Дидактический материал по баскетболу для учащихся 5 класса.
Дидактический материал по баскетболу для учащихся 5 класса.
~~Дидактический материал
по баскетболу для учащихся 5-го класса
Теоретические сведения.
1. Разминка баскетболиста,
2. Правила соревнований по баскетболу.
3. Правила поведения учащихся на занятиях по баскетболу в целях предупреждения травматизма.
Техника передвижений.
1. Передвижение по площадке:
Стойка игрока - ноги слегка согнуты в коленях, руки находятся на уровне груди, согнутые в локтевых суставах, готовы принять мяч.
Упражнение 1. Имитация стойки баскетболиста на месте.
Упражнение 2. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стойку баскетболиста.
Упражнение 3. Игра в "салки", по сигналу принять стойку баскетболиста.
Бег - отличается мягкостью передвижения игрока, что достигается за счет постановки стоп площадку перекатом пятки на носок (или всей ступней), а также согнутостью ног в коленных суставах.
Упражнение 1. Бег с касанием рукой пола по сигналу.
Упражнение 2. Бег с касанием рукой пола без ее отрыва (по дугам).
Упражнение 3. Передвижение приставными шагами правым боком.
Упражнение 4. То же левым.
Упражнение 5. Передвижение спиной вперед: приставным шагом, прыжками, короткими шагами на носках.
Упражнение 6. Ускорение. Догонялки в парах.
Упражнение 7. Догони мяч первым. В парах, стоя лицом в сторону движения. Учитель из-за спины катит мяч по полу. Увидев мяч, игроки пытаются догнать его.
Упражнение 8. То же, только мяч , бросают по воздуху.
Упражнение 9. Эстафеты: бег с касанием руки пола, приставными шагами правым боком, приставными шагами левым боком, бег спиной вперед, ускорение.
Упражнение 10. Челночный бег с заданием.
Прыжки - толчком одной: постановка толчковой ноги с пятки, маховая согнута в колене, мах руками вверх, правой рукой потянуться вверх. Приземляться на согнутые ноги.
Упражнение 1. Прыжки с одного шага через скамейку.
Упражнение 2. Бег по кругу, под кольцом прыжок вверх, достать рукой сетку кольца.
Упражнение 3. То же, только приземляться в обозначенное место (обруч, круг).
Остановка двумя шагами - погашение скорости на первом шаге, торможение при втором с последующим переносом центра тяжести на две ноги. Второй шаг должен быть шире первого. Такой остановкой пользуются после быстрого бега.
Упражнение 1. Остановка двумя шагами с места под счет. И.п. - левая нога впереди. 1 - шаг правой, левой , ноги согнуты.
Упражнение 2. То же, после медленного бега.
Упражнение 3. Остановка на два шага по сигналу.
Упражнение 4. Остановка после ловли мяча. В парах один держит мяч на вытянутой руке, второй берет мяч с руки при медленном беге и останавливается.
Упражнение 5. То же, только первый подбрасывает мяч вверх.
Упражнение 6. То же, только первый ударяет мяч в пол.
Упражнение 7. Остановка на два шага после ловли летящего навстречу мяча.
Упражнение 8. Остановка на два шага после ведения мяча по полу.
Остановка прыжком. После отталкивания от площадки последующим шагом разбега приземление осуществляется сразу на две ноги, согнутые в коленях.
Ошибки при остановках:
1. Потеря равновесия.
2. Ноги не сгибаются в коленях.
3. Ступни ног оказываются на близком друг от друга расстоянии.
4. Корпус смещается по направлению движения.
Упражнение 1. И.п. - стойка игрока. Выпрыгнуть вверх, приземлиться на согнутые ноги в и.п.
Упражнение 2. Медленный бег. Остановка прыжком через мат.
Упражнение 3. То же только в обруч (не сойти с места).
Упражнение 4. Остановка прыжком по сигналу.
Стойка защитника
I. Стойка с выставленной вперед ногой - игрок стоит на сильно согнутых в коленях ногах. Ступни расположены несколько шире плеч. Одна нога выставлена вперед, ее носок повернут внутрь. Тяжесть тела распределена на две ноги. Рука, одноименная выставленной вперед ноге, поднята вверх, другая рука - в сторону. Спина прямая.
II. Стойка с расположением ступней ног на одной линии - ноги сильно согнуты в коленях, таз опущен вниз, ступни параллельны. Тяжесть тела распределена на обе ноги. Руки все время меняют свое положение. Эта стойка удобна для перемещения в стороны и назад.
Упражнение 1. Имитация стойки защитника на месте.
Упражнение 2. Ученики принимают стойку защитника, по команде начинают передвигаться. По сигналу меняется направление передвижения.
Упражнение 3. Ученики - в трех колоннах, лицом к тренеру. По сигналу первые номера делают два шага вперед и принимают стойку защитника, передвигаются в разных направлениях в зависимости от положения рук тренера. Затем следующие.
Упражнение 4. №1 - водящий, задача осалить игрока №2, которого спереди прикрывает партнер №3. Игрок №3 не может отходить от партнера (№2) дальше, чем на 1м.
Упражнение 5. В парах один защитник, другой нападающий. По сигналу каждый нападающий старается обойти "своего" защитника, а тот, приняв защитную стойку, не дает ему возможности обойти себя.
Упражнение 6. То же, только у нападающего мяч, он его ведет. Выбивать мяч защитнику нельзя.
Упражнение 7. То же, только с броском по кольцу.
Упражнение 8. Передвижение в защитной стойке с повторением действий партнера ("зеркальное выполнение").
Ошибки:
1. Ноги скрещиваются.
2. Ноги не согнуты в коленях.
3. Масса тела распределена не на обе ноги.
4. При переступании - прыжок, т.е. обе ноги отрываются от пола.
Повороты на месте - опорную ногу нельзя отрывать от площадки.
Упражнение 1. Выполнение поворотов, стоя на месте без мяча.
Упражнение 2. "Пятнашки" ногами, не отрывая опорную ногу от пола.
Упражнение 3. В парах один с мячом выполняет повороты, второй старается дотронуться до мяча.
II. Техника владения мячом.
Ловля мяча
I. Ловля мяча двумя руками на уровне груди - стоя на слегка согнутых ногах, баскетболист вытягивает перед грудью руки с ладонями,
Дидактический материал по баскетболу - это широкий набор упражнений для усвоения учебной прграммы по баскетболу для учащихся 5 класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по баскетболу для учащихся 5 класса. »
Дидактический материал
по баскетболу для учащихся 5-го класса
Теоретические сведения.
Разминка баскетболиста,
Правила соревнований по баскетболу.
Правила поведения учащихся на занятиях по баскетболу в целях предупреждения травматизма.
Техника передвижений.
1. Передвижение по площадке:
Стойка игрока - ноги слегка согнуты в коленях, руки находятся на уровне груди, согнутые в локтевых суставах, готовы принять мяч.
Упражнение 1. Имитация стойки баскетболиста на месте.
Упражнение 2. Присесть, выпрыгнуть вверх, приземлиться в стойку баскетболиста.
Упражнение 3. Игра в "салки", по сигналу принять стойку баскетболиста.
Бег - отличается мягкостью передвижения игрока, что достигается за счет постановки стоп площадку перекатом пятки на носок (или всей ступней), а также согнутостью ног в коленных суставах.
Упражнение 1. Бег с касанием рукой пола по сигналу.
Упражнение 2. Бег с касанием рукой пола без ее отрыва (по дугам).
Упражнение 3. Передвижение приставными шагами правым боком.
Упражнение 7. Догони мяч первым. В парах, стоя лицом в сторону движения. Учитель из-за спины катит мяч по полу. Увидев мяч, игроки пытаются догнать его.
Упражнение 8. То же, только мяч , бросают по воздуху.
Упражнение 9. Эстафеты: бег с касанием руки пола, приставными шагами правым боком, приставными шагами левым боком, бег спиной вперед, ускорение.
Упражнение 10. Челночный бег с заданием.
Прыжки - толчком одной: постановка толчковой ноги с пятки, маховая согнута в колене, мах руками вверх, правой рукой потянуться вверх. Приземляться на согнутые ноги.
Упражнение 1. Прыжки с одного шага через скамейку.
Упражнение 2. Бег по кругу, под кольцом прыжок вверх, достать рукой сетку кольца.
Упражнение 3. То же, только приземляться в обозначенное место (обруч, круг).
Остановка двумя шагами - погашение скорости на первом шаге, торможение при втором с последующим переносом центра тяжести на две ноги. Второй шаг должен быть шире первого. Такой остановкой пользуются после быстрого бега.
Упражнение 1. Остановка двумя шагами с места под счет. И.п. - левая нога впереди. 1 - шаг правой, левой , ноги согнуты.
Упражнение 2. То же, после медленного бега.
Упражнение 3. Остановка на два шага по сигналу.
Упражнение 4. Остановка после ловли мяча. В парах один держит мяч на вытянутой руке, второй берет мяч с руки при медленном беге и останавливается.
Упражнение 5. То же, только первый подбрасывает мяч вверх.
Упражнение 6. То же, только первый ударяет мяч в пол.
Упражнение 7. Остановка на два шага после ловли летящего навстречу мяча.
Упражнение 8. Остановка на два шага после ведения мяча по полу.
Остановка прыжком. После отталкивания от площадки последующим шагом разбега приземление осуществляется сразу на две ноги, согнутые в коленях.
Ошибки при остановках:
Потеря равновесия.
Ноги не сгибаются в коленях.
Ступни ног оказываются на близком друг от друга расстоянии.
Корпус смещается по направлению движения.
Упражнение 1. И.п. - стойка игрока. Выпрыгнуть вверх, приземлиться на согнутые ноги в и.п.
Упражнение 2. Медленный бег. Остановка прыжком через мат.
Упражнение 3. То же только в обруч (не сойти с места).
Упражнение 4. Остановка прыжком по сигналу.
Стойка защитника
Стойка с выставленной вперед ногой - игрок стоит на сильно согнутых в коленях ногах. Ступни расположены несколько шире плеч. Одна нога выставлена вперед, ее носок повернут внутрь. Тяжесть тела распределена на две ноги. Рука, одноименная выставленной вперед ноге, поднята вверх, другая рука - в сторону. Спина прямая.
Стойка с расположением ступней ног на одной линии - ноги сильно согнуты в коленях, таз опущен вниз, ступни параллельны. Тяжесть тела распределена на обе ноги. Руки все время меняют свое положение. Эта стойка удобна для перемещения в стороны и назад.
Упражнение 1. Имитация стойки защитника на месте.
Упражнение 2. Ученики принимают стойку защитника, по команде начинают передвигаться. По сигналу меняется направление передвижения.
Упражнение 3. Ученики - в трех колоннах, лицом к тренеру. По сигналу первые номера делают два шага вперед и принимают стойку защитника, передвигаются в разных направлениях в зависимости от положения рук тренера. Затем следующие.
Упражнение 4. №1 - водящий, задача осалить игрока №2, которого спереди прикрывает партнер №3. Игрок №3 не может отходить от партнера (№2) дальше, чем на 1м.
Упражнение 5. В парах один защитник, другой нападающий. По сигналу каждый нападающий старается обойти "своего" защитника, а тот, приняв защитную стойку, не дает ему возможности обойти себя.
Упражнение 6. То же, только у нападающего мяч, он его ведет. Выбивать мяч защитнику нельзя.
Упражнение 7. То же, только с броском по кольцу.
Упражнение 8. Передвижение в защитной стойке с повторением действий партнера ("зеркальное выполнение").
Ошибки:
Ноги скрещиваются.
Ноги не согнуты в коленях.
Масса тела распределена не на обе ноги.
При переступании - прыжок, т.е. обе ноги отрываются от пола.
Повороты на месте - опорную ногу нельзя отрывать от площадки.
Упражнение 1. Выполнение поворотов, стоя на месте без мяча.
Упражнение 2. "Пятнашки" ногами, не отрывая опорную ногу от пола.
Упражнение 3. В парах один с мячом выполняет повороты, второй старается дотронуться до мяча.
II. Техника владения мячом.
Ловля мяча
Ловля мяча двумя руками на уровне груди - стоя на слегка согнутых ногах, баскетболист вытягивает перед грудью руки с ладонями, обращенными к мячу. Кисти рук образуют воронку, меньшую по ширине, чем диаметр мяча. Едва мяч коснется первых фаланг пальцев, как руки сгибаются в локтях и подводятся к туловищу, чем и достигается амортизация.
Ловля мяча двумя руками с полуотскока.
Упражнение 1. Имитация ловли мяча без мяча.
Упражнение 2. В парах. Два игрока стоят лицом друг к другу. Первый удерживает мяч согнутыми в локтях руками на уровне груди, второй удерживает этот же мяч прямыми руками. Первый выпрямляет руки, второй - сгибает, имитируя ловлю мяча.
Упражнение 3. Бросить мяч вверх и поймать его.
Упражнение 4. То же, различные варианты: коснуться руками пола; хлопнуть в ладоши за спиной; присесть; повернуться на 180о; на 90о.
Упражнение 5. То же - после отскока мяча от пола.
Передача двумя руками от груди.
Мяч держится на уровне груди, руки согнуты в локтях, пальцы направлены вперед, ноги согнуты в коленях, одна нога выставлена вперед. Передача начинается с замаха (круговое движение с мячом вниз - вперед и обратно к груди) и разгибанием рук вперед от себя с одновременным разгибанием ног (или шагом вперед) и заключительным движением кистей. Плечи подаются вперед, ноги выпрямлены, центр тяжести переносится на впереди стоящую ногу.
Упражнение 1. Имитация ловли и передачи мяча двумя руками от груди на месте.
Упражнение 2. Передача двумя руками от груди на месте, с выставленной вперед правой (левой) ногой, в парах.
Упражнение 3. То же, только перед каждой передачей мяча выполнить дополнительное задание:
а) подкинуть мяч вверх, поймать;
б) ударить мяч об пол;
в) после передачи сесть на пол, встать, поймать мяч.
Упражнение 3б. Передачи мяча двумя руками с шагом вперед и ловлей мяча с шагом назад.
Упражнение 4. Передача мяча в тройках:
а) "треугольник" на месте
б) в тройках со сменой мест - два игрока находятся напротив партнера, мяч там, где два игрока. Игрок №1выполняет передачу игроку напротив - №3 и бежит слева на его место и т.д.
Упражнение 5. "Треугольник" в движении (4 чел.)
Передать мяч и перебежать на место принимающего
Упражнение 6. "Звездочка". То же, что в упр.5, только построиться в виде звездочки.
Упражнение 7. Передачи мяча во встречных колоннах на месте и в движении.
Упражнение 8. Эстафета "Передай мяч и садись" - капитан стоит напротив своей команды, с мячом. По сигналу он выполняет передачу первому игроку команды (команда стоит в колонне по одному), первый игрок выполняет передачу обратно капитану и приседает, и т.д., пока вся команда не присядет. Капитан, получив мяч от последнего игрока, поднимает его вверх.
Упражнение 9. Эстафета - то же, что и в предыдущей, только игроки команды после передачи мяча капитану не приседают, а перебегают к нему и строятся за ним в одну колонну.
Упражнение 10. Игра "Борьба за мяч" - игроки делятся на две команды. Мяч разыгрывается капитанами в центре площадки. Игроки команды передают мяч друг другу. Игроки противоположной команды стараются мяч отобрать.
Передача двумя руками от груди с отскоком.
Передача одной рукой от плеча - мяч находится у плеча, на руке, согнутой в локте. Кисть этой руки – в вертикальном положении с обращенными вверх расставленными пальцами. Пальцы другой руки поддерживают мяч спереди. Плечо руки, держащей мяч, и одноименная с ней нога отведены назад. Передача выполняется с резким выпрямлением руки вперед с активной работой кисти и пальцев. Одновременно плечо подается вперед и делается шаг одноименной ногой.
Передача одной рукой от плеча с отскоком.
Ведение мяча правой, левой рукой.
Ведение - это ряд последовательных толчков мяча в площадку без задержки его. Если мяч задержан - значит, ведение окончено.
Для ведения мяча надо слегка перемещаться на слегка согнутых ногах, посылая мяч вперед несколько сбоку от себя, со стороны ведущей руки с тем, чтобы он не препятствовал скорости перемещения и позволял игроку свободно маневрировать. Кисть руки, выполняющей ведение, с широко расставленными пальцами не касается мяча ладонью. Локоть согнут, предплечье параллельно площадке. Толчком, который выполняется разгибанием руки, мяч направляется в площадку и после отскока вновь встречается с кистью для очередного толчка. Кисть на мяч накладывается сверху от себя, если баскетболист перемещается вперед. Если он маневрирует, то кисть накладывается с противоположной стороны желаемого направления для отскока мяча.
Упражнение 1.Имитация ведения мяча (без мяча) правой, левой рукой в стойке баскетболиста.
Упражнение 2. Сидя на полу, ноги врозь, активные толчки мяча правой рукой справа от правой ноги - 10 раз, далее - 10 раз между ног, затем перевести мяч в левую руку - 10 раз левой рукой между ног и 10 толчков мяча слева от левой ноги.
Упражнение 3. Сидя на скамейке (скамейка между ног). Ведение мяча правой рукой справа от скамейки, левой рукой - слева от скамейки.
Упражнение 4. Ведение мяча на месте в стойке баскетболиста (правой, левой рукой).
Упражнение 5. То же, только свободной рукой выполнять задание учителя (т.е. без зрительного контроля) - пальцами показать цифры (3,4,5,1,2) и т.д.
Упражнение 6. Ведение мяча по прямой. Ученики выстраиваются в колоннах с мячами напротив фишек. По одному выполняют ведение мяча до фишки и обратно.
Упражнение 7. Ведение мяча по прямой в тройках. Игрок №3 располагается напротив партнеров, по сигналу учителя игрок №1 выполняет ведение мяча до игрока №3, обводит его (если игрок №1 ведет мяч правой рукой, то с правой стороны, если левой - то с левой), возвращается обводить игрока №2. Затем выполняет передачу мяча игроку №3 и бежит на его место. Игрок №3 выполняет ведение и т.д.
Упражнение 8. То же, только расстояние между игроками больше и игрок №1 после ведения передает мяч игроку №3 с отскоком о пол и становится на его место.
Упражнение 9. Ведение мяча правой, левой рукой между фишек. Ученики располагаются в углу площадки напротив первой фишки. Игрок №1 выполняет ведение мяча правой рукой, обводит первую фишку, переводит мяч в левую руку, ведет мяч левой рукой, обводит вторую фишку, перекладывает мяч в правую руку и т.д. Обведя последнюю фишку, ведет мяч в конец строя (если мячей на всех не хватает, то передает мяч следующему). Когда игрок № 1 обвел первую фишку, ведение начинает игрок №2 и т.д.
Упражнение 10. То же, что и упр.9, только на месте фишек стоят игроки, которым нельзя сходить с места. Они пытаются выбить мяч у игроков, которые выполняют ведение. Затем ученики меняются местами: кто выполнял ведение, становится выбивать мяч (мяч в две руки брать нельзя).
Упражнение 11. У каждого ученика мяч. По сигналу они выполняют ведение мяча по площадке в различных направлениях, стараясь одной рукой вести мяч, а второй выбить мяч у любого другого ученика. У кого мяч выбили или он взял его в две руки, тот остается на месте и, старается, не сходя с места, выбить мяч у ведущих. Игра продолжается, пока не останется один ведущий мяч игрок - он становится победителем.
Упражнение 12. Ученики в парах располагаются друг напротив друга, по сигналу выполняют ведение мяча правой рукой в правую сторону по кругу, обводя партнеров, стоящих напротив, затем, вернувшись на свои места, передают мячи партнерам, которые начинают ведение. Затем левой рукой - в левую сторону
Бросок двумя руками от груди - мяч держится на уровне груди расставленными пальцами. Большие пальцы расположены близко друг от друга. Локти несколько расставлены и направлены книзу. Ноги слегка согнуты, одна выставлена вперед, ступни параллельны. Выпрямляя ноги, игрок выносит руки с мячом по дуге, мимо подбородка, вперед-вверх и производит бросок, координируя его направление кончиками пальцев. После броска руки выпрямляются и опускаются вниз с расслабленными кистями. На всех фазах броска движения обеих рук должны быть абсолютно синхронными.
Упражнение 1. Имитация броска двумя руками от груди на 2 счета (без мяча).
Упражнение 2. То же с мячом над собой.
Упражнение 3. Бросок мяча в парах.
Упражнение 4. Бросок мяча в стену.
Упражнение 5. Бросок мяча в щит.
Упражнение 6. Бросок мяча в кольцо с отскоком от щита. Расстояние примерно 1-2 метра, справа, слева от щита под углом 45о.
Подвижные игры.
"Передал - садись".
"Борьба за мяч".
"Мяч капитану".
Эстафеты с элементами техники передвижений, ведением и передачами.