kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад отрицательные реакции организма

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Отрицательные реакции организма и оценка уровня психосоматического здоровья и функциональных резервов обучающихся на занятиях физической культурой и спортом. Обособленное структурное подразделение «Алчевский строительный колледж» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический университет». Симоненко Элла Валерьевна, Кудряшов Александр Викторович.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад отрицательные реакции организма»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


ОБОСОБЛЕННОЕ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «АЛЧЕВСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(ОСП «АСК» ГОУ ВО ЛНР «Дон ГТИ»)















ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА И ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА НА ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ









Доклад

Симоненко Эллы Валериевны,

Кудряшова Александра Викторовича

преподавателя физической

культуры,

ОСП АСК ГОУ ВПО ЛНР Дон ГТИ





Алчевск

2021

Аннотация. Отрицательные реакции организма и оценка уровня психосоматического здоровья и функциональных резервов обучающихся на занятиях физической культурой и спортом. Обособленное структурное подразделение «Алчевский строительный колледж» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический университет». Симоненко Элла Валерьевна, Кудряшов Александр Викторович.

В статье рассмотрено и охарактеризовано влияние негативных реакций организма на занятия физической культурой и спортом, приемы и меры профилактики своевременной помощи, которые позволяют предотвратить или устранить последствия отрицательного воздействия занятий физическими упражнениями на организм и оценка уровня психосоматического здоровья и функциональных резервов обучающихся колледжа.

Annotation. Negative reactions of the body and assessment of the level of psychosomatic health and functional reserves of students in physical education and sports. Separate structural unit "Alchevsk Construction College" of the state educational institution of higher professional education of the Lugansk People's Republic "Donbass State Technical University".



Simonenko Ella Valeriivna, Kudryashov Aleksandr Viktorovich

The article considers and characterizes the effect of negative reactions of the body on physical education and sports, methods and preventive measures of timely assistance that can prevent or eliminate the consequences of the negative impact of physical exercises on the body and assess the level of psychosomatic health and functional reserves of college students.

Ключевые слова: психосоматическое здоровье, функциональные резервы, адаптационный потенциал, тревожность, уровень психопатизации, уровень нервопатизации, гипогликемическое состояние, ортостатический коллапс.


Key words: psychosomatic health, functional reserves, adaptive potential, anxiety, level of psychopathization, level of neuropathy, hypoglycemic state, orthostatic collapse.

Актуальность рассматриваемой проблемы. Изменения, которые происходят в последнее время в мире, не только привели к комплексной автоматизации производства, контроля и управления, открытия новых видов энергии, но и кардинально изменили требования к человеку. Одновременно с этим, возрастает ритм жизни, объём информации, что значительно увеличивает психическое напряжение. Особенное влияние такого процесса наблюдается у тех, кто отличается незавершенностью процессов биологического и психического развития – это подростки.

Исследуя проблемы профессиональной деятельности специалистов по физической культуре и физической реабилитации, мы пришли к выводу, что в данной сфере существует ряд противоречий. Основным, на наш взгляд, является противоречие между требованиями к личности специалиста, призванного решать задачи физического воспитания и физической реабилитации широких слоев населения и уровнем его профессиональной подготовки. Все это свидетельствует о существовании соответствующих проблем, наиболее важной, на наш взгляд, является проблема усовершенствования системы профессиональной деятельности специалиста по физической культуре. Значительные изменения учебных программ, новые предметы, увеличение учебной нагрузки - эти и другие факторы приводят к нарушению здоровья и психики подростков. Поэтому сегодня необходимо остро поставить вопрос сохранения здоровья в процессе обучения, мониторинга с целью определения групп риска и своевременной коррекции психосоматических нарушений. Анализ прогрессивного опыта позволил очертить ряд соответствующих методических вопросов, которые требуют, на наш взгляд, более тщательного изучения.

В связи с этим была определена цель нашей работы – исследовать причины и условия не только позитивного, но и отрицательного влияния физической культуры и спорта на организм человека. В соответствии с целью исследования была определена и его основная задача – на основе литературных источников охарактеризовать физиологические состояния и отрицательные реакции организма на занятия физической культурой и спортом, проанализировать и оценить психосоматический уровень здоровья и функциональных резервов обучающихся колледжа.

Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования нами использовался следующий комплекс методов: а) теоретического поиска: сравнительный анализ – для сопоставления известных на современном этапе отрицательных реакций на нагрузку; системно – структурный анализ – для определения признаков различных физиологических состояний организма; б) эмпирического характера: проксиметрический метод – для анализа прогрессивного опыта; в) практического поиска: оценка соматического здоровья обучающихся по резервам биоэнергетики Г.Л. Апанасенко, с помощью методики уровня нервопатизации и психопатизации (Бажен Е.В. и теста «Шкала тревожности» Ю.И. Рогова (1995г)[5].

