Просмотр содержимого документа
«Волейбол. Правила. Расстановка»
Казақстан Республикасының Білім және ғылым министерлігі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Евразийский технико-гуманитарный колледж
Евразиялық технико-гуманитарлық колледжі
«Бекітемін» / «Утверждаю»:
Директордың оқу
ісі жөніндегі орынбасары /
Зам. директора по
учебной работе Кабдуллина А.К____________ «____»_________2019 ж. /г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока физической культуры
для специальности: 1516000 «Пожарная безопасность»
на тему «Волейбол. Правила. Расстановка»
Преподаватель
физической культуры Аргынов Б.К.
Семей – 2019 г.
Волейбол – это энергичная и подвижная игра с мячом, которая известна большинству людей либо со школьной программы, либо со студенческих лет. Основные правила волейбола кратко можно описать следующими словами – две команды по 6 игроков играют на одном поле, разделенным сеткой.
Побеждает та сторона, которая пропустит меньше мячей на свою половину. Однако, существует множество нюансов игры, которые необходимо соблюдать в неукоснительном порядке для проведения правильного и честного состязания.
Характеристики волейбольной площадки
Волейбольные правила предусматривают наличие поля с определенными границами – 18 м. в длину и 9 м. в ширину. При этом площадка разделяется сеткой, высота которой 243 см для мужских команд и 224 см для женских.
Каждая команда играет на своей половине поля, в процессе чего осуществляется определенная расстановка игроков и переходы по кругу слева направо после каждой подачи мяча. Всего существует 6 зон участников команды. Первая зона – место игрока, подающего мяч. После этого он переходит сразу в пятую позицию, опережая игрока в среднем расположении – либеро. Данный участник команды находится в середине поля, но не переходит на другую позицию, а также не участвует в нападении. Официальные правила волейбола предусматривают в команде двух игроков либеро, которых можно заменять по несколько раз за игру.
Мяч для волейбола имеет свои особенности – трехцветный дизайн, вес в пределе 260-280 грамм, диаметр 65-67 см. Только мячом, который соответствует данным критериям, можно играть в официальных соревнованиях.
Цель игры и поведение игроков
Главная задача волейбола – взять очко, забив мяч сопернику, либо вынудив его сделать спортивную ошибку, следствием чего будет снова забитое очко. Правила волейбола кратко можно описать следующими тезисами
Одновременно на поле играют по 6 человек от каждой команды, однако за всю игру предусматривается не более 6 замен, поэтому максимальное количество игроков достигает 14 человек.
Первая подача осуществляется спортсменом, который был выбран посредством жребия. Бросок производится из-за линии, которая является задней границей поля. Если игрок заступает за нее, либо мяч не пересекает сетку, либо наоборот – мяч пересекает границы поля противника, то те в свою очередь выигрывают очко и производят следующую подачу.
Правила игры в классический волейбол предусматривают возможность розыгрыша мяча на своей территории поля, но только путем трех касаний. На практике это выглядит как обычный прием мяча, затем распасовка и завершающий удар атаки.
После первой подачи команда соперников принимает мяч. Правила позволяют это делать любым игрокам, но в большинстве случаев ими становятся участники задней линии. Мяч можно принимать любой частью тела, если это необходимо и ситуация оправдывает такое поведение, но касание должно происходить только 1 раз.
Атака проводится чаще всего под сеткой и может совершаться любым игроком. Противники при этом могут ставить блоки и проводить аналогичные атакующие удары, что чаще всего приводит к получению очка. Атака с середины поля возможна только с трехметрового расстояния и ее проводят игроки задней зоны.
Блокировка атакующих действий всегда происходит над сеткой, причем это уже классика современного волейбола. Блоки имеют право ставить игроки средней линии. Не возбраняется, когда руки игроков, отражающих атаку, находятся частично на территории соперников.
При этом игроки не должны быть помехами друг другу и тем более не приносить травм.
Игра может содержать от 3 до 5 партий, каждая из которых ведется до 25 очков. После окончания каждой партии команды обмениваются половинами полей. Победителем становится тот коллектив, который побеждает в трех партиях. Если итог игры спорный после 4 сыгранных игр, то пятая партия ведется только до 15 очков.
Раздел учебной программы: Спортивные игры.
Тема урока: Волейбол
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1. Совершенствование в технике выполнения нападающего удара
2. Закрепление в технике выполнения одиночного блокирования
3. Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол.
Оздоровительные задачи:
-Развивать у учащихся координационные способности
Воспитательные задачи:
-Воспитывать у учащихся навыки коллективных действий в игре волейбол.
Тип урока: совершенствование ЗУН
Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, игровой
Место проведения: Спортивный зал школы.
Инвентарь: Волейбольные мячи.
Время проведения: 3 пара (80 мин.)
№
п/п
Содержание
Дози-ровка
Организационно-методические указания
I.
Подготовительная часть
20 мин
1.
2.
3.
Организованный вход в спортзал
Построение, рапорт, приветствие.
Сообщение задач урока.
Дежурный сдаёт рапорт учителю о готовности класса к уроку.
Обратить внимание: на осанку
4.
Строевые упражнения на месте
Активизация внимания учащихся
5.
Ходьба и её разновидности в колонне по одному
а) на носках, руки в сторону;
б) на пятках, руки на поясе;
в) в полуприседе, руки на поясе;
г) в приседе, руки на коленях;
д) прыжками в приседе, руки на коленях
Обратить внимание: на осанку
Не сгибаться в тазобедренном суставе
Выдерживать дистанцию
6.
Равномерный бег:
а) в колонне по одному;
б) бег «змейкой» (по линиям площадки);
в) перемещения («змейкой») в средней стойке волейболиста, приставными шагами левым, правым боком, с имитацией руками передачи мяча двумя сверху;
г)бег в колонне по одному, у баскетбольного щита прыжок вверх, касание рукой щита.
Самоконтроль учащихся за дыханием
Выдерживать дистанцию
Имитация руками передачи мяча двумя сверху;
прыжок вверх выполнять с обеих ног
7.
Ходьба в колонне по одному с выполнением упражнения на восстановление дыхания
3-4 раза
1-2 – Руки вверх- вдох
3-4- Наклон вперёд, руки вниз – выдох (озвучить)
8.
ОРУ в движении без предметов:
1) И.п.- руки в стороны, кисть в кулак:
а) - вращения кистями вперёд;
б) - вращения кистями назад;
2) И.п.- руки в стороны, кисть в кулак:
а) - вращения в локтевом суставе вперёд;
б) - вращения в локтевом суставе назад;
3) И.п.- руки в стороны, кисть в кулак:
а) - вращения в плечевом суставе вперёд;
б) - вращения в плечевом суставе назад;
4) Ходьба выпадами, вперёд - в сторону, с опорой руками о колено выставленной ноги.
5) Ходьба, с наклонами туловища вперёд;
6) Ходьба, со взмахами прямыми ногами:
И.п.- руки вперёд в стороны
1- шаг с левой, мах правой, касание левой
кисти руки;
2.- И.п
3. шаг с левой, мах правой, касание левой
кисти руки;
4.- И.п
12 раз
12 р.
12 р.
6-8 р.
6-8 р.
6-8 р.
Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений
Ноги в коленном суставе - не сгибать, руками касаться пола.
Удерживаем руки вперёд в стороны
Опорную и маховую ноги не сгибать.
9.
Прыжки через (2) гимнастические скамейки:
а) И.п.- о.с., скамейка справа
-прыжки вверх влево и вправо с
продвижением вперёд (М и Д);
б) И.п.- стойка ноги врозь над скамейкой:
- вскок на скамейку, соскок –
с продвижением вперёд ( Д);
- прыжок вверх, над скамейкой соединить
ноги вместе, приземление - стойка ноги
врозь скамейкой между ногами (М).
2 раза
2 раза
2 раза
Ноги над скамейкой в коленном суставе не сгибать, движение рук- снизу вверх.
Ноги над скамейкой прямые.
Движение рук- снизу вверх.
10.
Ходьба, с выполнением упражнения на восстановление дыхания
3-4
раза
1-2 – Руки вверх- вдох
3-4- Наклон вперёд, руки вниз – выдох.
11.
Перестроение поворотом в движении в две колонны.
0 0 0 0
0 0 0 0
Ученики стоят лицом друг к другу
12.
Перестроение поворотом на месте в две шеренги (на расстоянии 5-6 м друг от друга).
Упражнения выполняются фронтально, в парах.
II.
Основная часть
50 мин
1.
Совершенствование в технике выполнения нападающего удара.
1.В парах:
а) - броски и ловля мяча левой и правой
рукой из-за головы.
б) - броски мяча отскоком от пола левой и
правой рукой из-за головы.
в) – удары правой (левой) рукой по мячу,
лежащему на ладони выставленной
вперёд-вверх левой(правой) руки,
направляя его в пол с места;
10 мин
Рука прямая, после броска свободно движется вдоль туловища
Удар наносится прямой рукой
Быть внимательными, контролировать движение мяча
2) Упражнение в парах:
Один ученик после наброса мяча
выполняет нападающий удар с места,
другой принимает мяч снизу, направляя
его партнёру для очередного удара.
Желательно выполнять упражнение непрерывно, без ловли и потери мяча. Мяч летящий на уровне груди головы - принимать двумя руками сверху, на уровне пояса –принимать снизу. Через 1-1,5 мин. работы ученики меняются ролями.
3) В парах: (вариант)
Один ученик после наброса мяча
выполняет нападающий удар с места,
другой принимая мяч снизу, выполняет
передачу над головой и наносит
нападающий удар в сторону партнёра,
который повторяет упражнение.
Напомнить о правильной работе ног и рук. Через 1-1,5 мин. работы ученики меняются ролями.
4) Нападающий удар с передачи партнёра
Игрок зоны 6 набрасывает мяч игроку
зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя
сверху выводит на нападающий удар
игрока зоны 4.
00
0 0 0
00
5) Нападающий удар с передачи партнёра
Игрок зоны 6 набрасывает мяч игроку
зоны 3, игрок зоны3 передачей двумя
сверху выводит на нападающий удар
игрока зоны 2.
00
0 0 0 0
00
Переход после выполнения задания
2.
Закрепление в технике выполнения одиночного блокирования
1. В парах.
Игроки располагаются с противоположных
сторон сетки. Передвигаясь приставными
шагами и выпрыгивая вверх касаются
ладонями друг друга над сеткой.
15 мин
3-4р.
Сетка наклонная
2. В парах.
Игроки располагаются в парах по обе
стороны сетки. Один, стоя на полу с мячом
в руках, выпрыгивает вверх показывает мяч
на верхнем тросе не выпуская из рук,
другой, выпрыгивая вверх, подставляет
ладони и отталкивает мяч на
противоположную сторону, выполняет
одиночное блокирование.
Находясь в стойке перед сеткой, следить за действиями соперников.
Определить место предполагаемой атаки. Переместиться туда. Выпрыгнуть чуть позже нападающего (при передаче мяча на удар по средней траектории). Руки выпрямляет. Пальцы широко разведены, а кисти слегка напряжены и расположены над сеткой. После блока включиться в игру.
3) В парах.
Игроки также располагаются в парах по обе
стороны сетки. Один, стоя на полу,
набрасывает мяч на верхний трос сетки,
другой, выпрыгивая вверх, подставляет
ладони и отталкивает мяч на
противоположную сторону, выполняет
одиночное блокирование.
3-4р.
Нужно постараться не дать мячу перелететь на свою сторону.
Преградить путь мячу на чужой стороне или над сеткой.
Подвижное блокирование
3.
Совершенствование в технической и простейшей тактической подготовке в игре в волейбол.
25
мин.
4) Игровое задание.
Игрок зоны 6 выполняет длинную
верхнюю передачу мяча в зону 6 на
противоположную сторону площадки.
Игрок зоны 6 набрасывает мяч
игроку зоны 3. Игрок зоны 3 верхней
передачей мяча выводит на нападающий
удар игрока зоны 4.
Игрок зоны 2 на противоположной
площадке выполняет подвижный блок.
После выполнения игрового задания
все игроки делают
переход по площадке по часовой стрелке.
Двухсторонняя учебно-тренировочная игра
Совершенствование в технике игры в различных игровых ситуациях. Играть в три касания мяча. Вторая передача из зон 1,6,5 в зону 3. Из зоны 3 выводить на нападающий удар игроков зоны 2 и 4. Отрабатывать одиночный блок в зонах 2,3,4.
Верхняя прямая подача мяча для девочек (на расстоянии 5-6 м от сетки).с
III
Заключительная часть
10 мин
1.Построение
2.Игра на внимание «Класс»
3. Подведение итогов урока
4. Домашнее задание.
5. Организованный уход из зала
Организованный выход из зала
Активизировать внимание учащихся
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (М)- 2х20 раз, (Д)2х10 раз