Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Детский фитнес"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления "Детский фитнес"
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления Детский фитнес для 1-2 классов.
Сохранения и укрепления здоровья - рассматривается, как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физические, психологические и социальные аспекты. Занятие формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности, невелирующие негативное воздействие социального окружения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«___» ____2014 г. протокол № __________ № _________ ______________ «___» __________ 2014 г. «____» _______ 2014 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
Детский фитнес
1-2 классы
Составитель
Исакова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
Суслово
2014
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления Детский фитнес для 1-2 классов.
Исакова Л.В., учитель начальных классов.
Программа согласована на педагогическом совете МБОУ «Сусловская СОШ» 28 августа 2014 года, протокол №1.
Данная программа составлена на основе авторской программы Мазур И.В.
Сохранения и укрепления здоровья - рассматривается, как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физические, психологические и социальные аспекты. Занятие формирует мотивацию на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности, невелирующие негативное воздействие социального окружения.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Детский фитнес» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 и на основании авторской программой Мазур И.В. «Детский фитнес».
Цель программы: разностороннее физическое и духовное развитие детей, формирование их осознанного отношения к здоровому образу жизни.
Достижение цели возможно через решение следующих задач:
Обучать двигательным действиям, нацеленным на укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма.
Развивать основные физические качества, координационные ориентационно-пространственные, временные, ритмические способности.
Формировать культуру движений, обогащать двигательный опыт физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью;
Обучать навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями под музыку;
Формировать представление о здоровом образе жизни, влиянии движения и музыки на состояние организма;
Обучать приёмам релаксации и самодиагностики;
Обеспечить формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета средствами оздоровительной аэробики, ритмической гимнастики с предметами, танцевальных упражнений;
Воспитывать личность обучающегося с установкой на здоровый образ жизни, способной к сотрудничеству в творческой деятельности.
II. Общая характеристика курса «Детский фитнес»
Понимание воспитательной ценности физической культуры – важное условие процесса физического воспитания учащихся и формирования их умений самостоятельного овладения ценностями физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности. Программа детского фитнеса включает в себя танцевальные упражнения, аэробику, гимнастику, игры и т.п..
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
Занятия по программе «Детский фитнес» включают в себя теоретическую и практическую часть.
Теоретическая часть занятий включает в себя информацию о технике безопасности во время занятий фитнесом, основах здорового образа жизни, о различных видах гимнастики, аэробики, танцах, играх, истории фитнеса, танцев.
Практическая часть занятий предполагает обучение двигательным действиям аэробики, танца, ритмической гимнастики с предметами, акробатики, подвижных игр; организацию обучающимися игровых программ, составление комплексов упражнений.
Программа включает в себя четыре раздела:
Оздоровительная аэробика и партерная гимнастика
Танцевальная азбука.
Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика.
Игры.
Результатом освоения программы «Детский фитнес» будет являться формирование таких качеств личности как организованность, толерантность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, артистичность, способность к эмпатии, дружелюбие, организаторские способности, потребность в здоровом образе жизни.
Данная программа может быть использована учителями физической культуры, педагогами дополнительного образования, инструкторами по фитнесу и детской аэробике.
III.Описание места курса в плане
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Сусловская СОШ», утвержденной приказом МБОУ «Сусловская СОШ» от 01.06.2011г. № 118 с изменениями от 01.09.2012г. № 186, от 24.06.2013г. № 130 (раздел 3, п.3.2. План внеурочной деятельности) курс «Детский фитнес» изучается в 1-2 классах по 1 часу в неделю (в 1кл.- 33 учебных недели в год, во 2 кл. -34 учебных недели в год) продолжительность занятий 25 минут.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Осуществление контроля за реализацией программы включает в себя:
- соревнования по аэробике;
-зачётное проведение динамических пауз в классах с одноклассниками и первоклассниками;
- защиту игровых программ и проведение их на переменах и в группах продлённого дня;
- представление самостоятельно и в группах составленных комплексов аэробики, партерной гимнастики, ритмической гимнастики с предметами в зачётной форме;
- заполнение в портфолио тестирования показателей физического здоровья и физической подготовленности;
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
1класс.
Программа по внеурочной деятельности «Детский фитнес» способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
- установка на здоровый образ жизни;
- основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Детский фитнес»является формирование УУД:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после
В сфере познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
- ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
- выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности учащимися
- оценивать правильность выполнения действия;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после выполнения заданий.
- игровые программы, праздники
2 класс.
Личностных универсальные учебные действия:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в игровой деятельности;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа в процессе знакомства с русскими народными танцами, играми;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства с играми на развитие сенсорной чувствительности;
знание основных моральных норм на занятиях фитнесом и ориентации на их выполнение;
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Детский фитнес»является формирование УУД:
регулятивными универсальными учебными действиями являются умения:
- соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
- проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций;
- организовывать места занятий физическими упражнениями и играми с музыкальным сопровождением в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей во время показательных выступлений, индивидуальных и групповых заданий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей;
- организовывать и проводить игры на переменах, утреннюю зарядку с музыкальным сопровождением;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после.
Познавательными универсальными учебными действиями будут являться умения:
- ориентироваться в видах аэробики, танцевальных жанрах, гимнастики;
- ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие;
- выявлять связь занятий фитнесом с досуговой и урочной деятельностью;
- характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности;
- осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- контролировать действия партнёра в парных упражнениях;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам;
- задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы внеурочной
деятельности учащимися
- оценивать правильность выполнения действия;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после выполнения заданий.
- игровые программы, праздники
VI. Содержание программы «Детский фитнес»
1 класс
Раздел 1. Вводное занятие «Ориентирование в пространстве» (1 час)
Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое фитнес?
Практическое занятие:
- игра «Делаем правильно»;
- определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партнёрская игра, релаксация, оценка).
Раздел 2. Оздоровительная аэробика и партнёрская гимнастика (12 часов)
Что такое аэробика? Основные шаги базовой аэробики. Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость - как мы их развиваем? Релаксация – восстановление. Сказочная аэробика.
Практические занятия:
Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг , из круга, по кругу. Шаги базовой аэробики: марш(пружинящие шаги на месте),приставной шаг, открытый шаг, вперёд-назад, захлёст, скресный шаг, шоссе, мамбо. Шаги и их комбинации выполняются на месте с изменением темпа. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков, гимнастических матов или татами. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «ёлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка», «пиноккио». Упражнения на гимнастических матах в движении: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица». Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев сказки «Волк и семеро козлят»: козлята, волк, мама коза.
Раздел 3.Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика (10 часов)
Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.
Практические занятия:
Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках). Прыжки на фитболе.
Раздел 4. Игры (10 часов)
Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры.
Практические занятия:
Имитационные игры: «Зоопарк», «Стадион», «Морозко», «Угадай-ка». Беговые игры: «Салки», «Картошка», «Белые медведи», «Горелки». Игры на внимание: «Тише едешь - дальше будешь», «Ковбои-индейцы». Игры на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Море волнуется», «День - ночь». Танцевальные игры: «Лавата», «Буги-вуги», «Эльбрус красавец».
2 класс
Раздел 1. Вводное занятие. Общие правила техники безопасности (1 час).
Общие правила техники безопасности на занятиях фитнесом и в спортивном зале. Что такое фитнес?
Практическое занятие:
- определение структуры занятия (поклон, разминка, основная часть, партнёрская игра, релаксация, оценка).
Раздел 2. Оздоровительная аэробика и партнёрская гимнастика (12 часов)
Партерная гимнастика. Ориентация в пространстве. Сила, выносливость, гибкость - как мы их развиваем? Релаксация – восстановление. Сказочная аэробика.
Практические занятия:
Ориентационные упражнения: вправо-влево, вперёд-назад, вниз- вверх, в круг , из круга, по кругу. Шаги базовой аэробики: марш (пружинящие шаги на месте),приставной шаг, открытый шаг, вперёд-назад, захлёст, скресный шаг, шоссе, мамбо. Шаги и их комбинации выполняются на месте с изменением темпа. Партерная гимнастика включает в себя упражнения на полу с использованием гимнастических ковриков, гимнастических матов или татами. Наклоны, отжимания, упражнения на развитие мышц брюшного пресса, спины, ног, растяжку: «ёлочка», «паровоз», «солнышко», «лебедь», «лодочка», «змея», «кошечка», «пиноккио». Упражнения на гимнастических матах в движении: «котята», «обезьянки», «партизаны», «каракатица». Сказочная аэробика включает элементы имитации движений героев сказки «Волк и семеро козлят»: козлята, волк, мама коза.
Раздел 3.Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика (10 часов)
Гимнастика оздоровительная и спортивная. Техника безопасности при выполнении упражнений с мячом, скакалкой, обручем, гимнастической палкой и фитболом. Акробатика. Техника безопасности на акробатике.
Практические занятия:
Узкий, широкий и узкий хваты гимнастической палки, комплекс упражнений с палкой, направленный на профилактику плоскостопия, партерная гимнастика с палкой. Прыжки через скакалку различными способами: на двух ногах, поочерёдно. Комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой. Вращение обруча на поясе, на руке. Комплекс упражнений с обручем. Упражнения с мячом в бросках, ловле и перепрыгивании мяча. Комплекс общеразвивающих упражнений с обручем. Элементы акробатики: стойка на лопатках, мост, перекаты на спину, упражнения в лазании и перелезании (на матах, скамейках). Прыжки на фитболе.
Раздел 4. Игры (11 часов)
Игры и правила. Имитационные игры. Беговые игры. Игры на внимание. Игры на развитие сенсорной чувствительности. Танцевальные игры.
Практические занятия:
Имитационные игры: « Третий лишний», «Два мороза», «Гуси-гуси», «Выручай-ка» в различных вариациях. Игры на внимание: «Ёлки-палки», «Мигалки», «Зеркало», «Сантики-фантики». Игры на расслабление и развитие сенсорной чувствительности: «Водяной», «Шина», «Море волнуется», «День - ночь». Танцевальные игры: «Лесная дискотека», «Медвежата и зайчата». «Ручеёк» в различных вариациях.
VII. Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии и др.
Контрольные
1.
Вводное занятие «Ориентирование в пространстве»
1
1
2.
Оздоровительная аэробика и партнёрская гимнастика
12
2.1.
Базовые шаги
3
1
2
2.2.
Партнёрская гимнастика
3
1
2
2.3.
Комплекс танцевальной аэробики
3
1
2
2.4.
Сказочная аэробика
3
2
3.
Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика
10
3.1.
Упражнения с гимнастической палкой
2
2
3.2.
Упражнения со скакалкой
3
1
2
3.3.
Упражнения с мячом
3
1
2
3.4.
Упражнения с обручем
2
2
4
Игры
10
4.1
Беговые ролевые игры.
4
1
3
4.2.
Танцевальные игры.
4
1
3
4.3.
Игры на внимание.
2
1
2
Всего:
33
8
25
2 класс
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
Всего
Теоретические
Практические, экскурсии и др.
Контрольные
1.
Вводное занятие. Общие правила техники безопасности.
1
1
2.
Оздоровительная аэробика и партнёрская гимнастика
12
2.1.
Повторение и отработка базовых шагов.
3
1
2
2.2.
Партнёрская гимнастика.
3
1
2
2.3.
Комплекс танцевальной аэробики
3
1
2
2.4.
Сказочная аэробика
3
2
3.
Ритмическая гимнастика с предметами, акробатика
10
3.1.
Упражнения с гимнастической палкой
2
1
2
3.2.
Упражнения со скакалкой
3
1
2
3.3.
Упражнения с мячом
3
1
2
3.4.
Упражнения с обручем
2
2
4
Игры
11
4.1
Беговые ролевые игры.
4
1
3
4.2.
Танцевальные игры.
4
1
3
4.3.
Игры на внимание.
3
1
2
Всего:
34
9
25
На основании данного тематического планирования составляется календарно-тематическое планирование, которое является обязательным приложением к данной рабочей программе курса внеурочной деятельности Детский фитнес (см. Приложение к рабочей программе).
VIII. Описание материально-технического обеспечение образовательной деятельности
Даная программа предполагает использование спортивного инвентаря (на 1 группу):