kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творческая работа на тему "Личностно - ориентированная технология обучения и дифференцированный подход на уроках физической культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В человеческом обществе развитие проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа на тему "Личностно - ориентированная технология обучения и дифференцированный подход на уроках физической культуры"»

Творческая работа




Личностно - ориентированная технология обучения и дифференцированный подход

на уроках физической культуры




Гордиенко Лариса Анатольевна

учитель МБОУ Верхнедонской гимназии

Верхнеднского района

Ростовской области.




























Ст. Казанская

2017 год.




Содержание


Введение

  1. Основные противоречия образовательного процесса.

  2. Технология личностно-ориентированного обучения.

  3. Технология опыта

  4. Результат работы






































Введение


В человеческом обществе развитие проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Их возникновение связанно с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения – массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обучености и воспитанности, принятом в данном заведении.

Очень убедительно выразил эту мысль Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразовываться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходиться заботится о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они умели и хотели выполнять общие правила и усваивали результаты общего образования. Только что преобразование души составляет воспитание.»

Я считаю, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход заключается в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Когда мы говорим об индивидуальном подходе, то имеем в виду не приспособление целей и основного содержания воспитания к отдельному ученику, а приспособление форм методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень личности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

Данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость осуществления индивидуального подхода ко всем учащимся. Цель моей работы – показать актуальность проблемы индивидуального подхода в обучении. Какие же задачи я поставила перед собой, описывая данную проблему?

Во-первых, изучить теоретический материал по теме «Проблема индивидуального подхода в обучении».

Во-вторых, выяснить причины неуспеваемости в нашем учебном заведении.


1.Оновные противоречия образовательного процесса

В нашей гимназии обучается ______ учащихся, из них _____ детей имеют различного характера отклонения в состоянии здоровья. Поэтому перед учителем физической культуры всегда ставился и особо актуальным является в настоящее время вопрос сохранения и укрепления здоровья детей посредством совершенствования преподавания своего предмета, оптимизации объема двигательной активности учащихся, как на уроках физической культуры, так и во внеурочных формах занятий.

Актуальность и перспективность работы проводимой в данном направлении заключается в том, что борьба за здоровье каждого учащегося нашей школы независимо от уровня его развития и состояния здоровья, является главной задачей моей работы.

«Здоровье каждого – это здоровье нации». Этот девиз должен стать отправной точкой деятельности каждого учителя физической культуры.

ДИНАМИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗА ПЕРИОД С 2011 ПО 2014 ГОД.

Категория заболеваний\учебный год

2011-2012

учебный год

2012-2013

учебный год

2013-2014

учебный год

2014-2015

учебный год

Всего учащихся

980

880

788


Внутренние органы

8

9

8


Зрение

31

32

69


Опорно-двигательный аппарат

180

246

323


Органы дыхания

6

6

7


Сердечно сосудистая система

70

75

46


Нервные

2

2

2


Итого

157

156

149


Подготовительная группа

50

48

21


Спец. мед. Группа

23

17

14



Анализируя данные динамики заболеваний учащихся, следует обратить внимания на тот факт, что заболевания органов дыхания, нервные и опорно-двигательного аппарата имеют тенденцию стабилизации и некоторого снижения, но очень большое количество детей имеющих нарушения зрения и сердечнососудистых отклонений попадает на 1-4 классы, следовательно, дети в школу приходят уже имея отклонения в состоянии здоровья.

Некоторый оптимизм внушает снижение числа учащихся подготовительной специальной медицинской группы. Но большая часть этого снижения относятся к истечению сроков ограничения после травм, перенесенных операций и др. заболеваний носящих периодичный характер.

Анализ программного материала по физической культуре и его сопоставление с реальными потребностями детей, выявленными в результате диагностики, показал явные противоречия между потребностями ребенка и возможностями учителя физической культуры удовлетворить эти потребности, не выходя за рамки требований Программы. Одним из главных противоречий является несоответствие требований предъявляемых обществом к предмету «Физическая культура» и возможностями учащихся физической культуры представленных ему Программой.

При любой общественной формации социальный заказ общества предмету «Физическая культура» состоит в том, чтобы из школы выходили здоровые, хорошо физически подготовленные дети.

В пояснительных записках Программы публикуемых в журнале «Физическая культура в школе» и выпущенных издательством «Дрофа», отражена в той или иной мере суть предмета «Физическая культура» и прослеживается относительное соответствие социальному заказу общества. Но на этом единство заканчивается.

Анализируя имеющиеся на сегодняшний день Программы, возникает множество противоречий. Все Программы в любом их варианте отождествляют физическую культуру и спорт.

У многих детей бытует мнение, что физическая культура и спорт – это единое целое. В нашем представлении эти два понятия нивелировались. Но обратимся к словарю русского языка. «Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развития физических способностей человека», «Спорт – система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным видам таких физических упражнений». (Словарь русского языка изд. «Русский язык» М. 1984г.)

Налицо существенное различие в этих понятиях. Физическая культура – часть общей культуры общества, следовательно, и всех учащихся как членов общества. Чего нельзя сказать о спорте. Спорт это занятие для избранных, особо одаренных. Физическая культура это общее развитие и укрепление здоровья. Спорт это целенаправленное развитие и достижение максимальных результатов в определенном виде. А если обратиться к словарю иностранных слов, то понятие физическая культура и тренировка обретают, совершенно, полярный смысл. «Физическая культура – систематическое и разностороннее совершенствование человеческого тела с помощью внедрения гигиенических навыков, физических упражнений», тренировка – (англ. «трейнинг») – планомерная подготовка организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достичь к моменту соревнований наибольшей работоспособности». (Словарь иностранных слов. Гос. Издательство иностранных национальных словарей. М. 1949 г.)

Следовательно, мы должны систематически и разносторонне совершенствовать человеческое тело, но, ни в коей мере не готовить организм к максимальным проявлениям в определенный момент.

Вот в этом и заключается главное противоречие между смыслом предмета Физическая культура и содержанием «Программы» по предмету.

Возьмем для примера Программу «Комплексная программа физического воспитания учащихся I – XI классов» (журнал «Физическая культура в школе № 5.2004г.стр.32-38). Читаем – «Овладение техникой прыжка в длину»; «овладение техникой метания»; «овладение техникой спринтерского бега» и т.д. это в 5 – 9 кл.

Во-первых, немного просвещённый в вопросах спорта человек знает, что для освоения техники прыжка или метания необходимы ежедневные двух – трехчасовые тренировки в течение нескольких лет. А программа рекомендует освоить эту сложную технику движений при двух часах в неделю.

Во-вторых, для чего это сложное техническое действие простому среднестатистическому ученику.

Практического применения это действие не найдёт в повседневной жизни, потому что, ни за одним препятствием в жизненной ситуации не будет ни поролоновых матов, ни ям с песком.

Да, эти упражнения нужны и беговые, и прыжковые, и метальные, но только как двигательное действие, а не техническое их исполнение. Нужно научить детей преодолевать вертикальные (забор, изгородь и т.д.) и горизонтальные (яма, канава, бревно и т.д.). это имеет прикладное значение в будущей жизни и не в меньшей мере способствует развитию двигательных качеств.

Вот именно на развитие двигательных качеств, или как модно сейчас говорить, координационных и кондиционных способностей, должна быть направлена наша деятельность и этому должно соответствовать содержание Программы.

