Социальный проект "Правильное дыхание - это наше здоровье"
Социальный проект "Правильное дыхание - это наше здоровье"
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет и родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
8. Оценка результатов --------------------------------------------------------------------9
9. Заключение. Эффективность проекта ----------------------------------------------9
10. Дальнейшее развитие проекта------------------------------------------------------10
11. Используемой материалы -----------------------------------------------------------10
Социальный проект: «Правильное дыханье – это наше здоровье»
1.Паспорт проекта
Название проекта
«Правильное дыханье – это наше здоровье».
База реализации
Филиал «Незнановская ОШ» МОУ «Пехлецкая СШ имени В.В.Соловова»
Авторы и разработчики проекта
Сорокина Нина Владимировна учитель физкультуры
Учащиеся 2,3 классов
Цель проекта
Развитие детской инициативы по оказанию помощи детскому садику «Ласточка» по пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников через внедрение дыхательной гимнастики.
Задачи
Разработать комплекс упражнений.
Подготовить спортивный реквизит.
Сделать памятки.
Выучить упражнения.
Обучить воспитанников правильно выполнять упражнения.
Укреплять связи дошкольного учреждения с учащимися школы. Побуждать детей к совместной деятельности.
Создать позитивный настрой.
Целевая группа проекта
МДОУ «Ласточка» с. Семион
Механизм реализации проекта
Гимнастика может быть использована, как воспитателями в их работе с детьми, так и родителями. Всем взрослым, кто внимательно отнесется к этому проекту, я уверена, он поможет укрепить не только здоровье детей – дошкольников, но и своё.
Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы:
Обучающиеся школы;
Учитель физкультуры
Материально – технические ресурсы
материалы, необходимые для изготовления оборудования; справочная литература:
– научно-методическая литература – художественная литература
- положительная психологическая адаптация к новой оздоровительной методике участников проекта;
- снижение простудных заболеваний у воспитанников;
- формирование у участников проекта «правильных» дыхательных привычек;
- изменение отношения детей к сохранению своего здоровья;
- использование здоровьесберегающих технологий в семье;
- обобщение и распространение опыта работы по данной теме.
2. Описание проекта
Размышляя о том, что нужного и полезного, значимого мы школьники и педагоги нашей школы могут сделать для села и его жителей, остановились на идее помочь детям, которые посещают детский сад «Ласточка» с.Семион, ведь садик находится в нескольких километрах от нашей школы и общение детей с нами учащимися школы ограничено. Так же выпускники этого садика приходят обучаться в нашу школу.
Проблема воспитания здорового ребенка, стоящая перед воспитателями детского сада, была и остается наиболее актуальной, и в связи с этим возникает необходимость поисков эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности. Учитывая то, что в саду нет педагога по физической культуре, мы решили помочь.
Актуальность
Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Дошкольное образование направлено на поддержание и укрепление здоровья.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, за последнее десятилетие состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось число абсолютно здоровых детей. Уровень детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и с хроническими заболеваниями повысился.
Так почему же дети болеют? Дети болеют оттого, что не научены правильной совершенной гигиене, своевременности ухода за своим здоровьем, организмом, его сохранности и сбережению.
Снижение простудных заболеваний у детей дошкольного возраста диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
В связи с этим я определил тему нашего проекта: «Правильное дыханье – это наше здоровье».
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет и родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания. Актуален он так же для работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ.
3. Цели и задачи проекта
Цель: Развитие детской инициативы по оказанию помощи детскому садику «Ласточка» по пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению физического здоровья воспитанников через внедрение дыхательной гимнастики. Задачи:
Разработать комплекс упражнений.
Подготовить спортивный реквизит.
Сделать памятки.
Выучить упражнения.
Обучить воспитанников правильно выполнять упражнения.
Укреплять связи дошкольного учреждения с учащимися школы.
Побуждать детей к совместной деятельности.
Создать позитивный настрой.
