Многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2 Общая характеристика гибкости и подвижности суставов …….
1.3. Методы воспитания гибкости…………………………………….
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ……………………………………………….
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования……………………………………...
2.2. Методы исследования…………………………………… ……….
2.3. Организация исследования……………………………………….
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
3.1. Уровень физической подготовленности школьников 4-6 классов………………………………………………………………….
3.2. Методика проведения урока физической культуры с использованием специальных упражнений, развивающих гибкость………………………………………………………………..
3.3. Эффективность применения разработанной методики………..
ВЫВОДЫ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...
3
5
6
9
21
22
22
25
26
27
31
34
35
39
ВВЕДЕНИЕ
Гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой и военной деятельности, а также в быту. Исследования подтверждают необходимость развития подвижности высокого уровня в суставах для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, прыжки в воду и др.). Трудно переоценить значение подвижности в суставах в случаях нарушения осанки, при коррекции плоскостопия, восстановления после спортивных и бытовых травм.
Упражнения на гибкость можно легко и с успехом, самостоятельно и регулярно выполнять в домашних условиях. Особенно ценны упражнения для улучшения подвижности в суставах в сочетании с силовыми упражнениями. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития.
Любое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В некоторых суставах - плечевом, тазобедренном - человек обладает большой подвижностью, в других - коленном лучезапястном, голеностопном - амплитуда движений ограничена формой сустава и связочным аппаратом. Обычно человек редко использует всю свою максимальную подвижность и ограничивается какой-либо частью от имеющейся максимальной амплитуды движения в суставе. Однако недостаточная подвижность в суставах, отрицательно влияет на развитие скоростные и координационные способностей, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Вместе с тем, воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так как это ограничено достаточно жесткими возрастными рамками. Таким образом, воспитание гибкости у детей остается одной из актуальных проблем физической культуры и спорта [7].
Цель работы. Изучить и разработать методику для эффективного развития гибкости у школьников 4-6 классов.
Объект исследования. Процесс физического воспитания школьников 4-6 классов.
Предмет исследования. Методика развития гибкости у школьников 4-6 классов.
Гипотеза. Мы предполагаем, что использование разработанной нами методики, окажет положительное влияние на динамику развития гибкости у школьников
4-6 классов.
Глава 1. Анализ литературных данных. 1.1. Возрастные аспекты воспитания гибкости
Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости [4].
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
По мере развития организма гибкость также изменяется неравномерно. Так, подвижность позвоночника при разгибании заметно повышается у мальчиков с 7 до 14 лет, а у девочек с 7 до 12 лет, в более старшем возрасте прирост гибкости снижается. Подвижность позвоночника при сгибании значительно возрастает у мальчиков 7-10 лет, а затем в 11-13 лет уменьшается. Высокие показатели гибкости отмечаются у мальчиков в 15 лет, а у девочек в 14 лет, при активных движениях гибкость несколько меньше, чем при пассивных.
В суставах плечевого пояса подвижность при сгибательных и разгибательных движениях увеличивается до 12-13 лет, наиболее высокие результаты имеют место в 9-10 лет.
В тазобедренном суставе рост подвижности наибольший от 7 до 10 лет, в последующие годы прирост гибкости замедляется и к 13 – 14 годам приближается к показателям взрослых. У лиц разного возраста между гибкостью и силой мышц существует отрицательная взаимосвязь – с увеличением в результате тренировки силы мышц, как правило, уменьшается подвижность в суставах [46].
На уровень развития гибкости оказывают влияние наследственные факторы и факторы среды.
Общая характеристика гибкости и подвижности суставов
Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л.П. [29] дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. При недостаточной гибкости резко усложняется и замедляется процесс освоения двигательных навыков, а некоторые из них (часто узловые компоненты - техники выполнения соревновательных упражнений) не могут быть вообще освоены. Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, скоростных и координационных способностей, приводит к ухудшению внутримышечной и межмышечной координации, снижению экономичной работы часто является причиной повреждения мышц и связок.
Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой, одно из важнейших физических качеств человека [38]. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином "гибкость" целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить "подвижность" (а не гибкость), например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах». Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений [29].
Проявление гибкости зависит от ряда факторов. В специальной литературе выделяют анатомическою (скелетную) подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Различают гибкость активную и пассивную. Активная гибкость обусловлена силой мышечных групп, окружающих сустав, их способностью производить движения в суставах за счет собственных усилий. Активная гибкость зависит от силы мышц, производящих движение в данном суставе.
Пассивная гибкость определяется величиной возможного движения в суставе под действием внешних сил. Соответственно этому различают и методы развития гибкости. При пассивной гибкости амплитуда движений в суставе больше, чем при активной [25].
Активная гибкость развивается следующими средствами: [51] 1) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет тяги собственных мышц;
2) упражнениями, в которых движения в суставах доводятся до предела за счет создания определенной силы инерции.
Пример: махи ногами, махи ногами с утяжелителями, сочетание махов ногами с утяжелителями и махов ногами без них.
Пассивная гибкость развивается упражнениями, в которых для увеличения гибкости прилагается внешняя сила: сила партнера, вес отягощений и снарядов. Эти силы могут прикладываться кратковременно, но с большей частотой или длительно, с постепенным доведением движения до максимальной амплитуды. Хотя последний способ выполнения упражнений эффективен, он применяется несколько реже в связи с тем, что длительное удержание мышц в растянутом состоянии вызывает неприятные ощущения. Упражнения на растягивание мышц и связок следует выполнять, возможно, чаще, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого урока [13].
Кроме пассивной и активной форм, гибкость можно подразделить на общую и специальную. [30]. Под общей гибкостью подразумевают подвижность в суставах и сочленениях, необходимую для сохранения хорошей осанки, легкости и плавности движений. Специальная гибкость - необходимый уровень подвижности, который обеспечивает полноценное владение техническими действиями спортсмена. Специальная гибкость — способность успешно (результативно) выполнять действия с максимальной амплитудой [30].
Большая амплитуда движения в суставах позволяет спортсмену выполнять более широкий арсенал приемов. Выполнение приемов с большой амплитудой делает их более эффективными и результативными.
Установлено, что в обычной и даже спортивной деятельности анатомически возможная подвижность используется на 80 - 90 % , и всегда сохраняется запас гибкости, который можно использовать [37].
Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а также напряжением мышц – антагонистов. Резерв гибкости же обусловлен кроме этого - вязкостью мышечной ткани и эластичностью связочно-сухожильного аппарата. Это значит, что проявление гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, то есть от степени совершенствования межмышечной координации [28].
На гибкость существенно влияют внешние условия: [31].
Время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером);
Температура воздуха (при 20…30 С гибкость выше, чем при 5…10 С);
Проведена ли разминка (после разминки продолжительностью 20 минут гибкость выше, чем до разминки);
Разогрето ли тело (подвижность в суставах увеличивается после 10 минут нахождения в теплой ванне при температуре воды +40 С или после 10 минут пребывания в сауне);
Существенные трудности могут возникнуть, если развивать гибкость за счет изменения строения сустава. Обычно суставы имеют одинаковое строение у всех людей. Но известно, что подвижность в суставах у детей больше, чем у взрослых. Если выполнять упражнения с большей амплитудой движения с детского возраста, то большая подвижность сохраняется и в зрелом возрасте.
Упражнения для растягивания мышц следует давать тогда, когда мышцы более эластичны. Эластичность мышц повышается с повышением их температуры. Следовательно, упражнения на гибкость следует давать после разогревания, что достигается выполнением физических упражнений со сравнительно большой нагрузкой [6].
Движения, выполняемые человеком, осуществляются с помощью подвижных соединений костей и суставов. Эти соединения состоят из суставной сумки, окружающей в виде замкнутого чехла сочленяющиеся концы костей, и укрепляющих сустав связок. Внутри суставной сумки находится суставная полость, а в ней особая жидкость, которая предохраняет от трения суставные поверхности костей. Кроме того, эти поверхности покрыты гладким гиалиновым хрящом, что также уменьшает трение в суставе [24].
1.3. Методы воспитания гибкости
Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет.
Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет, т.к. у детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Так, после однократной тренировки увеличение относительной растяжимости мышечно-связочного аппарата у детей 10-12 лет, не занимающихся спортом, составляет: [18]
в плечевом суставе 10 – 12 %;
в суставах позвоночного столба 8 – 9 %;
в тазобедренном суставе – 10 – 12 % у подростков 15 – 17 лет соответственно 5 – 6 %; 4 – 5 % и 8 – 10 %. Занятия спортом способствую значительному увеличению подвижности в суставах. У спортсменов она намного больше, чем у не занимающихся спортом.
Гибкость можно активно воспитывать как и все прочие физические качества. [28].
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости у спортсменов можно разделить на три этапа: [32]
1 этап – «суставной гимнастики»;
2 этап – специализированного развития подвижности в суставах;
3 этап – подвижности в суставах на достигнутом уровне.
I этап – «суставной гимнастики». Задачей этого этапа является не только повышение общего уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а также тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств и достижения прочности мышц и связок. Специальные исследования, проведенные на животных, показали, что этому способствуют упражнения на растягивание. На данном этапе осуществляется как бы "проработка" всех суставов.
Учитывая, что особенно широкими возможностями для воспитания гибкости обладают дети до 9 – 13 лет, целесообразно занятия суставной гимнастикой планировать именно на этот возрастной период. Причем необходимо систематически воздействовать и на те суставы, которые без применения физических упражнений менее всего развиваются в повседневной жизни. Обычно у младших школьников слабо развита подвижность в разгибательных движениях, в поворотах рук, ног и туловища.
2 этап – специализированного развития подвижности в суставах. Задачей данного этапа является развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе - улучшению спортивных результатов.
В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание.
Применение упражнений на растягивание в процессе физической подготовки лишь тогда дает положительный эффект, когда при этом не нарушаются условия спортивной специализации. Одни и те же упражнения на растягивание могут оказывать прямо противоположное влияние на процесс спортивного совершенствования. Так, большая подвижность в суставах позвоночного столба создает неблагоприятные условия для подъема тяжестей штангистом, в то же время она необходима барьеристу, прыгуну в высоту.
Основными ограничениями размаха движений являются мышцы–антагонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц, сделать мышцы податливыми и упругими – задача упражнений на растягивание [49].
Основные правила применения упражнений в растягивании:
не допускаются болевые ощущения
движения выполняются в медленном темпе
постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника
Преимущественное воспитание подвижности в суставах в тренировке представителей всех видов спорта осуществляется в подготовительном периоде. Упражнения для воспитания подвижности в суставах рекомендуется проводить путем активного выполнения движений с постепенно увеличивающейся амплитудой, использования пружинящих «самозахватов», покачиваний, маховых движений с большой амплитудой. Здесь решается задача повышения уровня развития активной и пассивной подвижности в суставах. Специальные упражнения можно включать в ежедневную зарядку и разминку перед основными занятиями.
Высокого уровня развития пассивной гибкости спортсмены могут достигнуть за 2-4 месяца специальной тренировки.[37].
На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Методика воспитания активной подвижности в суставах изучена недостаточно.
Упражнения на растягивание необходимо использовать в течение всего года, так как при длительном перерыве в их применении подвижность в суставах ухудшается. Это, как правило, отражается на спортивных результатах. [38].
В тренировочном цикле меняется соотношение используемых методов воспитания гибкости. На первом этапе подготовительного периода преимущественно развивается пассивная подвижность в суставах, на втором – активная, в соревновательном периоде - как пассивная, так и активная [14].
Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в тренировочном цикле упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально полно развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно
приводить их в соответствие между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата. Нарушение этого требования приводит к тому, что одно из качеств, имеющее более низкий уровень развития, не дает возможности в полной мере использовать другое качество.
3 этап – поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне. Показатели подвижности в суставах не могут длительное время удерживаться на требуемом уровне. Если упражнения на растягивание исключить из тренировки, то подвижность в суставах ухудшится, поэтому упражнениями на растягивание нужно заниматься в течение всего года, меняя их дозировку [8].
Низкий уровень развития гибкости объясняется не только анатомо-физиологическими особенностями организма, но и недостатками методики развития этого качества, особенно в том случае, когда усилия направляются преимущественно на растягивание мышц - антагонистов, а не на увеличение силы и амплитуды сокращающихся мышц. Оказывается, что на практике чаще работают не над активной, а над пассивной гибкостью.
В практике физической культуры и спорта широко распространены два основных вида упражнений для развития гибкости: маховые или пружинные движения типа наклонов, висов или выпадов и растягивающие движения, выполняемые с партнером или на тренажерах.
Упражнения для развития гибкости более целесообразно подразделить на следующие основные группы: [33]
Пассивные (для растягиваемой группы мышц) движения, выполняемые за счет усилия других групп мышц (например - наклоны).
Растягивающие движения на тренажерах или с помощью партнера.
Маховые или пружинные движения. Эти упражнения связаны с увеличением силы мышц, осуществляющих движение, но не настолько, чтобы причислять их к упражнениям, развивающим активную подвижность.
Маховые или пружинные растягивающие движения с отягощениями, способствующие движению.
Расслабленные висы.
Удержание положения тела, в котором мышцы наиболее растянуты.
Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, наклоны и вращательные движения туловищем) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, обручи, мячи). При выполнении активных движений величина их амплитуды существенно зависит от силовых возможностей человека. Чем больше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, тем в большей степени амплитуда активных движении зависит от силы мышц. При значительной разнице увеличение мышечной силы приводит и к увеличению активной подвижности, если же разница не велика, рост силы к увеличению подвижности не приводит и даже отрицательно сказывается на величине подвижности. Следовательно, добиться увеличения активной подвижности в каком-либо движении можно двумя путями:
- за счет увеличения пассивной подвижности;
- за счет увеличения максимальной силы.
Для воспитания активной подвижности можно использовать метод динамических усилий. Максимальное силовое напряжение при этих упражнениях создается за счет перемещения какого-либо непредельного отягощения с максимальной амплитудой.
Для воспитания активной подвижности применяют также упражнения с внешним сопротивлением: [31].
вес предметов;
противодействие партера;
сопротивление упругих предметов;
статические (изометрические) силовые упражнения, выполняемые в виде максимальных напряжений, длительностью 3 – 4 сек.
В качестве средств развития пассивной подвижности в суставах используют упражнения на растягивание. Они должны удовлетворять следующим требованиям:
быть такими, чтобы можно было выполнять их с предельной амплитудой (поэтому малопригодны многие общеразвивающие упражнения, выполняемые с небольшой амплитудой) и быть доступными для занимающихся.
К упражнениям, способствующим развитию пассивной подвижности, относятся:
пассивные движения, выполняемые с помощью партнера; установку;
пассивные движения, выполняемые с отягощением;
пассивные движения, выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора;
пассивные движения, выполняемые с использованием собственной силы (например, притягивание туловища к ногам, сгибание кисти другой рукой);
пассивные движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используется вес собственного тела);
активные движения (различные махи, рывки и наклоны), выполняемые с полной амплитудой без предметов и с предметами.
Статические упражнения, выполняемые с помощью партнера, собственного веса тела или силы, требуют сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени. После этого следует расслабление, а затем повторение упражнения.
Все указанные упражнения обеспечивают прирост подвижности в суставах за счет улучшения растяжимости мышечно-связочного аппарата. Они воздействуют непосредственно на суставную сумку, мышцы и связки, способствуют их укреплению, повышают эластичность [44].
У новичков наблюдается значительная разница между активной и пассивной подвижностью в суставах, причем наибольшая разница обнаружена при сгибании и отведении ноги, разгибании руки, пронации и супинации голени, бедра, плеча, предплечья, а наименьшая - при движениях позвоночного столба, разгибании ноги, движениях кисти, сгибании голени, предплечья.
В связи с этим, на начальном этапе тренировки при воспитании гибкости, в движениях первой группы большое внимание нужно уделять силовым упражнениям в сочетании со специальными упражнениями, способствующими развитию активной подвижности в суставах, а при воспитании гибкости в движениях второй группы – упражнениям на растягивание, способствующим развитию пассивной подвижности. По достижении высокого уровня развития активной или пассивной подвижности в суставах комплекс упражнений необходимо менять [48].
Таким образом, развивая активную подвижность в суставах, большое место нужно отводить силовым упражнениям в сочетании с упражнениями на растягивание [16]. Комплексное использование таких упражнений способствует не только увеличению силы мышц, производящих данное движение, но и их растяжимости и эластичности [17].
Специальными исследованиями установлено, что использование упражнений на расслабление в период преимущественного развития подвижности в суставах значительно повышает эффект тренировки (до 10%). Эти упражнения способствуют улучшению как активной, так и пассивной подвижности в суставах.
В связи с этим в комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать и упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию [34].
Для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок.
Если требуется достижение заметного сдвига в развитии гибкости уже через 3 – 4 месяца, то рекомендуется следующие соотношения в использовании упражнений: примерно 40% - активные, 40% - пассивные и 20% - статические. Чем меньше возраст, тем больше, в общем объеме должна быть доля активных упражнений и меньше – статических. Специалистами разработаны примерные рекомендации по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8 -10 раз.[46].
Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гигиеническую гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре, в разминку при занятиях спортом.
Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки.
Нагрузку в упражнениях на гибкость в отдельных занятиях и в течение года следует увеличивать за счет увеличения количества упражнений и числа их повторений.
Темп при активных упражнениях составляет 1 повторение в 1 с; при пассивных – 1 повторение в 1 -2 с; «выдержка» в статических положениях – 4 – 6 с. [18]
Упражнения на гибкость в одном занятии рекомендуется выполнять в такой последовательности: вначале упражнения для суставов верхних конечностей, затем для туловища и нижних конечностей. При серийном выполнении этих упражнений в промежутках отдыха дают упражнения на расслабление [15].
Перерывы в тренировке гибкости отрицательно сказываются на уровне его развития. Так, например, двухмесячных перерыв ухудшает подвижность в суставах на 10 – 12%. При тренировке гибкости следует использовать широкий арсенал упражнений, воздействующих на подвижность всех основных суставах, поскольку не наблюдается положительный перенос тренировок подвижности одних суставов на другие [22].
При воспитании гибкости ведущим обычно является повторный метод. Поскольку, основной задачей при выполнении упражнений на гибкость является достижение максимальной амплитуды в том или ином движении, то необходимо учитывать вид (характер) упражнения, число повторений, интервал отдыха между упражнениями и т.д.
Тренировка пассивной подвижности улучшает активную гибкость, феномен так называемого "переноса" подвижности. Однако он отсутствует в обратном направлении: тренировка активной подвижности практически не оказывает влияния на увеличение пассивной.
Если в одних видах двигательной деятельности или в специальных упражнениях главной является пассивная подвижность ("шпагат", "выкруты", "мост"), то в других важнее активная (спринтерский бег, ходьба), в третьих - требуется максимальное проявление специальной гибкости, в акробатике, гимнастике, прыжках в воду и т.д., а в четвертых - необходим высокий уровень развития как пассивной, так и активной гибкости в метании мяча, барьерном беге и т.д.
Процесс развития гибкости имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать на тренировке. Как правило, гибкость развивается труднее, чем силовые качества. Главной задачей следует считать развитие активной подвижности, а улучшение пассивной гибкости рассматривать как вспомогательное средство.
Работа по развитию подвижности в суставах должна предшествовать силовой тренировке, а впоследствии производиться одновременно с ней.[32].
Одним из основных правил в развитии гибкости является обязательное разогревание работающих мышц. Растягивающие движения необходимо выполнять по наибольшей амплитуде, избегая при этом резких движений. Только заключительные движения можно выполнять достаточно резко, так как мышцы уже адаптируются к растягиванию. После окончания растягивания целесообразно вновь выполнить упражнения типа разминающих, что способствует активному отдыху поработавших мышц. После этого следует максимально расслабить мышцы и несколько минут отдыхать пассивно, без движений.
Для развития активной подвижности используют те же методы, что и для развития силы, основной из которых - метод повторных усилий с максимальным напряжением во всех режимах работы. Они более трудоемки, поэтому необходимо снижать число их подходов и количество повторений и увеличивать продолжительность отдыха между подходами.
