – 138-142.[ ]

  7. Коц, Я.М. Спортивная физиология / Я.М. Коц. – М.: «Физкультура и спорт»,1986г. - 239с.[ ]

  8. Курамшина, Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания: Учебник / Ю. Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. - 464 с. [ ]

  9. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. – Киев, 2003. – 423 с. [ ]

  10. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник /А.М. Максименко. -М.:Физическая культура, 2005. – 544 с.[ ]

  11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, Спорт Академ Пресс, 2008. — 544 с., ил.[ ]

  12. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - К.: Олимпийская литература,

1999. -320 с. [ ]

  1. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 312 с., ил.[ ]

  2. Пуни, А.Ц. Очерки психологии спорта / А.Ц. Пуни. М.: «Физкультура и спорт», 1959.[ ]

  3. Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания: учеб. для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги [и др.]. – М.: Физкультура и спорт,1974. – 319 с.[ ]

  4. Харе, Д. Учение о тренировке / Д. Харе. М.: Физкультура и спорт, 1971. – 328 с., ил.[ ]

  5. Холодов, Ж.К.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 32 - 35 с[ ].






6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Физические упражнения как средство физического воспитания

Автор: Бочеров Александр Сергеевич

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Авторский урок  "Гимнастика как средство укрепления здоровья" 3 класс "
    ["seo_title"] => string(71) "avtorskii-urok-gimnastika-kak-sriedstvo-ukrieplieniia-zdorov-ia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "145969"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419021919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ,  КАК СРЕДСТВО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»"
    ["seo_title"] => string(121) "ispolzovaniienarodnykhpodvizhnykhisportivnykhigrnaurokakhfizichieskoikulturykaksriedstvozdoroviesbieriezhieniiashkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "270959"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451323142"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Подвижная игра как средство развития физических качеств младшего школьника."
    ["seo_title"] => string(80) "podvizhnaia_igra_kak_sredstvo_razvitiia_fizicheskikh_kachestv_mladshego_shkolnik"
    ["file_id"] => string(6) "533539"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1577267613"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ "
    ["seo_title"] => string(78) "fizichieskoie-razvitiie-organizma-obuchaiushchikhsia-chieriez-podvizhnyie-igry"
    ["file_id"] => string(6) "119496"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413447551"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства