Учебно-исследовательский проект «Зачем нужна утренняя зарядка»
«В здоровом теле - здоровый дух», - гласит древнеримская пословица. А здоровое тело нам не в последнюю очередь обеспечивают регулярные занятия спортом.
Актуальность.
В связи с проблемами со здоровьем школьников их физическое воспитание становится актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Если ребенок получает физические нагрузки только на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие из нас делают зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы её не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, для чего делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Гипотеза: Если будем выполнять зарядку каждый день , то наше здоровье окрепнет и мы будем меньше болеть.
Цель работы: расширение знаний о пользе утренней зарядки
Объект исследования: утренняя зарядка
Предмет исследования: знания о пользе утренней зарядки
Методы исследования: изучение литературы, сбор и изучение информации о пользе утренней зарядки, наблюдение, анкетирование, разработка комплекса упражнений утренней зарядки и распространение его среди учащихся и педагогов школы.
Задачи:
1. Разработать и провести анкету на тему «Зачем нужна утренняя зарядка, ее формы».
2. Сравнить результаты анкеты с научными знаниями.
3.Составить комплекс упражнений для физзарядки
4. Создать презентацию о значении утренней зарядки.
Влияние физической зарядки на организм ученика
Следствиями недостаточности физических нагрузок для ребенка становится повышение его заболеваемости простудными заболеваниями, нарушения в работе органов и систем, проблемы с весом. Правильное физическое воспитание школьников должно быть комплексным: и дома, и в школе ребенок должен получать посильные физические нагрузки. Особенно важную роль играет домашнее физическое воспитание школьников - ведь современные школьники часто вечер просиживают за компьютером или у телевизора. Домашнее физическое воспитание школьников начинается с привычки делать по утрам зарядку. При этом чтобы школьник понял, как важна утренняя зарядка, родители и сами должны показывать хороший пример. Приучать школьника к утренней зарядке лучше всего в форме игры. Детям особенно нравится повторять все за родителями, поэтому хорошей практикой станет совместное проведение утренней зарядки. Нужно приучать ребёнка побольше двигаться в его повседневной жизни: пусть бодрым шагом пройдёт пешком; пусть не поднимается на лифте на второй-третий этаж, а пользуется лестницей. Физическое воспитание школьников ложится во многом на плечи родителей, и нужно приложить максимум усилий, чтобы школьник вырос здоровым и хорошо развитым.
Найдем значение слова «зарядка» - запас энергии, бодрости, физических сил. Толковый словарь Ушакова Д.Н. Зарядка - совокупность оздоровительных гимнастических упражнений Толковый словарь Ожегова C.И.
Что такое «зарядка»? Зарядка - комплекс физических упражнений, выполняемых, как правило, утром, с целью разминки мышц и суставов. В комплекс обычно входят упражнения для мышц шеи, спины, живота, ног и рук. Типичные упражнения: потягивания, наклоны, приседания, отжимания.
Результаты опроса (приняли участие 25 учащийся нашего класса)
1.Делаеете ли вы утреннюю зарядку дома? Да- 17, нет -2 ,часто -17, иногда- 6
2. Делаете ли вы её с удовольствием? Да -16, нет -3, часто – 16, иногда- 4
3. Знаете ли вы о значении утренней зарядки? Да- 23, нет –2
4. Из каких источников вы узнали о значении утренней зарядки? От учителя -15, от друзей- 2, от- родителей 8
5. Посоветуете ли вы одноклассникам делать утреннюю зарядку? Да -21, нет- 4
6. Влияет ли утренняя зарядка на вашу работу в течении дня? Да, положительно- 17, нет- 2
7. Чтобы вы хотели изменить в проведении зарядки? Разнообразить комплекс упражнений, добавить музыку.
Ответы учащихся на вопрос: «Зачем нужна утренняя зарядка в школе?
Чтобы не болеть, чтобы не быть усталым, чтобы на уроках быть бодрым, чтобы проснуться, для бодрости, для укрепления костей, ума, рук, чтобы быть здоровым, делает нас сильными, чтобы у школьников была утренняя энергия, чтобы не засыпать на уроке. И лишь два ученика считают, что зарядка не нужна, они от неё устают.
Какой вывод можно сделать из ответов опрошенных учащихся? Почти все дети нашего класса выполняют зарядку и делают её с удовольствием, большая часть детей узнала о значении зарядки от учителя, на большинство учащихся зарядка влияет положительно, зарядка способствует физическому развитию, стимулирует учебную деятельность, даёт возможность чувствовать себя бодрее.
А что думают о зарядке специалисты? Физиологи подсчитали, что растущему организму необходимо никак не меньше 10 часов физкультурных занятий в неделю. Утренняя зарядка и гимнастика необходима до занятий в школе. После сна, который продолжается у детей 7-10-летнего возраста 10-11 часов, функции организма понижаются, дыхание становится поверхностным, замедляется деятельность сердца, расслабляются мышцы, снижается кровяное давление. Поэтому после пробуждения у ребенка некоторое время сохраняется сонливое, несколько заторможенное состояние. Велико значение ежедневной утренней зарядки как важного средства воспитания организованности и дисциплины, развития воли и характера младшего школьника.
Какой вывод мы сделаем из слов специалистов? По мнению специалистов можно сформулировать основные выводы о значении утренней зарядки: обеспечивает быстрое приведение организма после сна в бодрое состояние, повышает дееспособность функциональных систем организма, активизирует физическую и умственную работоспособности, закаливает и формирует устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов, совершенствует волевые качества и психическую устойчивость.
Утренняя зарядка очень полезна, несмотря на свою простоту. Вам достаточно только заставить себя в течение хотя бы 15 минут выполнять комплекс упражнений (потягиваться, сгибаться, прыгать и махать руками и ногами), и ваш день будет начинаться с радостных эмоций, организм быстро и легко проснется, и вы с хорошим настроением отправитесь в школу.
В годы СССР популярной была производственная гимнастика, выполняемая во всех предприятиях и учебных заведениях. В определенное время из фактически постоянно включенного радиоприемника доносилась веселая музыка, и жизнерадостный диктор начинал проводить упражнения. Работа на заводах и фабриках останавливалась и все сотрудники начинали энергично разминаться.
Никто не спорил с тем, что все это было чрезвычайно полезно. Сам механизм добровольно-принудительного выполнения зарядки вызывал у людей неприятие. Да и выполняя комплексы упражнений утренней зарядки на работе или в школе, люди не проявляли энтузиазма и выполняли упражнения вяло.
Главное в утренней зарядке - чувство меры. Не стоит превращать ее в тренировку с повышенной нагрузкой: вам всего лишь требуется проснуться, размять суставы и подвигаться.
Для примера несколько простых, но действенных упражнений, которые помогут сделать утреннюю зарядку приятной и привычной процедурой.
1. Ноги врозь, руки к плечам. Поднимаем руки вверх, хорошо потянувшись - вдох, опускаем к плечам - выдох.
2. Ноги вместе, руки перед грудью, пальцы рук соединены «в замок». Не разжимая пальцев, выпрямляем руки влево, поворачиваем их вправо ладонями кверху. Повторяем упражнение в другую сторону. Дыхание произвольное.
3. Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Начинаем круговые движения выпрямленными руками, одновременно с силой сжимая и разжимая пальцы. Дыхание произвольное.
4. Пятки вместе, носки врозь, руки свободно опущены. Наклон вправо, правая рука скользит по бедру, левую руку заводим за голову - выдох, возвращаемся в исходное положение - вдох. Повторяем упражнение в другую сторону.
5. Ноги на ширине плеч, руки положили на спинку стула. Делаем круговые движения нижней частью туловища, как будто вращаем обруч - сначала в одну сторону, потом в другую. Дыхание произвольное.
6. Стали прямо, руки на спинке стула. Левую выпрямленную ногу отводим в сторону на максимальную высоту, затем делаем то же упражнение для правой ноги. Дыхание произвольное.
7. Сели на коврик, руки за спиной. Поочередно поднимаем и опускаем выпрямленные ноги, дыхание произвольное.
8. Легли на коврик, руки вдоль туловища. Садимся, помогая себе руками, затем возвращаемся в исходное положение, дыхание произвольное.
Результат опроса показал, что мои одноклассники мало упражнений для зарядки знают, поэтому рекомендую следующий комплекс физической зарядки для учеников 3 класса:
1. Ходьба на месте в ускоряющемся темпе. Длительность - 1 минута.
2. Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая опущена. Выполнять махи руками попеременно. Длительность - 30 сек.
3.Стоя, руки на поясе. Наклон туловища вправо. Исходное положение. Наклон туловища влево. Исходное положение. Длительность - 30 сек.
4.Упор лежа. Сгибание и разгибание рук (отжимания от пола) - 10 раз. ( можно 20)
5. Стоя, ноги на ширине плеч. На раз - упор присев, на два - встать (приседания). 20 раз.
6. Лежа на спине, руки за головой. Подъем туловища
( упражнение на пресс). 10 раз.
7. Стоя, руки опущены. Делая вдох, поднять руки через стороны вверх, на выдохе опустить.
Вывод:
Таким образом, я подтвердила свою гипотезу, что занимаясь физической зарядкой каждый день, мое здоровье окрепнет и я не заболею. Поэтому, ежедневное выполнение комплекса утренней гимнастики является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики и в отдельных случаях - лечения заболеваний, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение дня. Зарядка полезна, для растущего организма. И мы сами себе можем помочь сохранить своё здоровье.
Список использованной литературы
1. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … – Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940.
2. Интернет ресурсы – http://steroidman.ru/fitness/1389- utrennya...prazhnenij.html - http://steroidman.ru/fitness/1389-%20utrennya...prazhnenij.html
3. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы: Методические рекомендации. В.И. Ковалько - 2-е изд
4. Оздоровительно-развивающие игры для школьников./О.В.Козырева.-М.: Просвещение, серия: Школьное воспитание, 2007