Для осуществления наиболее оптимальной двигательной активности необходимо в первую очередь развивать подвижность позвоночного столба, тазобедренных, плечевых, коленных, голеностопных суставов, суставов кисти.
Важным моментом в воспитании гибкости является контроль за ним. Существуют различные инструментальные методы контроля подвижности в суставах, но в широкой практике более целесообразно пользоваться методикой тестов и контрольных упражнений.
В последние годы за рубежом и в нашей стране получил широкое распространение стретчинг – система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц. Термин стретчинг происходит от английского слова «stretching» – натянуть, растягивать.
В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме, занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.
Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируется процессы кровообращения и обмена веществ.
В практике физического воспитания и спорта упражнения стретчинга могут использоваться: в разминке после упражнений на разогревание как средство подготовки мышц, сухожилий и связок к выполнению объемной или высокоинтенсивной тренировочной программы; в основной части занятии (урока) как средство развития гибкости и повышение эластичности мышц и связок; в заключительной части занятия как средство восстановления после высоких нагрузок и профилактики травм опорно-двигательного аппарата, а также снятие болей и предотвращение судорог.
Во время выполнения упражнений необходима концентрация внимания на нагруженную группу мышц [46].
Для обсуждения рассматриваемой, в данной работе темы важное значение имеет знание физиологических особенностей детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст или период второго детства включает детей от 6 - 7 лет до 11 лет у девочек и 12 лет - у мальчиков. Поскольку такая характеристика как гибкость связана, прежде всего, с опорно-двигательным аппаратом и двигательными центрами, здесь более подробно будут рассмотрены возрастные особенности опорно-двигательной системы двигательных качеств и нервной деятельности.
Суставы детей младшего и среднего школьного возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 – 9 лет. Исследования показывают, что у школьников 4-6 классов возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Анализ научно-методической литературы показывает, что:
При развитии гибкости у детей необходимо учитывать возрастные особенности. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет, т.к. это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста.
В многолетнем плане весь процесс воспитания гибкости можно разделить на три этапа: 1 этап – «суставной гимнастики», 2 этап - специализированного развития подвижности в суставах, 3 этап - поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.
Литературные данные показали, что для воспитания и совершенствования гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивания, а также правильную дозировку нагрузок. Упражнения на гибкость рекомендуется включать в небольшом количестве в утреннюю гимнастику, в вводную (подготовительную) часть урока по физической культуре.
В комплексы упражнений для воспитания гибкости необходимо включать упражнения на расслабление, которые обеспечивают прирост подвижности за счет улучшения способности мышц к расслаблению, следовательно, к растягиванию.
Глава 2. задачи, методы и организация исследования
2.1. Задачи исследования
В процессе исследования предстояло решить следующие задачи:
Определить уровень физической подготовленности у школьников контрольной и экспериментальной группы.
Разработать методику для наиболее эффективного воспитания гибкости у школьников 4-6 классов.
Экспериментально проверить эффективность разработанной методики для воспитания гибкости у школьников 4-6 классов.
2.2. Методы исследования
В работе использованы следующие методы исследования:
Анализ литературных данных.
Тестирование.
Педагогический эксперимент.
Математическая обработка данных.
1. Анализ и обобщение специальной и научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Решение данных вопросов на теоретическом уровне осуществлялось на изучении литературы по теории и методики физического воспитания и спорта, воспитанию физических качеств, возрастной физиологии.
Был проанализировано 50 источников.
2. В эксперименте были использованы следующие тесты:
Оценка гибкости. Для определения гибкости позвоночника в крестцово-поясничном отделе, а также эластичности мышц задней поверхности бедра и голени, выполняется наклон с прямыми ногами из положения сидя и замеряется количество сантиметров от кончиков пальцев до уровня пяток.
Оценка координации движений. Координация движений у школьников младшего и среднего возраста определяется пробой РОМБЕРГА. Обследуемый должен удерживать равновесие, стоя на одной ноге с закрытыми глазами максимально долгое время. Данная проба оценивает координационно-двигательную функцию нервной системы, которая определяется взаимослаженной деятельностью коры головного мозга и вестибулярного аппарата.
Оценка силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра. Подъем туловища из положения «лёжа на спине» за 30 сек. Исходное положение: лёжа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений, до касания локтями коленей в одной попытке, за 30 сек.
Оценка скоростно-силовых способностей. Прыжок в длину с места. Выполняется двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближайшего касания ногами или любой частью тела.
3. Педагогический эксперимент проводился на базе Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №400 с учащимися 4-х классов (сентябрь- декабрь 2012). Контрольная группа занималась по школьной программе. Экспериментальная группа занималась по специально разработанной методике, направленной на воспитания гибкости у школьников 4-6 класса.
4. Метод математической статистики. Результаты исследований обрабатывались методом математической статистики, при этом определялись следующие характеристики:
Вся программа исследований была выполнена в три этапа.
Первый этап проводился с сентября по октябрь 2012 года. Целью первого этапа было: изучение методической литературы, постановка цели, определение задач, составление плана проведения эксперимента. На первом этапе были сформированы две группы школьников 4-х классов. Из них 15 человек составили контрольную группу и 15 человек – экспериментальную. Таким образом, под наблюдением находились 30 школьников ГБОУ СОШ №400. Было проведено предварительное тестирование для выявления уровня физической подготовленности в каждой из групп и сравнение полученных результатов.
Второй этап (1 октября – 25 ноября 2012 года (7 учебных недель)).
На втором этапе исследования, в течении 7 недель, контрольная группа продолжала заниматься по школьной программе, а экспериментальная по школьной программе и дополнительно разработанной нами методике, направленной на воспитание гибкости.
Второй этап эксперимента проводился по специальному плану:
Третий этап (декабрь 2012 года) предполагал проведение повторного тестирования для выявления уровня физической подготовленности в каждой из групп, а так же обработку полученных данных, их интерпретацию и оформление результатов исследования
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
3.1. Уровень физической подготовленности школьников 4-6 классов.
Анализ полученных данных, проведенный нами в сентябре 2012 года показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых – школьников не имеется существенных различий.
Антропометрические данные испытуемых - школьников 4-го класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 139,6 см, в экспериментальной – 138,4 см. Средняя величина веса тела соответственно 31,8 и 33,7 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.
Антропометрические данные испытуемых контрольной и экспериментальной группы.
Показатели уровня физической подготовленности школьников, так же не имеют существенных различий и соответствуют среднему физическому уровню подготовленности детей 10 лет.
Сравнивая результаты (Приложение №1 и №2), контрольной и экспериментальной группы, по критерию Стьюдента, полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости, отсюда следует, что значительных различий между двумя группами нет. (Приложение № 3,4,5,6)
3.2. Методика проведения урока физической культуры с использованием специальных упражнений, развивающих гибкость.