К содержанию программы ещё есть необходимость возвратиться, но уже в связи с другим противоречием. А именно с реальными потребностями детей. Если школьнику задать вопрос – почему тебе нравится урок физкультуры, то подавляющем большинстве (особенно среди младших) ответ будет такой – там можно поиграть. Это главное для ребенка. В основе всей деятельности детей лежит игра. Утверждение старое, но никем не опровергнутое. Игровой метод обучения детей младшего школьного возраста дает более высокий результат по сравнению с любыми другими методами. И особенно на уроке физической культуры. На других уроках учителю проще преодолеть преобладание у детей возбуждение над торможением. Там дети концентрируют внимание на решении примера, задачи или правильном написании слова. А урок физкультуры для детей – что-то особенное. Сама обстановка (простор спортивной площадки, наличие спортивных снарядов, мечей и т.д.) действует на детей как дополнительный раздражитель. Держать детей в строю, что-то им долго объяснять, т.е. продолжительное время концентрировать внимание на методе слова сложно и нерационально. Поэтому необходимо тратить минимальное время на объяснение, внимание уделять игре. Нужно дать ребенку возможность выплеснуть эмоции, снять нервное напряжение, накопившееся в период сидения на других уроках.

А как же, например, строевые упражнения? Ведь не обойтись без строя и тренировки, при ознакомлении детей с понятиями – шеренга, интервал, колонна, дистанция и т.д. - здесь есть 2 варианта. Можно учить детей методом поворотного выполнения. Проще говоря, по принципу муштровки и натаскивания. (Становись, равняйсь, смирно, вольно, разойдись!) но намного эффективнее будет результат, если понятия о строе включить в правила игры. Например, по окончании эстафеты, команда должна построиться в шеренгу (колонну), с соблюдение интервала (дистанции). Стремление к победе мобилизует детей к максимальной и непроизвольной памяти, глубоко откладываются и сами понятия о строе, и способах их выполнения. Кроме того, у детей непроизвольно происходит развитие внимания, его концентрация, распределение, переключение. Таким образом, посредством игры можно решить многие задачи по развитию двигательных качеств, но при условии, что Программа будет направлена именно на это, а не на освоение техники движений из видов спорта.

Не менее важным противоречием является шаблонный подход Программы в отношении оценки уровня двигательной подготовленности учащихся. Нельзя ставить на одну ступень принцип оценки знаний по русскому языку (математики) и по физической культуре. Правило: «дважды два – четыре» даже самый слабый ученик может выучить за определенный промежуток времени (две недели, месяц, два).

Но невозможно потребовать от слабого ученика за два-три месяца даже очень интенсивных занятий выполнить норматив по подтягиванию, начиная с нуля и до 3-4 раз. Здесь присутствует целый комплекс объективных причин. Их можно перечислить бесчисленное множество, но следует выделить лишь главные, наиболее значимые.

Во-первых, эта предрасположенность организма к воздействию физических упражнений. Для одного достаточно тех трёх часов в неделю, которые заложены в учебном плане (у него на генном уровне заложена высокая эффективность воздействия физических упражнений), а для другого даже удвоенная норма физических нагрузок принесёт менее эффективный результат.

Во- вторых, материальное состояние. Полноценное, высококалорийное (в пределах нормы) питание, способствует быстрому восстановлению затраченной энергии и повышает эффективность воздействия физических упражнений на организм. И наоборот, несбалансированное питание сводит на нет усилия учителя и ученика.

Вышеперечисленные факторы порождают третий. При шаблонном подходе к оценке двигательной подготовленности учащихся на уроке физкультуры у обеих категорий учащихся ослабевает интерес к занятиям физическими упражнениями.

У более сильных - потому что им становится не интересно заниматься более интенсивно, так как они уверенны в выполнении шаблонного норматива. Более слабые - в такой же мере теряют интерес, так как те максимальные усилия, которые они прилагают, обеспечат им максимум тройку.

Именно поэтому необходимо внедрять личностно - ориентированную технологию обучения и дифференцированный подход в оценке двигательной подготовленности учащихся на уроке физической культуры. Образно выражаясь, каждый должен иметь равные стартовые условия.

Конкретно, исходя из того, что предмет «Физическая культура» в начальных классах ведут преимущественно учителя начальных классов, точкой отсчета следует считать 5-й класс.

Получая 5-й класс, в начале учебного года проводим стартовое тестирование, определяя уровень развития двигательных качеств. Результаты тестирования являются точкой отсчета каждого учащегося.

Все последующее зависит от усилий каждого учащегося. Пример: самый сильный во время стартового тестирования показал в прыжках в длину с места результат – 185 см. Самый слабый - в том же тесте – 145 см. Очередное тестирование в конце учебной четверти, т.е. через два месяца. Условия для всех одинаковые, индивидуальный прирост результатов: плюс 5 см к стартовому результату дает основание учителю сделать вывод, что оба учащиеся приложили определенные усилия для улучшения своих показателей и эти усилия оцениваются оценкой «пять».

При этом учитель обязательно учитывает индивидуальные особенности, психологию учащегося. Не секрет, что для определенной группы учащихся известие о предстоящей контрольной является энергетическим стимулятором, а для других - это стресс. И не потому, что они не способны справиться с заданием, просто по субъективным причинам такое известие приводит их в состояние шока. Именно поэтому личностно-ориентированный подход в данном случае играет главенствующую роль. При неудачной попытке выполнения теста, нельзя лишать ребенка возможности повторного выполнения в процессе урока, или на следующем уроке.

При таком способе контроля за уровнем развития двигательных качеств, когда каждый имеет стимул к занятием физическими упражнениями, в конечном итоге подавляющее большинство учащихся к концу обучения выходит на базовый уровень требований Программы. Достигнуть 100% результата по всем показателям практически невозможно, т.к. наряду с работой учителя постоянно действует определенный комплекс факторов, оказывающий отрицательное воздействие на учащихся.

Это нарушение теплового и светового режима, несбалансированное и нерегулярное питание, а также отрицательный баланс двигательной активности (ежедневно 5-6 уроков малоподвижной деятельности и только 3 урока физической культуры в неделю). И как уже сказано выше, различная предрасположенность учащихся к воздействию физических упражнений на организм.

Нельзя оставить без внимания такое противоречие как соотношение научно обоснованных норм двигательной активности дающих оптимальные предпосылки для нормального развития детского организма и нормы, заложенные в учебном плане.

Оптимальный, научно обоснованный режим двигательной активности детей – это ежедневные 2 часа занятий различного рода физическими упражнениями. А в учебном плане мы имеем всего три часа в неделю – это уроки физической культуры. Конечно, кроме трех уроков физкультуры предполагаются еще занятия в спортивных секциях и участие учащихся во внеурочных массово-оздоровительных мероприятиях, но нереально охватить 100% учащихся такими массовыми формами ежедневно.

Перед учителем физической культуры стоит задача внедрения в сознание ребенка необходимости организации систематических самостоятельных занятий физическими упражнениями. В связи с этим, появляется необходимость разработки комплексов упражнений, которые при минимальных материальных затратах позволили бы учащимся организовать такие ежедневные занятия в домашних условиях и в определенной мере компенсировали тот малоподвижный образ жизни, который они вынуждены вести во время пребывания в школе и при подготовке к урокам дома.

Существенным противоречием является тот факт, что во всех Программах по физической культуре наблюдается шаблонный подход к делению на возрастные группы.

Условно все Программы делятся на три части: для начальных школ, для общих средних школ и для полных средних школ.

Но это имеет опосредованное отношение к возрастным особенностям детей. Это, по сути дела, подгонка Программ по физической культуре под общепринятое название типов школ.

Если в изучении других предметов возрастные особенности не имеют главенствующего значения, то в физическом развитии и воспитании это является одним из основополагающих факторов.

Целесообразно, Программу по физической культуре делить не по типу школ, а по этапам развития организма ребенка и по возрастным особенностям восприимчивости организма к воздействию физических упражнений.

Условно это деление может быть следующим:

I этап – 1-4 класс

II этап – 5-7 класс

III этап – 8-9 класс

IV этап – 10-11 класс

При внешней оценке отличие от общепринятого деления наблюдается лишь в том, что Программа для общих средних школ разделена на 2 этапа (5-7 и 8-9 классы). Но при детальном осмыслении такого деления на этапы обучения прослеживаются существенные различия.

I этап обучения (1-4 кл.): занятия проводятся в одном классе, одним учителем (в том числе и уроки физкультуры) в большинстве случаях вне спортивного зала, без использования спортивного инвентаря, в подавляющем большинстве учитель начальных классов не является специалистом по физическому воспитанию. Единство требований учителя, знание его привычек, вырабатывает у детей жесткий стереотип реакции на те или иные явления, происходящие в классе.

II этап обучения (5-7 кл.): второе открытие мира знаний. По каждому предмету отдельный учитель, каждый урок в новом кабинете, уроки физической культуры ведет специалист по физическому воспитанию, на спортивной площадке, в спортивном зале. Разнообразие форм и методов проведения уроков, наличие спортивного инвентаря и оборудования вызывает повышенный интерес к уроку физической культуры. К концу учебного года у учащихся 5 классов происходит существенное повышение уровня развития двигательных качеств.

III этап обучения (8-9 кл): Этот этап обучения выделен обособленно, потому что именно в этот период происходит (в массовом масштабе) начало (8класс) полового созревания и его завершения (9 класс). Особенно ярко выражено у девочек.

Существенное различие в организации учебного процесса на уроке физической культуры и системе оценки результатов двигательной деятельности. Очень ранимая психика, особенно у девочек, острое переживание каждой оценки, зачастую завышенная самооценка, базирующаяся не на качестве выполнения двигательного действия, а на своих внешних данных, требует от учителя очень тактичного подхода в работе с детьми.

В этот период происходит поляризация мнений, суждений и оценки значимости физической культуры как предмета (или обожествления, или отторжения) вплоть до полного неприятия, и тогда объединение усилий учителя физической культуры, классного руководителя и родителей, не всегда приводит к желаемому результату.

На данном этапе происходит завершение освоения основных двигательных действий, заложенных в Программе по физической культуре.

IV этап обучения (10-11кл): завершение школьного периода процесса обучения. Формирование организма будущей матери у девушек, закладка задатков мужчины у юношей. Стремление к самовыражению, расширению диапазона двигательных возможностей, выполнению освоенных двигательных действий в более сложных вариантах, в нестандартных ситуациях.

Стремление к познанию, взаимосвязь и занятий физическими упражнениями и состояния здоровья, зависимость уровня развития двигательных качеств от степени двигательной активности, формирование убеждения (особенно у юношей) необходимости самостоятельных (внеурочных, но коллективных) занятий физическими упражнениями.

Неудовлетворенность построением учебного процесса, основанного на всем предшествующем опыте, а особенно неудовлетворенность результатами этого процесса, натолкнула меня на мысль о необходимости детального осмысления современных концепций обучения.

Материалы, обобщенные Ростовским ИПК и ПРО в сборнике «Современные педагогические технологии» (издательство Ростовского областного ИПК и ПРО г. Ростов-на-Дону 1999г.) предоставили мне такую возможность. Детально изучив эти материалы, я сделала определенные выводы:

  1. Все концепции и технологии разрабатывались и совершенствовались на базе организации теоретического обучения.

  2. Существует несколько точек зрения, объясняющих значение и смысл концепции развивающегося обучения.

    1. Надстройка обучения над развитием. Развитие и созревание организма является предпосылкой обучения (Фрейд, Руссо, Коменский).

    2. Тождественность развития и обучения, ибо развитие – это накопление всевозможных знаний о мире, привычек навыков (традиционная педагогика, Костюк, Менчинская).

    3. Диалектическая взаимосвязь между обучением и развитием: развитие подготавливает и делает возможным обучение, а обучение стимулирует и продвигает вперед развитие. Развивающим считается обучение, которое опережает развитие и осуществляется в «зоне ближайшего развития». (Выготский, Леонтьев, Гальперин, Эльконин, Занков, Давыдов).

  3. Отдельные фрагменты педтехнологий уже использовались мною (еще до изучений материалов сборника), а теперь они получили научное обоснование.

  4. При определенной трансформации концепции «Развивающего обучения» она может успешно применяться на уроках физической культуры, несмотря на определенные противоречия между умственным развитием и обучением, физическим развитием и обучением.

Это противоречие обусловлено тем, что умственное развитие и обучение тесно взаимосвязаны (обучение происходит в «зоне ближайшего развития»). В физическом воспитании развитие и обучение могут иметь определенный временной разрыв, особенно на первых этапах обучения.

Основание, что более высокий уровень развития двигательных качеств облегчает обучение двигательным действиям, способствует более быстрому их освоению, можно с уверенностью говорить о том, что в физическом воспитании развитие может на порядок опережать обучение, не нанося вреда здоровью.

Пример: Для того чтобы научиться делать подъем переворотом на перекладине необходимо:

  1. Уметь выполнять подтягивание хотя бы 1-2 раза (развитие силы мышц сгибателей рук)

  2. Поднять (если упр. выполняется силой), или удержать (если упр. Выполняется толчком) ноги до положения «угол» (развитие силы мышц брюшного пресса)

  3. Иметь определенную координацию для выполнения переворота (пространственная ориентация в нестандартной (вниз головой) ситуации).

Если ребенок имеет развитие вышеперечисленных двигательных качеств, то научить его делать подъем переворотом в упор на перекладине можно в любое время и без особых трудностей.


2. Технология личностно-ориентированного обучения.

Исходя из того, что в отечественной педагогике обучение определяется развивающим, если оно обеспечивает общее развитие личности, его умственных способностей, умение не только освоить знания, но и уметь ими оперировать. Наряду с обучением идет и воспитание личности, испытывающей потребность в самореализации, склонность к творческой деятельности. Обучение с такой направленностью принято называть личностно-ориентированным.

Таким образом, трансформировав концепцию развивающего обучения применительно к физическому воспитанию, её можно использовать на уроках физической культуры с личностно-ориентированной направленностью.


3. Технология опыта

Работа над решением проблемы повышения эффективности урока физической культуры начата в 2011-2012 учебном году. Внедрение дифференцированного подхода к оценке уровня двигательной подготовленности по принципу индивидуального прироста результатов было начало в 7 классе.

В начале учебного года детям было объявлено, что в этом учебном году их деятельность будет оцениваться по принципу индивидуального прироста результатов. Чтобы исключить сознательное занижение результатов стартового тестирования, было принято решение следующего характера: За основу взять результаты итогового тестирования за 6-й класс, т.е. показатели стартового тестирования в начале учебного года должны быть не ниже результатов, показанных в конце прошедшего года.

Следующим этапом работы был тщательный анализ индивидуальных возможностей каждого ученика. В результате проведенного анализа класс был условно разделен на группы.

I группа – учащиеся, организм которых восприимчив к естественным физическим нагрузкам, параллельно с увеличением росто-весовых показателей у них без особых усилий происходит увеличение цифровых показателей в выполнении контрольных упражнений – тестов.

II группа – учащиеся, сознательно и планомерно занимающиеся на уроках и готовые к самостоятельным занятьям по заданиям учителя.

III группа – учащиеся с уровнем развития ниже среднего, имеющие определенные отклонения в состоянии здоровья, но по медицинской шкале относящиеся к основной группе.

IV группа – учащиеся с низким уровнем развития, по медицинской шкале отнесенные к подготовительной группе.

Для каждой группы были разработаны определенные рекомендации и доведены до них. Но для того, чтобы не ущемлять самолюбие каждого, рекомендации носили сугубо индивидуальный характер, дети не знали о их распределении на группы.

Первое промежуточное тестирование было намечено на конец первой четверти, но наиболее активные чуть ли не еженедельно просили проверять цифровые показатели по отдельным тестам.

В этом возрасте (7 кл.) учащиеся очень ревниво следят за изменением уровня подготовленности каждого, поэтому самая удобная форма контроля в этот период – это взаимоконтроль.

Была сделано попытка завести карточки самоконтроля, но она почему-то не прижилась, дети часто забывали их дома, т.к. мною постоянно ведется журнал наблюдения и контроля, по которому я могу проследить динамику развития каждого ребенка от пятого класса до выпуска из школы, было решено остановиться на этой форме контроля. Забегая вперед, хочу сказать, что и сейчас, уже в 10-м классе. учащиеся обращаются с просьбой показать динамику изменения их результатов.

Первое официальное промежуточное тестирование принесло разочарование. Ожидался резкий скачок показателей, но этого не произошло, и в первый момент наступило разочарование. Но по прошествии определенного времени, тщательного анализа работы и индивидуальных бесед с учащимися прояснилась следующая картина.

I группа (6 чел.) с высоким уровнем развития – 100% повышение показателей.

II группа (9 чел.) средний уровень развития. 5 человек – прирост показателей, 4 человека – топтание на месте.

III группа (5 чел.) уровень развития ниже среднего. 2 человека – прирост результата, 2 – без изменений, 1 – снижение показателей.

IV группа (5 чел.) низкий уровень развития. 1 человек – прирост показателей, 2 – без изменений, 2 – снижение результатов.

В результате индивидуальных собеседований выявлены следующие характерные причины:

  1. Для первой группы цифровые показатели прироста необходимо увеличить (повысить стимул).

  2. Слабоволие отдельных учащихся не позволило им организовать систематические самостоятельные занятия.

  3. Определенные сложности в семье (скандалы, пьянки) не способствуют планомерным занятиям.

  4. Неверие в собственные силы и наличие (помимо цифровых показателей) технических оценок, т.к. оценок за качественное выполнение упражнения.

Вот пример рассуждения одного ученика: «Что толку с того, что у меня будет прирост цифровых показателей. На начало года я подтянулся один раз, в течение четверти этот показатель увеличился до пяти и я получил оценку пять. Но это недостаточно, чтобы выполнить подъем переворотом силой на перекладине, следовательно, за это упражнение я получу оценку – 2. Моя гибкость не позволяет мне выполнить «мост» из положения стоя, а за этот период я не смогу так сильно повысить мою гибкость, следовательно, это еще одна двойка. И в итоге снова та же среднеарифметическая «тройка».

По сути рассуждения логичны. Следовательно, чтобы побороть апатию данного типа учащихся, необходимо пересмотреть критерии оценок за техническое исполнение упражнений. Кроме того, условное деление на группы, неизвестное учащимся, нужно использовать во благо. Дети не делят себя на группы по нашим критериям. Зачастую, девочка из обеспеченной семьи имеет лучшую подругу - из неблагополучной. Неблагополучный (по нашим критериям) мальчик, лучший друг отличника. И зачастую такие пары по уровню двигательной подготовленности находятся в полярных группах.

Исходя из данного анализа, были внесены коррективы в планы работы.

  1. Скорректированный критерий оценки учащимся с высоким уровнем двигательной подготовленности.

  2. Более сильным взять шефство над более слабыми в плане совместных занятий.

  3. Устный договор со слабыми учащимися о том, что до достижения ими оптимального уровня развития двигательных качеств главным критерием оценки их двигательной деятельности будет личный прирост показателей в цифровом выражении, а технические действия будут оцениваться по мере их освоения.

Проведенная корректировка принесла определенные положительные результаты.

I группа (7 чел.) повышение показателей и переход одного из II-й группы.

II группа (9 чел.) 7 чел. прирост показателей, 1 чел – без изменений и переход из III группы.

III группа (5 чел.) 4 чел. прирост показателей по большинству тестов и переход одного из IV группы.

IV группа (4 чел.) 3 чел. прирост по основным показателям, отставание, т.е. наиболее замедленный рост по силовым тестам, 1 чел – без изменений – по болезни.

В результате работы с использованием личностно-ориентированной технологии, дифференцированного подхода к оценке двигательной деятельности за период с 7-го по 9-й класс получены следующие показатели:

Из _____ учащихся 9-й класс закончили:

Оценка 5_____, 4_____, 3_____.

Конечно, сухие цифры не отражают полной картины той метаморфозы, которая произошла с данным классом, той атмосферы, которая царила на уроке. Дети поверили в себя, у них повысился интерес к занятиям, появилось стремление к освоению более сложных двигательных действий, выполнению уже изученных, освоенных упражнений в более сложной интерпретации, в нестандартной ситуации. У детей появилось стремление к познанию теоретических основ физической культуры.

Если раньше учащийся, которому было поручено проведение разминки, не утруждал себя заботами, просто выполнял тот комплекс упражнений, который преподнес учитель, то теперь многие учащиеся стали подходить к этому поручению творчески. Собственная фантазия, поиски литературы (которой у нас почти нет) и даже при возможности выход в Интернет, для того чтобы разминка не стала очередным, шаблонным, стереотипным мероприятием, а был творческим процессом. Можно привести следующий пример: девочка принесла из дома магнитофон, для того чтобы разминка проходила в музыкальном сопровождении. И музыка звучала не просто в ритме ¾, а была подобрана для каждого упражнения в современном звучании. Продолжением разминки стали упражнения ритмической гимнастики для девушек, которые сделали органичным переход к последующим занятиям с баскетбольными мячами.

Наряду с использованием технологии личностно-ориентированного обучения с дифференцированной оценкой результатов была предпринята попытка использования на уроках физкультуры технологии полного усвоения. Но выполнить это в полном объеме очень сложно в конкретных условиях нашей гимназии. Главная сложность заключается в том, что в школе, где обучается 800 учащихся всего лишь один спортивный зал (9*18м). Естественно зал перегружен, в нем постоянно занимаются по два класса. Технология полного усвоения предполагает организацию занятий в режиме свободного поиска, а для этого необходимо оборудовать достаточное количество учебных мест. Перегруженность спортивного зала не позволяет этого сделать, поэтому мною используются фрагменты данной педтехнологии, и это также дает определенный положительный результат.

Таким образом, совокупное использование современных педагогических технологий способствует более качественному усвоению всеми учащимися материала программы, раскрепощает волю учащихся, формирует качество инициативы и творчества.

Самым главным достижением следует считать тот факт, что у детей повысился интерес к занятиям физическими упражнениями, как на уроке, так и самостоятельно. Дети смогли на практике убедиться в том, что результат напрямую зависит от систематических занятий физическими упражнениями, и самостоятельные занятия стали логическим продолжением уроков физической культуры. Применение на уроках данных педтехнологий побудило детей к творчеству, самостоятельному поиску решения проблем, поставленных учителем. А это в свою очередь натолкнуло их на необходимость расширения кругозора в области физической культуры, познания процессов, связанных с повышением уровня развития двигательных качеств, с укреплением здоровья.

  1. Результаты

Результатом проделанной работы следует считать фактическое увеличение числа учащихся с более высоким уровнем развития на конец этапа работы по сравнению с его началом.

Анализ уровня развития двигательных качеств.


Всего

2014-2015 уч. Год

2015-2016 уч. год

2016-2017 уч. год

Уч-ся

Уровень развития

Уровень развития

Уровень развития


Высок. Сред. Низк.

Высок. Сред. Низк.

Высок. Сред. Низк.


















Использование данных педтехнологий показало, что есть пути решения проблемы здоровья учащихся, и поиски новых путей в этом направлении продолжаются.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гордиенко Лариса Анатольевна

Дата: 27.04.2021

Номер свидетельства: 579383

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Инновационные модели интеграции физической культуры с другими сторонами обучения и исследовательской деятельности."
    ["seo_title"] => string(130) "innovatsionnyie-modieli-intieghratsii-fizichieskoi-kul-tury-s-drughimi-storonami-obuchieniia-i-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "292705"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455330566"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Доклад на тему " Метод сотрудничества как инновационная технология" "
    ["seo_title"] => string(74) "doklad-na-tiemu-mietod-sotrudnichiestva-kak-innovatsionnaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "140844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418031294"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Из опыта работы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников."
    ["seo_title"] => string(80) "iz_opyta_raboty_po_sokhranieniiu_i_ukrieplieniiu_zdorov_ia_mladshikh_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "357572"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1478802389"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока» "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-mietodichieskiie-triebovaniia-k-korriektsionnoi-napravliennosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "135033"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416845484"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства