kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни школьников".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта создание здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса для формирования у учащихся потребности здорового образа жизни.Над проектом работала обучающаяся МБОУ "СОШ №5" 11 "Б" класса Рассолова Анна под руководством Титовой Татьяны Ивановны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни школьников".»

Городская научно-практическая конференция школьников

«День науки»













Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни школьников.

Секция «Естественно-научные дисциплины»

Реферативно-исследовательская работа
























Автор работы:

Обучающаяся 11 Б класса

МБОУ «СОШ №5»

Рассолова Анна

Руководитель: учитель физкультуры Титова Т.И.

МБОУ «СОШ№5»




Курчатов 2015



Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………….4стр.

  2. Теоретическая часть………………………………………………………....5-6стр.

  1. Составляющие здоровья.

  2. Влияние занятий на здоровье человека.

  3. Здоровьесберегающие технологии в школе.

  1. Исследовательская часть…………………………………………………….7-9стр.

  1. Статистика заболеваний.

  2. Аспекты ЗОЖ.

  3. Работа с учащимися.

  4. Работа с родителями.

  5. Предполагаемые результаты.



  1. Вывод…………………………………………………………………………10 стр.

  2. Литература……………………………………………………………………11 стр.

  3. Приложения……………………………………………………………….12-13 стр.


Цель: создание здоровьесберегающих условий организации учебно-воспитательного процесса для формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  1. Разработать комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья ребёнка в условиях массового обучения;

  2. Вооружение детей знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими здоровый образ жизни.

  3. Установить эффективные пути взаимодействия с родителями, с различными специалистами в области здоровье обеспеченье.

  4. Обеспечение гармонического развития форм и функций детского организма, повышение устойчивости к неблагоприятным влияниям окружающей среды.

Объект исследования: обучающиеся МБОУ «СОШ № 5».

Методы:

  1. Апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровье сберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.

  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, сентябрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности (анкетирование).

  3. Создание благоприятного психологического климата в классах.

  4. Пропаганда здорового образа жизни среди школьников, их родителей и жителей социума.

Введение.

Физическая культура в цивилизованном обществе рассматривается как совокупность достижений в создании и использовании специальных средств, методов и условий физического совершенствования человека. Она является продуктом сознательной деятельности общества.

Физическая культура в общеобразовательной школе понимается как педагогический процесс телесного и интеллектуального воспитания учащихся. Она имеет большое общественно-социальное значение и в первую очередь направлена на физическое развитие, оздоровление занимающихся физическими упражнениями, формирование личности, подготовку школьников к жизни и деятельности при условии обеспечение безопасности жизнедеятельности. В период занятий физической культурой реализуются цели российской системы физического воспитания, решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи физического воспитания школьников, осуществляется обучение учащихся самостоятельным занятием физическими упражнениями в школе, в домашних условиях. Важно, чтобы после обучения в школе юный гражданин, став взрослым, в течение всей дальнейшей жизни занимался физической культурой и спортом, а также знал принципы правильного физического воспитания своих будущих детей.

Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитание – это совокупность приемов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при которой выполняются как минимум 3 требования:

  1. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

  2. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьсберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе.

  3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  • Средства двигательной направленности.

  • Оздоровительные силы природы.

  • Гигиенические факторы.






















Теоретическая часть.

Составляющие здоровья.

Согласно заключению экспертов Всемирной организации охраны здоровья, уровень здоровья человека на 20% зависит от состояния окружающей среды, на 10% – от деятельности системы охраны здоровья, на 20% – от наследственных факторов, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт. (Приложение 1.)

Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.



Влияние занятий на здоровье человека.

Физическое здоровье можно оценивать, измерять, можно и нужно контролировать. К позитивным критериям (измерителям) здоровья относятся такие показатели, как качество жизни и ожидаемая ее продолжительность, физическая работоспособность, частота сердечных сокращений в покое, артериальное давление и т. д.

Приведем примеры положительного влияния занятий физической культурой и спортом на позитивные критерии физического и психического здоровья и уменьшение заболеваний.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и приспособительные возможности сердечнососудистой, дыхательной систем организма человека, способствуют увеличению общей приспособленности организма к неблагоприятным условиям внешней среды. В результате регулярных физических тренировок повышается активность ряда ферментов и увеличивается количество капилляров в мозговой ткани, оптимизируются функции центральной нервной системы.

Умеренные физические нагрузки увеличивают работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышают защитную функцию крови.

В покое у физически неактивных людей ЧСС составляет 72-84 удара/минуту. Сердце же натренированного спортсмена в покое 60 уд./мин., а у высококвалифицированных бегунов, лыжников достигает 36-38 уд./мин. За сутки у малоактивных людей сердце совершает 14000 лишних сокращений за день, что повышает изнашивание сердца.

В результате систематических занятий физическими упражнениями улучшается дыхательная система. Хорошо развитый дыхательный аппарат – надежная гарантия полноценной жизнедеятельности. У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время в аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, спортивные игры: баскетбол, футбол, атлетическая гимнастика, аэробика, что и входит в школьную программу.

Здоровьесберегающие технологии в школе.

Урочные занятия используют для достижения определенных результатов в развитии физических качеств и обучении дыхательным действиям, в формировании телосложения и поддержании уровня общей физической подготовленности.

Под системой физических упражнений понимается определенная совокупность специально отобранных упражнений и комплексов, имеющих общий характер взаимодействия на организм.

Школа - это не только учреждение, куда на протяжении многих лет ребёнок ходит учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет.

Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии - охраны и укрепления здоровья детей. В Законе РФ «Об образовании», статьи 51 сказано «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовке, в целостном развитии, физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Физическая культура является ведущим, но не единственным компонентом образовательной области в средней школе. Его освоение осуществляется в едином содержании в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях.

Современная школа нуждается в разработке целостной системы по формированию ЗОЖ, направленной на стабилизацию и улучшение состояния здоровья детей. При этом здоровье ребёнка должно пониматься как единое целое, которое состоит из отдельных, но тесно взаимосвязанных аспектов: духовного, физического, психического и социального здоровья.































Исследовательская часть.


Статистика заболеваемости.

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе, снижена их двигательная активность, недостаточно занимаются физическим трудом, а большую часть досуга проводят в помещении за просмотром телепередач и видеофильмов, играют на компьютерах. Одной из важных характеристик образа жизни является питание, которое не всегда полноценно. На здоровье детей неудовлетворительно влияет несоблюдение гигиенических норм, естественного и искусственного освещения рабочих мест, несоответствие размера школьной мебели росту учащихся, усложнение учебных программ и общей нагрузки учащихся.

Статистические данные по школе свидетельствуют об увеличении детей со стойкими хроническими заболеваниями, а так же рост близоруких детей.

В школе около 4% детей относятся к категории лиц с проблемами в развитии и нуждающихся в коррекционно-развивающем обучении, а 2% детей-первоклассников не готовы к обучению в школе. В начальных классах 96 человек болели в течение года 4 раза. По наблюдениям и проведенным в конце года тестам оказалось, что у 8 человек тревожное состояние, 4 ребенка проявляют агрессию по отношению к одноклассникам.

Росту заболеваемости и инвалидности, способствует ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы школы, отсутствие для большинства детей возможности оздоровления и полноценного отдыха в летнее время, использование компьютерной техники низкого качества.

Поэтому возникла необходимость изменить условия и организацию учебно-воспитательного процесса.


Аспекты ЗОЖ.

В ходе исследования я выяснила, что к основным компонентам ЗОЖ можно отнести:

  • Режим дня;

  • Правильное питание;

  • Культура движения;

  • Закаливание;

  • Гигиена.

  • Психическое здоровье.


Режим дня для школьника - это наиболее рациональное распределение времени суток на периоды работы, сна и отдыха. Строится режим дня не только школьника, но и любого человека, на основе биологических ритмов человеческого организма.

Наиболее важными основами распорядка дня школьника являются занятия в школе и дома, активный отдых, который максимально возможное время должен проходить на свежем воздухе, правильный и полноценный режим здорового питания, свободное личное время, в которое ребёнок будет заниматься тем, что ему нравится, здоровый и полноценный сон. При чётком соблюдении строгого распорядка дня школьником у него быстро выработаются привычки, и вскоре он сам начнёт его соблюдать без всяких напоминаний, что серьёзно повысит его работоспособность. Но, как мы помним, ребёнок это всегда яркая индивидуальность, поэтому режим дня необходимо составлять для школьника исходя из его личных и возрастных особенностей. Я составила примерный распорядок дня школьника. (Приложение 2.)


Правильное питание.

Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.


Основные принципы рационального питания:

  • Обеспечение баланса;

  • Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах;

  • Соблюдение режима питания.

На основе данных, я составила график правильного питания. (Приложение3.)


Культура движения.

Культура здоровья и культура движения — два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.

Основными условиями формирования двигательной культуры являются:

1.Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

2.Развитие воображения при выполнении двигательных действий;

3.Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

В процессе воспитания двигательной культуры ребенок приобретает знания, необходимые для сознательной двигательной деятельности, овладевает способами деятельности и опытом их реализации, а также происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы.


Закаливание - система процедур, направленных на повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных воздействий внешней среды.

