Повышение двигательной активности и укрепление здоровья детей с использованием фитболов.
Задачи:
Повысить двигательную активность учащихся через внедрение комплексов фитбол-гимнастики.
Формирование интереса у ребят к фитбол- мячам, как инструменту для занятий физкультурой.
Этапы работы над проектом
1. Организационно-деятельностный
определение цели и задач проекта,
сбор информационного материала,
создание условий для реализации проекта
составление плана мероприятий по организации детской деятельности.
2. Внедренческий. Практический.
непосредственная организация деятельности детей в рамках проекта в следующих видах: физкультурной и исследовательской деятельности.
3. Заключительный. Итогово-обобщающий».
Открытое занятие.
Мастер-класс для педагогов.
Разработка рекомендаций для воспитателей.
Консультация для педагогов презентация «Фитбол гимнастика»
Презентация для родителей «Правильная посадка на фитболе».
Актуальность
Тема здоровья детей была, есть и будет актуальной во все времена. В последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Значительно возросло количество детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушением осанки и плоскостопием.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в школе интернат. Необходимо найти такие программы, с использованием приемов и методов обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Именно этим критериям отвечает методика работы с фитболами, большими оздоровительными мячами.
Новое, современное спортивное оборудование, имеющееся в школе-интернат, натолкнуло на мысль о его применении в оздоровительных целях. Фитбол является уникальным тренажёром. Упражнения на нём способствуют тренировке вестибулярного аппарата, развивают координацию, благотворно влияют на подвижность и эластичность суставов. Физические свойства мяча позволяют ребёнку выполнять множество увлекательных и разнообразных упражнений, так как фитбол может использоваться как тренажёр, как предмет и как утяжелитель. Мяч имеет определённые свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и его особая упругость.
Это предопределило выбор темы моего проекта - «Фитбол в школе – больше, чем мяч».
Новизна
Новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению учащихся с ОВЗ. Это вид гимнастики, где в выполнении физических упражнений включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе. А также проект имеет второе направление — это исследование совместно с ребятами «Что за мяч фитбол», как можно с ним заниматься.
Цель и задачи проекта
Цель: укрепление здоровья учащихся с ОВЗ через повышение двигательной активности к физическому воспитанию, посредством сочетания речи, музыки и движений.
Задачи:
Повысить двигательную активность детей через внедрение комплексов фитбол-гимнастики.
Вовлечь учащихся и повысить их образовательный уровень в вопросах использования средств физического воспитания.
Совершенствовать творческие способности у ребят с ОВЗ, посредством музыкально-ритмичных импровизаций с фитболом, подвижных игр с мячом творческой направленности, креативные двигательные задания.
Ожидаемые результаты
Дети знакомы с назначением мяча, с удовольствием с ним занимаются.
повысится двигательная активность учащихся через внедрение комплексов фитбол-гимнастики;
повысится интерес к фитбол-гимнастике посредством музыкально-ритмичных импровизаций с фитболом, подвижных игр с мячом творческой направленности, креативных двигательных заданий.
сформируется позитивное взаимодействие ребят в коллективе;
повысится общая культура учащихся и раскроется творческий потенциал личности;
приобретается практический навык контроля за своей осанкой.
План реализации проекта
Мероприятия
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап
Изучение научно – методической литературы по теме Фитбол
Апрель
Учитель по физической культуре
Определение цели, задач, содержания
проекта, прогнозирование результата
Учитель по физической культуре
Подобраны комплексы упражнений с использованием фитболов
Учитель по физической культуре
Основной этап
Познавательное занятие «Что такое фитбол»
Учитель по физической культуре
Презентация для педагогов и родителей «Фитбол гимнастика»
«Правильная посадка на фитболе».
Учитель по физической культуре
Просмотр видео материалов, занятие детей на фитболах.
Разучивание и совершенствование гимнастических упражнений и подвижных игр с использованием фитбола.
Учитель по физической культуре
Заключительный этап
Открытый урок по теме «Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки»
Учитель по физической культуре
Приложение
Игры с фитболами для детей школьного возраста.
1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом, когда все дети прокатят мяч.
2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную цель.
3. «Рыболов» сидя на мяче ловить магнитной удочкой рыбу на время.
4. «Толкай ладонями» -толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на коленях, стоя на четвереньках.
5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой.
6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг.
7. «Сбор урожая». Все участники сидят на фитболах. Водящий- «Садовник» ловит детей – «Собирает яблоки», задевая их рукой. Пойманные дети садятся на скамейку.
8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе.
9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу.
10. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.
Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста.
1. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим.
2. «Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие передвигаются по залу бегом, перекатывая фитбол руками.
3. «Пятнашки мячом» - водящий с фитболом, остальные дети без мячей убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу.
4. «Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего.
5. «Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары.
Комплексы общеразвивающих упражнений на фитболах
1– комплекс.
Исходное положение – сидя на фитболе, руки к плечам.
Выполнение:
1 – руки на фитбол;
2 – вернуться в исходное положение.
Исходное положение – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь.
Выполнение:
1–2 – наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 5 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку.
Выполнение:
1–2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же другой ногой (повторить 3–5 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки на поясе.
Выполнение:
1–2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же в другую сторону (повторить 3–4 раза).
Исходное положение – сидя на полу спиной к фитболу, придерживая фитбол руками.
Выполнение:
1–2 – выпрямить ноги;
3–4 – согнуть ноги (повторить 4–6 раз).
Подскоки с ноги на ногу вокруг фитбола и ходьба на месте. Смена направлений.
Повторить упражнение 1.
2– комплекс.
Х л о п о к. Исходное положение – стоя лицом к фитболу.
Выполнение:
1–2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
Д о т я н и с ь». Исходное положение – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох.
Выполнение:
1–2 – руки через стороны вверх. Наклон вперед, коснуться носков – выдох;
3–4 – вернуться в исходное положение – вдох (повторить 3–5 раз).
П р и с е д а н и е». Исходное положение – стоя лицом к фитболу.
Выполнение:
1–2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
П о в о р о т». Исходное положение– спиной к фитболу, руки на пояс.
Выполнение:
1–2 – поворот направо, правой рукой коснуться фитбола;
3–4 – вернуться в исходное положение.
То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота (повторить 3–4 раза).
Н о г и в р о з ь». Исходное положение – сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади.
Выполнение:
1 – согнуть ноги ближе к себе;
2 – ноги врозь, не задевая фитбола (повторить 4–6 раз).
Ш а г и и п р ы ж к и». Исходное положение – стоя боком к фитболу. Сделать 10–12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг фитбола, ходьба на месте (повторить 3–4 раза).
3-й комплекс.
Ш а г а ю т п а л ь ц ы». Исходное положение – стоя на коленях, сесть на пятки, фитбол справа.
Выполнение:
перебирая пальцами правой руки, прокатить фитбол вокруг себя. То же влево (повторить 6 раз).
Н а с о с». Исходное положение – сидя на фитболе, руки на пояс, вдох.
Выполнение:
1–2 – наклон вправо (влево), на выдохе произносить звук «ш-ш-ш»;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 3–4 раза).
Р а б о т а ю т н о г и». Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки в упоре сбоку.
Выполнение:
1 – согнуть правую ногу;
2 – вернуться в исходное положение. То же левой ногой;
3 – то же, одновременно сгибая и поочередно выпрямляя каждую ногу, и наоборот (повторить 3–4 раза).
П о с м о т р и н а р у к и». Исходное положение – сидя на фитболе, руки на поясе.
Выполнение:
1–2 – поворот вправо, правую руку в сторону, посмотреть на руку;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же – влево (повторить 3–4 раза).
С п р я ч е м с я». Исходное положение – сидя на полу, ноги врозь, лицом к фитболу, руки на мяче, спина прямая.
Выполнение:
1–4 – перебирая ладонями по фитболу, прокатывая его вперед, наклон вперед;
5–8 – перебирая ладонями по фитболу, вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
В ы с о к о». Исходное положение – стоя рядом с фитболом.
Выполнение:
1–2 – подняться на носки, руки вверх;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 3–4 раза).
4-й комплекс.
Исходное положение – сидя на фитболе, руки к плечам.
Выполнение:
1–3 – круговые движения согнутых в локтях рук;
4 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки вверх, правая нога вправо.
Выполнение:
1–2 – наклон вправо к ноге;
3–4 – вернуться в исходное положение. То же – влево (повторить 3–4 раза в каждую сторону).
Исходное положение – лежа на фитболе на животе, руки на полу.
Выполнение:
1 – поднять вверх правую ногу;
2 – вернуться в исходное положение;
3–4 – то же левой ногой (повторить 3–4 раза в каждую сторону).
Исходное положение – сидя на фитболе, держаться за него руками сбоку.
Выполнение:
1–4 – переступая ногами вперед, перейти в положение лежа на фитбол;
5–8 – вернуться в исходное положение (повторить 6 раз).
Исходное положение – лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе.
Выполнение:
1–2 – поднять таз от пола, опираясь ногами на фитбол;
3–4 – вернуться в исходное положение (повторить 6–8 раз).
Исходное положение – сидя на фитболе, руки за головой.
Выполнение:
1 – наклон вправо, коснуться локтем правого бедра;
2 – вернуться в исходное положение;
3–4 – то же в другую сторону (повторить 3–4 раза в каждую сторону).
Прыжки с фитболом в руках.
Приложение.
Конспект урока с фитбол- мячами 8 «Б» классе
«Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки ».
Цель: Укрепление мышечного корсета при помощи упражнений с фитбольным мячом для формирования правильной осанки.
Дата
25.04.2025г.
Класс
8Б класс
Предмет
Лечебная физкультура
Тема урока
Упражнения на формирование и коррекцию правильной осанки.
Цель урока
Укрепление мышечного корсета для улучшения осанки.
Ресурсы, оборудование
Ноутбук и колонки 1 комплект, удлинитель. Колонка с музыкой, фитбол мячи 6 шт., удочки 2 шт., рыбки 30 шт..
Амулеты: на голову 6шт., на правую руку 5 шт., на левую руку 5шт., на правую ногу 5 шт., на левую ногу 5 шт..
Иллюстрации: упражнения с фитбольным мячом 5шт., нанайские промыслы и быт 5шт..
Этапы урока
Цель этапа
Методы и формы работы
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Планируемые результаты
БУД
Формирование жизненных компетенций
I. Подготовительная часть (8мин.)
1.Организационный момент (3мин.)
2. Разминка
(5 мин.)
Настроить детей на урок, проверить готовность к уроку подготовить организм дальнейшей работе и нагрузки
Ф
Выполнение разминки под музыку стоя. (соблюдая расстановку учащихся).
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Нацеливает ребят на формулировку темы урока и цели.
1.Провести разминку под музыку стоя.
Приветствуют, учителя, гостей (кивком головы).
Выполнение команд и упражнений под команду учителя
Выполнение упражнений на счет и показ учителя.
Доброжелательность, готовность к сотрудничеству и дружбе
(Личностные УД)
Приветствуют и улыбаются друг другу
(КоммуникативныеУД).
Формировать потребность к ЗОЖ
Элементы утреней гимнатики.
II.
Основная часть
(15мин.)
Перестроение в 2 ширенги для выполнения поставленных задач урока.
1. Проработка всех групп мышц (15 минут)
Ф
Ф
1. Выполнение упражнений на фитбол мячах.
Сидя:
1) поворот головы с поднятой рукой в сторону;
2) вращение плечевыми суставами – прыгая на мяче;
3) наклоны с рукой;
4) прокат вперед, пресс (вручение амулета).
Лежа на спине:
5) прокат вперед лежа разведение и сведение прямых рук;
6) прокат вперед, на ягодицы;
7) лежа на спине руки за голову.
8) на спине поочередное поднятие прямых ног (вручении амулета).
Лежа на животе:
9) «крабик»;
10) поднимание прямых рук;
11) поднимание рук и отведение локтей назад;
12) поднимание прямых ног;
13) удержание параллели;
14) разноименных рук и ног;
15) отжимание;
16) подтягивание колен;
17) растяжка, стоя на коленях (спина) (вручение амулета).
Стоя с мячом 1. Приседания на одной ноге
2. Жим ногами
3. Прокат вперед, в сторону.
Выполнять только по команде учителя фронтально.
Выполнение всех упражнений с соблюдением техники безопасности.
Соблюдение т.б. и инструкции учителя.
Вылавливают по 2 рыбки каждый предавая удочку по кругу с двух сторон с соблюдением т.б.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (КоммуникативныеУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УД).
Знать правила поведения в лесу.
Правильно устанавливать палатку и костер.
III. Заключительная часть
(5мин.)
1. Игра «Рыбалка»
(5 минут)
Итог урока и оценивание
(2 минуты)
С
«Рыбалка» Сидя на мячах (прыгая на месте) вылавливать рыбу удочкой по 5 шт.
Провести опрос о поставленной цели и задачи на уроке.
Удерживать баланс при ловле рыбок сидя на мяче.
Делают вывод поставленной цели на уроке. Оценивают свою работу показывая рукой (большим пальцем).