Тестирование для определения двигательных способностей учащихся – один из этапов здоровьесберегающей технологии
на уроках физической культуры
В средней школе, для того чтобы правильно планировать тренировочный процесс, педагогу необходима диагностика подготовленности школьников на занятиях физической культурой. Под диагностикой подготовленности понимается объективная оценка состояния двигательной функции занимающихся, а также их спортивно-технического мастерства.
Оперативный контроль – оценивается эффект одного тренировочного занятия.
Чаще всего мне необходимо осуществлять контроль через 1-2 месяца подготовки. Так проводят оценку показателей уровня развития двигательных качеств, степень овладения техническими навыками.
Для получения достоверной информации мне необходимо знать:
- что и когда измерять;
- какими должны быть уровень и динамика контрольных показателей.
Оценка состояния не должна и не может быть сведена в ходе педагогического контроля и оценке какого-либо одного показателя, а предполагает учет и анализ совокупности целого ряда параметров. Для оценки подготовленности занимающихся с помощью тестов необходимо, чтобы эти упражнения соответствовали специфике спортивной дисциплины, половым, возрастным, квалификационным особенностям учащихся, а сами тесты были надёжны, информативны.
Что же такое тест? Тест – это кратковременное технически сравнительно простое испытание, имеющее вид такого задания, решение которого поддается количественному учёту и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у испытуемых. Процесс испытания называется тестированием, а полученное в итоге числовое значение – результатом тестирования.
Тесты, в основе которых лежат двигательные задания, называются двигательными или моторными.
Одним из основных условий является простота тестов, допустимость измерений для учителя и необременительности для учащихся. Измерение различных сторон подготовленности учащихся должно проводится систематически, что даёт возможность сравнивать значения показателей на различных этапах тренировки. Необходима точность результатов контроля, которая зависит от стандартизации проведения тестов и измерения результатов.
В настоящее время спортивная практика располагает достаточно большим количеством тестов, с помощью которых оценивается физическая подготовленность учащихся различного возраста. Я предлагаю вам распространённые тесты для определения двигательных способностей детей и подростков, занимающихся физической культурой.
Тесты для определения выносливости
- Шестиминутный тест.
- Бег на 600; 800; 1000 м.
- Марш-бросок – 3000-5000 м.
- Ходьба спортивная 1000; 2000; 5000 м.
Для определения скоростной выносливости.
Бег на 200; 300; 400 м.
Тесты для определения быстроты
- Частота движений в беге на месте за 1 мин.; 30 сек.; 10 сек.
- Быстрый бег с низкого старта на 20 м; 30 м; 60 м; 100 м.
- Быстрый бег с ходу на 20 м; 30 м; 40 м.
- Быстрый бег с высокого старта на 30 м; 40 м; 60 м; 80 м; 100 м.
- Эстафетный бег: 850 м; 580 м; 4100 м.
С детьми младшего школьного возраста различные эстафеты («Весёлые старты») для воспитания быстроты.
Тесты для определения силовых способностей
- Динамометрия (определение силы кисти).
- Подтягивание на перекладине.
- Отжимание от пола.
- Из положения в висе поднимание прямых ног.
- Из и.п. лёжа на мате, руки за голову, ноги согнуты в коленном суставе – поднимание и опускание туловища.
- Лазанье по канату.
- Подъём штанги на грудь (50-95% от максимума).
- Рывок штанги (50-90% от максимального веса).
- приседание со штангой (50-90% от максимального веса на время).
Тесты для определения скоростно-силовых способностей
- Прыжок вверх с места.
- Прыжок в длину с места.
- Тройной прыжок с места.
- Пятерной прыжок с места.
- Прыжок в глубину.
- Метание набивного мяча из различных исходных положений двумя руками:
а) из-за головы;
б) из-за спины;
в) снизу-вверх.
- Для детей младшего школьного возраста метание теннисного мяча с разбега, одной рукой, на дальность.
- Толкание ядра.
- Метание гранаты с разбега.
- Прыжки на двух ногах через скакалку на время ( в течение одной минуты).
Тесты для определения гибкости
- Наклон туловища вперед из положения в седее, ноги вместе.
- Из и.п. стоя ноги вместе наклон туловища вперед.
- Мостик. При выполнении мостика измеряется расстояние от пяток до кончиков пальцев испытуемого.
- Разведение ног в стороны (продольный, поперечный шпагат). Измеряется расстояние от вершины угла до пола.
Тесты для оценки координационных способностей
- Челночный бег 330 м; 510 м.
- Метание теннисного мяча на точность попадания в цель.
- Бег по зигзагу.
- Метание теннисного мяча в цель, стоя спиной к мишени (метание мяча над плечом или головой).
- Отпускание палки (педагог держит гимнастическую палку за верхний конец на вытянутой руке, тестируемый держит открытую кисть на вытянутой руке у нижнего конца палки. Педагог отпускает палку, тестируемый должен поймать ее).
- Стойка на одной ноге. Тестируемый закрывает глаза и становится на одну ногу, другая согнута в коленном суставе и развернута. Пятка согнутой ноги касается колена опорной ноги, руки на поясе. Педагог включает секундомер. Фиксируется показатель удержание времени на равновесие.
- Выполнение различных сложнокоординационных упражнений (прыжок в высоту с разбега, прыжок в длину с разбега, бег с барьерами и т.д.).