Проблема состояния здоровья обучающихся учебных заведений является одной из самых актуальных проблем на сегодня. Особенно это касается соматического здоровья и психического развития, поскольку большое количество данных свидетельствует об участии психоэмоциональных факторов в возникновении и развитии заболеваний (Захаров Д.И.,1986; Громбах С.М., 1988, Попов Ю.В.,1991; Ковалев В.В.,1995)[6].

Результаты исследований. У обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом, перед занятиями наблюдается изменение функций внутренних органов и систем – так называемое предстартовое и стартовое состояние организма. Эти изменения являются результатом условно- рефлекторной деятельности организма и могут иметь различные проявления. Стартовое состояние можно регулировать разминкой. Физиологическое воздействие на организм универсально – ее можно в равной степени применять и в целях снижения чрезмерного возбуждения, и в целях повышения возбудимости центральной нервной системы. При длительном выполнении напряженной мышечной работы постепенно исчерпывается запас энергетических ресурсов, в крови накапливаются продукты обмена веществ, а импульсы, поступающие в кору головного мозга от работающей скелетной мускулатуры, приводят к нарушению нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Эти изменения сопровождаются субъективными ощущениями, которые затрудняют выполнение физической работы, в результате работоспособность организма понижается, наступает состояние утомления. Если дать организму отдохнуть, он освобождается от продуктов распада, восстанавливает свои энергетические ресурсы, признаки утомления исчезают, организм работоспособен. Целеустремленность, воля к победе вызывают положительные эмоции, отдаляют время наступления утомления, и наоборот, отсутствие воли, боязнь предстоящей работы, отрицательные эмоции ускоряют наступление утомления, усиливают субъективное ощущение усталости [10].

После всякой работы, вызвавшей снижение работоспособности и утомление, необходим отдых, восстановление сил. Отдых может быть активным (переключение на другой вид деятельности с вовлечением в работу других, ранее не работавших мышц) и пассивным (когда организму предоставляется мышечный покой. Сон и правильный режим питания очень важны для полноценного отдыха. Частая повторная физическая работа при отсутствии отдыха может привести к хроническому утомлению и переутомлению. Явления утомления могут нарастать постепенно: нарушается сон, ухудшается аппетит, появляется ощущение усталости, нежелание заниматься, усиливается потоотделение, снижается вес, появляются другие нарушения. В спорте такое хроническое переутомление, обусловленное переутомлением ЦНС, в сочетании с нарушениями принципов и режима тренировочного процесса носит название перетренировки [9].

Систематический врачебно – педагогический контроль и самоконтроль позволяют своевременно обнаружить начальные признаки хронического переутомления и принять необходимые меры профилактики. Если обучащийся не достаточно тренирован и пытается выполнить физическую работу, по мощности не адекватную состоянию тренированности, то через некоторое время после начала работы он ощущает скованность в ногах, стеснение в груди, тяжесть, головокружение, удушье. Кульминация указанных ощущений называется «мертвой точкой». Предварительная разминка, состояние хорошей тренированности, постепенное увеличение мощности работы отдаляют во времени наступление «мертвой точки», или, во всяком случае, значительно ослабляют неблагоприятные ощущения, облегчают наступление «второго дыхания». При занятиях физической культурой и спортом при грубых нарушениях методических и санитарно-гигиенических правил могут возникнуть те или иные болезненные состояния: гравитационный шок, ортостатический коллапс, обморочное состояние, гипогликемический шок, острое физическое перенапряжение, острый миозит, бассейновый конъюнктивит, солнечный и тепловой удары и др .[7,11].

Занимающиеся физической культурой и спортом, должны знать основные особенности этих болезненных состояний, чтобы уметь предупреждать их возникновение и оказывать необходимую первую помощь при их появлении. Острая сосудистая недостаточность проявляется резким побледнение лица, слабостью, головокружением, тошнотой, потерей сознания и исчезновением пульса, это состояние называется гравитационным шоком. Основная профилактика гравитационного шока – не внезапная остановка, а постепенное замедление бега после финиша, постепенное прекращение работы. Ортостатический коллапс – разновидность гравитационного шока, это явление развивается при длительном нахождении человека в строю (во время массовых выступлений). Механизм возникновения ортостатического коллапса также связан с нарушением регуляции венозного тонуса, с ухудшением притока венозной крови к сердцу из-за застоя крови в нижних отделах туловища и ногах при длительном нахождении в напряженном состоянии при ограничении двигательной активности.

