kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание культуры здоровья обучающихся СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит информацию о проблемах воспитания культуры здоровья на уроках физической культуры в СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры здоровья обучающихся СПО»

Воспитание культуры здоровья обучающихся СПО.

Среднее профессиональное образование – составная часть российской системы образования и отражает его современное состояние, тенденции развития и проблемы. Следуя за научно-техническим прогрессом, продолжая наращивать объем и интенсивность информации, современное образование не всегда может решать проблемы самочувствия, психической и физической переносимости учебных и рабочих нагрузок обучающимися. При этом здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей.

Одной из приоритетных задач Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года является «…формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи» .

Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Понятие "благополучие" затрагивает все стороны жизни человека: это состояние, когда гармонично сочетаются физические, психические (интеллектуальные), социальные, духовные, эмоциональные факторы. В качестве непременного условия в критерии здоровья входит возможность полноценно, активно, без всяких ограничений заниматься трудовой и общественно полезной деятельностью.

С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:

-              индивидуальное здоровье человека — естественное состояние организма на фоне отсутствия патологических сдвигов, оптимальной связи со средой, согласованности всех функций (Г. 3. Демчинкова, Н. Л. Полонский);

-              здоровье представляет собой гармоничную совокупность структурно- функциональных данных организма, адекватных окружающей среде и обеспечивающих организму оптимальную жизнедеятельность, а также полноценную трудовую жизнедеятельность;

-              индивидуальное здоровье человека — это гармоническое единство всевозможных обменных процессов в организме, что создает условия для оптимальной жизнедеятельности всех систем и подсистем организма (А. Д. Адо);
-              здоровье — это процесс сохранения и развития биологических, физиологических, психологических функций, трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его активной жизни (В. П. Казначеев).

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье — это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным «уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Влияние экологических факторов на здоровье человека оценивается примерно в 20-25% всех воздействий, 20% составляют биологические (наследственные) факторы, на долю недостатков и дефектов здравоохранения относится 10% и основополагающим фактором - на 50-55% являются образ жизни самого человека.

Здоровье студентов — это состояние Полного социально-биологического и психического благополучия при уравновешенности процессов жизнедеятельности с социальными и природными характеристиками территории. Состояние здоровья студентов, как и населения в целом — не только важный индикатор общественного развития, отражение социально-экономического и гигиенического благополучия страны, но мощный экономический, трудовой, •оборонный и культурный потенциал общества, фактор и компонент благосостояния. Поэтому познание закономерностей его формирования имеет чрезвычайно большое значение, как для государства в целом, так и для каждого его гражданина.

С годами растет понимание того, что среди проблем молодежи одна из самых существенных — это здоровье. Есть очень тревожная статистика, которая доказывает, что заниматься молодежным здоровьем надо комплексно, подключая не только медицинские, но и образовательные, и иные социальные структуры. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей России, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья; среди выпускников школ уже более 80% нельзя назвать абсолютно здоровыми.

Согласно только 28% молодежи России считают себя полностью здоровыми, обычными заболеваниями (простуда, кариес и т.д.) болеют 62%. 11% (4,2 млн. человек) имеют хронические заболевания и 0,2% (76 тыс. человек) имеют группу инвалидности [20, с. 13]. По данным Министерства здравоохранения, 11% студентов и школьников относятся к числу здоровых, 45% относятся к группе риска, более 50% имеют патологические отклонения. Медицинские данные по осмотру студентов младших курсов показывают, что в среднем на 1 студента приходиться по 1-2 с хроническим заболеванием

Фундамент здоровья молодежи формируется в детском и подростковом возрасте. Статистические данные свидетельствуют, что уровень заболеваемости подростков традиционно выше, чем всего населения. Чтобы составить впечатление о проблемах со здоровьем молодых, достаточно посмотреть на отчеты врачей по результатам ежегодных диспансеризаций.

Каковы причины, снижающее уровень здоровья?

  • Малоподвижный образ жизни

  • Неправильная привычка

  • Недостаточная просвещенность

  • Перегрузка учебными занятиями

К каким проблемам это может привести?

  • Нарушения осанки, плоскостопие

  • Заболевание опорно-двигательного аппарата

  • Нервно -психические расстройства

  • Снижение зрения

Нельзя забывать и о характере питания человека – человек всё больше

питается рафинированными, высококалорийными продуктами, бедными или лишенными биологической информации. Все это ведет к стремительному росту так называемых болезней цивилизации (хронический стресс; атеросклероз и связанные с ними гипертоническая болезнь и инфаркт миокарда, ожирение, преждевременное старение и др.

Бороться за здоровье молодых надо вместе, создавая им приемлемые условия жизни, учебы, развития, самосовершенствования. Надо всячески внедрять в молодежную среду приверженность к здоровому образу жизни. Подростки очень падки на моду. Значит, надо всячески внедрять в моду активный, подвижный образ жизни. Модный и стильный молодой человек должен быть далек от наркотиков, сигарет и даже от слабоалкогольных напитков, не говоря уже о крепком спиртном. В моде должны быть лыжи и плавание, хоккей и гребля, бальные танцы и художественная гимнастика — десятки прекрасных видов спорта, которые способны украсить жизнь молодого человека, наполнить ее яркими эмоциями и здоровьем.

Наряду с профессиональным уровнем, состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов, как основу творческого долголетия.

Установлено, что рост заболеваемости студентов происходит на фоне заметного снижения общего уровня их физического развития, что отрицательно сказывается на эффективности учебного процесса, а в дальнейшем и на трудовой деятельности.
По заключению медиков только 30% студентов не имеют отклонений в состоянии здоровья. Остальных можно разделить на следующие группы:

• студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;

• студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;

• студенты с функциональными нарушениями;

• студенты со стабильными патологическими симптомами (больные)

Физическая культура направлена на сохранение и укрепление здоровья, она формирует здоровый образ жизни. Основными средствами физической культуры являются разные физические упражнения с постепенным увеличением нагрузки и игры. Физическая культура начинается с элементарной утренней зарядки и заканчивается соревнованиями на установление личных и международных рекордов. Чтобы достигнуть результатов используются только естественные природные силы. Это включает в себя солнце, воду и воздух, правильное питание, гигиену и отдых.

Основные качества, характеризующие физическое развитие: сила, быстрота, гибкость, ловкость и выносливость. Нужно стремиться к укреплению здоровья, совершенствуя каждое из этих качеств.

Сегодня формирование здорового образа жизни молодежи является одним из основных направлений государственной молодежной политики. Большое внимание обращают на различные проекты, связанные с борьбой с алкоголизмом и наркоманией. Проводятся множество студенческих форумов о пользе физической культуры и спорта. Государство может поддерживать образовательные учреждения с вопросом о спортивном оборудовании и всем необходимом для занятий.

Единственно верным способом улучшения состояния здоровья молодежи будут являться занятия физической культурой и спортом.

Современный темп жизни вынуждает следить за своим здоровьем и давать организму физические нагрузки, особенно это актуально для студентов. Активная студенческая жизнь, постоянное общение, умственная нагрузка изматывают организм. Необходимо восстановление сил. Что делает большинство молодежи в свободное время? Играют в компьютерные игры, сидят в интернете, а ведь можно это время потратить на свое здоровье. Почему бы вместо такого досуга, который не приносит нам пользы, а наоборот приносит вред, не заняться физическими упражнениями. Если постоянно давать себе необходимую нагрузку, организм скажет вам спасибо.

Молодежным возрастом считается люди до 28 лет. Научные исследования показывают, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается функциональное развитие организма. Как раз в это время юный организм наиболее приемлемо воспринимает физические нагрузки. Основными упражнениями должны быть на улучшение осанки, регулирование массы тела и т.д.

Физическая культура представлена учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания. Целью физического воспитания студентов средних учебных заведений является формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Главным условием для проведения физических занятий среди студентов должно быть желание заниматься и хорошее настроение. Для студента состояние здоровья — показатель его общекультурного уровня развития, удовлетворения его физического и духовного интересов в учебе, быте, отдыхе, представлении своей будущности.

Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует о её неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный приём пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельных работ во время, предназначенное для сна, курение и другое. В то же время установлено, что влияние отдельных компонентов образа жизни студентов, принятого за 100 %, весьма значимо. Так на режим сна приходится 24–30 %, на режим питания — 10–16 %, на режим двигательной активности — 15–30 %. Накапливаясь в течение учебного года негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение нескольких лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Проблема сохранения здоровья постоянно интересовала человечество, так как выживание человека в наш век стрессовых перегрузок и серьезных нарушений в экологии — особенно актуальна.

Не вызывает сомнения, что обеспечение чистоты окружающей среды, улучшение качества продуктов питания и устранение таких факторов риска как курение, алкоголь, переедание и гиподинамия будет способствовать решению этой проблемы.

Победить коварнейшего врага человека — гиподинамию и переедание — пока можно только с помощью физических упражнений.

Еще врач Древней Греции Гиппократ указывал, что без физической нагрузки человек не может быть здоровым. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого человека.

Известно, что физическая активность снижает риск возникновения таких заболеваний как рак толстой кишки, гипертония, диабет, не связанный с дефицитом инсулина, остеопороз и депрессивные состояния. Напротив, малоподвижный образ жизни является основным независимым фактором риска ишемической болезни сердца. Тем не менее, несмотря на обширную информацию о пользе физически активного образа жизни, большая часть городского населения не занимается физическими упражнениями для здоровья и остается в значительной степени двигательно пассивной.

Программа формирования культуры здорового образа жизни должна обеспечивать: появление у студенческой молодежи желания заботиться о своем здоровье; осознание необходимости правильного питания; становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ; формирование знаний негативных факторов риска здоровью студентов (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания); формирование потребности студента в развитие стремлений самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. Формирование молодого поколения происходит сегодня в условиях быстро меняющегося мира.

Формирование здорового образа жизни в молодежной среде сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности молодых людей. Здоровый образ жизни показатель, указывающий, как человек реализует окружающие его условия жизнедеятельности для своего здоровья. Компоненты здорового образа жизни: достаточная двигательная активность; закаливание; рациональное питание; соблюдение режима дня; личная гигиена; отказ от вредных привычек. Формированию понимания необходимости вести здоровый образ жизни способствует грамотно сбалансированная система педагогического воздействия на интеллектуальную, практическую и эмоционально-волевую деятельность. Интенсивность формирования здорового образа жизни личности будет возрастать по мере повышения ценностных ориентаций, обогащения опытом, получения информации о физических и духовных достижениях.

Каковы основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться?

Во-первых, большинство студентов никогда всерьез не занимались спортом.

Во-вторых, не воспитана потребность в соблюдении норм здорового образа жизни, самосовершенствовании и самовоспитании.

В-третьих, отсутствует чувство личной ответственности за недостаточный багаж двигательных умений и навыков, низкие физические кондиции и незнание оздоровительных методик.

Необходимо усилить образовательную направленность физической культуры с целью информирования студентов о методиках ЗОЖ (традиционных и нетрадиционных); использовать разнообразные формы и методы, способствующие приобщению студентов к ЗОЖ и совершенствованию организационно-педагогической деятельности преподавателя.

Современные учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья студентов, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со студентами.

Использование теоретического курса усиливает образовательную направленность физической культуры, информирует студентов о ЗОЖ, формирует убежденность в необходимости посещения занятий по физической культуре, изучения особенностей организма, рационального питания, оптимального использования своего физического потенциала, ведения здорового образа жизни. Использование технологий формирования здорового образа жизни позволяет задействовать такие базовые характеристики личности студента, как способность к познанию и самопознанию, самоуправлению и самосозиданию здоровья. Кроме того, они способствуют переоценке студентами смыслов собственной жизнедеятельности, осуществлению потребности в достижении, признании, реализации своих разнообразных способностей, в том числе по изменению образа жизни. Такое мероприятие как диагностика позволяет повысить мотивацию к занятиям физической культурой, а следовательно, формирует у студентов здоровый образ жизни. Развитие физической культуры, овладение оздоровительными методиками среди студентов, является одним из наиболее важных факторов формирования у молодого поколения установок на здоровый образ жизни. Необходима дальнейшая разработка новых эффективных форм привлечения молодежи к занятиям различными видами ЗОЖ.

Задачи по формированию физической культуры обучающихся в СПО:

  • организация и участие в проведении медицинского осмотра;

  • содействие правильному формированию и всестороннему развитию в соответствии с возрастными нормами физического развития организма и учетом индивидуальных особенностей;

  • создание условий для коллективных и индивидуальных занятий физической культурой с целью обеспечения физического и душевного комфорта, а также поддержания их высокой работоспособности;

  • формирование здорового образа жизни путем санитарно-просветительной работы, проведения спортивно-массовых мероприятий;

  • совершенствование форм и методов обучения физической культуре;

  • формирование потребности в систематических занятиях спортом, совершенствовании спортивного мастерства, в физическом самосовершенствовании; привлечение в сборные команды по различным видам спорта;

  • воспитание высоких моральных, волевых и физических качеств;

  • оснащение и поддержание в рабочем и эстетическом состоянии материально-технической базы для занятия физической культурой.

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения», - А. Моссо.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Воспитание культуры здоровья обучающихся СПО

Автор: Ордин Павел Николаевич

Дата: 15.12.2019

Номер свидетельства: 532034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Рабочая программа по физической культуре в МБОУ СОШ №23 г.Энгельса "
    ["seo_title"] => string(75) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-v-mbou-sosh-23-gh-enghiel-sa"
    ["file_id"] => string(6) "227287"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440676490"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Рабочая программа по физической культуре для 7класса ФГОС"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-po-fizichieskoi-kul-turie-dlia-7klassa-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "311278"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459178267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Рабочая программа по биологии для студентов СПО "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-dlia-studientov-spo"
    ["file_id"] => string(6) "166314"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422948191"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Рабочая программа по литературе для 6 класса под ред.В.Я.Коровиной "
    ["seo_title"] => string(74) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-6-klassa-pod-ried-v-ia-korovinoi"
    ["file_id"] => string(6) "227946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441026099"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Использование метода круговой тренировки на уроках физкультуры."
    ["seo_title"] => string(59) "ispolzovaniiemietodakrughovoitrienirovkinaurokakhfizkultury"
    ["file_id"] => string(6) "307204"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458286786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства