«Двигательная активность как один из факторов сохранения здоровья».
«Двигательная активность как один из факторов сохранения здоровья».
Обобщающий урок на тему:
«Двигательная активность как один из факторов сохранения здоровья».
Интегрированный урок по биологии и физкультуре для 8 класса
Цели урока:
Образовательная:обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц;
Развивающая:продолжить развитие логического мышления, находив сходство в строении скелета, мышц человека и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиями, давать ответы на вопросы с опорой на таблицы;
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Задачи урока:
Образовательная:оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека»
Развивающая:развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи)
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, развивать творческую активность учащихся, формировать интерес к предмету.
Методы и методические приемы: наглядный (иллюстрация слайдов, модели скелета человека),частично-поисковый (работа по карточкам, выполнение тестовых заданий)
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Вид урока: урок-соревнование
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель скелета, тестовые задания для учащихся, карточки для отметки баллов, 2 карточки с изображением скелета человека.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы
Подготовительная часть – деление класса на 2 группы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Двигательная активность как один из факторов сохранения здоровья». »
Обобщающий урок на тему:
«Двигательная активность как один из факторов сохранения здоровья».
Интегрированный урок по биологии и физкультуре для 8 класса
Цели урока:
Образовательная:обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц;
Развивающая:продолжить развитие логического мышления, находив сходство в строении скелета, мышц человека и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиями, давать ответы на вопросы с опорой на таблицы;
Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка.
Задачи урока:
Образовательная:оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека»
Развивающая:развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи)
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за сохранение своего здоровья, развивать творческую активность учащихся, формировать интерес к предмету.
Методы и методические приемы: наглядный (иллюстрация слайдов, модели скелета человека),частично-поисковый (работа по карточкам, выполнение тестовых заданий)
Тип урока: урок обобщения изученного материала
Вид урока: урок-соревнование
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель скелета, тестовые задания для учащихся, карточки для отметки баллов, 2 карточки с изображением скелета человека.
Оформление класса – расстановка столов для групповой работы
Подготовительная часть – деление класса на 2 группы
Ход урока.
Учитель физкультуры:
Сегодня интегрированный урок по биологии и физкультуре будет необычный, а игровой.
На уроке мы обобщим знания по теме и получим дополнительную информацию о сохранении здоровья. (Слайд 1)
(Слайд 2)
Тема нашего интегрированного урока «Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в его развитии и сохранении здоровья».
Какие ассоциации у вас возникли, когда вы услышали название темы урока?
Звучит музыка ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель биологии:
Человеку не повезло. Он пропустил массу интересных событий. Без него родилась Вселенная. Без него образовалась наша планета Земля и другие планеты Солнечной системы. Без него в древнем океане появилась жизнь, расцвела и вышла на сушу.
Человека интересует главный вопрос – своё собственное развитие. Исследуя раскопки и находя скелеты своих предков, человек пришёл к выводу, что и он претерпел серьёзные изменения.
Учитель физкультуры:
Жизнь для человека – это движение, а движение – это способность организма к действиям.
Радость движения, она знакома человеку с первого шага . Трава пружинит под ногами, ноги несут тебя по лужам, по горячему песку, они поднимают тебя в горы, и ты знаешь, ты уверен, что впереди будет другая гора. И ноги проведут тебя через всю твою жизнь.
(Слайд 3) Эпиграфом нашего урока стали слова древних греков: «Хочешь быть здоровым - бегай. Хочешь быть красивым - бегай. Хочешь быть умным - бегай». Но они актуальны и сегодня.
Учитель биологии
И так, начинаем наш урок!!!
В классе две группы, которые покажут нам свои знания.
А начнем наш урок с составления кластера.
Конкурс – составление кластера (Слайд 4)
Как сложно иногда
Мы к истинам приходим!
Но чудо делает игра,
И много в ней находят те,
Кому знакома фраза
«Ученье – свет, а неученье - тьма»
Кто полнее, быстрее и содержательнее отразит основные вопросы в виде кластера, тот победит в этом конкурсе.
Первой команде со словом - конечности
Второй команде со словом - туловище
Блиц-опрос. (Слайд 5)
1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет)
2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка)
3. В какую сумку ничего нельзя положить? (В суставную)
4.Название, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз)
5. Какой частью скелета можно «копать»? (Лопатка)
6. У человека их 12 пар, а у монеты - всего одно. Что это? (Ребро)
7. У ребёнка 270 костей, а у взрослого человека их 208. Куда деваются 62 косточки? (С годами некоторые косточки срастаются в одну)
8. При помощи чего соединены кости черепа? (шов)
9. Назовите трубчатые кости скелета? (верхние и нижние конечности).
IV. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
V. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
VI. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
VII. Какие кости образуют коленный сустав?
VIII. Какие кости образуют локтевой сустав?
Задание Игра «Что лишние?» (СЛАЙД 11)
Бедренная кость Запястье Лобная кость
Локтевая Теменная Пясть
Височная Большая берцовая Предплюсна
Малая берцовая Пальцы кисти Верхнечелюстная
Конкурс – знатоков
Человек состоит из скелета
А в скелете костей 208
Они разные все по названью,
Назначенью и соединению
На скелете вы найдите
Покажите эти кости
(показывают на скелете кости)
Показать три отдела опорно-двигательной системы.
Кости мозгового отдела черепа.
Отделы позвоночника. (назвать)
Плечо предплечье кисть
Бедро голень стопа
Малая берцовая большая берцовая кости
Запястье пястье фаланги пальцев
Плюсна предплюсна фаланги пальцев
Подвижная кость на лицевом отделе позвоночника
10 Грудина ребра
Итак, ребята в первой части урока мы с вами обобщили и систематизировали знания о связи строения и функций скелета
Переходим к практической части урока
Учитель физкультуры
Прежде чем мы перейдём к понятию «осанка», мы проведём физкультминутку: (ВКЛЮЧАТЬ МУЗЫКУ ЗАРЯДКА)
Мы осанку исправляем –
Спины дружно прогибаем.
Влево, вправо мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
Учитель биологии
Действительно «улыбайся и садись». А вы знаете, ребята, чтобы наморщить лоб мы должны использовать 43 мышцы. А чтобы улыбнуться всего – 17! Нет смысла эксплуатировать такое количество мышц. Так давайте же чаще улыбаться!
Учитель физкультуры.
Вы, ребята, наверно часто слышали фразу, что от скелета и мышц зависит осанка человека
Что такое осанка? Ученые дали определенное толкование этому термину.
Ребята найдите в словарях, Что такое ОСАНКА? (Читают)
(Учащиеся ищут в словарях толкование слова «ОСАНКА») (СЛАЙД 12)
(«Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении; формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания.)
Посмотрите на экран. Слайды 13
Вы видите на фотографиях разных людей. Но дело не только в осанке. Для человека важен красивый внешний вид, но самое главное это то, что у человека с хорошей осанкой правильно сформирован скелет, а значит легче работать сердцу и другим органам.
Виды осанки. Слайды 14
Формируется осанка с самого раннего детства, это сложный и длительный процесс. Современная жизнь не возможна без компьютера, и многие из вас большую часть дня проводят сидя за ним: играете, готовитесь к урокам, выходите в интернет и все это влияет на формирование вашей осанки.
В тетрадь: СЛАЙД 15 - 16
Кифоз-прогиб позвоночника назад.
Лордоз – прогиб позвоночника вперед.
Сколиоз - искривление позвоночника в сторону.
Почему появляется неправильная осанка и как это избежать?
Первая и главная причина нарушения осанки – слабая мускулатура тела.
Вторая причина-это привычка к неправильным позам.
СЛАЙД 17 18 19
Обратите внимание на то, как вы сидите за столом. Если ученик за партой сидит, согнувшись, если одно плечо держит выше другого или упирается грудной клеткой в парту, то у него может произойти искривление позвоночника, сдавливание грудной клетки. Он может остаться на всю жизнь сутулым, кособоким, носите ли вы рюкзак на одном плече или в одной руке, лежите ли вы, свернувшись «калачиком» на слишком мягкой постели с высокой подушкой, ходите ли вы, опустив голову и согнув спину?
Если все это повторяется изо дня в день, то осанка у вас станет неправильной!
Внимание на экран: вы видит правильное положение тела (СЛАЙД 20)
(СЛАЙД 21) – Так вы можете проверить свою осанку
( СЛАЙД 22 23 24 25) Упражнения для формирования правильной осанки:
Учитель биологии:
Одним из заболеваний стопы является плоскостопие. СЛАЙД 26
Плоскостопие – деформация стопы, которая характеризуется уплощением ее сводов. Плоскостопие относится к таким заболеваниям, которые, возникнув, быстро прогрессируют. Запомните, что лечить плоскостопие гораздо труднее, чем предупредить его развитие. Первые ранние признаки – болит подошва стопы, ломит косточки предплюсны, и ноют мышцы голени. Но мышцы уже сигнализируют – стопе нужна помощь.
Ребята вам задание. Составьте в группах памятку «Профилактика плоскостопия»
Профилактика плоскостопия: ( Учащиеся составляют памятку)
Учитель физ-ры СЛАЙД 27
Комплекс упражнений предупреждающие плоскостопие
(СЛАЙД 28) О каком нарушении опорно-двигательного аппарата идет речь в отрывке из произведения Гоголя «Мертвые души»?
"Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги..." (плоскостопие, сколиоз)
Учитель физкультуры
VIII. Практическая работа. - «Определение плоскостопия» (СЛАЙД 29)
Подготовка к работе.
Подготовительную часть работы вы ребята проделали дома. Вставали мокрыми босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обводили карандашом. Приготовленные таким образом отпечатки вы принесли в школу.
Порядок работы.
Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
(Делаем выводы)
Вам ребята было дано задание выяснить у медицинского работника нашей школы статистику данных состояния здоровья опорно-двигательного аппарата на 2014 год.
22 учащихся - страдают плоскостопием, 13 - имеют нарушения осанки.
Учитель биологии
Наш организм уникален! В нём всё связано!
Я вас должна огорчить, какими бы кости ни были крепкими, мы, к сожалению, при падении их можем повредить. Чаще всего страдают конечности.
Конкурс «Скорее-скорой».
- В различных жизненных ситуациях встречается это « вдруг». Жизнь так полна внезапностей, именно внезапно происходят несчастные случаи, а если случилась беда как поступить?
Есть на свете много повреждений
Переломов, вывихов и растяжений
Случается — это в результате
Неосторожных движений
Чтоб помочь скорее – скорой
Надо точно знать, как помощь оказать.
- Вам сейчас будут предложены ситуации, в которых были получены повреждения, ваша задача определить характер повреждения и предложить первую медицинскую помощь. СЛАЙД 30
Ситуация 1. В многодневном туристическом походе в тайге турист подвернул ступню. Голеностопный сустав быстро распухает и острая боль не позволяет наступить на больную ногу. Укажите меры первой помощи.
Ситуация 2. В медицинский пункт “Скорой помощи” доставили пострадавшего с болью в локтевом суставе. Локтевой сустав у него имел непривычные контуры, рука несколько укорочена, каждое движение усиливало боль. Вам поручили определить вид повреждения и оказать первую помощь.
Рефлексия
К концу игра подходит наша.
Итоги нужно подводить,
И на последок попрошу
Синквейн вас сочинить.
Напоминаю правила составления синквейна.
Правила составления синквейна ( в презентации)СЛайД 31
Конкурс «Составь синквейн» СЛАЙД 32
Первой команде со словом - осанка
Второй команде со словом - скелет
(заслушиваем группы)
Учитель биологии
А теперь пришло время подвести итоги. Сегодня мы с вами не только совершили игровое путешествие в царство Здоровья, но и закрепили свои знания по теме «Опорно-двигательная система», узнали много полезной информации о сохранении своего здоровья. Эти знания вам обязательно пригодятся не только в курсе школьной программы, но и лично для себя , для своих близких. В этом и состоит их ценность.
Учитель физкультуры
Добиться красивой фигуры и правильной осанки тела можно, если вести здоровый образ жизни и заниматься физкультурой и спортом.
Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!
Будьте стройны, красивы и здоровы. СЛАЙД 33
Учитель биологии «Итак, друзья мои, пора Нам оценивать самих себя, А также в целом весь урок, Чтоб это сделать каждый смог В портрете важную деталь дорисовать необходим
Учитель физкультуры
Коль удался урок на славу, Пусть смайлик улыбнется, Ведь тот, кто весел, тот смеется, Коль не понравился урок, Улыбку прочь – рот на замок»