Гипогликемическое состояние и гипогликемический шок – следствие недостатка в организме сахара, острого нарушения углеводного обмена в результате продолжительной, напряженной физической работы. Основные симптомы гипогликемического шока – слабость, бледность, недомогание, обильное выделение пота, головокружение, учащенный пульс слабого наполнения, расширенные зрачки, ощущение острого голода. Для профилактики гипогликемического состояния полезно перед предстоящей работой принимать сахар, специальные питательные смеси. Характерные признаки гипогликемического шока могут проявиться и при остром физическом перенапряжении [9,11].

При занятиях физической культурой и спортом нередки такие отрицательные реакции организма, как острый миозит. При остром миозите занимающихся беспокоят боли в мышцах, особенно в первые недели занятий или тренировок. Эти боли связаны с неподготовленностью мышц к интенсивным нагрузкам, в результате этого возникает местная интоксикация, перерастающая иногда в общую (к мышечным болям добавляется чувство разбитости, повышается температура тела). При появление мышечной боли необходимо снизить интенсивность и объём физической нагрузки [8].

Проблема измерения уровня соматического здоровья, проблема оценки мощности и эффективности аэробного энергообразования, способности увеличивать поглощение кислорода определяет резерв энергии, который может быть использован для интенсификации процессов жизнедеятельности. Это в свою очередь может привести к влиянию экстремальных факторов [4].

В исследовании была использована система оценки уровня соматического здоровья. Она состоит из ряда простейших показателей. Общая оценка соматического здоровья определяется суммой баллов. Она отвечает определенному уровню аэробного потенциала. Для экспресс-оценки уровня соматического здоровья изучили следующие индексы: весовой, дыхательный, силовой, а также восстановления частоты сердечных сокращений после нагрузки – индекс Руфье. Исследование проводилось на базе Обособленное структурное подразделение «Алчевский строительный колледж» государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Луганской Народной Республики «Донбасский Государственный технический университет» со 100 учащимися 16-17 лет.

По результатам исследования уровня соматического здоровья обучащихся можно поделить на две группы: 1) группа риска, в нее отнесены обучащиеся, уровень соматического здоровья которых оценивается, как низкий и ниже среднего; 2) группа безопасности – отнесены обучащиеся, уровень здоровья которых был выше среднего и высокий. В группу риска попали 52% девушек и 48% юношей, что свидетельствует о том, что большинство обучащихся имеют неудовлетворительный уровень соматического здоровья по резервам биоэнергетики. Критериями психологического здоровья могут выступать уровень тревожности, нервопатизации и психопатизации [1,5].

Обучащимся было предложено оценить присутствие или отсутствие симптомов тревожности у себя, волнения при условии следующих ситуаций:

  1. ситуации, связанные с обучением, общением с преподавателями;

  2. ситуации, актуализующие представление о себе;

  3. ситуации межличностного общения.

Согласно результатам исследования, обучащихся колледжа занятия приводят к росту уровня общей тревожности, которая выражается у юношей 16-17 лет (рис.1). У девушек до 17 лет уровень общей тревожности уменьшается, что возможно оценить, как показатель уменьшения психоэмоционального напряжения. Необходимо заметить, что обучение в колледже, которое учитывает интерес подростков и выбор ними профиля обучения, позволяет уменьшить уровень межличностной тревожности, особенно у девушек.

Проанализировав полученные результаты уровней нервопатизации и психопатизации (рис.1), можно сказать, что подростки диагностируются нарушениями нервно-психологического состояния, эмоционально лабильны, импульсивны, с нарушением адаптации к условиям жизни в группе. То есть, присутствие психопатических черт характера не дает возможности приспособиться к сложным условиям работы, жизни, и такая неадекватность проявляется в конфликтности и стимулирует развитие у обучащихся невроза [3].

Рис.1.- оценка уровня психического здоровья обучающихся.

В качестве интегрального критерия здоровья рассматривают адаптационные возможности организма, которые отображают степень его динамического равновесия с окружающей средой. Именно адаптация связана с фоном , который определяет риск развития заболеваний, а следовательно и уровень здоровья. Подход к количественной оценке адаптационных возможностей организма может представлять ключевой момент, от которого зависит градуальная оценка здоровья. Адаптационный потенциал (АП) – показатель уровня приспособленности организма человека к различным изменчивым факторам окружающей среды. Это важный физиологический показатель жизнедеятельности, формирования уровня которого осуществляется целым комплексом изменений физиологических систем организма под воздействием стресс-факторов [2,5].

