Данная программа физкультурно - оздоровительной направленности
В современном мире с его безграничными коммуникативными возможностями трудно представить себе свободного, образованного и успешного человека способного жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира без знания о физической культуре. Освоение основ физической культуры дает учащимся возможность приобщения к источнику информации о спортивном мире, а также расширения кругозора, общей культуры, личностной ориентации. Но в рамках урока нельзя решить весь разнообразный спектр задач, стоящих перед учителем и учениками, особенно если речь идет об изучении оздоровительных систем, когда количество часов ограничено. В таком случае большое значение должно быть уделено повышению мотивации учащихся и формированию устойчивого интереса к физической культуре, а также стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию.
Поддержанию постоянного интереса к предмету способствует кружок «Азбука здоровья».
Кружок является реализацией программы углубленного изучения предмета в условиях безоценочной системы, продолжением практического применения знаний и умений и навыков, полученных на уроках. Кружок способствует активизации познавательных интересов во внеурочное время, формирует социальную активность, определяет поведенческие нормы.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования физической культуры в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность программы заключается в том, что настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растет количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата.
Целью данной рабочей программы является укрепление здоровья, предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Задачи:
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья;
Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания;
Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы;
Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции;
Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.
1.Планируемые результаты изучения учебного курса.
1.1 Метапредметныерезультаты освоения физической культуры.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
1.2 Знания о физической культуре
Ученики научатся:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
Ученики получит возможность научиться:
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
1.3Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Ученики научатся: использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
Ученики получит возможность научиться:
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
1.4 Физическое совершенствование
Ученики научатся:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
Ученики получит возможность научиться:
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
2.Содержание программы
2.1 Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
2.2 Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека. Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
2.3 Физическая культура человека.
Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
2.4 Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
3.Календарно тематический план «Азбука здоровья»
№
занятия
Темазанятия
Количество часов
Дата проведения
план
Факт
1
Правила безопасности на занятиях в спортивных секциях
1
2
Работа с мячом. Подвижные и спортивные игры ОФП
1
3
Подвижные и спортивные игры. Упражнения с мячом. ОФП
1
4
ОПУ. Подвижные и спортивные игры. Упражнения с мячом ОФП
1
5
ОПУ. Подвижные и спортивные игры ОФП
1
6
ОПУ. Подвижные игры с бегом ОФП
1
7
ОПУ. Подвижные игры с бегом ОФП
1
8
ОПУ. Подвижные игры с прыжками ОФП
1
9
ОПУ. Подвижные игры с бегом и прыжками ОФП
1
10
ОПУ. Подвижные игры с бегом и прыжками ОФП
1
11
ОПУ. Подвижные игры с метанием меча ОФП
1
12
ОПУ. Подвижные игры с метанием меча ОФП
1
13
ОПУ. Подвижные игры с метанием меча в цель ОФП
1
14
ОПУ. Подвижные игры с метанием меча в цель ОФП
1
15
ОПУ. Подвижные игры с метанием меча в цель ОФП
1
16
ОПУ. Задания по станциям
1
17
ОПУ. Задания по станциям
1
18
ОПУ. Задания по станциям
1
19
ОПУ. Задания по станциям, игры с мячом
1
20
ОПУ. Задания по станциям, игры с мячом
1
21
ОПУ. Развитие спортивных сил, качеств
1
22
ОПУ. Развитие спортивных сил, качеств
1
23
ОПУ. Развитие спортивных сил, качеств
1
24
Развитие силы ОФП. Игры
1
25
Развитие силы ОФП.
1
26
Круговая тренировка №1.
1
27
Круговая тренировка №2. Игры
1
28
Круговая тренировка №3
1
29
Общая физическая подготовка.
1
30
Общая физическая подготовка. Игры
1
31
Круговая тренировка №2. ОФП. Игры
1
32
ОПУ. Круговая тренировка №2
1
33
ОПУ. Круговая тренировка №2
1
34
Итоги года
1
Материально-техническое обеспечение
№
Название учебного оборудования
Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
Мячи баскетбольные
Стойки волейбольные универсальные
Сетка волейбольная
Мячи волейбольные
Мячи футбольные
Маты гимнастические
Аптечка медицинская
Компьютерная техника и интерактивное оборудование
№
Название учебного оборудования
Темы, в изучении которых применяется оборудование
Компьютер, экран, мультимедийный проектор
Знание о физической культуре;
Гимнастика с основами акробатики;
Лёгкая атлетика;
Лыжные гонки;
Спортивные игры;
Наблюдение и контроль за состоянием организма.
Список использованной литературы
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2015.- 223 с. – (Стандарты второго поколения);
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 152 с. – (Стандарты второго поколения);
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 215 с. – ( стандарты второго поколения);
Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М.: Просвещение, 2016;