kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Гигиена и здоровье"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка к факультативному курсу «Гигиена и здоровье».

                          8 класс. (17 часов).

Факультативный курс «Гигиена и здоровье» рассчитан на 17 часов, разработан для учащихся 8 класса, которые изучают биологию человека. Относится к курсам направленным на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Предполагаемый курс направлен на получение знаний, ставших нормой жизни, осознанной повседневностью действий. Изучение данного курса поможет в дальнейшем учащимся осознанно и целенаправленно, согласно своим склонностям, определиться в выборе будущей профессии (специальности).

   Цели:

·        формирование навыков ухода за своим телом;

·        закреплять навыки гигиены умственного труда, что очень необходимо в сложной современной обстановке;

·        вырабатывание привычки соблюдать режим дня;

·        знакомство учащихся с некоторыми профессиями.

   Задачами курса являются:

·        освоение учащимися технологии ухода за кожей, ногтями, волосами;

·        умение правильно питаться, дышать;

·        умение закаляться;

·        умение долго сохранять работоспособность;

·      знакомство учащихся с профессиями врач-косметолог, парикмахер, психолог, психиатр.

            Примерное тематическое планирование факультативного курса

                            «Гигиена и здоровье».

                                            8 класс.

п/п

                                      Тема занятия

1

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.

2

Гиподинамия. Заболевания сердечно-сосудистой системы.

3

Инфекционные заболевания. СПИД.

4

Дышите правильно.

5

Реанимация. Клиническая и биологическая смерть.

6

Кишечные инфекции и их предупреждение

7

Питание и здоровье.

8

Гигиена кожи. Закаливание.

9

Гигиена волос. Причёски. Уход за ногтями.

10

Гигиена одежды и обуви.

11

Стресс – наследственная реакция адаптации.

12

Обеспеченность организма витаминами и микроэл-тами

13

Влияние алкоголя на организм подростка.

14

Влияние наркотиков на организм подростка.

15

Темперамент и характер, способности и склонности.

16

Гигиенические основы учебного труда.

17

Итоговое занятие.

Итого: 17 часов.

  Рекомендуемая литература.

 1.Батуев А.С  «Биология. Человек. 9 класс» М: Дрофа, 1997г.

 2. Хрипкова А.Г, Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье» М: 

  Просвещение,1983г.

 3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» М: Дрофа,     

  2002г.

4.«Женская магия» М: Молодая гвардия, 1991г.

5.«Секреты красоты» Петразоводск: Барс,1991г.

6.«Ключ к красоте» М: МСХА,1992г.

7.Константинов А.В «Как стать парикмахером» М: Азбука, 1993г.

8..«Все хотят быть счастливыми» Свердловск, 1991г.

9. Коротеева Л. «Золушка становится принцессой» М: Педагогика- 

   Пресс, 1992г.

                                     Краткое содержание занятий.

Занятие 1.

«Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья».

 План:

1.     Внешняя среда и здоровье человека.

2.     Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.

3.     Задачи гигиены.

4.     Понятие здоровья.

5.     Факторы, укрепляющие здоровье.

6.     Факторы, ослабляющие здоровье.

Занятие 2.

«Гиподинамия. Заболевания сердечно-сосудистой системы»

План.

  1. Понятие гиподинамии.
  2. Влияние гиподинамии на сердечно сосудистую систему.
  3. Другие факторы, негативно влияющие на работу сердца.
  4. Здоровый образ жизни, как фактор, укрепляющий работу сердечнососудистой системы.

 

 

Занятие 3.

«Инфекционные заболевания. СПИД.»

 

План:

 

1.Понятие об инфекционных заболеваниях.

2.Способы защиты организма от инфекционных заболеваний.

3.Признаки инфекционного заболевания.

4.Распространение инфекционных заболеваний.

5.Профилактика инфекционных заболеваний.

6.Гигиенический режим во время болезни.

7. СПИД. Меры профилактики заражения СПИДом.

 

 

Занятие 4.

«Дышите правильно»

План:

1.     Строение органов дыхания.

2.     Теория глубокого дыхания К.П. Бутейко.

3.     Невидимые враги в воздухе.

4.     Состав табачного дыма и его действие на организм.

5.Краткая история курения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Занятие 5.

«Реанимация. Клиническая и биологическая смерть».

План:

  1. Понятие клинической смерти.
  2. Понятие биологической смерти.
  3. Оказание первой помощи. Реанимация.

Занятие 6.

«Кишечные инфекции и их предупреждение».

План:

  1. Пути заражения кишечными инфекциями.
  2. Признаки отравления и первая помощь при отравлениях.
  3. Предупреждение пищевых отравлений.
  4. Меры профилактики кишечных инфекций.
  5. Гигиена питания.

Занятие 7.