Исследования резервных возможностей организма учащихся с помощью метода определения адаптационного потенциала Р.Н. Баевского дало следующие результаты: 65% обучающихся имеют удовлетворительную адаптацию, 28% обучающихся – напряжение механизмов адаптации, 7% обучающихся имеют неудовлетворительную адаптацию. Срывов механизмов адаптации во время исследования не было определено. То есть, большинство обучающихся имеют высокие или достаточные функциональные возможности организма, и почти треть обучающихся достаточные функциональные возможности обеспечивает за счет функциональных резервов [2].

Выводы. Современные учебные заведения ориентируются прежде всего на создание оптимальных условий для социального развития обучающихся с учетом их индивидуального личностного развития и способностей. Но при этом не всегда учитывается здоровье подростка. Приспособительные механизмы подростков не отличаются стойким равновесием с окружающим миром, поэтому при ухудшении действия неблагоприятных социальных факторов напряжение регуляторных механизмов может перейти в перенапряжение с последующим истощением и срывом регуляции, что в свою очередь приведет к болезни.

В целом, значительные энегрозатраты связаны с увеличением информационных нагрузок в учебных заведениях, приводят к нарушениям функциональной системы организма, что негативно воздействует на психосоматическое здоровье обучающихся. Это требует дифференцированного подхода приема подростков с учетом начального здоровья и уровня психофизического развития. Поэтому подростки, выбирая учебное заведение, должны пройти тщательный медицинский осмотр и при незначительных нарушения должны быть включены в группы риска возникновения психосоматических нарушений.

Подводя итоги работы, необходимо сосредоточиться на перспективности последующих исследований на пути новой стратегии здоровья. Особенную актуальность приобретает разработка и реализация комплексных оздоровительно профилактических средств, направленных на:

  1. снижение уровня психологической напряженности обучающихся;

  2. обратное восстановление резерва здоровья на этапах, переходящих от здоровья к заболеванию, через напряжение механизмов адаптации;

  3. необходимость профилактики даже незначительных нарушений нервно-психического и соматического здоровья, своевременное устранение возникающих отклонений.

Наличие системы знаний о мерах профилактики и приемах своевременной помощи позволят специалистам грамотно предотвратить или устранить последствия отрицательного воздействия занятий физическими упражнениями на организм обучающегося.

Список использованной литературы:

  1. Апанасенко Г.Л., Науменко Р.Г. Соматическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физической культуры.- 1986.2. Баевский Р.Н. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. – М.,2009. 3. Бех И. Проблемы развития школьников и обеспечение их здоровья// Директор школы, лицея, гимназии. – 2002. 4. Кривошеева Г. Культура здоровья личности как социально- педагогическая проблема // Путь образования. – 2001. 5. Сандомирский Н.Е. психосоматика и телесная психотерапия : Практическое руководство – М., 2005. 6. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М., 2009. 7. Пономарев Н.И., Коробков А.В. Физическое воспитание – М.,2011. 8. Боген М.М. обучение двигательным действиям. – М., 1995. 8. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1991. 9. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. – М., 2009.10. Ильин Е.П. Психология физического воспитания.- М., 2000.11. Суворова В.В. Психофизиология стресса. –М., 2005.



Электронный адрес: [email protected]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад отрицательные реакции организма

Автор: Симоненко Эллы Валериевны, Кудряшова Александра Викторовича

Дата: 17.02.2021

Номер свидетельства: 573436

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) ""Стресс и здоровье""
    ["seo_title"] => string(16) "stress_i_zdorove"
    ["file_id"] => string(6) "634104"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1687271264"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Доклад для родительского собрания "Воспитание навыков и привычек". "
    ["seo_title"] => string(70) "doklad-dlia-roditiel-skogho-sobraniia-vospitaniie-navykov-i-privychiek"
    ["file_id"] => string(6) "164968"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422723410"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Исследовательская работа на школьную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»  "Воздействие музыки на человека и окружающий мир." "
    ["seo_title"] => string(160) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-shkol-nuiu-nauchno-praktichieskuiu-konfierientsiiu-shagh-v-budushchieie-vozdieistviie-muzyki-na-chielovieka-i-okruzhaiushchii-mir"
    ["file_id"] => string(6) "224826"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439205539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока на тему "Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-na-tiemu-enierghietichieskoie-obiespiechieniie-klietki-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "113428"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410185440"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Необходимые составляющие здорового образа жизни"
    ["seo_title"] => string(58) "nieobkhodimyie-sostavliaiushchiie-zdorovogho-obraza-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "317529"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460380279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства