Данная программа разработана на основе и в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.
3. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря 2018 года.
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р).
6. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы), Москва, 2015 года- Информационное письмо 09-3242 от 18 ноября2015года.
9. Приказ Минтруда России от 05 мая 2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2018 года, регистрационный № 25016).
10. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года.
Программа "Детский фитнес" физкультурно-спортивной направленности, модифицированная.
Новизна данной программы заключается в том, что наряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробике, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание, которых в ходе занятий позволяет решать не только задачи по физическому воспитанию, но и развивать координацию движений и речь.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема оздоровления детей дошкольного возраста имеет центральное место в современном обществе. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, формируются двигательные способности, интерес к занятиям любимым делом.
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, активные и здоровые.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени.
Педагогическая целесообразность
Использование разнообразных средств, методов и форм проведения практических занятий позволяет добиться реализации творческого потенциала учащихся. Учащиеся находят применение полученным умениям и навыкам в различных соревнованиях и конкурсах.
Отличительной особенностью программы является, необычность постановки занятия. Наряду с традиционными формами упражнений, проводятся занятия по различным видам детского фитнеса: фитбол - упражнения, игровая гимнастика, стретчинг, музыкально-подвижные игры, спортивно - танцевальная аэробика.
Адресат программы
Возраст учащихся в объединении 8-9 лет.
В объединение записываются все желающие. При зачислении в объединение проводится собеседование с целью выявления уровня готовности ребенка и его индивидуальных особенностей.
Уровень программы, объем и сроки реализации
Общее количество учебных часов 1 год обучения - 66
Уровень программы - ознакомительный
Особенности организации образовательного процесса
Занятия разработаны с учетом возрастных и функциональных возможностей детей и варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка (упрощение или усложнение). При выборе также учитываются желания самих детей, их инициатива и активность.
В программу могут вноситься необходимые коррективы, может изменяться последовательность изучения тем, количество времени на изучение отдельных вопросов. Наполняемость группы 1 года обучения – до 15 человек
В объединении сформированы группы учащихся разного возраста. Принимаются все желающие, как мальчики так и девочки. Программа рассчитана для первичного ознакомления со спортивными танцами и элементами акробатики, получение начальных спортивных умений и навыков. Она носит выраженный деятельный характер, создает возможность активного практического погружения детей в спортивное искусство. В программе уделяется внимание общей подготовленности учащихся и их физиологическим особенностям. Большая часть занятий практическая.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы – способствовать физическому развитию детей через систему занятий аэробикой и другими видами фитнеса.
Задачи:
Предметные:
• обучить комплексам физических упражнений;
• обучить основам здорового образа жизни;
Личностные:
• сформировать представление о влиянии физических нагрузок на организм;
• воспитать взаимопомощь, трудолюбие.
Метапредметные:
• способствовать обогащению двигательного опыта через физические упражнения;
• развивать физические способности детей;
• способствовать развитию морально-волевых и физических качеств, определяющих формирование личности обучающегося.
Учебный план
№ п/п
Название разделов, тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1.
Навыки здоровья и физической культуры
10
1
9
2.
Классическая аэробика
10
0
10
3.
Степ- аэробика
11
0
11
4.
Веселая разминка
10
0
10
5.
Гимнастические упражнения
8
0
8
6.
Спортивные игры
10
0
10
7.
Дыхательные упражнения
4
0
5
8.
Итоговое занятие
1
0
1
Итого:
64
1
63
Содержание учебного плана
1 год обучения
Раздел 1. Навыки здоровья и физической культуры
(всего 10 часа, теория - 1час, практика - 9 час)
Теоретическая часть. ТБ на занятиях.
Практическая часть: общеразвивающие упражнения,упражнения для туловища, ходьба бег равновесие, прыжки, бросание и ловля, ползание и лазание, социальная безопасность, строевые упражнения.
Раздел 2. Классическая аэробика
(всего 10 часа, теория - 0час, практика - 10час)
Практическая часть: веселая ритмика, я рисую, звонкий мяч, вместе со скакалкой, вокруг обруча.
Раздел 3. Степ- аэробика
(всего 11часа, теория -0час, практика -11час)
Практическая часть: загадочные шаги, топай ножками, попрыгунчик, спорт степ, вместе весело скакать, давай танцуй.
Раздел 4. Веселая разминка
(всего 10 часа, теория -0час, практика -10час)
Практическая часть: в гости к солнцу, в осенний лес, тренировка, как нам нравится зима, в гости к зайке, превратимся в лягушат;
Раздел 5. Гимнастические упражнения
(всего 8 часа, теория -0час, практика -8час)
Практическая часть: разновидности ходьбы, прыжки, бег, гибкие руки, гибкие руки и ноги, гибкие ноги, гибкая спина, гибкое тело
Раздел 6. Спортивные игры
(всего 10 часа, теория -0час, практика - 10час)
Практическая часть: поймай меня, я быстрее всех, я выше всех, я сильнее всех, воробушки и автомобиль, поезд, мой веселый звонкий мяч, мышки и кот, лохматый пес.
Раздел 7. Дыхательные упражнения.
(всего 4 часа, теория -0 час, практика -5 час)
Практическая часть: дыхательная гимнастика, дышать легко, игры «воздушный шар».
Раздел 8. Итоговое занятие.
(всего 1 часа, теория -0час, практика -1час)
Практическая часть: спортивная эстафета.
1.4. Планируемые результаты
Требования к занятиям и умениям, которые должен приобрести учащийся в процессе занятий по программе.
Предметные:
• обучатся комплексам физических упражнений;
• обучатся основам здорового образа жизни.
Личностные:
• сформируется представление о влиянии физических нагрузок на организм;
• воспитается взаимопомощь, трудолюбие и толерантность.
Метапредметные:
• разовьются физические способности детей;
• Разовьются морально-волевых и физических качеств, определяющих формирование личности обучающегося.
Список литературы
Список литературы, рекомендованный для педагога
1.Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивные танцы» Скютт О.Н.
- file:///C:/Users/Acer/Desktop/
2. Дополнительная общеразвивающая программа «В ритме танца» Поджарова С.Д.
- file:///C:/Users/Acer/Desktop/спортивные
3. Михайлова Э.И., Михайлов Н.Г. «Аэробика в школе»- М.: 2014г - file:///C:/Users/Acer/Desktop
4.Даминова Гульнара « Растяжка: 50 эффективных упражнений»- М.: 2013г –
строится в шеренгу, колонну, круг, полукруг, врассыпную, соблюдает интервалы и дистанцию, равняется в колонне, шеренге, точно выполняет команды («Становись!», «Равняйсь», «Направо», «Шагом марш»), рассчитывается на «первый-второй».
Учится выполнять фигурные маршировки (« противоходом», «змейкой», «по диагонали», в обход по квадрату, «зигзагом»), останавливается после ходьбы по команде «Группа, стой!».
Общеразвивающиеупражнения:
осваивает навыки выполнения упражнений для рук и плечевого пояса;
энергично поднимает руки вверх, вперед , в стороны, поднимаясь на носки в положении «основная стойка», оставляя одну ногу назад на носок, прижимаясь плотно к стене поднимает руки вверх в стороны из положения «маленькие полочки» руки перед грудью, руки к плечам;
поднимает и опускает плечи, с силой разгибает вперед и в стороны согнутые в локтях руки (пальца сжаты в кулаки), отводит локти назад 2-3 раза и выпрямляет руки в стороны из положения руки перед грудью;
делает круговые движения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч);
совершает руками разнонаправленные движения;
вращает обруч пальцами одной руки вокруг вертикальной оси ( как юлу), на кисти руки перед собой и сбоку.
Упражнениядлятуловища:
опускает, поднимает голову, поворачивает ее в стороны;
поворачивается в стороны, поднимая руки вверх, в стороны, из-за головы, из положения рук к плечам, обращая внимание на прямые руки;
с большой амплитудой наклоняется вперед, не сгибая ног в коленях, подняв руки вверх, медленно, подряд2-3 раза, держа руки в стороны;
выполняет круговые вращения туловища;
в упоре сидя поднимет ноги, оттягивает носки, удерживает ноги в этом положении;
переносит прямые ноги через скамейку, сидя на ней поперек в упоре сзади;
лежа на спине, группируется и покачивается в этом положении, перекатывается в положении группировки на бок ( правый, левый);
подтягивается на руках, помогая ногами, на гимнастической скамейке, лежа на спине;
выполняет упражнения в парах со сверстниками (потягивания, наклоны, повороты, приседания, «лодочки вдвоем») упражнения с эспандерами,
коррекционными мячами;
из упора присев переходит на упор на одной ноге, отводя другую назад на носок;
ежедневно выполняет комплексы оздоровительной гимнастики из 6-8 упражнений, повторяет 8-10 раз под музыкальное сопровождение;
умеет успокаивать свое дыхание после комплекса упражнений;
продолжает учиться выполнять упражнения выразительно, динамично, непроизвольно с естественной техникой и грацией, у ребенка развивается воображение на основе двигательных заданий.
Ходьба,бег,равновесие:
ходит свободно, красиво, держит голову прямо, плечи развернуты, живот подтянут;
при ходьбе и беге врассыпную уступает товарищу дорогу, включает дополнительные задания (выполняет прыжки на определенном шаге, сжимает кисти, разводит руки в стороны, ходит с разным положением рук, с палкой за спиной, обручем над головой);
ходит и бегает с преодолением препятствий (переступает, перелезает, пролезает, подлезает);
ходит скрестным шагом, правым, левым боком, в полном приясяде;
стоит на одной ноге с закрытыми глазами, сидя на корточках, на носках, руки вперед, не менее 10с;
садится на ноги скрестно и поднимается без помощи рук, ходит по двум
переставляем предметам (дощечкам, кирпичикам) в играх (« Не замочи ног», «С кочки на кочку»);
выполняет бег в колонне друг за другом, по одному, парами, «змейкой», по кругу с изменением темпа, бегает наперегонки 20-30м, убегает, увертывается (длительность непрерывного бега 25-30с);
совершенствует навыки бега в подвижных играх («Догони свою пару»,
«Горелки», «Рыбак и летающие рыбки», «Два мороза», «Ловишка с платочком»,
«Коршун и наседка», «Перелет птиц», «Встречная эстафета с равновесием»).
Прыжки:
во время разбега осваивает навык наращивания скорости в прыжке в длину с разбега и замедления бега в прыжках в высоту с разбега, учится группироваться во время полета, сохранять равновесие после приземления;
ритмично прыгает со скакалкой;
подпрыгивает на одной ноге (правой, левой), продвигаясь вперед на 3-4м;
прыгает в длину с места на 90-110 см, с разбега (8-9м) на 140-150см;
достает предмет повешенный на 10-15 см выше поднятой руки ребенка;
совершенствует навыки прыжков в высоту с разбега в подвижных играх («Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Не попадись», «Классы»,«Резинка»).
Бросаниеиловля:
-развивает глазомер в различных видах метания;
- при метании на дальность осваивает навык отталкивания одной ногой и переноса ее вперед до упора;
учится подбрасывать мяч вверх и ловить его, не допуская падения на землю (8- 10раз), перебрасывать мяч друг другу, отталкивая его обеими руками от груди, (расстояние 1,5-2м), подбрасывать и ловить мяч после хлопка в ладоши;
бросает мячи, мешочки с песком (вес 200гр) вдаль с расстояния 8-10 м из-за головы через плечо;
совершенствует навыки метания в подвижных играх («Мяч в воздухе»,
«Пятнашки с мячом», «Охотники и звери», «Лапта»).
Ползаниеилазанье:
уверенно пролезает в обруч, под дугой (высота40-50см) прямо и боком, поднимается и опускается по наклонной доске на четвереньках;
- совершенствует навыки лазанья в подвижных играх («Охотники и рыси», «Кто первый», «Перелет птиц» ( вариант с перелетными и зимующими птицами)).
Социальнаябезопасность:
осваивает навыки самостоятельной организации активного отдыха, способы организации игр, используя для этого игрушки, модули, предметы-заместители, привлекает к своей игре сверстников, заинтересовывает ролью;
играет в подвижные и хороводные игры, расслабляется после напряженной подвижной игры, переключается на игру малой подвижности, занимается
рукоделием, вышиванием, работой природным и бросовым материалом, чтением книг, рисованием;
учится поддерживать в группе спокойную обстановку, использовать для отдыха настольные игры, умеет организовывать словесные занимательные игры, замечать непорядок в группе, на участке, в уголке природы;
осваивает навыки дизайна в групповой комнате , на игровой площадке, в уголке природы;
участвует в кружках по интересам (моделирования, гимнастики);
способен уединяться, понимать свое настроение, переживает волнующее
событие, может держаться с достоинством, стремиться к положительной оценке окружающих;
владеет элементами самоконтроля, приемами регулирования своего самочувствия;
умеет самостоятельно с опорой на картинки и схемы показывать и
рассказывать об опасностях, как их можно избежать, чтобы не приносить вреда себе и другим людям;
стремится не совершать поступков, вызывающих недовольство окружающих;
умеет заботиться о комнатных растениях, знаком с ядовитыми растениями;
умеет анализировать свои поступки, стремится преодолеть свои недостатки;
по-доброму относится к людям, ко всему живому;
рассказывает о себе, своих планах на будущее, о том, как готовится к школе.