Оно имеет большое значение: поднимает работоспособность и выносливость организма, заключает в себе культуру волевых усилий, помогающих устоять в серьёзных испытаниях, формируются такие черты характера, как настойчивость, целеустремлённость, воля к достижению поставленной цели. Закаливающие процедуры нормализуют состояние эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным, уравновешенным, они придают бодрость, улучшают настроение. Следовательно, закаливание - это обширная система мер воспитательного и гигиенического характера, направленная на повышение устойчивости человека переносить без вреда для здоровья и работоспособности пребывание в неблагоприятных метеорологических условиях, а также мер по расширению его физиологических резервов. Я провела опрос среди обучающихся 9-11 классов, и получили следующие результаты. (Приложение 4.)


Личная гигиена.

Гигиена-это одна из наук о здоровье человека, средствах и методах его сохранения и укрепления.

Личная гигиена - это соблюдение основных принципов и правил данной науки каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни. Гигиена дает знание о здоровье, о том, как его сохранить и укрепить. Следование правилам личной гигиены предусматривает, прежде всего, рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви.

Соблюдать правила личной гигиены исключительно важно в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Строгое их выполнение способствует повышению эффективности воздействий учебно-тренировочных и оздоровительных занятий, сохранение и укрепление здоровья.



Психическое здоровье.

Психическое здоровье является составным элементом здоровья и рассматривается как совокупность психических характеристик, обеспечивающих динамическое равновесие и возможность выполнения ребенком социальных функций.

Психическое здоровье предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций.

Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье школьников, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в школе.


Работа с учащимися.

Уроки здоровья помогают воспитать потребность в здоровом образе жизни. Так как ребёнок должен быть здоров не только физически, но и психически, то необходимо формировать адекватную самооценку у детей.

Важное также имеет значение физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: гимнастика до учебных занятий, занятия физическими упражнениями на больших переменах. Не маловажное значение среди внеурочных форм принадлежит занятиям в спортивных секциях, физкультурным праздникам, дням здоровья, туристическим походам. Внеурочные формы организации занятий направлены на углубление знаний, расширение и закрепление двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достижение более высокого уровня развития двигательных способностей.


Работа с родителями.

Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровье сберегающее образование, основанное на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи. При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.


Работа с семьей ведется по следующим направлениям:

1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни.

2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.

3. Приучение школьников к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.


Предполагаемые результаты.

  • Снижение ОРЗ у учащихся.

  • Положительная динамика психологического состояния.

  • Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость»

  • Снижение заболеваний опорно-двигательной системы.

  • Повышение приоритета здорового образа жизни.

  • Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

  • Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.











Вывод.

В ходе исследования, я выяснила, что положительных результатов мы можем достигнуть только тогда, когда в этом будут заинтересованы не только учителя и родители, но и сами дети. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошел в быт каждой семьи, а также стал потребностью каждого человека.










































Литература.

  1. Безруких М.М ., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

  2. Журнал «Физическая культура в школе» №6 статья В.И.Ляха 2005 г.

  3. Лях В.И., Кофман Л.Б. «Учебник для образовательных организаций». Москва.

  4. Лях В.И. « Учебник для образовательных организаций» Москва. «Просвещение». 2014г.

  5. Харабуги Г.Д. «Теория и методика физического воспитания» Москва 1969 г.

  6. Сальшисова Г.П. «Физическое развитие школьников». Москва. «Просвещение». 1968 г

  7. Сократов Н.В., Тиссен П.П. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школьников». Оренбург. Издательство ОГПУ. 2007 г.

  8. . Харабуги Г.Д. «Теория и методика физического воспитания» Москва 1969 г.
































Приложения.



Приложение 1.



Приложение 2.








Приложение 3.


Приложение 4.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Здоровьесберегающие технологии и их роль в жизни школьников".

Автор: Титова Татьяна Ивановна

Дата: 22.12.2015

Номер свидетельства: 269335

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Здоровьесберегающие технологии на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(61) "zdoroviesbierieghaiushchiietiekhnologhiinaurokakhghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "267678"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450438352"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Практический опыт использования здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "praktichieskii_opyt_ispol_zovaniia_zdorov_iesbierieghaiushchikh_tiekhnologhii_na"
    ["file_id"] => string(6) "436873"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1509877817"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "202457"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429258665"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Здоровьесберегающие технологии в условиях Крайнего Севера "
    ["seo_title"] => string(75) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-usloviiakh-krainiegho-sieviera"
    ["file_id"] => string(6) "170289"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423533880"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(65) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie-2"
    ["file_id"] => string(6) "152766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420901914"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства