на тему: «Вред гиподинамии и польза двигательной активности».
Выполнила: ученица 10 «а» класса
МОУ «СОШ №10»
Колесникова Анисья
Руководитель: учитель
физической культуры
Тимощук Ольга Валерьевна
Саратов 2022
Содержание
Введение …………………………………………………………… … с. 3
Теоретическая часть ………………………………………………….... с. 4 – 10
Практическая часть ………………………………………………….… с. 11 – 12
Заключение ……………………………………………………………... с. 13
Список использованной литературы …………………………………. с. 14
Введение.
Движение - естественная потребность организма человека. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась очень тесная связь между его двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.
При этом было замечено, что дети и подростки всё меньше двигаются: сидят за партами в школе, сидя делают уроки, потом сидят за компьютером или перед телевизором.
В наше время очень актуальна проблема здоровья школьников, которое с каждым годом все больше ухудшается, поэтому тема гиподинамии особенно актуальна.
Целью нашей работы является рассмотрение влияния двигательной активности на организм.
Задачи:
1. рассмотреть вред гиподинамии;
2. рассмотреть и проанализировать пользу двигательной активности.
Теоретическая часть.
Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме, улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствуя развитию умственной деятельности. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни. Некоторые исследователи утверждают, что в нашем веке физическая нагрузка уменьшилась в 100 раз, по сравнению с предыдущими столетиями. Если как следует разобраться, то можно прийти к выводу, что в этом утверждении нет или почти нет никакого преувеличения.
При возникновении гиподинамии (недостаток движения), а также с возрастом появляются негативные изменения в органах дыхания. Снижается амплитуда дыхательных движений. Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объём остаточного воздуха, что неблагоприятно сказывается на газообмене в лёгких. Жизненная ёмкость лёгких также снижается. Всё это приводит к кислородному голоданию. В тяжелых случаях может развиться легочная недостаточность, при этом даже незначительные мышечные усилия вызывают приступы сильной одышки. В тренированном организме, наоборот, количество кислорода выше (при том, что потребность снижена), а это очень важно, так как дефицит кислорода порождает огромное число нарушений обмена веществ. Значительно укрепляется иммунитет.
Стрессы оказывают на организм сильнейшее разрушительное действие. Положительные эмоции наоборот способствуют нормализации многих функций. Физические упражнения способствуют сохранению бодрости и жизнерадостности. Физическая нагрузка обладает сильным антистрессовым действием. От неправильного образа жизни или просто со временем в организме могут накапливаться вредные вещества, так называемые шлаки. Кислая среда, которая образуется в организме во время существенной физической нагрузки окисляет шлаки до безвредных соединений, а затем они с лёгкостью выводятся. Как видите, благотворное влияние физической нагрузки на человеческий организм поистине безгранично! Сниженная активность ведёт ко многим нарушениям и преждевременному увяданию организма!
Особое внимание двигательной активности необходимо уделять школьникам. Двигательная активность детей является биологической потребностью, которая очень часто подавляется в процессе обучения в школе. Возникающая гипокинезия неблагоприятно сказывается на умственной работоспособности школьников и на функциональном состоянии школьно-значимых функциях. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно–сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению. У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82 – 85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 – 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 – 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 – 10 классе меньше, чем в 6- 7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики. Так же учёные установили, что 6 – 7 летние дети, уже принятые в школу, отстают в росте и массе тела и мозгов от сверстников, не посещающих учебное заведений. Разница к концу года оказывается значительной: у мальчиков различие в росте составляет3,2 см. в массе тела 700 гр., а у девочек – соответственно 0,9 см. и 1 кг. 300 гр. Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность. Двигательный режим школьника складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроках физической культуры, занятия в кружках и спортивных секциях, прогулок перед сном, активного отдых в выходные дни. При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья. Рационально организованная двигательная активность в образовательном процессе позволяет: - снять перенапряжение и переутомление, - повышает работоспособность, - способствует сохранению здоровья учащихся, - создаёт условия для повышения учебной мотивации. Двигательная активность является важнейшим элементом здоровьесберегающих технологий в обучении. Нормы двигательной активности Научными исследованиями установлена причинно-следственная связь между величиной суточной двигательной активности школьников и группой их здоровья. Школьники, отнесенные к 1-й группе здоровья, имеют достаточный уровень повседневной двигательной активности. Они охвачены не только обязательными формами физического воспитания, трудового обучения в школе, но и занимаются в спортивных секциях и кружках, участвуют в туристических походах, спортивных развлечениях. И наоборот, школьники с недостаточной двигательной активностью относятся ко 2-й или 3-й группе здоровья, т. е. имеют различные морфо-функциональные отклонения, страдают хроническими заболеваниями. Замечено, что заболеваемость школьников с высокой двигательной активностью ниже по сравнению с их недостаточно активными сверстниками. В таком случае, может быть, школьник должен бегать с утра до вечера и чем больше он будет двигаться, тем лучше? Тоже нет! Суммарная величина двигательной активности не должна быть ни слишком большой, чтобы не превышать возможности детей, ни слишком малой, иначе она утратит тренирующее значение и не удовлетворит биологическую потребность организма. Только при оптимальной величине суточной двигательной активности будет достигнут наибольший оздоровительный эффект. Такая оптимальная величина рекомендуется в качестве гигиенической нормы.
Гигиеническая норма суточной двигательной активности школьников (по данным А.Г.Сухарева)
Возрастные группы (в годах)
Локомоции (число шагов в тыс.)
Продолжительность двигательной активности (часы)
8 – 10 (оба пола)
11 – 14 (оба пола)
15 – 17 (юноши)
15 – 17 (девушки)
15 – 20
20 – 25
25 – 30
20 - 25
3,0 – 3,6
3,6 – 4,8
4,8 – 5,8
3,6 – 4,8
В таблице употребляется термин «локомоции». Это не только ходьба, но и бег, прыжки, которые регистрируются шагомером. Единицей измерения локомоции является шаг. Гигиенический норматив имеет две границы – нижнюю и верхнюю. Наилучшей будет активность в пределах этих границ. Чтобы определить ежедневный объем активирующей нагрузки, необходимо учесть общее время выполнения всех физических нагрузок с интенсивностью ЧСС выше 90 – 100 уд/мин. затем надо сопоставить результат с возрастной и половой нормами двигательной активности и установить разницу (в часах), которая и показывает величину дополнительной нагрузки. Например, у школьника 14 лет выполнение бытовых и физкультурных нагрузок с интенсивностью ЧСС более 100 уд/мин – 2 часа. Норма двигательной активности для него – 3,6 – 4,8 ч. Следовательно, ему необходима дополнительно специальная активирующая нагрузка (прогулки, подвижные игры, домашняя уборка, работа в саду, катание на велосипеде и д.п.) в объеме 1,6 – 2,8 ч. Отличительная черта нормирования двигательной активности детей и подростков – учет возрастных особенностей. Чем старше возраст, тем большая величина суточной двигательной активности рекомендуется в качестве нормы. Нормы двигательной активности зависят и от пола детей. Двигательная активность девочек на 5 – 10% ниже, чем мальчиков соответствующего возраста. Эти различия в наибольшей степени проявляются в подростковом возрасте, когда активность девушек может быть на 20 – 25% ниже, чем юношей. У мальчиков по сравнению с девочками моторная доминанта более выражена в любом возрасте, особенно в 15 – 17 лет. Естественно, не надо выполнять сразу всю норму суточной двигательной активности. Ее необходимо рационально распределять на весь период бодрствования, причем наибольше число движений следует делать с 9 до 12 часов и с 15 до 18 часов. Наибольшая двигательная активность должна соответствовать суточному биологическому ритму. Движения распределяются неравномерно не только на протяжении дня, но и в недельном цикле, и в различные сезоны года. Ритм с периодом в неделю не является врожденным, но он проявляется в функционировании систем организма школьников. Недельный ритм можно считать социально обусловленным. Некоторое снижение суточной двигательной активности в отдельные дни учебной недели и последующее увеличение в воскресенье, т.е. в свободный от учебных занятий день, можно рассматривать как нормальное явление. Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологический ритм функций систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и пониженную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется и в течении недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг -высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять физической подготовке и занятиям спортом. Они снижают утомление. Что же такое утомление? Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы. Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Возможное колебание среднесуточной величины двигательной активности в различные сезоны года имеет биологическую причину. У детей в летний период наблюдается наивысшая по сравнению с другими сезонами года (особенно зимним) двигательная активность. По данным физиологов (в частности проф. Белозеровой Л.М.) минимальный двигательный режим составляет: - УГГ ежедневно по 15 минут - Занятия физическими упражнениями по 45 минут ежедневно - Ходьба примерно по 5 километров (10 тысяч шагов) в день. Но помимо минимального, есть еще и оптимальный двигательный режим: Для этого все перечисленное надо умножить на 100% (т.е. увеличить в 2 раза).
