План-конспект урока физической культуры
для учащихся 8 класса.
Раздел урока: «Баскетбол».
Тема урока: Совершенствование приемов игры в защите.
Цель урока: способствовать формированию у учащихся понимания целенаправленности проведения разминки; усвоению и применению понятий «выбивание», «вырывание», «перехват» при игре в баскетбол.
Задачи урока: 1. Образовательная: совершенствование приемов игры в защите - «выбивание», «вырывание», «перехват».
2. Развивающая: развитие ловкости, координации движений.
3. Воспитательная: формирование умения анализировать ситуации и выбирать соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.
Признаки достижения цели (ожидаемый результат):
1. Учащиеся понимают, для чего нужна разминка (подготовить организм к интенсивной нагрузке).
2. Учащиеся понимают, что при правильном выполнении «выбивания», «вырывания», «перехвата» при игре в баскетбол будет выше.
3. Учащиеся научились выполнять «выбивание», «вырывание», «перехват» при игре в баскетбол.
Тип урока: совершенствование ЗУН (комплексное применение знаний и способов деятельности).
Формы проведения: парная работа, групповая работа, фронтальная.
Место проведения: спортивный зал
Дидактическое обеспечение урока: баскетбольные мячи
Содержание упражнений
Дози-ровка
Методические
указания
Вводно-подготовительная часть урока 10 мин
Построение, приветствие (создание положительного настроя на занятие путем улыбки со стороны учителя, донести до учащихся веру учителя в них и положительный результат, пожелания удачи в работе). Задачи урока учащиеся определяют сами, путем наводящих вопросов со стороны учителя. Задание для освобожденных учащихся: 1. внимательно смотрят, как занимающиеся выполняют задания и в конце урока оценивают ребят, за которыми наблюдали; 2. те, у кого есть сотовый телефон или планшет, фотографируют отдельные моменты урока и на следующий урок представляют материал в виде Презентации или фотоотчета, согласно теме урока. ТБ.
Строевые упражнения.
ОРУ на месте. Для создания коллаборативной среды и для способствования формирования понимания учащимися целенаправленности проведения разминки, класс разбивается на пары по желанию учащихся. Первую часть разминки проводит один, вторую часть – другой учащийся. Формативное оценивание (учащиеся сначала оценивают свою работу, затем работу своего партнера по критериям: 1. Четкость формулировки упражнения, 2. Четкость показа
упражнения, 3. Последовательность упражнений).
После этого, также в парах, друг другу, учащимся предлагается ответить на вопросы побуждения (создание условий при которых происходит возврат к прошлым знаниям, но побуждает к новым): Что такое разминка? Для чего нужна разминка? Что произойдет, если разминка будет недостаточной? После минуты обсуждения, учащиеся дают ответ.
1м
1м
7м
2м
Организовать класс, настроить на работу.
Четкое выполнение команд
Учитель наблюдает, направляет
С целью контроля качества выполнения данного вида занятий согласно критериям (знаю, что такое разминка; знаю о ее важности)
Основная часть урока 30 минут
Способствовать формированию у учащихся усвоения и применения понятий «вырывание», «выбивание» и «перехват» при игре в баскетбол.
1. На месте в парах. По опережающему домашнему заданию дети представляют друг другу материал с ключевыми словами «вырывание», «выбивание» и «перехват» и варианты ответа проговаривают и демонстрируют друг другу.
Вырывание мяча осуществляется в ситуации, когда нападающий несколько ослабил контроль над мячом. Наиболее подходящим для этого считается момент опускания мяча вниз после овладения им (при ловле, передаче или взятии отскока), а также момент поворота спиной к атакуемой корзине после прерванного ведения. Сблизившись с соперником, защитник должен обхватить мяч руками как можно глубже (одной сверху, другой снизу) и сделать резкое движение на себя с одновременным поворотом туловища в сторону опорной ноги. Поворот мяча вокруг горизонтальной оси облегчает преодоление сопротивления противника.
Самооценивание и взаимооценивание учащимися работы с целью контроля качества выполнения данного вида занятий (знаком с данными понятиями).
Выбивание мяча из рук соперника осуществляется, как правило, после активного противодействия владению мячом за счет неглубоких выпадов к нападающему и возвращению обратно в и.п., сопровождающихся движением вытянутой вперед рукой. В удобный момент следует короткий удар по мячу сверху или снизу кистью с плотно прижатыми пальцами. Наиболее эффективным принято считать выбивание снизу в момент ловли мяча нападающим, в частности при приземлении после овладения мячом в прыжке и недостаточном его укрывании.
Самооценивание и взаимооценивание учащимися работы с целью контроля качества выполнения данного вида занятий (знаком с данными понятиями).
Выбивание при ведении мяча требует умения защитника оттеснить нападающего к боковой линии, подстроиться ему за спину, набрав ту же, что и он, скорость, и, определив ритм ведения, выбить мяч сзади ближайшей к сопернику рукой в момент поднимания его после отскока. Очень результативно выбивание мяча сзади в начальный момент ведения. Выбить мяч можно и сбоку по отношению к сопернику ближайшей к нему рукой, передвигаясь на одинаковой с ним скорости.
Самооценивание и взаимооценивание учащимися работы с целью контроля качества выполнения данного вида занятий (знаком с данными понятиями).
Перехват мяча. В данном случае достаточно из закрытой стойки сделать шаг дальней от мяча ногой, оставляя за спиной соперника, и поймать мяч. Защитник, владеющий достаточной реактивностью, может спровоцировать необходимую ему для перехвата передачу. Для этого он умышленно отдаляется от нападающего на 1 — 2 м, как бы притупляя его бдительность, и, находясь на согнутых ногах, смещается немного в сторону мяча, внимательно наблюдая за мячом и соперником периферическим зрением. Особенно удобны для перехвата мяча длинные поперечные или продольные передачи.
Игра «Собачка».
Самооценивание и взаимооценивание учащимися работы с целью контроля качества выполнения данного вида занятий (знаком с данными понятиями).
2. В движении в группах: 1) 1 защитник против 2 нападающих - Два игрока нападения выполняют передачи без заметной смены позиций и продвижения к корзине соперников. Защитник после передачи от опекаемого игрока должен быстро отступить спиной к своей корзине на 1-2 шага назад и занять позицию примерно на равном расстоянии между игроком владеющим мячом и опекаемым игроком. Защитник должен видеть, как опекаемого игрока, так и игрока с мячом. При обратной передаче к опекаемому игроку защитнику необходимо быстро вместе с передачей вернуться к нему в позицию между ним и собственной корзиной примерно на расстояние вытянутой руки. Выполняется несколько передач, сначала с длинными паузами между ними, затем паузы сокращаются.
2) то же, но нападающие имеют право вести мяч
Самооценивание и взаимооценивание работы учащихся, согласно критериям знаком и усвоил данные понятия, и могу продемонстрировать.
3мин
1мин
3мин
1мин
3мин
1мин
5мин
1мин
10 мин
1мин
Контроль правильности объяснения и выполнения задания
Добиться понимания учащимися, что при правильном выполнении «вырывания», «выбивания» и «перехвата» результат игры будет выше.
Учитель наблюдает за работой учащихся, корректирует их действия, указывает на ошибки, поощряет и подбадривает их
Учащиеся демонстрируют как они научились выполнять «вырывание», «выбивание» и «перехват»
Чтобы успешно осуществить защитное действие, важно мгновенно среагировать на выпуск мяча и резко броситься к нему.
ЗЧУ 5 мин
Построение.
Рефлексия. Возвращение к теме и задачам урока. Учитель предлагает детям описать свое настроение и самочувствие, сформулировать, какие новые моменты игры в баскетбол они освоили, о чем узнали, как это пригодится им при игре в баскетбол.
Освобожденные от занятий учащиеся озвучивают результаты оценивания ребят, за которыми наблюдали.
Опережающее домашнее задание:
1. Ключевое слово «накрывание мяча»
2. Описать свои впечатления об уроке в письменной форме с целью проверки саморегуляции учащихся.
При выходе из зала учащиеся наклеивают на листы стикеры, отражая свое отношение к уроку (понравился урок, не понравился урок)
30сек
4 мин
30сек
Учитель выслушивает мнения учащихся, анализирует их размышления.