Подвижные игры выступают не только фоктором воспитания и физического развития, но и как средство духовно-нравственного воспитания личности обучающихся. Казалось бы, для того, чтобы научить детей играть, достаточно найти правила игр, которые можно найти в соответствующих сборниках и Интернете. и всё же гораздо полезнее, если дети узнают правила игр у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей, учителей. в рамках реализации данного общешкольного проекта было опрошено более 30 респондентов, которые в последствии были разделены на группы: сверстники, родители, бабушки и дедушки, более старшие поколения. им предлагалось ответить на вопрос: "В какие игры вы играли в детстве" и предлагалось описать правила этих игр. Дети- участники проекта выяснили, что их сверстники занют игр гораздо меньше, чем предыдущие поколения. Правилами многих игр дети заинтнресовались, решили их разучить и научить играть младших школьников. Были выявлены самые популярные игры для всех поколений. Прект имел большой воспитательный эфффект.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Из разговоров со своими родителями, бабушкой, прабабушкой я сделала вывод, что я и мои сверстники не знают игры, в которые играли наши предки. Мои одноклассники очень много времени уделяют компьютеру и телевизору и всё меньше подвижным играм. Мне даже показалось, что из-за этого наше детство намного скуднее, чем детство моих родителей, бабушек, дедушек…...Моя работа является очень актуальной в социальном и практическом плане и требует незамедлительной реализации ещё и потому, что носители информации, необходимой мне для реализации проекта не вечны.
Основными источниками информации в моём проекте стали жители села Большой Макателём (смотри приложение№1).
Цели проекта:
- Изучение и сохранение самобытной культуры села Большой Макателём;
-Создание картотеки «Игры трёх поколений».
Задачи проекта:
- Опросить респондентов (жителей села, обучающихся, преподавателей…. об играх, в которые они играли в детстве);
- определить хронологические рамки названных игр;
- Оформить результаты опроса в виде картотеки.
Объектисследования: традиционная культура села Большой Макателём. Предмет исследования: содержание различных подвижных игр.
Основнаячасть
Игра — относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Народные игры выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Подвижные игры - ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка, развития у него таких нравственных качеств как: честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество. Игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенчества до зрелости. Весной и летом в древности бытовали разные игры с мячом. Самая известная игра лапта. Упоминание об этой игре есть в древних русских летописях. Выходит более тысячи лет живёт эта игра в народе. Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции, а также показывали социальную жизнь различных слоёв населения. Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к младшим передавались подвижные игры и, таким образом, дошли до наших дней. Существуют коллективные и индивидуальные подвижные игры, а также игры, подводящие к спортивной деятельности.
Коллективные подвижные игры — это игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы или спортивные секции, а в некоторых случаях и значительно большее количество играющих.
Индивидуальные (одиночные) подвижные игры обычно создаются и организуются детьми. В таких играх каждый может намечать свои планы, устанавливать интересные для себя условия и правила, а по желанию и изменять их. По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных действий.
Игры, подводящие к спортивной деятельности — это систематически организуемые подвижные игры, требующие устойчивых условий проведения и способствующие успешному овладению учащимися элементами спортивной техники ипростейшими тактическими действиями в отдельных видах спорта.
Двигательные действия в подвижных играх очень разнообразны. Они могут быть, например, подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняться в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств.
В рамках реализации проекта мною было опрошено более 50 респондентов. К сожалению, не все опрошенные дали информацию. Всех респондентов можно разделить по следующим возрастным категориям:
Мои сверстники 1997- 2000 годы рождения.
Мамы и папы моих сверстников 1970-1984 годы рождения.
Бабушки, дедушки моих сверстников 1941-1958 годы рождения.
Игры сверстников
Название игры
Всего
Вышибалы
15
Компьютерные игры
15
Спортивные игры
15
Прятки
15
Догонялки
14
Карандаш
4
Перестрелки
12
Салки
15
Войнушки
5
Хали – хало
8
Птички на дереве – собачки на земле
7
Классики
9
В корову
2
Супер
2
Игры мам и пап
Название игры
Всего
Лапта
12
Салки
14
Прятки
14
Колечко - колечко
6
Садовник
7
Халихало
14
«В ножички»
3
«В танчики»
2
Лестница
1
12 палочек
9
Чижик
14
Резиночка
11
Чехарда
5
Сова
10
Ловишки
14
«Казаки - разбойники»
2
Спортивные игры
14
Игры бабушек и дедушек
Название игры
Всего
Спортивные игры
19
Лапта
20
Салки
20
Прятки
17
Садовник
7
Колечко - колечко
13
Халихало
10
Классики
5
Цепи
3
Съедобное и несъедобное
17
12 палочек
11
Краски
9
Чижик
18
Камешки
15
Городки
2
Резиночка
14
Чехарда
12
Сова
17
«Казаки - разбойники»
1
Ловишки
9
Вопросы для социологического опроса
В какие игры вы играли в детстве?
Опишите правила игр(ы).
Анкетирование
Ф. И. О.
Дата и место жительства
Нынешнее место жительства
Профессия и место работы
Национальность
Игра, которую назвал(а)
Заключение
Вывод:
Как мы видим, наше поколение знает гораздо меньше игр, чем наши мамы, папы и тем более бабушки, дедушки! Мне и моим сверстникам нужно как можно больше общаться с взрослыми людьми и узнавать игры, иначе будет утеряно много интересных и увлекательных игр. Знать игры, в которые играли наши предки очень важно.
Итак, мы выяснили, что игры, в которые играли все три поколения это «Хали - хало», «Догонялки», «Вышибалы», «Садовник», и «Прятки».
Некоторые игры, такие как: «В земельки», «Царь - горы», «В короля», «В танчики» уже забыты.
А в некоторые игры, такие как «Лапта» играли два поколения, а в наше время эта игра не прижилась.
Среди подросткового возраста самые популярные игры это: спортивные, компьютерные и вышибалы. Среди мам и пап популярная игра была халихало, а среди бабушек и дедушек – лапта. Эта игра очень увлекательна, странно, что молодёжь перестала в неё играть
Мои размышления…
Я закончила этот проект! Но я буду продолжать работать в этом направлении. Появляется всё больше респондентов и желающих поучаствовать в проекте! Ведь каждому хочется поделиться своим опытом и знаниями. Мы обязательно опросим всех и приобщим к этому своих друзей и не только….
Список используемой литературы
1. Науменко Т.В. «Сказания, песни, пословицы народов России»
2. Энциклопедия «Народы России».
3. Н.А. Юдина «Русские обычаи и обряды»
4. Н.Н. Никишина «Русские народные игры. Игры в обрядах Нижегородской области»
Приложения
Приложение №1 Паспорта самых активных респондентов
Ф. И. О. рассказчика:
Тихомирова Татьяна Николаевна
Полная дата и место рождения:
15. 01. 1955. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Детский дом сторож
Национальность:
Русская
Игра, которую назвала:
Вышибалы
Ф. И. О. рассказчика:
Зарезова Тамара Ивановна
Полная дата и место рождения:
5. 08. 1948. Село Хозино
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Пенсионер
Национальность:
Русская
Игра, которую назвала:
Лапта
Ф. И. О. рассказчика:
Лукина Елена Михайловна
Полная дата и место рождения:
03. 07. 1971 г. Село Хозино
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Детский дом, бухгалтер
Национальность:
Русская
Игра, которую назвала:
Чай – чай выручай!
Ф. И. О. рассказчика:
Шичкина Мария Леонтьевна
Полная дата и место рождения:
13. 01. 1963. Село Атенгеево
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Школа, учитель начальных классов
Национальность:
Мордовка – Эрзя
Игра, которую назвала:
Съедобное и несъедобное
Ф. И. О. рассказчика:
Вельдяксова Мария Фёдоровна
Полная дата и место рождения:
17. 07. 1939. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Пенсионерка
Национальность:
Мордовка
Игра, которую назвала:
Круговая лапта
Ф. И. О. рассказчика:
Инютин Николай Викторович
Полная дата и место рождения:
26. 09. 1954. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Шофёр
Национальность:
Мордвин
Игра, которую назвал:
Чижик
Ф. И. О. рассказчика:
Есаев Михаил Николаевич
Полная дата и место рождения:
01. 07. 1957. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Оператор АЗС
Национальность:
Мордвин
Игра, которую назвал:
Лапта
Ф. И. О. рассказчика:
Ярилина Елена Николаевна
Полная дата и место рождения:
16. 02. 1978. С. Малый Макателём
Местожительства:
С. Малый Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
МОУ Большемакателёмская СОШ
Национальность:
Русская
Игра, которую назвала:
Лапта
Ф. И. О. рассказчика:
Аргудяева Антонина Алексеевна
Полная дата и место рождения:
27. 07. 1941. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Пенсионерка
Национальность:
Мордовка
Игра, которую назвал:
Двенадцать палочек
Ф. И. О. рассказчика:
Душкина Елена Ивановна
Полная дата и место рождения:
30. 05. 1974. Село Большой Макателём
Нынешнее место жительства:
Село Большой Макателём
Нынешняя профессия и место работы:
Санитарка
Национальность:
Русская
Игра, которую назвал:
Халихало
Приложение №2 Описание игр:
Круговая лапта(Вельдяксова М.Ф, ГараевИ.П., ..)
Играющие чертят круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто останется за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему это удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Мяч можно ловить с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом остаётся в кругу.
Вышибалы (Пахомова Л. М, Ярилина Е. Н.)
Становятся в круг. А водящий посередине. Водящий кидает мяч в игроков. Игроки должны уворачиваться. Если водящий попадает в кого-то из игроков, то этот игрок уходит. И так пока всех не повышибаешь, а когда всех вышибаешь, меняются местами.
Съедобное и несъедобное (Шичкина М. Л., Зарезова М. И.)
Чертят линию по 10 человек. Кидают мячик, если водящий говорит съедобное, то игрок должен поймать мячик. Но если водящий говорит несъедобное игрок не должен ловить мячик. Если же игрок поймает мячик, когда водящий скажет несъедобное, то игрок должен стоять. А если игрок поймает мячик, когда водящий скажет съедобное, то игрок делает шаг вперёд. И так пока 1 из игроков не сделает 10 шагов.
Чижик (Инютин Н. В, Есаев М.Н.)
Сначала чертят квадрат небольшого размера, но чтобы можно было попасть в него чижиком. Чижика нужно положить на доску, а доска тем временем находится на небольшом бревне. Чижик ложишь на один конец доски, а по другому концу бьёшь палкой. Если чижик попал в квадрат, то тот игрок, который кидал, отдаёт чижик другому игроку, а если не попал, кидает снова, пока не попадёт. И тот, кто большее количество попал, выигрывает.
Резиночка (Тихомирова Т. Н.)
Для этой игры понадобится резинка. Два человека надевают на ноги резиночку, сначала на щиколотку и по уровням поднималась. Ещё один игрок прыгает, говоря: в серединку, на резинку, по бокам, сужать, в серединку, вылетать. Если этот игрок пропрыгает и ни разу не ошибётся, то он переходит на следующий уровень. Резиночка уже поднимается до голени…
12 палочек (Лукина Е. М, Зарезова Л. Г.)
На небольшое бревно ложим доску. На один край доски ложим 12 палочек, а другой бьём палкой, так чтобы все палочки разлетелись. Водящий должен собирать и по одной ложит обратно на доску, а тем временем другие игроки, которые спрятались, пытаются топнуть по доске, чтобы все палочки снова разлетелись, а водящий снова начнёт собирать палочек. Когда водящий соберёт все палочки, а потом он должен топнуть, и тот, кто не успеет спрятаться, становится водящим.
Перестрелки (Есаева С, Пахомова Л. М.)
Игроки разделяются на две команды. И играют как в вышибалы. Но когда игрока вышибут, он не выходит из игры, а встаёт за командой противников. Этот игрок должен ловить мяч от своей команды и вышибать другую команду уже со своей стороны. И с другими игроками также, тех, кого вышибли, отправляются на противоположную сторону. Проиграет та команда, в которой не останется ни одного человека и все перейдут на другую сторону, а выиграет та, в которой останется хотя бы один игрок.
Жмурки (Сазанова О. Н.)
В жмурки играют от 3 человек. Выбирается водящий, и ему завязывают глаза. Игроки должны бегать от водящего так, чтобы он их не поймал. Но в тоже время игроки хлопают в ладоши, чтобы водящий знал, где их найти.
Халихало (Душкина Е. И, Тихомирова Т. Н)
Выбирается водящий. Остальные игроки. Водящие берёт мяч кидает и говорит: «Халихало, Саша(например, называется имя любого игрока)». Все разбегаются, в том числе и водящий. Тот игрок, имя которого назвали, ловит мяч бросает его в одного из игроков. Если не попадет, кидает ещё раз, а если попадёт тот игрок, в которого попали становиться водящим.
Садовник (Дергунова М. Ф., Ревингина Т. Н.)
Выбирается водящий. Каждый игрок должен выбрать себе фрукт и сказать его вслух. Теперь главное не сбиться. Водящий начинает:
- Я садовником родился не на шутку рассердился, все мне фрукты надоели кроме: …..(называет фрукт одного из игроков)
Тот игрок фрукт которого назвали становиться водящим и говорит тоже самое. И это продолжается пока кто – то не собъётся. Тот кто собъётся выходит из игры. Это продолжается пока не останется один – победитель.
Колечко (Зарезова М. И.)
Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко. По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо. После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.