Развитие силовых способностей посредством занятий баскетболом.
Развитие силовых способностей посредством занятий баскетболом.
Современный баскетбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств. Играть в баскетбол - это значит быть развитым физически, уметь обдумывать игровую ситуацию и принимать решения, быть психологически устойчивым и сильным человеком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие силовых способностей посредством занятий баскетболом.»
Развитие силовых способностей посредством занятий баскетболом.
Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов - общей и специальной физической подготовки.
Общая физическая подготовка - процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.
Специальная физическая подготовка - процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.
Специфика физической подготовки баскетболиста состоит в том, что вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания силы, а затем постоянно ее накапливать. Для этого сначала работают над развитием основных физических качеств человека.
Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности.
Так как физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, то их необходимо развивать, совершенствовать.
Развитие физических качеств - это естественный ход изменений физического качества.
А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
Воспитание физических качеств - это воспитание, предусматривающее направленное воздействие на рост показателей физического качества.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Воспитание физических качеств в младшем школьном возрасте обеспечивается подбором физических упражнений и методикой занятия.
Особенности этого возрастного развития обусловливают необходимость разносторонней тренировки в процессе физического воспитания ребенка с постепенным расширением арсенала используемых средств, направленных на развитие различных качеств и навыков.
Физические качества составляют основу двигательных (физических) способностей.
Под физическими (двигательными) способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные особенности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательного действия.
Форму проявления двигательных способностей составляют двигательные умения и навыки. К двигательным способностям, относятся силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно координационные способности, общая и специальная выносливость.
В основе развития двигательных способностей лежат:
. анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойство нервных процессов - сила, подвижность уравновешенность, строение коры головного, мозга и так далее)
. физиологические особенности (сердечнососудистой системы, дыхательной, показатели кровообращение и так далее)
. биологические особенности (биологические, окисление, эндокринной регуляции обмена веществ, энергетики мышечного сокращение и так далее)
. телесные способности (длина тела конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и так далее)
. хромосомные или генные особенности.
. психодинамические параметры (темперамент, характер, особенности регуляции, саморегуляции психических состояний и так далее).
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности).
Наиболее благоприятным методом для развития физических качеств в младшем школьном возрасте является игровой метод. Поэтому подвижные игры занимают важнейшее место на уроках физкультуры в младших классах.
Для проведения игр в младших классах необходимо использовать яркий инвентарь из-за рассеянного внимания детей младшего школьного возраста. Также инвентарь должен соответствовать физическим возможностям детей.
В основной части урока следует проводить игры для развития ловкости и быстроты. Во время таких игр у детей есть возможность отдохнуть. Игры с ритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, требующие от играющих организованности, внимания, согласованности движений, способствуют общему физическому развитию. Их лучше включать в подготовительную и заключительную части урока.
1.1.1 Сила, силовые способности человека
Надо различать: силу как механическую характеристику движения, силу как свойство, качество человека. В первом значении сила наряду с другими характеристиками движения является объектом изучения механики. Во втором - служит предметом исследования в теории физического воспитания, физиологии, антропологии.
Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
Различают абсолютную и относительную силу действия человека. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, относительная сила - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
. При уменьшении своей длины;
. При удлинении своей длины;
. Без изменения своей длины;
. При изменении и длины и напряжения мышц.
Характеристика силовых способностей и методика их развития.
Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Силовые способности проявляются через двигательную деятельность.
Виды силовых способностей:
Собственно силовые способности;
Скоростно-силовые способности;
Силовая выносливость;
Силовая ловкость.
Для баскетболистов очень важно развитие взрывной силы. «Взрывная» сила - способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время. При взрывном характере мышечных усилий развиваемые ускорения достигают максимально возможных величин.
Методы и средства воспитания силы.
Большое количество методов используют в практике физического воспитания, направленных на воспитание силы.
Метод максимальных усилий.
Метод максимальных усилий обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы. Он обеспечивает развитие способности мышц к сильным сокращениям, проявлению максимальной силы без существенного увеличения мышечной массы.
Метод динамических усилий.
Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений.
«Ударный» метод - предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.
Метод статических (изометрических) усилий.
В зависимости решаемых при воспитании силы способностей, метод предполагает применение различных изометрических напряжений.
Метод круговой тренировки
Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.
Игровой метод.
Предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп.
Метод непредельных усилий.
Предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений.
Средствами развития силы мышц являются различные упражнения, среди которых можно выделить три их основных вида:
) с внешним сопротивлением
) с преодолением собственного веса
) изометрические (статические) упражнения.
Физиологические особенности развития силы.
Имеются половые различия физических возможностей: все показатели эффективности мышечной деятельности у девушек в среднем ниже, чем у юношей. Сила зависит от мышечных волокон; эластичности мышц; генотип; вязкость мышцы; анатомическое строение; структура мышечного волокна и его химический состав; регуляция мышечного волокна со стороны центральной нервной системы.
При развитии силы необходимо учитывать индивидуальные особенности занимающихся, не переутомлять и давать отдых перед следующим упражнением.
Физиологические механизмы развития силы.
В развитии мышечной силы имеют значение: внутримышечные факторы; особенности нервной регуляции; психофизиологические процессы.
Внутримышечные факторы развития силы включают в себя биохимические, морфологические и функциональные особенности мышечных волокон.
Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет совершенствования деятельности отдельных мышечных волокон, двигательных единиц целой мышцы и межмышечной координации. Она включает в себя следующие факторы: увеличение частоты нервных импульсов; активация многих двигательных единиц; синхронизация активности двигательных единиц; межмышечная координация.
Психофизиологические механизмы увеличения мышечной силы связаны с изменениями функционального состояния, влиянием мотиваций и эмоций.
Сила мышц и ее изменение по мере сгибания или разгибания изменяется в суставах неодинаково, она связана с формой сустава.
К числу общих функциональных резервов мышечной силы отнесены следующие факторы: включение дополнительных двигательных единиц в мышце; синхронизация возбуждения двигательных единиц в мышце; своевременное торможение мышц-антагонистов; координация сокращений мышц- антагонистов; повышение энергетических ресурсов мышечных волокон; переход от единичных сокращений мышечных волокон к титаническим; усиление сокращения после оптимального растяжения мышцы; адаптивная перестройка структуры и биохимии мышечных волокон.
Значительное место в системе физического воспитания учащихся должно быть отведено развитию мышечной силы. Силовая подготовка стимулирует активность и дееспособность тканей, систем и организма в целом, помогает совершенствованию координации движений, формированию и проявлению других физических качеств. Важно, чтобы гармоничное развитие всей мускулатуры сочеталось со способностью проявлять мышечную силу в определенных движениях.
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(181) "Использование элементов национальных видов спорта народов Севера на занятии физической культуры "
["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-eliemientov-natsional-nykh-vidov-sporta-narodov-sieviera-na-zaniatii-fizichieskoi-kul-tury"
["file_id"] => string(6) "134308"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1416734026"
}
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(204) "Технологическая карта урока по физической культуре по ФГОС на тему бросок по кольцу после ведения в баскетболе"
["seo_title"] => string(127) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-fizichieskoi-kul-turie-po-fgos-na-tiemu-brosok-po-kol-tsu-poslie-viedieniia-v-baskietbolie"
["file_id"] => string(6) "319949"
["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1460980442"
}
}