4. Постановка социальной проблемы
И так в связи стем, что заболеваемость детей, а особенно детей дошкольного возраста растет переднами встал вопрос как сохранить и укрепить здоровье детей дошкольного возраста – вопрос, который пытаются решить, как педиатры, так и педагоги. Профилактика простудных заболеваний, повышение защитных сил организма - главное, над, чем необходимо работать в детском саду.
Мы учимся в начальной школе и с первого класса на уроках физкультуры занимаемся дыхательной гимнастикой она очень увлекательна. Мы решили, что такие упражнения понравятся детям в детском саду. А ещё они должны знать, что в школе есть мы, те, на кого они могут положиться.
В ходе обсуждения мы решили, что упражнения должны быть не сложными, интересными, запоминающими, чтобы легко было выполнять самостоятельно.
Что для этого нужно сделать?
Во-первых
Подобрать упражнения, которые подходит для детей 5-7 лет.
Подготовить спортивный реквизит.
Во – вторых
Сделать памятки для детей и их родителей. Самим выучить упражнения, чтобы показывать детям.
В- третьих
Научить детей правильно выполнять упражнения. В ходе совместной работы
создать позитивный настрой.
Предварительная подготовка
Итак, мы принялись за работу. В соответствии с поставленными задачами мы разделили задания 3 класс подбирает упражнения, 4 класс рисует памятки.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. получила известность в конце 1970-х - 1980-х годов. В молодости Стрельникова А.Н. была певицей, но потеряла голос из-за перенапряжения голосовых связок.
Как педагог-вокалист Стрельникова А.Н. работала с певцами, ставила им голос, восстанавливала его звучание. Изначально этот метод был предназначен для лечения болезней, связанных с потерей голоса. Дальнейшая практика показала, что такая гимнастика помогает при многих заболеваниях, в том числе сердечно-сосудистых. Сущность метода заключается в разработке так называемого парадоксального дыхания.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей.
Парадоксальная дыхательная гимнастика, включает четыре основных правила.
Правило первое вдох должен быть короткий и активный. От природы вдох слабее выдоха, поэтому надо тренировать активный вдох и самопроизвольный, пассивный выдох, что будет поддерживать естественную динамику дыхания.
Правило второе не мешать выдоху уходить после каждого вдоха как угодно, сколько угодно - лучше через рот, чем через нос. Необходимо тренировать короткие, частые активные вдохи, ритмично и легко.
Правило третье подряд следует проводить столько вдохов-движений, сколько не утомляет и доставляет удовольствие.
Правило четвертое подряд делать столько вдохов, сколько в данный момент можно сделать легко.
Увеличение объема воздуха, поступающего в легкие с каждым вдохом, способствует обогащению крови кислородом, улучшению функционирования всех внутренних органов, а также стимулирует деятельность головного мозга и крупных нервных узлов.
Чтобы занятия гимнастикой были успешными, необходимо проводить тренировки регулярно, а не от случая к случаю. Обычно через 10-12 дней можно заметить значительное улучшение функционирования органов дыхания и сокращений диафрагмы.
Как и любая оздоровительная методика, дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н. имеет ряд противопоказаний к применению. Упражнения для диафрагмы и легких не рекомендуется выполнять при тяжелых тромбофлебитах, нарушениях свертываемости крови (врожденных и приобретенных), лихорадочных состояниях, высокой температуре тела. Перед началом регулярных тренировок целесообразно посоветоваться с врачом, чтобы предотвратить развитие серьезных осложнений.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.
Перед обучением гимнастике по Стрельниковой научите ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с малышом понюхайте цветок, вдохните аромат яблока или свежескошенной травы и только затем приступайте к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагайте 2-3 минуты на месте и тогда вы почувствуете ритм).
6. Механизм реализации проекта
Подбор упражнений.
На уроках физкультуры учительница нам предложила несколько упражнений. Мы проверили их на себе. Нам они очень понравились, так как они были не ложные, интересны и увлекательные. Мы решили их разучить и предложить детям в детском саду.
Упражнение 1 «Буль-бульки»
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте многоводы, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенкупоиграть в «буль-бульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «буль-бульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
Упражнение 2 «Волшебные пузырьки»
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть, то выдувайте пузыри сами, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Упражнение 3 «По реке плывет кораблик» В тазик с водой поместите бумажные кораблики. Тазик поставьте на стол, посадите двоих детей друг против друга и предложите им, дуя, направить кораблик в противоположную сторону.
Упражнение 4 «Ладошки»
Исходное положение – стоя или сидя прямо, руки согнуты в локтях, ладони направлены от себя. Сжимайте ладони в кулаки, одновременно делая резкие и шумные вдохи. После завершения серии из 8 вдохов, ненадолго передохните и повторите упражнение (всего 4 серии по 8 вдохов).
В ходе обсуждения по поводу памятки как правильно делать упажнения мы решили выполнить её в виде буклета. Взяли описание упражнений и добавили к ним картинки, что бы было интересней и если возле ребенка не окажется взрослого, то он смог посмотреть картику как выполнять упражнения.
Сделали коралики для одного из упражнений.
Затем мы начали разучивать упражнения.
7. Реализация задуманного
Поездка в детский сад назначена на 16 декабря. Мы собрали подговленный реквизит и поехали.
После вступительного слова учителя мы предложили ребятам поиграть в игры и познакомиться. Они с радостью с нами играли.
Затем мы все подготовились мы старались правильно рассказать, как выполнять упражнения, а если ошибались учитель нас поправляла. Дети с интересом нас слушали и с удовольствием выполняли все задания. Мы увлекательно провели мероприятие. Вдоволь надышавшись мы немного отдохнули. Затем ребята напоили нас чаем, и мы отправились назад к своим занятиям. Дети обещали приехать к нам в школу.
8. Оценка результатов
Зимний день 16 декабря стал для ребят из детского сада «Ласточка» и нас учащихся Незнановской школы – днем первого знакомства.
Для всех детей детского сада и нас это мероприятие стало настоящим праздником независимо от возраста и национальности. Организаторы призывали быть безгранично добрыми ко всем и бескорыстно совершать добрые поступки.
Этот мероприятие было первым и, надо сказать, успешным опытом преемственности между детским садом и школой. Школьники провели большую работу.
9. Заключение. Эффективность проекта
Осуществляя работу над проектом, мы поняли, что вокруг нас очень много взрослых, которые всегда готовы помочь нам в наших начинаниях. В разработке и реализации проекта активное участие приняли наши учителя – учитель физкультуры Сорокина Нина Владимировна, наш классный руководитель Ремизова Елена Васильевна. В результате реализации проекта мы не только вместе что-то придумывали и делали, а все очень подружились.
Подружились мы не только со взрослыми, но и с малышами. Когда они придут учиться в школу, им не будет так страшно, ведь у них здесь уже есть друзья. Это мероприятия не пройдёт без следа – оно полезно, прежде всего, детям, участвующих в них. Ведь такие мероприятия помогают укреплять взаимоотношения со сверстниками и воспитателями, формируют ценностные отношения к близким людям, сверстникам и более младшим поколением, а также содействуют сплочению детского коллектива. Все те, с кем мы сотрудничали в течение нашей работы, остались довольны тем, что мы делаем и выражают желание, чтобы мы и дальше продолжали начатое дело.
10. Дальнейшее развитие проекта
Мы уже договорились о продолжении сотрудничества. Мы решили, что можем регулярно бывать в детском саду и проводить свои добрые дела.
Нам и самим очень понравилось творить добрые дела для окружающих нас людей, и мы не собираемся останавливаться на достигнутом, ведь вокруг так много людей, которые нуждаются в нашей помощи, а мы в свою очередь постараемся им эту помощь оказать.
Финал
Ребята благодарили нас и не хотели отпускать. Ну, ничего, скоро увидимся!!!
Будьте здоровы!
11. Использованы материалы:
1. «Влияние гимнастики Стрельниковой А.Н. на формирование правильного дыхания детей старшего дошкольного возраста
2. Сборник «Если хочешь быть здоров», сост. А.А. Исаев. М.: Физкультура и спорт, 1988. М. Тарковский «Синоним жизни», В. Овсянников «Дыхательная гимнастика»
Интернет - ресурсы
3. http://strelnikova.ru/ Центр дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.