Роль физической культуры в воспитании детей с особыми образовательными потребностями
Роль физической культуры в воспитании детей с особыми образовательными потребностями
Значение физической культуры в вопитании ребенка с особыми образовательными потребностями высока. Физическая нагрузка с учетом потенциальных возможностей ребенка дает возможность преодолеть трудности в обучении и воспитании ребенка с ооп.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль физической культуры в воспитании детей с особыми образовательными потребностями»
Роль адаптивной физической культуры в работе
с детьми с ООП
Большую роль в коррекционной работе с учащимися с особыми образовательными потребностями играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач -укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам - уроки физической культуры в коррекционных классах решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития, нарушений моторики и общей координации.
Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением интеллекта в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.
В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушением в психическом развитии, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.
Как показывает практика, из всех нарушений в здоровье, задержка психического развития является самой распространенной. Многочисленные исследования школьников показали, что у детей с ЗПР недостаточно развиты психофизические качества: мышление, речь, память, зрительное восприятие, пространственная ориентировка, фонематический слух, общая координация, моторика пальцев рук и др. Все это сопряжено с аномальным развитием двигательной сферы. Важнейшим направлением в учебно-воспитательной работе с такими детьми является коррекция нарушений психофизического развития средствами физической культуры.[2]
Как известно, физическая культура в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием, трудовым обучением и не только способствует коррекции психофизического развития, но и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции детей в общество. (3, стр. 8)
Целью исследования явилось теоретическое и практическое обоснование значимости подвижных игр, как средства адаптивной физической культуры для детей с легкой степенью нарушения интеллекта. Объект: есть процесс занятий подвижными играми детей с легкой степенью нарушения интеллекта. Предмет: подвижные игры для данного контингента детей, их особенности, специфика, влияние на психические функции, становление и адаптация личности.
В исследовании использовалась методика диагностики социально -психологической адаптации Роджерса и Даймонда: 1.эмоциональная комфортность.2. адаптивность..[3] И тест на определение объема двигательной памяти.
Метод математической статистики предполагает исследование достоверности результатов по следующим вариантам:
между контрольной и экспериментальной группами до эксперимента;
между экспериментальной группой до эксперимента экспериментальной группой после эксперимента;
между контрольной группой до эксперимента и контрольной группой после эксперимента;
на сколько достоверное различие в контрольной группе после эксперимента и экспериментальной группой после эксперимента.
Роль адаптивной физической культуры в работе
с детьми с ООП
Большую роль в коррекционной работе с учащимися с особыми образовательными потребностями играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач -укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного физического развития, обучением двигательным умениям и навыкам - уроки физической культуры в коррекционных классах решают и коррекционные задачи путем преодоления недостатков физического развития, нарушений моторики и общей координации.
Особую актуальность приобретает вопрос о расширении двигательной активности школьников с нарушением интеллекта в оздоровительных и коррекционных целях. Коррекционное обучение позволяет положительно влиять на двигательную сферу и познавательные процессы, повышая активность и целенаправленность деятельности.
В этой связи становится актуальным поиск более эффективных путей воспитания и развития детей с нарушением в психическом развитии, в частности содержания методов физического воспитания, направленных на повышение уровня двигательной подготовленности, формирования двигательных способностей и познавательной активности.
Определённая часть культуры, направленная на сохранение и укрепление здоровья, которая вырабатывает ЗОЖ (здоровый образ жизни) и сохраняет физическое развитие, продолжительное время называется физической культурой. Физическая культура представляет собой совокупность знаний, норм, ценностей, которые используются людьми для слаженного процесса развития психических , физических и нравственных качеств человека. В этом процессе осмысленной двигательной активности формируются заложенные в человека природой психофизические способности.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это определенный комплекс мер спортивно- оздоровительного характера, которые сосредоточены на приспособлении к естественному окружению людей с ограниченным потенциалом и к реабилитации, преодоление психологических барьеров, которые мешают проживать полноценной жизнедеятельности, а равным образом осмыслению необходимости собственного вклада в общественное образование общества. АФК представляет деятельность, которая приводит индивидуально и социально ценные результаты по образованию всестороннего развития людей с отклонениями в здоровье. Главной целью адаптивной физкультурой представляется усовершенствование и гармонизация всех сторон и свойств человека с отклонениями (таких как : физических, эмоционально-волевых, интеллектуальных, эстетических и т. д.), реабилитация его личности с поддержкой физических упражнений и медицинских факторов. Выпускник, который произвёл подготовку по АФК, имеет возможность осуществить свои знания и умения в различных сферах деятельности. К примеру, в образовательных организациях разных типов, с контингентом персон, причисленных к особенным врачебным группам.
Таким образом, основная задача адаптивной культуры заключается в формировании организма с отклонениями, пребывающего в больном состоянии, следует конкретно регулировать способы и методы достижения установленной цели. Данную деятельность регламентирует Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».В этом законе (ст. 31) конкретно разграничена работа специализированных организаций врачебного учреждения и методы увеличения уровня формирования организма с отклонениями: «Адаптивная физическая культура, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Спорт инвалидов».В нее входит несколько основных положений, важных для людей с отклонениями, например: физическая реабилитация и социальная адаптация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями при использовании методов адаптивной физкультуры или адаптивного спорта, должны проходить строго оборудованных центрах (реабилитационные центры, физкультурно-спортивные клубы для инвалидов, физкультурно-спортивные организации);
АФК, это часть физической культуры, применяющей конкретную совокупность результативных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями:
адаптивная физкультура, которая ориентирована на общественное приспособление и физическую реабилитацию персон с ограниченными способностями здоровья;
развитие лиц с ограниченными способностями здоровья сосредоточивается в обстоятельствах приоритетности (верховенства), массового распространения в мире и доступности занятий спортом абсолютно всем имеющим необходимость;
для персон с ограниченными возможностями здоровья, протекающих подготовка в определенных образовательных организациях, занятия выстраивают подобным способом то, что б принимать во внимание их индивидуальные возможности и положение самочувствия самих обучающихся;
федеральный орган исполнительной власти в сфере физической культуры и спорта либо аппараты исполнительной власти субъектов России, органы МСУ вместе с социальными организациями могут помочь вхождению инвалидов и лиц с ограниченными способностями здоровья в организацию физической культуры, воспитания и спорта с помощью физкультурно-спортивных учреждений;
Задача адаптивной физической культуры как типа физической культуры способен являться определена равно как максимально возможное формирование жизнеспособности лица, имеющего устойчивые отличия в пребывании здоровья. Из-за результата предоставления оптимального порядка функционирования организма и его двигательных способностей и внутренних мощи, их гармонизации с целью максимальной самореализации в свойстве общественно и персонально важного субъекты. Образовательные компании обладают возможность формировать отделения, филиалы, структурные отделения согласно адаптивному спорту, что станут помогать персонам с ограниченными способностями. АФК невозможно вообразить в отсутствии лечебной культуры. Так равно как для абсолютного и все без исключения постороннего формирования обессиленного организма нужны групповые способы излечения и профилактики, приспособления организма к внешней среде.