Для повышения уровня гибкости школьников 4-6 классов, нами были разработаны два комплекса упражнений. Проведение этих комплексов предполагается во время подготовительной части урока, а основная и заключительная часть урока остается без изменений и соответствует стандартной программе по физической культуре. Упражнения на гибкость сочетаются с упражнениями на расслабление.
И.п. - стойка ноги врозь, в руках гимнастическая палка, хват на ширине плеч.
1-2-выкрут гимнастической палкой назад,
3-4- выкрут гимнастической палкой вперед.
5-10 раз
Упражнение постепенно можно усложнять, уменьшая расстояние между руками.
3.
И.п.- сед ноги врозь (как можно шире), спина прямая.
1 - наклон туловища вправо,
2 - наклон туловища вперед,
3 - наклон туловища влево,
4 - и.п.
3-6 раз
При наклонах колени не сгибать.
4.
И.п. - сед на полу.
1-3 - 3 пружинящих наклона вперед,
4 - и.п.
3-6 раз
Достать грудью колени, сохраняя ноги прямые.
5.
И.п.- сед на полу.
1-3 - упор лежа сзади, прогнувшись.
4 - и.п.
3-6 раз
6.
И.п.- сед на полу.
1 -сед согнув ноги,
2- оторвать таз от пола
3-4 – и.п.
3-6 раз
Стараться достать ягодицами пяток, руки прямые.
7.
И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
1-3 -поднять правую ногу вверх, захватить ее руками. плавно притягивать ее к туловищу,
4 - и.п.
5-7- поднять левую ногу вверх, захватить ее руками. плавно притягивать ее к туловищу,
8- и.п.
3-6 раз
8.
И.п. – лежа на животе на полу, руки согнуты у груди.
1-4 – медленно выпрямить руки, прогнуться,
5-8 — и.п.
3-6 раз
9.
И.п. — сед на пятках, взяться руками за голеностоп.
1-4 — встать на колени, прогнуться, не отпуская рук от голеностопа.
5-8 — и.п.
3-6 раз
Комплекс упражнений для развития гибкости №2.
№
Содержание упражнения
Дозировка
Организационно-методические указания
1.
И.п. - стойка ноги врозь.
1- правая рука вверх, левая вниз,
2-3 - согнуть руки назад и соединить кончики пальцев,
4- и.п.
4-6 раз
2.
И.п.- стойка ноги врозь, руки на поясе.
1- наклон туловища к правой ноге,
2- наклон туловища вперед,
3 – наклон туловища к левой ноге,
4 - и.п.
3-6 раз
При наклонах достать пола ладонями, ноги в коленях не сгибать.
3.
И. п. - стойка ноги врозь.
1-4 - круговое движение туловищем вправо,
5-8 - круговое движение туловищем влево.
3-6 раз
4.
И.п.- сед ноги врозь, руки вверх.
1 - наклон вперед, коснуться руками стопы,
2-3 - удержать положение,
4 - и.п.
3-6 раз
Ноги в коленях не сгибать.
5.
И.п.-сед ноги вместе.
1 - упор лежа сзади, прогнувшись.
2 - мах левой ногой вперед,
3 - приставить ногу,
4 - и. п.,
то же другой ногой.
3-6 раз
Нога при махе прямая.
6.
И.п. -сед на пятках с наклоном вперед.
1-4 - медленно выпрямляясь (через стойку на коленях) поднять руки вверх и прогнуться назад,
5-8 - и. п.
3-6 раз
7.
И.п.- лежа на животе, ноги врозь, взяться руками за голени снаружи.
1-2- прогнуться в спине,
3- задержаться в этом положения 2-3 с, 4- и.п.
3-6 раз
8.
И.п. - стойка на коленях, ноги врозь на коленях.
1-2 - присед до касания тазом пола,
3-4- и.п.
3-6 раз
3.3. Эффективность применения разработанной методики на уроках физической культуры со школьниками 4-6 классов.
Анализ полученных данных, при проведении повторного тестирования показал, что достоверность различий в показателях экспериментальной и контрольной групп по оценкам педагогического эксперимента имеет существенные отличия.
Антропометрические данные испытуемых, так же как и при проведении тестирования в сентябре, соответствуют нормальным средним возрастным показателям и остались без существенных изменений, а в показателях физической подготовленности произошли существенные изменения. (Приложение № 7 и 8).
Результаты тестирования контрольной группы.
Результаты тестирования экспериментальной группы.
Исходя из полученных данных, наблюдается небольшая положительная динамика в физической подготовленности школьников контрольной группы, благодаря занятиям физической культурой по обычной программе и более значительная положительная динамика физической подготовленности у школьников экспериментальной группы, занимающейся по разработанной нами методике. Особенно в экспериментальной группе повысились показатели гибкости, в пересчете на проценты абсолютных величин, в контрольной группе показатель гибкости увеличился на 3%, а в экспериментальной группе на 40%. Значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости в экспериментальной группе.
Результаты оценки гибкости в контрольной и экспериментальной группе.
Для достоверности показателей гибкости в экспериментальной группе, мы провели сравнительный анализ данных по критерию Стьюдента. Таким образом, полученное эмпирическое значение t (4.1) находится в зоне значимости. (Приложение № 9.)
Так же в экспериментальной группе наблюдается небольшая положительная динамика, в развитии координационных способностей, силы мышц брюшного пояса и развитии скоростно-силовых способностей, на что, по нашему мнению, повлиял повышенный уровень гибкости школьников, после проведения уроков по разработанной нами методике.
ВЫВОДЫ.
Был определен уровень физической подготовленности у школьников контрольной и экспериментальной группы. Существенных различий, ни в антропометрических данных, ни в уровне физической подготовленности, выявлено не было. Антропометрические данные испытуемых соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Показатели уровня физической подготовленности школьников, так же не имеют существенных различий и соответствуют среднему физическому уровню подготовленности детей 10 лет.
Были разработаны два комплекса упражнений для развития гибкости, состоящие из упражнений для развития подвижности тазобедренных, плечевых суставов,мышц спины и их методика проведения.
Эффективность, разработанной нами методики, была проверена экспериментально. В экспериментальной группе повысились показатели гибкости, в пересчете на проценты абсолютных величин, в контрольной группе показатель гибкости увеличился на 3%, а в экспериментальной группе на 40%. Динамика развития гибкости была подтверждена экспериментально с помощью критерия Стьюдента и является достоверной. Объясняется это эффективностью разработанной нами методики проведения уроков физической культуры.
Разработанная нами методика обусловливает также развитие координационных и скоростно-силовых способностей.
Список литературы
Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте /И.В. Аулик// Теория и практика физической культуры. – 1979. - № 10. – С. 192.
Аулик, И.В. Определение физической работоспособности в клинике и
cпорте / И.В. Аулик// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. науч.
Конгр. - М., 1979. – С.192.
Ашмарин, Б. А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник / Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 1990.-287с.
Ашмарин, Г. А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие /А.Г. Ашмарин.- М.: Просвещение, 1995.-287с.
Башуков, С. М. Детский праздник /С.М. Башуков//Физическая культура в школе. – 1988. - № 5. – 39 с.
Бердинков, Г.И, - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие/ Г. И. Бердинков, Максимова В.Н - М.: Высшая школа, 1991.- 240с.
Богданова, Г. П. - Уроки физической культурой 4-8 классов средней школы: Пособие для учителя /Г.П. Богданова, В.Н Максимова - М.: Просвещение, 1986.-220с.
Быков, В. С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие /В.С. Быков. – Челябинск: УралГАФК, 1998.-74с.
Валиахметов, Р. М. - Физическое воспитание учащихся: Программа /Р.М. Валиахметов. - Уфа, 1996.- 46с.
Воробьев, В.И. - Определение физической работоспособности спортсменов: Учебное пособие / В.И. Воробьев. - Челябинск, 1998. – 54 с.
Волгецкий, Э. И. Опыт организации спортивно-массовой работы в школе /
Э.И. Волгецкий// Физическая культура в школе. - 1991.- №10. - 40с.
Вультров, Б. 3. - Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Пособие для учителя /Б.З. Вультров, М. М. Потошник. - М.: Просвещение, 1983.- 14 с, 46 с, 152 с.
Галеева, М.Р. - Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена: Учебное пособие /М.Р. Галеева. - Киев, 1980. – 56 с.
Гейнц, К. А. Ни дня без физкультуры /К. А. Гейнц// Физическая культура в школе. - 1990.- № 4.- 41с.
Дембо, А.Г. Врачебный контроль в спорте /А.Г. Дембо// Теория и практика физической культуры. – 1988. - № 3. – 18-19.
Демидов, В. М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников /В.М. Демидов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 1.- 47с.
Дуранов, М. Е. Исследовательский подход /М.Е. Дуранов, А.Г. Гостев// Педагогическая деятельность. - 1996.- №5. - 72с.
Ермолаев, Ю.А. Возрастная физиология: Учебник /Ю.А. Ермолаев. - М., Возрастная физиология, 1985.- 34 с.
Журавлев, В. И. - Педагогика в системе наук о человеке: Учебное пособие /В.И. Журавлев. - М.: Педагогика, 1990.- 49 с.
Зимкина, Н. В. - Физиология человека: Учебник /Н.В. Зимкина. - М.: Физкультура и спорт, 1964.-589с.
Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 – 624 с.
Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. – С. 43.
Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.
Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 1983.- 31.
Костенок, П.И. Физиология мышечной деятельности, труда и спорта /П.И. Костенок// Физиология человека – 1997. – Т.23, № 6. – С. 65-73.
Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. – С. 194
Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.
Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. – 65 с.
Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 169,190,209,229 с.
Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1995.-215с.
Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 5.- 41с.
Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34с.
Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с.
Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с.
Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. – 43 с.
Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.
Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с.
Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1976. - 239.
Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75.
Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.
Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.: Академия, 1978.- 73.
Чудновец, В. Н. Турнир рыцарей спорта /В.Н. Чудновец// Физическая культура в школе. - 1995.- № 2. - 64с.
Чудинова, П.Р. Воспитание гибкости у детей /П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе. – 1994. - №5. – 3 с.
Шакина, Е.А. Определение гибкости /Е.А. Шакина// Физическая культура в школе. – 1994. - № 7. – 15 с.
Приложение № 1.
Показатели уровня физической подготовленности школьников контрольной группы до проведения эксперимента.
(сентябрь 2012)
№
Фамилия, имя
Год рождения
Рост
Вес
Оценка гибкости
(см)
Оценка координации движений
(сек.)
Оценка силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра
Оценка скоростно-силовых способностей (м)
1.
Вострикова
Алевтина
2002
150
38
6
17
19
1,55
2.
Конкин
Савва
2002
145
39
5
19
17
1,67
3.
Кузьмина
Дарья
2002
146
33
7
18
17
1,38
4.
Латышева
Мария
2002
150
33
6
19
17
1,40
5.
Лопатин
Александр
2002
131
27
4
20
21
1,67
6.
Милошевич
Стефан
2002
143
30
3
14
20
1,71
7.
Микулец
Иван
2002
135
25
5
20
16
1,43
8.
Немна
Максим
2002
121
20
6
18
16
1,45
9.
Панова
Мария
2002
137
32
8
17
17
1,41
10.
Панферова
Евгения
2002
139
33
6
25
20
1,50
11.
Розанова
Виктория
2002
146
35
5
18
21
1,44
12.
Усова
София
2002
142
34
8
23
22
1,70
13.
Цветаев
Александр
2002
133
25
5
16
20
1,60
14.
Шаповал
Виталий
2002
141
33
6
23
16
1,58
15.
Швецов
Артем
2002
136
41
4
15
19
1,43
Средние показатели:
139,6
31,8
5,6
18,8
18,5
1,53
Среднее квадратическое отклонение :
1,40
3,05
2,06
0,11
Средняя ошибка среднего арифметического (m):
0,36
0,78
0,53
0,03
Приложение № 2.
Показатели уровня физической подготовленности школьников экспериментальной группы до проведения эксперимента.
(сентябрь 2012)
№
Фамилия, имя
Год рождения
Рост
Вес
Оценка гибкости
(см)
Оценка координации движений
(сек)
Оценка силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра
Оценка скоростно-силовых способностей
(м)
1.
Абдулназаров
Наврас
2002
133
27
6
23
21
1,67
2.
Аникухин
Максим
2002
149
45
5
17
22
1,58
3.
Боровлева
Дарья
2002
130
25
8
16
20
1,35
4.
Габель
Сергей
2002
133
25
4
16
17
1,56
5.
Григорьева
Ксения
2002
147
50
5
24
14
1,55
6.
Жалнин
Дмитрий
2002
143
34
6
20
23
1,73
7.
Зуб
Кирилл
2002
131
25
6
18
20
1,45
8.
Зулаева
Гиляна
2002
144
51
5
12
12
1,47
9.
Игнатюк
Анастасия
2002
136
29
4
17
16
1,38
10.
Лазарева
Екатерина
2002
128
25
7
16
22
1,38
11.
Меликсетова
Зоя
2002
134
40
3
17
17
1,40
12.
Миляев
Евгений
2002
145
33
5
15
20
1,59
13.
Никифоров
Захар
2002
140
31
4
18
18
1,71
14.
Новиков
Игорь
2002
137
29
6
18
18
1,59
15.
Пшихачева Даниза
2002
147
37
7
23
17
1,61
Средние показатели:
138,4
33,7
5,4
18,0
18,4
1,53
Среднее квадратическое отклонение :
1,35
3,27
3,09
0,12
Средняя ошибка среднего арифметического (m):
0,34
0,84
0,79
0,03
Приложение № 3.
Сравнительный анализ показателей гибкости по критерию Стьюдента в контрольной и экспериментальной группе (сентябрь 2012).
№
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
1
6
6
0.4
0.6
0.16
0.36
2
5
5
-0.6
-0.4
0.36
0.16
3
7
8
1.4
2.6
1.96
6.76
4
6
4
0.4
-1.4
0.16
1.96
5
4
5
-1.6
-0.4
2.56
0.16
6
3
6
-2.6
0.6
6.76
0.36
7
5
6
-0.6
0.6
0.36
0.36
8
6
5
0.4
-0.4
0.16
0.16
9
8
4
2.4
-1.4
5.76
1.96
10
6
7
0.4
1.6
0.16
2.56
11
5
3
-0.6
-2.4
0.36
5.76
12
8
5
2.4
-0.4
5.76
0.16
13
5
4
-0.6
-1.4
0.36
1.96
14
6
6
0.4
0.6
0.16
0.36
15
4
7
-1.6
1.6
2.56
2.56
Суммы:
84
81
0
-0
27.6
25.6
Среднее:
5.6
5.4
Результат: tэмп = 0.4 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (0.4) находится в зоне незначимости.
Приложение № 4.
Сравнительный анализ показателей координации движений
по критерию Стьюдента в контрольной и экспериментальной группе (сентябрь 2012).
№
Группы
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
1
17
23
-1.8
5
3.24
25
2
19
17
0.2
-1
0.04
1
3
18
16
-0.8
-2
0.64
4
4
19
16
0.2
-2
0.04
4
5
20
24
1.2
6
1.44
36
6
14
20
-4.8
2
23.04
4
7
20
18
1.2
0
1.44
0
8
18
12
-0.8
-6
0.64
36
9
17
17
-1.8
-1
3.24
1
10
25
16
6.2
-2
38.44
4
11
18
17
-0.8
-1
0.64
1
12
23
15
4.2
-3
17.64
9
13
16
18
-2.8
0
7.84
0
14
23
18
4.2
0
17.64
0
15
15
23
-3.8
5
14.44
25
Суммы:
282
270
-0
0
130.4
150
Среднее:
18.8
18
Результат: tэмп = 0.7 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (0.7) находится в зоне незначимости.
Приложение № 5.
Сравнительный анализ показателей силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра по критерию Стьюдента в контрольной и экспериментальной группе (сентябрь 2012).
№
Группы
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
1
19
21
0.47
2.53
0.2209
6.4009
2
17
22
-1.53
3.53
2.3409
12.4609
3
17
20
-1.53
1.53
2.3409
2.3409
4
17
17
-1.53
-1.47
2.3409
2.1609
5
21
14
2.47
-4.47
6.1009
19.9809
6
20
23
1.47
4.53
2.1609
20.5209
7
16
20
-2.53
1.53
6.4009
2.3409
8
16
12
-2.53
-6.47
6.4009
41.8609
9
17
16
-1.53
-2.47
2.3409
6.1009
10
20
22
1.47
3.53
2.1609
12.4609
11
21
17
2.47
-1.47
6.1009
2.1609
12
22
20
3.47
1.53
12.0409
2.3409
13
20
18
1.47
-0.47
2.1609
0.2209
14
16
18
-2.53
-0.47
6.4009
0.2209
15
19
17
0.47
-1.47
0.2209
2.1609
Суммы:
278
277
0.05
-0.05
59.7335
133.7335
Среднее:
18.53
18.47
Результат: tэмп = 0.1 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (0.1) находится в зоне незначимости.
Приложение № 6.
Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей
по критерию Стьюдента
в контрольной и экспериментальной группе (сентябрь 2012).
№
Группы
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
Контрольная группа
Эксперим-ая группа
1
1.55
1.67
0.02
0.14
0.0004
0.0196
2
1.67
1.58
0.14
0.05
0.0196
0.0025
3
1.38
1.35
-0.15
-0.18
0.0225
0.0324
4
1.40
1.56
-0.13
0.03
0.0169
0.0009
5
1.67
1.55
0.14
0.02
0.0196
0.0004
6
1.71
1.73
0.18
0.2
0.0324
0.04
7
1.43
1.45
-0.1
-0.08
0.01
0.0064
8
1.45
1.47
-0.08
-0.06
0.0064
0.0036
9
1.41
1.38
-0.12
-0.15
0.0144
0.0225
10
1.50
1.38
-0.03
-0.15
0.0009
0.0225
11
1.44
1.40
-0.09
-0.13
0.0081
0.0169
12
1.70
1.59
0.17
0.06
0.0289
0.0036
13
1.60
1.71
0.07
0.18
0.0049
0.0324
14
1.58
1.59
0.05
0.06
0.0025
0.0036
15
1.43
1.61
-0.1
0.08
0.01
0.0064
Суммы:
22.92
23.02
-0.03
0.07
0.1975
0.2137
Среднее:
1.53
1.53
Результат: tэмп = 0 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (0) находится в зоне незначимости.
Приложение № 7.
Показатели уровня физической подготовленности школьников контрольной группы после проведения эксперимента.
(декабрь 2012)
№
Фамилия, имя
Год рождения
Рост
Вес
Оценка гибкости
(см)
Оценка координации движений (сек)
Оценка силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра
Оценка скоростно-силовых способностей
(м)
1.
Вострикова
Алевтина
2002
152
38
6
20
21
1,62
2.
Конкин
Савва
2002
145
37
7
19
18
1,65
3.
Кузьмина
Дарья
2002
146
32
5
20
17
1,40
4.
Латышева
Мария
2002
153
34
6
17
19
1,50
5.
Лопатин
Александр
2002
131
28
4
19
23
1,60
6.
Милошевич
Стефан
2002
145
31
5
17
20
1,67
7.
Микулец
Иван
2002
135
24
6
20
18
1,48
8.
Немна
Максим
2002
124
22
5
19
19
1,45
9.
Панова
Мария
2002
138
31
6
18
20
1,40
10.
Панферова
Евгения
2002
139
32
7
22
20
1,48
11.
Розанова
Виктория
2002
146
35
7
18
21
1,45
12.
Усова
София
2002
144
36
8
24
25
1,70
13.
Цветаев
Александр
2002
133
24
5
18
19
1,70
14.
Шаповал
Виталий
2002
142
33
6
21
18
1,55
15.
Швецов
Артем
2002
136
42
4
16
17
1,48
Средние показатели:
140,6
31,9
5,8
19,2
19,6
1,54
Среднее квадратическое отклонение :
1,14
2,07
2,19
0,11
Средняя ошибка среднего арифметического (m):
0,29
0,54
0,56
0,02
Приложение № 8.
Показатели уровня физической подготовленности школьников экспериментальной группы после проведения эксперимента.
(декабрь 2012)
№
Фамилия, имя
Год рождения
Рост
Вес
Оценка гибкости
(см)
Оценка координации движений
(сек.)
Оценка силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра
Оценка скоростно-силовых способностей
(м)
1.
Абдулназаров
Наврас
2002
135
26
8
23
21
1,76
2.
Аникухин
Максим
2002
150
45
7
17
22
1,68
3.
Боровлева
Дарья
2002
131
24
9
18
20
1,43
4.
Габель
Сергей
2002
135
26
7
19
19
1,58
5.
Григорьева
Ксения
2002
147
49
8
24
18
1,52
6.
Жалнин
Дмитрий
2002
143
32
8
21
23
1,80
7.
Зуб
Кирилл
2002
133
24
9
17
20
1,63
8.
Зулаева
Гиляна
2002
144
50
6
15
16
1,45
9.
Игнатюк
Анастасия
2002
136
30
7
18
18
1,48
10.
Лазарева
Екатерина
2002
128
24
10
20
22
1,50
11.
Меликсетова
Зоя
2002
135
40
6
19
18
1,33
12.
Миляев
Евгений
2002
145
31
6
17
20
1,72
13.
Никифоров
Захар
2002
140
30
5
17
20
1,70
14.
Новиков
Игорь
2002
138
29
7
18
19
1,69
15.
Пшихачева Даниза
2002
149
36
11
22
22
1,76
Средние показатели:
139,2
33,1
7,6
19,0
19,8
1,60
Среднее квадратическое отклонение :
1,64
2,54
1,92
0,14
Средняя ошибка среднего арифметического (m):
0,42
0,65
0,49
0,03
Приложение № 9.
Сравнительный анализ показателей гибкости по критерию Стьюдента.
(экспериментальная группа).
№
Группы
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
1
6
8
0.6
0.4
0.36
0.16
2
5
7
-0.4
-0.6
0.16
0.36
3
8
9
2.6
1.4
6.76
1.96
4
4
7
-1.4
-0.6
1.96
0.36
5
5
8
-0.4
0.4
0.16
0.16
6
6
8
0.6
0.4
0.36
0.16
7
6
9
0.6
1.4
0.36
1.96
8
5
6
-0.4
-1.6
0.16
2.56
9
4
7
-1.4
-0.6
1.96
0.36
10
7
10
1.6
2.4
2.56
5.76
11
3
6
-2.4
-1.6
5.76
2.56
12
5
6
-0.4
-1.6
0.16
2.56
13
4
5
-1.4
-2.6
1.96
6.76
14
6
7
0.6
-0.6
0.36
0.36
15
7
11
1.6
3.4
2.56
11.56
Суммы:
81
114
-0
0
25.6
37.6
Среднее:
5.4
7.6
Результат: tэмп = 4.1
Критические значения.
t кр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Эмпирическое значение t (4.1) находится в зоне значимости.
Приложение № 10.
Сравнительный анализ показателей координации движения по критерию Стьюдента.
(экспериментальная группа).
№
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
1
23
23
5
4
25
16
2
17
17
-1
-2
1
4
3
16
18
-2
-1
4
1
4
16
19
-2
0
4
0
5
24
24
6
5
36
25
6
20
21
2
2
4
4
7
18
17
0
-2
0
4
8
12
15
-6
-4
36
16
9
17
18
-1
-1
1
1
10
16
20
-2
1
4
1
11
17
19
-1
0
1
0
12
15
17
-3
-2
9
4
13
18
17
0
-2
0
4
14
18
18
0
-1
0
1
15
23
22
5
3
25
9
Суммы:
270
285
0
0
150
90
Среднее:
18
19
Результат: tэмп = 0.9 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (0.9) находится в зоне незначимости.
Приложение № 11.
Сравнительный анализ показателей силы мышц брюшного пресса и сгибателей бедра по критерию Стьюдента.
(экспериментальная группа).
№
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
1
21
21
2.53
1.13
6.4009
1.2769
2
22
22
3.53
2.13
12.4609
4.5369
3
20
20
1.53
0.13
2.3409
0.0169
4
17
19
-1.47
-0.87
2.1609
0.7569
5
14
18
-4.47
-1.87
19.9809
3.4969
6
23
23
4.53
3.13
20.5209
9.7969
7
20
20
1.53
0.13
2.3409
0.0169
8
12
16
-6.47
-3.87
41.8609
14.9769
9
16
18
-2.47
-1.87
6.1009
3.4969
10
22
22
3.53
2.13
12.4609
4.5369
11
17
18
-1.47
-1.87
2.1609
3.4969
12
20
20
1.53
0.13
2.3409
0.0169
13
18
20
-0.47
0.13
0.2209
0.0169
14
18
19
-0.47
-0.87
0.2209
0.7569
15
17
22
-1.47
2.13
2.1609
4.5369
Суммы:
277
298
-0.05
-0.05
133.7335
51.7335
Среднее:
18.47
19.87
Результат: tэмп = 1.5 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (1.5) находится в зоне незначимости.
Приложение № 12.
Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых способностей по критерию Стьюдента.
(экспериментальная группа).
№
Отклонения от среднего
Квадраты отклонений
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
Сентябрь
Декабрь
1
1.67
1.76
0.14
0.16
0.0196
0.0256
2
1.58
1.68
0.05
0.08
0.0025
0.0064
3
1.35
1.43
-0.18
-0.17
0.0324
0.0289
4
1.56
1.58
0.03
-0.02
0.0009
0.0004
5
1.55
1.52
0.02
-0.08
0.0004
0.0064
6
1.73
1.80
0.2
0.2
0.04
0.04
7
1.45
1.63
-0.08
0.03
0.0064
0.0009
8
1.47
1.45
-0.06
-0.15
0.0036
0.0225
9
1.38
1.48
-0.15
-0.12
0.0225
0.0144
10
1.38
1.50
-0.15
-0.1
0.0225
0.01
11
1.40
1.33
-0.13
-0.27
0.0169
0.0729
12
1.59
1.72
0.06
0.12
0.0036
0.0144
13
1.71
1.70
0.18
0.1
0.0324
0.01
14
1.59
1.69
0.06
0.09
0.0036
0.0081
15
1.61
1.76
0.08
0.16
0.0064
0.0256
Суммы:
23.02
24.03
0.07
0.03
0.2137
0.2865
Среднее:
1.53
1.6
Результат: tэмп = 1.8 Критические значения
tкр
p≤0.05
p≤0.01
2.05
2.76
Полученное эмпирическое значение t (1.8) находится в зоне незначимости.