Развитие скоростных качеств у учащихся младшего школьного возраста
Развитие скоростных качеств у учащихся младшего школьного возраста
В Этой статье рассматривается развитие быстроты с биохимической точки зрения,особенности развития мышечной систему.От чего зависит скорость выполнения движения. Какая основная задача стоит перед учителем на начальном этапе обучения скоростным качествам, какими средствами и методами пользуется учитель. Целенаправленные воздействия занятиями различного вида оказывают положительное влияние на скоростные способности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие скоростных качеств у учащихся младшего школьного возраста »
Развитие скоростных качеств у учеников младшего школьного возраста.
Автор, учитель физической культуры высшей категории, МАОУ СОШ №12 г. Таганрог Ростовской области, Шамраева Елена Викторовна.
Школьная программа-многолетний, многофункциональный, многогранный процесс, позволяющий развиваться учащимся школы физически здоровыми людьми. Учебный процесс в школе, создает гармонично развитых людей, физически готовых к трудовой деятельности. Занятие физкультурой создает жизненно важные навыки у учащихся, и закладывает основы для занятий спортом.
Управление учебным процессом, которое осуществляется через моделирование учебных занятий - это целенаправленное, регулируемое, контролируемое изменение функционального состояния такой сложной биологической системы, как организм учащегося. Что создает предпосылки для укрепления здоровья и работоспособности учащихся. Одним из важных физических качеств человека являются скоростные способности. Под скоростными способностями понимают возможность человека, выполнить двигательное действие в минимальный для данных условий промежуток времени.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит от содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и Ресин теза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счет фосфор креативного и гликолитического механизмов (анаэробного - без участия кислорода). Доля аэробного ( кислородного) источника в энергетическом обеспечении разной скоростной деятельности составляет 0-10%. Запас АТФ в организме хватает на 35-45 секунд, поэтому скоростная работа выполняется сериями по 5-10 секунд с дальнейшим отдыхом для восстановления АТФ.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные.
К простым относятся все действия, выполненные без сопротивления и по за ранние известному сигналу (старт, выстрел пистолета, звуковой сигнал).
К сложным двигательным реакциям относятся действия ученика по реакции выбора (поймать мячик, принять эстафету).
Для практики физического воспитания наибольшее значения имеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге, плавании, а не элементарные формы ее проявления.
Стремление к быстрым движениям, отмечающиеся у детей младшего школьного возраста, обусловлено главным образом особенностями развития нервно-мышечной системы, кратковременностью и быстрой сменой процессов возбуждения и торможения, повышенной чувствительностью к утомлению, негативностью к проявлению предельных, максимальных нагрузок.
Вопрос о рациональном чередовании физических упражнений с отдыхом является фактором, который позволяет повысить работоспособность учащихся в течение всего занятия. Что в конечном итоге позволяет значительно повысить достижения поставленных целей. Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей, как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Целенаправленные воздействия и занятия различными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей. Задача педагога состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностях, в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают учащиеся в образовательных школах. Быстрота развивается в процессе обучения детей основными движениями. Причем упражнения, которые используются для развития быстроты, должны быть знакомы детям и относительно хорошо освоены ими. Скорость выполнения движений зависит:
1. Правильность выполнения движений (техника).
2. Сила.
3. Умение правильно и быстро совершать разгибание рычагов тела ( работы стопы, коленного сустава).
Основные методы развития быстроты:
1. Метод повторного упражнения.
2. Метод переменного упражнения (с чередованиям смены темпа).
3. Игровой.
4.Соревновательный. Основная задача преподавателя на начальном этапе (1 класс)- это обучение. Преподаватель создает основы техники движений. Создает стереотипы выполнения движений. Закладываются основы правильного движения рук, туловища, ног в беге, в гимнастических упражнениях, что в дальнейшем создает предпосылки для развития таких физических качеств как ловкость, быстрота, выносливость.
Учащийся может только тогда выполнить то или иное движение, когда его мышечный корсет способен это сделать. А быстрое выполнение движения требует мышечной силы. Что бы была скорость нужна сила. Для этого необходимо, в учебный процесс, вводить целый комплекс укрепляющих, физически развивающих упражнений. Ценность силовых упражнений для развития быстроты мышечных сокращений состоит еще и в том, что добиться существенного увеличения скорости за счет чисто скоростных упражнений трудно, а задача повышение силовых возможностей решается более просто. Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений.
Укрепление стопы, мышц туловища создает предпосылки к увеличению скорости. Рассмотрим упражнения для их развития и укрепления.
В первом классе мы используем простые упражнения для укрепления стопы:
Ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба на внешней части стопы, прыжки на месте, в движении.
Для укрепления туловища:
Лежа на спине, делать движение ногами из стороны в сторону, лежа на спине, руки в стороны поднимать и медленно опускать ноги, лежа на спине, делать движение ногами вверх-вниз, лежа на животе поднять ноги вверх, подержав несколько секунд опустить.
Для укрепления рук:
Сгибание-разгибание рук в упоре.
В дальнейшем мы переходим к более сложным упражнениям:
1. Выпрыгивание на гимнастической скамейки.
2. Подъем ног на гимнастической стенки.
3. Прыжки со скакалкой короткой и длинной.
Закладывая основы развития скорости, преподаватель, обучает основам стартового ускорения. Простейшие старты под команду, в игровой ситуации закладывают устойчивые стереотипы движений. Так используются «Шуточные старты». Когда учащиеся принимают старты из различных положений:
1. Стоя ноги вместе-руки вверх.
2. Стоя ноги врозь-руки на груди.
3. Сидя на полу руки в стороны.
4. Лежа на животе руки за головой и другие.
Сочетая старты с эстафетами можно добиться серьезного увеличения скорости. Эстафеты делятся на простые и сложные. Простые когда учащиеся совершают бег без предметов в руках:
1. Бег до фишки с поворотом.
2. Бег до фишки возвращение спиной.
3. Бег приставными шагами до фишки и обратно и другие. Сложные эстафеты: бег с предметами. Для развития скоростных возможностей, широко используются сложные эстафеты для работы ног:
Бег с мячом
а. руки с мячом над головой
б. мяч прижат к груди
в. мяч за спиной
г. бег до фишки мячик впереди после, фишки за спиной.
Для работы рук - эстафеты с кеглями и кубиками.
Во вторых и третьих классах широкое применение получает гимнастическая скамейка.
Для укрепления рук - переползание: двумя одновременно, поочередно. Для укрепления спины - живота: парные и одиночные упражнения. Огромное значение имеют упражнения на разгибание суставов, т.е. скоростные упражнения:
а. лавка между ног - прыжки вдоль лавки и обратно спиной вперед
б. лавка между ног - поочередное запрыгивание и спрыгивание с продвижением
в. лавка сбоку - прыжки на правой и левой ноге
г. лавка сбоку - запрыгивание на лавку с лавки двумя ногами, в дальнейшем одной ногой.
После освоения и правильного выполнения этих упражнений, необходимо включать их в эстафетный бег.
Использование медбола (1килограмм) на уроках создает условия для улучшения стартового ускорения:
1.Ноги вместе – бросок мяча двумя руками вперед.
2.Одна нога впереди – бросок мяча двумя руками вперед.
3. Одна нога впереди - бросок мяча вперед с пробеганием вперед.
4. Броски мяча от груди двумя руками.
5. Броски мяча правым (левым) бедром.
6. Мячик между стоп, с прыжком, подбросить его вверх. Всевозможные прыжковые упражнения, развивают скорость отталкивания. Прыжки выполняются одной или двумя ногами:
1. Прыжки с лавки на лавку.
2. Прыжки через лавки (1,2,3,4,5, и т. д.).
3. Прыжки со скакалкой.
Отталкивания одной ногой:
1.Прыжки в длину.
2. Прыжки в высоту.
3. Прыжки с доставанием подвешенного предмета.
Для развития частоты движения широко используется бег по разметки:
1. Кружочки, нарисованные на асфальте.
2. Фишки.
3. Мячики.
Для каждой возрастной группы используется свое расстояние между фишками.
Сочетание гимнастических упражнений и бега развивает у детей координационные навыки с увеличением скорости их выполнения.
Как правило, это используется в эстафетах:
1. Кувырок вперед + бег до фишки.
2. Кувырок вперед + кувырок назад + бег до фишки.
3. Кувырки боком + бег до фишки.
Использование на укорах подвижных игр, также развивает скоростные способности у учащихся.