«Питание и здоровье».

 План:

1.Необходимость сознательного отношения к питанию.

2.Гигиенические требования к продуктам и режиму питания.

3.Основные принципы правильного питания.

4.Десять заповедей приготовления пищи.

5. Нарушения требований гигиены питания, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.

Занятие 8.

«Гигиена кожи. Закаливание»

План:

1.Строение и функции кожи.

2.Уход за кожей.                                                                                                           

3.Лабораторно-практическая работа «Индивидуальное определение типа кожи лица»

4.Общие рекомендации по уходу за кожей.

5.Понятие закаливания.

6.Способы закаливания:

       O     водные процедуры;

        O     солнечные ванны;

        O     воздушные ванны

Занятие 9.

«Гигиена волос. Причёски. Уход за ногтями»

План:

1.Строение и функция волос.

2.Средства ухода за волосами.

3. Элементы причёски.

4. Индивидуальный подбор причёски с учётом типа лица и

структуры волос.

5.Уход за ногтями.

6. Маникюр в домашнем исполнении.

7. Немного о педикюре.

Занятие10.

 «Гигиена одежды и обуви»

План:

1.Назначение одежды.

2.Требования, предъявляемые к одежде.

3.Требования, предъявляемые к материалам для одежды.

4.Гигиенические правила необходимые для поддержания чистоты одежды.

5.Требования, предъявляемые к обуви.

6.Гигиенические правила необходимые для поддержания чистоты обуви.

 Занятие 11.

«Стресс – наследственная реакция адаптации».

План.

  1. Что такое стресс.
  2. История изучения стрессовой реакции организма.
  3. Стресс полезен или вреден?
  4. Как сохранить здоровье в стрессовых ситуациях.
  5. Пути преодоления депрессивных реакций.

 

Занятие 12.

«Обеспеченность организма витаминами и микроэл-тами».

План.

  1. История открытия витаминов.
  2. Значение витаминов для организма человека.
  3. Микроэлементы и их значение для жизнедеятельности организма.
  4. Продукты с высоким содержанием витаминов.
  5. Авитаминозы – что это?
  6. Правила приготовления пищи для сохранения витаминов.
  7. Какие микроэлементы необходимы организму?

 

Занятие13.

«Влияние алкоголя на организм подростка»

План:

1.Наркотические вещества, их вред.

2.Развитие алкоголизма.

3.Деградация личности алкоголика.

4.Влияние алкоголя на потомство.

Занятие14.

«Влияние наркотиков на организм подростка»

План:

1.Что такое наркотики.

2.Ситуации, при которых вы можете стать наркоманом не по своей воле.

3.Распространение наркомании среди подростков.

Занятие 15.

«Темперамент и характер, способности и склонности»

План.

  1. Что такое темперамент.
  2. Тест на определение темперамента.
  3. Характер, как выражение темперамента.
  4. Можно ли изменить свой характер.
  5. Способности и склонности – это одно и то же?
  6. Выявление способностей учащихся (тест)
  7. Как выявить склонности к профессии?

 Занятие 16.

«Гигиенические основы учебного труда»

План:

1.Работоспособность- важное качество человека.

2.Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности.

3.Роль полезных привычек.

4.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

5.Двигательный режим при выполнении домашнего задания.

6.Необходимость чередования труда и отдыха.

7.Приёмы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.

Занятие17.

«Итоговое занятие».

Вариант 1. Обсудить кратко темы, которые были обсуждены.

Вариант 2. Осветить кратко темы, которые не были охвачены курсом:

профилактика нарушений кровеносной системы и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Гигиена и здоровье" »

Пояснительная записка к факультативному курсу «Гигиена и здоровье».

8 класс. (17 часов).


Факультативный курс «Гигиена и здоровье» рассчитан на 17 часов, разработан для учащихся 8 класса, которые изучают биологию человека. Относится к курсам направленным на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Предполагаемый курс направлен на получение знаний, ставших нормой жизни, осознанной повседневностью действий. Изучение данного курса поможет в дальнейшем учащимся осознанно и целенаправленно, согласно своим склонностям, определиться в выборе будущей профессии (специальности).


Цели:


· формирование навыков ухода за своим телом;

· закреплять навыки гигиены умственного труда, что очень необходимо в сложной современной обстановке;

· вырабатывание привычки соблюдать режим дня;

· знакомство учащихся с некоторыми профессиями.


Задачами курса являются:


· освоение учащимися технологии ухода за кожей, ногтями, волосами;

· умение правильно питаться, дышать;

· умение закаляться;

· умение долго сохранять работоспособность;

· знакомство учащихся с профессиями врач-косметолог, парикмахер, психолог, психиатр.


Ведущими методами преподавания являются:


· методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, лабораторно-практические работы, развивающие творческую инициативу учащихся.

· интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог, метод проблемных задач).

· самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, лабораторные работы, защита творческих проектов и др.


В результате изучения курса «Гигиена и здоровье» у учащихся должны сформироваться навыки ухода за своим телом; умения правильно регулировать свой режим дня; сохранять работоспособность длительное время; заботиться о своём здоровье, о своём внешнем виде.


В конце изучения курса учащиеся получают отметку «Зачёт», если он присутствовал на всех занятиях и подготовил сообщение по заданной теме.













Примерное тематическое планирование факультативного курса


«Гигиена и здоровье».

8 класс.



п/п

Тема занятия


Кол-во

часов


Форма учебных занятий

1


Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.


Лекция.

2


Гиподинамия. Заболевания сердечно-сосудистой системы.


Лекция. Сообщение

3


Инфекционные заболевания. СПИД.


Лекция. Сообщение

4


Дышите правильно.


Лекция. Сообщение

5


Реанимация. Клиническая и биологическая смерть.


Сообщение

6


Кишечные инфекции и их предупреждение


Лекция. Сообщение

7


Питание и здоровье.


Беседа.Л.р.Сообщение

8


Гигиена кожи. Закаливание.


Беседа. Л.р

9


Гигиена волос. Причёски. Уход за ногтями.


Сообщение

10


Гигиена одежды и обуви.


Лекция Демонстрация.

11


Стресс – наследственная реакция адаптации.


Лекция.

12


Обеспеченность организма витаминами и микроэл-тами


Лекция.

13


Влияние алкоголя на организм подростка.


Лекция. Сообщение

14


Влияние наркотиков на организм подростка.


Лекция. Сообщение

15


Темперамент и характер, способности и склонности.


Беседа.Л.р.Сообщение

16


Гигиенические основы учебного труда.


Лекция.

17


Итоговое занятие.


Конференция


Итого: 17 часов.










Темы сообщений для учащихся к ЭК «Гигиена и здоровье».


1. Пищевые отравления и меры первой доврачебной помощи при них.

2. Состав табачного дыма и его действие на организм.

3. Краткая история курения.

4. Профилактика инфекционных заболеваний.

5. Закаливание с помощью воды.

6. Солнечные и воздушные ванны и их значение.

7. Физиология стресса.

8. Правила гигиены при выполнении домашнего задания.

9. Общие рекомендации по уходу за кожей.

10. Клиническая и биологическая смерть.

11. Наркотические вещества, их вред.

12. Темперамент и характер.




Рекомендуемая литература.


1.Батуев А.С «Биология. Человек. 9 класс» М: Дрофа, 1997г.


2. Хрипкова А.Г, Колесов Д.В. «Гигиена и здоровье» М:

Просвещение,1983г.


3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек. 8 класс» М: Дрофа,

2002г.

4.«Женская магия» М: Молодая гвардия, 1991г.


5.«Секреты красоты» Петразоводск: Барс,1991г.


6.«Ключ к красоте» М: МСХА,1992г.


7.Константинов А.В «Как стать парикмахером» М: Азбука, 1993г.


8. .«Все хотят быть счастливыми» Свердловск, 1991г.


9. Коротеева Л. «Золушка становится принцессой» М: Педагогика-

Пресс, 1992г.



















Краткое содержание занятий.



Занятие 1.

«Гигиена- наука о сохранении и укреплении здоровья».


План:


1. Внешняя среда и здоровье человека.

2. Гигиена-наука о сохранении и укреплении здоровья.

3. Задачи гигиены.

4. Понятие здоровья.

5. Факторы, укрепляющие здоровье.

6. Факторы, ослабляющие здоровье.



Занятие 2.

«Гиподинамия. Заболевания сердечно-сосудистой системы»


План.


  1. Понятие гиподинамии.

  2. Влияние гиподинамии на сердечно сосудистую систему.

  3. Другие факторы, негативно влияющие на работу сердца.

  4. Здоровый образ жизни, как фактор, укрепляющий работу сердечнососудистой системы.



Занятие 3.

«Инфекционные заболевания. СПИД.»


План:


1.Понятие об инфекционных заболеваниях.

2.Способы защиты организма от инфекционных заболеваний.

3.Признаки инфекционного заболевания.

4.Распространение инфекционных заболеваний.

5.Профилактика инфекционных заболеваний.

6.Гигиенический режим во время болезни.

7. СПИД. Меры профилактики заражения СПИДом.


Занятие 4.

«Дышите правильно»


План:


1. Строение органов дыхания.

2. Теория глубокого дыхания К.П. Бутейко.

3. Невидимые враги в воздухе.

4. Состав табачного дыма и его действие на организм.

5.Краткая история курения.



Занятие 5.

«Реанимация. Клиническая и биологическая смерть».


План:


  1. Понятие клинической смерти.

  2. Понятие биологической смерти.

  3. Оказание первой помощи. Реанимация.


Занятие 6.

«Кишечные инфекции и их предупреждение».


План:


  1. Пути заражения кишечными инфекциями.

  2. Признаки отравления и первая помощь при отравлениях.

  3. Предупреждение пищевых отравлений.

  4. Меры профилактики кишечных инфекций.

  5. Гигиена питания.



Занятие 7.

«Питание и здоровье».


План:

1.Необходимость сознательного отношения к питанию.

2.Гигиенические требования к продуктам и режиму питания.

3.Основные принципы правильного питания.

4.Десять заповедей приготовления пищи.

5. Нарушения требований гигиены питания, ведущие к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.




Занятие 8.

«Гигиена кожи. Закаливание»


План:


1.Строение и функции кожи.

2.Уход за кожей.

3.Лабораторно-практическая работа «Индивидуальное определение типа кожи лица»

4.Общие рекомендации по уходу за кожей.

5.Понятие закаливания.

6.Способы закаливания:

O водные процедуры;

O солнечные ванны;

O воздушные ванны


Занятие 9.

«Гигиена волос. Причёски. Уход за ногтями»


План:


1.Строение и функция волос.

2.Средства ухода за волосами.

3. Элементы причёски.

4. Индивидуальный подбор причёски с учётом типа лица и

структуры волос.

5 .Уход за ногтями.

6. Маникюр в домашнем исполнении.

7. Немного о педикюре.



Занятие10.

«Гигиена одежды и обуви»


План:


1.Назначение одежды.

2.Требования, предъявляемые к одежде.

3.Требования, предъявляемые к материалам для одежды.

4.Гигиенические правила необходимые для поддержания чистоты одежды.

5.Требования, предъявляемые к обуви.

6.Гигиенические правила необходимые для поддержания чистоты обуви.



Занятие 11.

«Стресс – наследственная реакция адаптации».


План.


  1. Что такое стресс.

  2. История изучения стрессовой реакции организма.

  3. Стресс полезен или вреден?

  4. Как сохранить здоровье в стрессовых ситуациях.

  5. Пути преодоления депрессивных реакций.



Занятие 12.

«Обеспеченность организма витаминами и микроэл-тами».


План.


  1. История открытия витаминов.

  2. Значение витаминов для организма человека.

  3. Микроэлементы и их значение для жизнедеятельности организма.

  4. Продукты с высоким содержанием витаминов.

  5. Авитаминозы – что это?

  6. Правила приготовления пищи для сохранения витаминов.

  7. Какие микроэлементы необходимы организму?



Занятие13.

«Влияние алкоголя на организм подростка»


План:


1.Наркотические вещества, их вред.

2.Развитие алкоголизма.

3.Деградация личности алкоголика.

4.Влияние алкоголя на потомство.


Занятие14.

«Влияние наркотиков на организм подростка»


План:


1.Что такое наркотики.

2.Ситуации, при которых вы можете стать наркоманом не по своей воле.

3.Распространение наркомании среди подростков.




Занятие 15.

«Темперамент и характер, способности и склонности»


План.

  1. Что такое темперамент.

  2. Тест на определение темперамента.

  3. Характер, как выражение темперамента.

  4. Можно ли изменить свой характер.

  5. Способности и склонности – это одно и то же?

  6. Выявление способностей учащихся (тест)

  7. Как выявить склонности к профессии?



Занятие 16.

«Гигиенические основы учебного труда»


План:


1.Работоспособность- важное качество человека.

2.Правила гигиены, способствующие поддержанию высокой работоспособности.

3.Роль полезных привычек.

4.Правила гигиены при выполнении домашних заданий.

5.Двигательный режим при выполнении домашнего задания.

6.Необходимость чередования труда и отдыха.

7.Приёмы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.



Занятие17.


«Итоговое занятие».


Вариант 1. Обсудить кратко темы, которые были обсуждены.

Вариант 2. Осветить кратко темы, которые не были охвачены курсом:

профилактика нарушений кровеносной системы и т.д.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Факультативный курс "Гигиена и здоровье"

Автор: Ахтырская Нина Владимировна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании. Две недели в лагере здоровья" "
    ["seo_title"] => string(87) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii-dvie-niedieli-v-laghierie-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "107983"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403524328"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Рабочая программа "Разговор о правильном питании" "
    ["seo_title"] => string(51) "rabochaia-proghramma-razghovor-o-pravil-nom-pitanii"
    ["file_id"] => string(6) "107973"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403519513"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Учимся быть здоровыми на уроках... математики "
    ["seo_title"] => string(45) "uchimsia-byt-zdorovymi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "238922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444670055"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства