Тема: «ЗНАЧЕНИЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Работу выполнила
учитель физкультуры
МАОУ «Начальная школа «Мультипарк»
Шатунова Галина Николаевна
Содержание
1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
5. Игры, направленные на развитие силы
6. Игры, направленные на развитие быстроты
7. Игры, направление на развитие выносливости
8. Игры для развития ловкости
9. Игры для развития гибкости
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение.
В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в ранний и младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы. Современное общество предъявляет высокие требования к работе, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребенка. Нельзя не согласиться, что одной из первостепенных задач воспитательного процесса является физическое воспитание школьников.
Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Уменьшается и количество открытых мест для игр. Родители и педагоги все более и более обеспокоены тем, как, где и когда можно предоставить детям возможность активно и творчески поиграть. А чтобы поддержать интерес детей к таким играм, они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом -это и стало актуальностью работы.
Для школьников развитие физических качеств имеет огромное значение. Таким образом, физическая культура в школе, первостепенной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья, должна быть неотъемлемой частью жизни каждого ребенка и занимать достаточно важное место в школе. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего, подвижные и спортивные игры.
Тема: «Подвижные игры как средство развития двигательных качеств младших школьников».
Цель работы: доказать, что подвижные игры являются средством развития двигательных качеств у младшего школьника.
Задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу.
Подобрать методику для детей младшего школьного возраста.
Определить уровень физических качеств младшего школьного возраста.
Подобрать комплекс подвижных игр способствующих развитию физических качеств.
Разработать систему по развитию физических качеств детей средствами подвижных игр.
Объект исследования: младшие школьники
1. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности свойственный человеку. Среди большого разнообразия игр широко распространены подвижные игры. Характерной особенностью игр является яркое выраженная роль движений в содержании игры ( бега, прыжков, метания и др.).
Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требуют от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих.
Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не идентичны. П.Ф.Лесгафт, основоположник научно - общественной системы физического воспитания, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач.
Игры помогают создать в уроке эмоциональный фон.
Применение игр позволяет учащимся повысить уровень своей всесторонней физической подготовленности и развить физические качества, необходимые для овладения сложной техникой.
Применяя игры, учащиеся получают возможность выполнять большой объем упражнений на быстроту и ловкость.
Использование подвижных игр, эстафет позволяет проводить урок эмоционально, дает возможность значительно повысить плотность занятий. Поэтому при применение игры и эстафет учащиеся быстрее достигают высокого уровня всестороннего физического развития.
Подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими.
Достижение цели требуют от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих
Одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не идентичны. П.Ф.Лесгафт, основоположник научно - общественной системы физического воспитания, подчеркивал, что игра в отличие от строго регламентированных движений всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач. Это имеет притягательную силу для участника, а для руководителя связано с решением общеобразовательных задач.
Игры помогают создать в уроке эмоциональный фон.
Применение игр позволяет учащимся повысить уровень своей всесторонней физической подготовленности и развить физические качества, необходимые для овладения сложной техникой.
Применяя игры, учащиеся получают возможность выполнять большой объем упражнений на быстроту и ловкость.
Использование подвижных игр, эстафет позволяет проводить урок 32уровня всестороннего физического развития.
Таким образом, подвижные игры и эстафеты, включаемые в процессе физического воспитания, являются одним из ценных способов формирования положительных черт характера детей и подростков. При этом особенно важно, что воспитание происходит через коллектив при руководящей роли педагога.
2. Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Известно, что ребенок развивается в результате непосредственного влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а также под влиянием информации, поступающей из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием выполняют их поручения. Школьный возраст с 7 до 8 лет является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сенситивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию.
В этот период у ребенка продолжают развиваться и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у школьников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, но и развитию физических качеств. В младшем школьном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребенок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка.
Игра школьника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и задания взрослого.
Одними из важнейших средств воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.
Условно приняты следующие периоды детства:
Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается к новым условиям (у него возникает легочное дыхание, начинает функционировать пищеварительный тракт, устанавливается теплорегуляция); его нервная система еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.
Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.
Преддошкольный период - от 3года до 6 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется речь; ребенок приобретает некоторые гигиенические навыки. Школьный период - от 7 до 8 лет. Так же, как и преддошкольный, он характеризуется некоторым замедлением роста. Ребенок теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается скелет. Ребенок переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.i
Развитие детей от 7 до 8 лет. Школьный период как бы закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Для детей младшего школьного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система и совершенствуются движения. Внимание становится более устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки.
Структура легочной ткани до 7 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту, 7-8 лет - 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у днтей, 7-8 лет -800-900 см3.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у школьников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы.
Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых. Нервная система в младшем школьном возрасте развита лучше, чем у детей до 7 лет. В этом периоде заканчивается созревание нервных клеток в головном мозге, который по внешнему виду и весу приближается к мозгу взрослого, но сама нервная система еще слаба. Поэтому надо учитывать легкую возбудимость школьников, очень осторожно относиться к ним: не давать длительных непосильных нагрузок, избегать чрезмерного утомления, так как процессы возбуждения в этом возрасте преобладают над процессами торможения.
У детей до 7 лет процесс образования костей не завершен, несмотря на то что кровоснабжение у них лучше, чем у взрослых. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Дети 5-6 лет еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
К 7-8 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивание через препятствия, ловлю мяча. У 7-летних появляется легкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия, осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду.
Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Организм детей отличается малой экономичностью реакции всех органов, высокой возбудимостью нервных процессов, слабостью процессов внутреннего торможения, поэтому дети быстро утомляются. Следовательно, у детей этого возраста необходимо равномерно развивать все Физические качества. Путем активной мышечной деятельности надо стимулировать вегетативные функции, которые влияют на обмен веществ, пост и развитие всех систем и органов.
К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки. Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков.
У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше.
Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц
Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани.
Изменяется мышечный тонус. У новорожденных плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С этим обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более пластичными.
3. Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
Многочисленные исследования специалистов показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем школьном возрасте и поэтому целесообразно осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества .
В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.
В современной методике физического воспитания существуют различные мнения по воспитанию двигательных качеств. Однако единого мнения по вопросу какому из качеств необходимо уделять преимущественное внимание нет. Другие авторы считают, что более высокий прирост результатов бывает при комплексном воспитании основных физических качеств.
Проведенный мною анализ научно-методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки.
Многие специалисты показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания в школе, и её решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего возраста. Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих и подготовительных, так и с помощью специальных упражнений. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества
Одним из основных путей всестороннего воспитания двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр, с помощью которых можно не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.
Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы.
В связи с этим на мой взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры.
4. Классификация и содержание подвижных игр применительно к задачам воспитания двигательных качеств в программе по физической культуре
Игры, направленные на развитие силы:
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы: набивные мячи, гантели, скамейки и т.д. или партнёр по тренировке.
Для проведения игр с преодолением собственного веса используются: гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Эмоциональная окраска подобных испытаний заставляет участников игр проявить максимальные усилия для достижения как личной, так и командной победы.
1.«Кто дальше».
Подготовка: занимающиеся становятся на лицевой линии площадки с набивными мячами. Описание игры: каждый занимающийся берёт набивной мяч (масса 1-2 кг), и.п.- мяч сзади за спиной, резко наклоняясь вперед и поднимая руки назад- вверх резко выбросить мяч через голову. Выигрывает тот, кто дальше бросит.
2. «Перетягивание».
Подготовка: по два занимающихся стоят в круге диаметром 2-4 м, взяв один другого за правую или левую руку.
Описание игры: каждый старается перетянуть соперника за линию позади себя.
3. « Кто сильнее ».
Подготовка: по два игрока стоят между двумя чертами, проведенными 2-4 м одна от другой, упершись друг другу в предплечья.
Описание игры: каждый старается вытолкнуть соперника за его линию.
4.«Удержись в круге».
Подготовка: взявшись за руки, игроки становятся вокруг прочерченного круга.
Описание игры: перетягивая и толкая игроки стараются вынудить друг друга или одна команда другую зайти в круг. Кто попал в круг, получает штрафное очко или выбывает из игры.
5.« Крепче круг».
Подготовка: игроки образуют круг, взявшись за руки. Описание игры: игроки сходятся вплотную к друг другу. По сигналу все отбегают назад. Кто не выдерживает рывка и отпускает руки, выбывает из игры или получает штрафное очко.
6.«Бой петухов».
Описание игры: два игрока выходят на середину круга. Скрестив руки на груди, они прыгают на одной ноге. Каждый старается толчком вытеснить соперника из круга или вывести друг друга из равновесия (т.е. заставить встать на обе ноги).
7.«Бег на руках».
Подготовка: играющие рассчитываются на первый-второй и разбиваются на пары. Затем выстраиваются вдоль лицевой линии.
Описание игры: первые номера принимают упор лёжа, вторые- берут их за ноги. По сигналу пары устремляются до контрольной линии.
При достижении контрольной отметки движение начинают следующие два игрока. Побеждает команда, раньше всех закончившая игру.
Игры, направленные на развитие быстроты.
1. «Вызов номеров».
Подготовка: каждая группа рассчитывается по порядку номеров. Ведущий громко называет число. Игрок под этим номером из каждой команды сразу же стартует, пробегает обозначенную дистанцию и возвращается на своё место.
Описание игры: группы выстраиваются в колоны по одному рядом. По сигналу нужно пробежать до отметки поворота.
5.«Эстафета».
Подготовка: участники эстафеты выстраиваются в колонны рядом.
Описание игры: по сигналу стартуют по одному участнику от каждой команды. Они пробегают установленную дистанцию, а затем, коснувшись рукой следующего игрока своей команды, становятся в конец своей колонны. Команда заканчивает эстафету, когда последний номер встанет на своё место.
6.«Черные и белые».
Подготовка: в центре поля на расстоянии 1-3 метра одна от другой выстраиваются команды „черных” и „белых”.
Описание игры: как только руководитель назовёт: „черные”, то они становятся преследуемыми, а «белые» преследуют их. Каждый может быть запятнан несколькими ловцами.
7.«Волки и овцы».
Подготовка: назначается водящий (волк), он располагается в середине площадки. Все остальные – свободные игроки занимают место на противоположной стороне поля.
Описание игры: свободные игроки-«овцы», стараются перебежать на другую сторону площадки, стараясь убежать от «волка».
8.«Лови мяч».
Подготовка: игроки делятся на две команды. На расстоянии 5м от каждой колонны чертится круг.
Описание игры: по сигналу игроки с баскетбольными мячами в руках бегут в круг и бросают мяч вторыми номером, а сами бегут в колонну назад. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.
9.«Гонка мячей по кругу».
Подготовка: участники рассчитываются на 1-2 и становятся в круг через одного.
Описание игры: в кругу два мяча у капитанов. Мяч перебрасывают через одного своему игроку. Мяч должен обойти полный круг и вернутся к капитану. Получив мяч, капитан говорит: «Есть»!
10.«Мяч среднему».
Подготовка: играющие образуют два круга, в середине которых стоят водящие с набивными мячами в руках.
Описание игры: по сигналу водящие начинают поочерёдно бросать мяч своим игрокам. Получив мяч от последнего игрока водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, которая раньше закончила игру. Кто уронил мяч, тот его и поднимает, получив штрафное очко.
Игры, направление на развитие выносливости
В играх выносливость проявляется не в статических, а в динамических условиях роботы, когда чередуются моменты напряжения и расслабления. Эти упражнения, особенно циклического характера, могут вызывать утомление, при этом наблюдается снижение работоспособности. Поэтому такие упражнения следует давать во второй половине занятия.
1.«Рыбаки и рыбки».
Подготовка: игроки располагаются по кругу. В центре водящий со скакалкой.
Описание игры: водящий вращает скакалку под ногами играющих, все подпрыгивают, стараясь не задеть её. А кто все-таки задевает скакалку, становится сам на место «рыбака».
2. «Кто быстрей».
Подготовка: игроки разбиваются на две команды и становятся вдоль лицевой линии.
Описание игры: в середине площадки находится мяч; руководитель называет номер игроков, те устремляются к мячу, с целью быстрее завладеть мячом.
3.«Перехват мяча»
Подготовка: начертить три круга. В каждом кругу по три участника.
Описание игры: в пределах круга двое игроков перебрасывают друг другу мяч. Третий старается перехватить его.
4.«Вышибалы».
Подготовка: игроки делятся на две команды. Одна команда располагается на одной половине площадки, а вторая на другой.
Описание игры: каждая команда старается выбить мячом игроков другой команды, разыгрывая мяч между собой.
5. «Скачки».
Подготовка: играющие разбиваются на «наездников» и «коней».
Описание игры: пары выстраиваются вдоль лицевой линии, »наездник» сидит верхом на «коне».
Задача. Быстрее достичь противоположной лицевой линии.
Игры для развития ловкости
1.« Зоркий глаз».
Во время ходьбы или бега по зрительному сигналу занимающиеся выполняют заранее обусловленное действие. Например: поднятая вверх рука означает, что дети должны выполнить скачок вперёд и принять обусловленную стойку.
2.«Падающая палка
Подготовка: занимающиеся становятся в круг. В центре круга водящий, который придерживает за верхний конец палку, находящуюся в вертикальном положении.
Описание игры: водящий называет номер одного из игроков и отпускает палку, игрок должен сделать выпад вперед и схватить палку, не дав ей упасть.
3.«Смена кругов».
Подготовка: на площадке чертят круги. Одна команда становится в круги, другая между ними.
Описание игры: команда, находившаяся вне круга, старается отобрать мяч у
игроков круга, которые перебрасывают мяч между собой, не выходя из круга.
Игры для развития гибкости
1.«Кто быстрее».
Подготовка: строятся две команды. У каждой набивной мяч, дистанция между партнерами-1м.
Описание игры: игроки передают мяч друг другу, поворачивая туловище направо, достигнув крайнего игрока, мяч передается в обратном направлении поворотом налево.
2.«Мостик и кошка».
Строятся две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Перед каждой командой чертятся по два круга.
Описание игры: по сигналу первые пары от каждой команды начинают эстафету. Оказавшись в первом кругу, один из игроков делает " мост", а второй пролезает под ним и бежит в другой круг, где принимает упор стоя согнувшись. Его партнер пролезает под ним, после чего оба, взявшись за руки, бегут назад и передают эстафету следующей паре.
3.«Скоростной бег с остановкой».
3 2 1 В С Д Е К
1м
12м
12м
В эстафете участвуют несколько команд с равным числом игроков. Стоя в колонне по одному, они занимают места за линией старта А. В 12м от не проводят линию В, за которой через 1м проводят столько параллельных линий это линии С, Д, Е, К, сколько бегунов в каждой команде. Первые номера по сигналу с высокого старта бегут к линии В, тормозят на ней, поворачиваются и бегом возвращаются назад. Затем, касанием руки передав эстафету вторым номерам, встают в конец своей колонны. Вторые номера бегут уже до линии С, возвращаются назад описанным выше способом и на линии А передают эстафету следующему игроку команды. И т.д.
Команда – победительница определяется по последнему участнику, пересекшему линию старта – финиша А.
4.«Встречная эстафета».
5 3 1 2 4 6
2 4 6
5 3 1
А 12м В
А 12м В
Две или три команды, разделившись после расчета на группы, занимают места за линиями старта А и В. По сигналу первые номера с низкого старта бегут ко вторым номерам и касанием руки передают им эстафету, а сами встают в конце этой группы. Вторые номера проделывают то же. И т. д. Побеждает команда, все бегуны которой первыми вернуться на места, которые они занимали до начала забега.
5.«Скоростная эстафета».
3 2 1
3 2 1
В эстафете участвуют две команды. По сигналу первые номера команд бегут с максимальной скоростью, обегают первую стойку, возвращаются бегом назад, обежав вторую стойку сзади команды, передают эстафету вторым номерам, а сами встают в конец колонны. Вторые номера проделывают то же. И т. д. Команду – победительницу определяют по последнему участнику, преодолевшему дистанцию первым.
1.Упражнения на восстановление дыхания.
2.Игра на внимание.
Развитие выносливости.
1.«Командный темповый бег».
Основная цель упражнений – проверить равномерность темпа бега на определенной дистанции и за определенное время. Класс делится на равные по силам 2 – 3 команды отдельно мальчиков и девочек, по 3 – 4 человека в каждой. Задание: пробежать за три круга по периметру.
По сигналу стартует первая команда, ее участники пробегают три круга вокруг четырех стоек, и тотчас после финиша учитель называет показанное время. Затем стартует вторая команда. И т.д. Время определяют по последнему участнику команды. Мальчики и девочки бегут противоходом вокруг стоек (девочки по внутреннему кругу). Педагог регулирует темп бега и обусловленным способом показывает, сколько минут осталось бежать. Бегуны, которые не выдерживают заданный темп, переходят на ходьбу и после небольшого отдыха вновь продолжают бег.
2.«Бег противоходом».
Развитие скоростно-силовых качеств.
1.«Какая команда прыгает дальше».
Преподаватель назначает двух капитанов команд. Остальные игроки делятся на две команды. Каждая команда из одинакового количества игроков. После того как команды скомплектованы, преподаватель показывает направление движения и объясняет условия игры: от начальной линии одновременно прыгают на одной ноге по одному игроку из каждой команды, на том месте, где остановится или оступится на другую ногу прыгающий игрок, его меняет очередной игрок его команды.
Затем игроки прыгают на другой ноге.
2.«Эстафета в приседе».
Преподаватель разбивает группу на команды по 5 – 6 человек. В каждой команде назначается капитан. Затем капитаны выстраивают свои команды по одному у линии старта. По команде преподавателя « На старт!» капитаны принимают положение приседа, держа эстафетные палочки наготове в правой руке, и кладут руки на колени. По команде «Марш!» капитаны начинают быстро передвигаться скачками, сохраняя положение приседа и держа руки на коленях.
Приподниматься не разрешается. Игроки продвигаются до поворотных пунктов, делают поворот, возвращаются и передают эстафетные палочки стоящим игрокам своих команд. Эти игроки уже находятся в положении приседа, одна их рука вытянута вперед для принятия эстафеты, другая упирается в колено.
3.«Встречная эстафета с обменом набивными мячами».
Команды становятся в колонны по одному. Одна половина команды выстраивается у одной линии старта, другая половина – у противоположной. Игроки всех команд, начинающие бег, держат в руках набивные мячи. По сигналу первые и пятые номера каждой команды продвигаются скачками в приседе (или на одной ноге) навстречу друг другу. Встретившись, они обмениваются набивными мячами, потом возвращаются к линиям старта, передают набивные мячи следующим игрокам своих команд, а сами становятся в конце колонны. Игрок, получивший мяч, повторяет действия первого.
4 3 2 1 А Б 5 6 7 8
4 3 2 1 5 6 7 8
4 3 2 1 5 6 7 8
6. Требования, предъявляемые к подвижным играм.
. При выборе игры нельзя не учитывать возрастных особенностей детей, их физической и технико-тактической подготовленности, количестве занятий, организации и дисциплинированности, условия проведения данного занятия, наличие инвентаря. Чтобы не расширять чрезмерно круг учебных средств, любую из уже основных игр постепенно усложняют за счет введения различных препятствий, дополнений к правилам, изменяя способы перемещения.
Проведение игры начинают с размещения участников, назначения капитанов и водящих. Объясняя игру, нужно разместить учащихся, чтобы они хорошо видели и слышали учителя.
Если класс разделен на две команды, и они выстроены одна против другой на значительном расстоянии, то перед объяснением можно сблизить команды, а затем развести на исходные позиции. В ходе игры надо приучать школьников к точному соблюдению правил, добиваться сознательной дисциплины.
В зависимости от решаемых задач, подготовленности занимающихся и конкретных действий можно упростить или усложнить некоторые пункты правил, изменить число играющих и т.п. Игру нужно заканчивать в тот момент, когда учащиеся ещё увлечены, но видны уже первые признаки утомления. Эти признаки проявляются в снижении интереса играющих, появляются вялость в движениях, невнимательность, нарушение правил, увеличение ошибок, а также в покраснении кожи, потоотделении и т. д. Окончание игры не должно быть для учеников неожиданным, можно предупредить играющих: «Играем ещё 3 минуты» и т. д. Для снятия чрезмерного физического напряжения в ходе игры нужно периодически делать перерывы, заполняя их анализом технических ошибок, уточнением отдельных пунктов правил.
Опытно-экспериментальная работа.
Целью данной работы является: доказать, что подвижные игры являются средством развития активности у младшего школьника.
Для решения поставленных задач были использованы методы тестирования, эксперимент, и наблюдение.
Исследование проводилось в общеобразовательной школе «Мультипарк» возраст детей 9-10 лет. Всего исследовано 10 человек 4«В» класса. Из которых девочек - 5, мальчиков - 5.
Эксперимент проводился в 2 этапа.
На первом этапе, использовались подвижные игры , направленные на выявление эффективности применения игры на уроках физкультуры для младших школьников.
Второй этап посвящен диагностике.
На этом этапе эксперимента проанализирован прирост двигательных качеств младших школьников. Для определения двигательной активности использовались прыжки в длину с места, наклон вперед из положения сидя, челночный бег. (см. Приложения)
Результаты эксперимента.
В течение двух недель мы наблюдали, играли с 4 «В» классом. В начале эксперимента детям предлагалось закрасить зелёным цветом кружок, которые любят играть в игры. А красным - не любят. Затем в конце эксперимента проделали такую же работу. Результаты мы видим в таблице. (приложение №1,2).
Диагностику мы проводили тоже в начале и в конце эксперимента.
После проведения эксперимента были получены данные, которые приведены в таблицах (Приложение 3).
Результаты по диагностики значительно улучшились. В таблице прослеживается увеличение скоростно – силовых качеств у младших школьников .
Полученные данные свидетельствуют о том, что индивидуальное развитие организма происходит более эффективно на уроках, где применяется игра, т.к. различные органы и система ребенка формируются более интенсивно с учетом личностных особенностей с усилием его мотивационной сферы.
Исследование проблемы убедило нас, с одной стороны, в ее сложности, а с другой – в ее решаемости, хотя это и требует от учителя
Заключение.
В ходе эксперимента нами были решены следующие задачи:
1. Изучили и подобрали соответствующие игровые методики.
2. Выявили эффективность применения подвижной игры, как средства двигательной активности младших школьников на уроках физической культуры.
Таким образом, умение правильно использовать активную форму работы, такую как игру, и знание своего предмета помогают найти тот самый общий язык между учителем и учениками, необходимый для проведения плодотворной работы, помогающей стать детям сильными, ловкими и здоровыми.1. Приведенные в данной работе результаты эксперимента дают нам основание утверждать, что для результативности проведения урока необходимо вовлекать младших школьников в процесс обучения и воспитания посредством игры, которая развивает у них интерес к спортивным занятиям, укрепляет организм, закаляет его.
Выводы.
Таким образом, полученные результаты дают возможность утверждать, что занятия с применением подвижных игр, эстафет дают больший эффект в развитии основных физических качеств у школьников.
1). Игровой материал является ценным средством занятий с учащимися, что подтверждается проведенными нами исследованиями.
2). Систематическое использование подвижных игр, эстафет позволяет оживить урок, сделать их более эмоциональными и эффективными.
3) Практика показала, что учащиеся охотно выполняют игровые упражнения, так как наглядно видят свои результаты и возможности. Так учащиеся испытуемой группы стали победителями районных соревнований по «Веселым стартам".
4). В результате целенапрвленности работы по развитию двигательных качеств у учащихся заметно повысился уровень физической подготовленности, они успешно сдают учебные нормативы.
5)При организации подвижных игр различной направленности у учащихся следует руководствоваться основными требованиями, предъявляемыми к комплексному развитию двигательных качеств у учащихся. При положительном их развитии у учащихся выявляются психофизиологические и физические качества, которые следует совершенствовать в наибольшей степени, так как они являются основопологающими в достижении необходимого уровня физической подготовленности.
Список литературы.
1. Аникина, Т. А. Избранные главы по возрастной физиологии учеб. пособие / Т. А. Аникина, Л. Г. Ковтун. - Казань, 1992. - 223 с.
2. Бреев, М. П. Урок физической культуры в школе // Технология и педагогический анализ: учеб. пособие / М. П. Бреев. - Новосибирск, 2000. - 234 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие; под редакцией 6. Головина, Л. Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников / Л. Л. Головина. - М., 1986. - 279 с.
4. Жуков, М. Н. Подвижные игры / М. Н. Жуков. - М.: Академия, 2000. - 165 с
5. Каджаспиров, Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры 5-11 классы: методическое пособие / Ю. Г. Каджаспиров. - М.: Дрофа, 2003. – 176 с
6. Холодов, Ж. К. Теория и методика Физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М., 2001. - 299 с.
i
21