Развитие коммуникативных УУД в начальной школе на уроке физической культуры
Развитие коммуникативных УУД в начальной школе на уроке физической культуры
В современном обществе человек должен быть всесторонне развит! Современные ФГОС направлены на развитие личности ребенка. В своей работе я расскажу, с помошью чего я развиваю коммуникативные универсальные учебные действия.
Как с помощью учебника ребенок общается с родителями, сверсниками и взрослыми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие коммуникативных УУД в начальной школе на уроке физической культуры »
Развитие коммуникативных УУД на уроках физической культуры в начальной школе.
Шкирич Ирина Андреевна
Учитель физической культуры
МАОУ СОШ № 2
Начальная школа
Вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт для начальной школы (ФГОС НОО).
Стандарты «второго поколения», как их называют в Минобрнауки России, представляют собой комплекс требований к структуре образовательных программ, к условиям их реализации и результатам обучения.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.
Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные). На своих уроках развиваю коммуникативные универсальные учебные действия, используя материалы учебников, опираясь на опыт коллективного взаимодействия. Стараюсь формировать умение участвовать в учебном диалоге, развиваю рефлексию, как важнейшее качество, определяющее социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения. Дети учатся слышать партнера, реагировать на его реплики, учатся правилам общения с младшими, ровесниками, взрослыми.
Развитые коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- разрешение конфликтов;
- принятие решения и его реализация;
- постановка вопросов;
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках я осуществляю через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).
Каждый выпускник начальной школы должен свободно с использованием большого словарного запаса высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Поэтому на каждом уроке особое внимание я уделяю формированию коммуникативных универсальных учебных действий. В этом мне помогают учебники для 1– 4 классов. В них есть такие задания, как: «Вместе с родителями по представленному образцу (см.табл.2) составить график закаливания на год с использованием изученных способов», «С помощью родителей или друга определи свою скорость передвижения при пульсе 140-160 уд./мин.» и т.д.. Ученики вместе с родителями, друзьями, одноклассниками участвуют в диалоге, что способствует формированию коммуникативных качеств.
Я стараюсь строить учебный процесс на взаимодействии учитель – ученик, ученик – ученик. Форма взаимодействия демократична: совместное размышление, приближение учебного процесса к реальным жизненным ситуациям, обращение к опыту ученика. На уроках я использую разные формы организации коммуникативного общения: групповые, индивидуально-групповые.
Задания в группах, например: «класс делится на 3 команды и они выполняют эстафеты».
Дети помогают друг другу, подсказывают, как правильно и быстро выполнить задания.
Также развитию коммуникативных УУД способствует диалог с учеником, когда я задаю такие вопросы как: «Для чего мы выполнили разминку? Какие мышцы работали при выполнении приседаний? Для чего человеку заниматься спортом и ходить на уроки физической культуры?». Дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют и объясняют.
Еще один способ развития: дети сравнивают движения, выполняемые ими при игре и разминке, с движениями животных, что повышает эмоциональный фон урока.
Используя данные примеры в системе, я формирую у учащихся коммуникативные универсальные учебные действия. Качественно повышается уровень развития детей тогда, когда в речевом общении принимают участие все дети класса. Мои ученики с желанием работают в группах. Формирование универсальных учебных действий, в том числе и коммуникативных, значительно повышает качество образования.