Врачи рекомендуют начинать выполнять физические упражнения с детьми грудного возраст. Для этого могут быть использованы безусловные рефлексы. Полезны и пассивные движения, массаж – они благоприятствуют физическому развитию ребенка. Следует отметить, что физическое и умственное развитие детей раннего возраста идет параллельно . Овладение движениями, ощупывание предметов руками стимулируют развитие центров речи. Важное значение в двигательной активности имеет формирование произвольных движений ребенка. Новорожденный имеет комплекс условных и безусловных рефлексов, который обеспечивает ему выживание в первые недели жизни. С развитием и созреванием нервной системы на базе этого комплекса формируются целевые, произвольные движения. Ребенок начинает следить за перемещением яркой игрушки, обучается дотрагиваться до нее и отталкивать, а потом и захватывать. Основной целью физической культуры в дошкольном возрасте – развивать и совершенствовать ходьбу, бег, лазанье. Зарядка, подвижные игры включают в работу большое количество мышц, улучшают координацию движений. Упражнения же, связанные с упором, висом, рассчитанные на развитие силы и выносливости, не рекомендуются. Хорошо развивает глазомер игра в мяч. Дошкольникам полезны игры, где надо перекатывать мяч к партнеру, дошкольникам среднего возраста – игры, в которых надо бросать мяч, старшим дошкольникам полезно метать мяч с определенного расстояния. Малышей 4 – 6 лет можно обучать плаванию, катанию на лыжах, коньках, велосипеде. В играх, которые рекомендуются младшим школьникам. У них совершенствуются двигательные навыки за счет усложнения тех упражнений, которые выполнялись ранее. При этом большое внимание нужно уделять правильной осанке и профилактике плоскостопия . Большое значение в начальной физической подготовке имеют упражнения, позволяющие совершенствовать мышечное чувство. Тренированный человек, в отличие от нетренированного, способен чувствовать работу мышечных групп, выполняющих вспомогательные движения. Нетренированные люди к этому не способны. Младшим школьникам полезны игры, где надо дозировать усилия – отрабатывать темп движения, размах, степень расслабления и сокращения мышц. Тогда постепенно нарастают скорость движений и их сложность. При играх с ребятами 4 – 7 классов полезно освоить правильную технику движения в усложненных условиях. Они могут использовать и спортивный инвентарь, но силовые нагрузки полезно ограничивать. Ребята этого возраста могут неплохо выжигать. Выпиливать, вязать, шить, бегать на короткие дистанции, участвовать в лыжных забегах, но силовую гимнастику лучше начинать в более позднем возрасте. Школьники 8 – 10 классов могут заниматься практически всеми видами спорта.
Физическая культура позволяет избежать таких заболеваний, как искривление позвоночника и плоскостопие. Осанкой называют привычное положение тела человека при стоянии, ходьбе, сидении. Оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц туловища. Физиологические изгибы позвоночника формируются к 6 – 7 летнему возрасту. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты и слегка опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут. Изгибы позвоночника нормальны. Чаще всего нарушение осанки возникает вследствие неправильного сидения: слишком низко наклоняются над столом, изгибают туловище в сторону. Но бывает и так, что плохая осанка вырабатывается сознательно. Так, некоторым кажется, что напряженное положение тела есть признак мужества. Вот и стоят, широко расставив ноги, наклонившись вперед. Из-за напряженности мышц теряется свобода движений, непринужденность, сочетание подтянутости и гибкости. К нарушениям осанки могут привести даже неудачно подобранные упражнения. Если в работу вовлекаются не все мышцы туловища, рук, спины, то нарушается симметрия движений, а это может отразится на позвоночнике и плечевом поясе. Плоскостопием называют деформацию стопы, при которой уплощаются ее своды. При поперечном плоскостопии нога опирается на все плюсневые косточки, а не на первую и пятую, как должно быть в норме. При продольном плоскостопии уплощается продольный свод стопы. Причиной заболевания могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, заболевание ног с нарушением кровообращения . При плоскостопии страдает мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. Пятки разворачиваются в сторону, большие пальцы поворачиваются в сторону мизинца и деформируют остальные. Проявляется болезнь ноющими болями в стопе, мышцах голени, пояснице, бедре. Нарушается походка. Ходьба босиком, правильно подобранная обувь, специальные упражнения способствуют профилактике плоскостопия.
Практическая часть
В целях выявить состояние двигательной активности среди обучающихся нашей школы, мы провели анкетирование среди школьников. В нем участвовало 50 человек разных возрастов (от 7 до 17 лет).
На первом этапе нами были изучены различные анкеты и на их основе составлена анкета, которая, с нашей точки зрения, позволяет наиболее полно изучить картину двигательной активности среди детей нашей школы.
Анкета:
Занимаетесь ли вы утренней гимнастикой дома? (да, нет)
Занимаетесь ли вы утренней гимнастикой в школе? (да, нет)
Сколько времени занимает у вас путь в школу и обратно домой?
Играете ли вы в подвижные игры на переменах в школе? (да, нет)
Занимаетесь ли вы пробежкой дома? (да, нет)
Занимаетесь ли вы спортивными упражнениями дома? (да, нет)
Часто ли вы гуляете на свежем воздухе? (да, нет)
Занимаетесь ли вы в спортивной секции? (да, нет)
Участвуете ли вы в спортивных соревнованиях. (да, нет)
Знаете ли вы о преимуществах физической, двигательной активности? (да, нет)
Были получены следующие результаты:
Номер в анкете
Кол-во ответов «да»
Кол-во ответов «нет»
1
18
32
2
0
50
4
15
35
5
7
43
6
32
18
7
38
12
8
21
29
9
19
31
10
42
8
На 3 вопрос анкеты ответили: 39 человек живут рядом со школой (не более 20 минут ходьбы); остальные 11 человек добираются на транспорте.
Вывод: Результаты анкетирования оказались не такими уж хорошими. Большинство школьников ведут неактивный образ жизни, и это приводит к плохой успеваемости в школе, слабому иммунитету.
По результатам анкетирования мы провели ряд классных часов среди младших школьников. Мы рассказали обучающимся 2 – 3 класса о вреде гиподинамии, они сделали для себя выводы и пообещали заниматься физической культурой чаще, чем они это делали до этого.
Таким образом: гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает нормальное здоровье и развитие школьников, составляет 6 – 15 часов организованных занятий в неделю. Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему организму, то необходимый уровень количества организованных (проводимых с преподавателем) и неорганизованных (осуществляемых самостоятельно в форме пребывания на свежем воздухе и играх) занятий должен составлять 12 – 30 часов в неделю.
Заключение.
Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Важно понимать - для нормального функционирования человеческого организма и сохранения здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. Особенно важно движение для растущего и формирующегося организма.
Тогда как наше исследование (анкетирование) показало, что современные школьники мало двигаются.
Исследовав различные источники, мы пришли к выводу, что гигиеническая норма двигательной активности, которая обеспечивает нормальное здоровье и развитие школьников, составляет 6 – 15 часов организованных занятий в неделю. Если учесть общую двигательную активность, требующуюся растущему организму, то необходимый уровень количества организованных (проводимых с преподавателем) и неорганизованных (осуществляемых самостоятельно в форме пребывания на свежем воздухе и играх) занятий должен составлять 12 – 30 часов в неделю.
Список использованной литературы.
1. Анатомия человека: учебник для техникумов физической культуры / Под ред. А.Гладышевой. М., 1977.
2. С.Л. Аксельрод. Спорт и здоровье. М.: Просвещение, 1987, 128 с.
3. Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек», М.: ИНФРА-М, 1999 г., 239 с.
4. В.С. Оганов, «Гипокинезия - фактор риска остеопороза» / ГНЦ РФ, Институт медико-биологических проблем, медицинский научно-практический журнал «Остеопороз и остеопатии», N 1, 1998г.
5. Колесов В.Д., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. Учебное пособие для 9-10 кл. ср. шк. М.: Просвещение, 1989, 191 с.