Просмотр содержимого документа
«Программа развития «Одаренные дети»»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
«Формирование ценностных ориентаций школьников в условиях развивающей образовательной среды »
«Одаренные дети»
Составила: Лебедева Н.М.
2016-2019 уч. год.
Пояснительная записка
Физическое воспитание - неотъемлемая составляющая воспитания и образования подрастающего поколения Российской Федерации и многих других государств. В нашей стране целенаправленно и системно оно ведется в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и послевузовского образования.
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в Российской федерации реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по поиску спортивно одаренных детей и создать оптимальные условия для их развития. Поэтому изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельности, так как спортивная деятельность – одна из важнейших моделей для изучения состояния человека в различных жизненных проявлениях. Недобросовестные популяризаторы проблемы детской одаренности во все времена старательно формировали в общественном сознании представление о том, что одаренные дети обычно отстают в физическом развитии от сверстников. Исследования Л.Термена и других ученых показали, что чаще бывает наоборот. Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Одаренность- это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Актуальность.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Развитие системы работы с одаренными учениками - одна из главных задач современной школы в условиях модернизации российской системы образования. В связи с этим возникает необходимость разработки взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Школа создает ту творческую среду, которая необходима для развития таланта одаренных ребят и подготовки их к участию в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских работ и творческих конкурсах.
Целью программы – является развитие необходимой творческой среды для выявления одарённых детей в каждом классе, развитие системы поддержки сформировавшихся талантливых детей, совершенствование условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях школы.
Основными задачами программы являются:
- акцентировать внимание педагогического коллектива на необходимость осуществления отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей, интересов, потребностей и возможностей личности;
- предоставить возможность одарённым детям совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.
Формы работы с одаренными учащимися:
-развивающее обучение, работа в малых группах;
-игровые технологии;
-спортивные секции;
-задания творческого и нестандартного характера;
-участие в олимпиадах;
-работа по индивидуальным планам;
-спортивные соревнования.
Ожидаемые результаты реализации программы
Педагогические
Формирование модели одаренного ребенка как личности:
здоровой физически, духовно – нравственно и социально;
способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, владеющая средствами и способами исследовательского труда;
способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
способной к саморазвитию и самообразованию;
обладающей разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, готовой к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом сложившихся интересов и возможностей.
Совершенствование системы работы с одаренными детьми:
создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями;
проведение конкурсов, конференций, олимпиад, создание сборника лучших работ учащихся;
формирование системы мониторинга качества образования одаренных детей;
увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью.
Социальные
обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
регулярные публикации в средствах массовой информации.
Экономические
увеличение числа обучающихся и педагогов получающих гранты для поддержки талантливой молодежи и лучших учителей России.
Прогноз развития школы в связи с реализацией программы
Рост числа участников различных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;
Увеличение числа педагогов, целенаправленно работающих с одарёнными детьми;
Повышение профессиональной компетентности педагогов школы в вопросах работы с одарёнными детьми;
Совершенствование материально-технической базы школы для организации исследовательской и проектной деятельности;
Создание программ для работы с одарёнными детьми и построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Основные мероприятия программы
Основными мероприятиями программы являются:
- проведение семинаров для педагогов в области «Организация работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях»;
- проведение круглого стола по обмену опытом работы с одаренными детьми;
- разработка и внедрение индивидуальных программ учителей для работы с одарёнными детьми;
- организация школьных олимпиад, соревнований, конкурсов;
- приобретение спортивного оборудования и материалов для исследовательской и творческой деятельности школьников, развивающих работу с одарёнными детьми;
- приобретение научной и учебно-методической литературы;
На базе школы согласно учебному плану созданы спортивные секции
по волейболу
по баскетболу
по спортивному ориентированию
по настольному теннису
внеурочная деятельность: «Подвижные игры», «Настольный теннис» для учащихся 1-4 классов
Ежегодно проводить школьные, районные олимпиады и соревнования;
План мероприятий по выполнению программы «Одарённые дети»
№
Наименование мероприятия
2016
2017
2018
2019
1.
Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания
+
+
-
-
2.
Разработка и утверждение документальной базы
+
+
-
-
3.
Участие в школьных, муниципальных и региональных олимпиадах
+
+
+
+
4.
Участие в школьных, муниципальных и региональных соревнованиях.
+
+
+
+
5.
Организация внеклассной работы по развитию одарённых детей
+
+
+
+
6.
Участие в конкурсах «Грант по спорту»
«Лучший спортсмен школы» и др.
+
+
-
-
7.
Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей
+
+
+
+
8.
Участие в конкурсах исследовательских работ
Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей.
+
+
+
+
9.
Разработка методических материалов исследовательских работ одаренных детей.
+
+
+
+
10.
Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей.
+
+
+
+
11.
Подведение итогов реализации программы
+
+
+
-
План работы с одарёнными детьми
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении видов физкультурно-спортивной деятельности
Сентябрь
Руководитель программы:
2.
Создание банка данных одарённых детей физкультурно-спортивной направленности
Сентябрь-октябрь
Руководитель программы:
3.
Организация системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
Сентябрь
Руководитель программы:
4.
Организация и проведение I тура (школьных) соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение года согласно плана
Руководитель программы:
5.
Подготовка учащихся к участию во II туре (районных) соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение года согласно плана
Руководитель программы:
6.
Подготовка учащихся к участию в III туре (региональных) соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение года согласно плана
Руководитель программы:
7.
Подготовка учащихся к участию в IV туре (всероссийских) соревнований и Олимпиады по физической культуре
В течение года согласно плана
Руководитель программы:
8.
Участие в научно-исследовательской работе.
В течение года согласно плана
Руководитель программы:
9.
Методическая помощь учителям физической культуры в работе с одарёнными учащимися 1-4классов.
В течение года
Руководитель программы:
10.
Создание банка данных результатов работы одарённых детей
В течение года
Руководитель программы:
11.
Проведение предметной декады с активным участием одарённых детей
Январь
Руководитель программы:
12.
Организация и проведение дополнительных занятий с одарёнными детьми
В течение года
Руководитель программы:
13.
Подведение итогов работы с одарёнными детьми
Апрель-май
Руководитель программы:
14.
Поощрение и стимулирование одарённых учащихся: «Ассамблея победителей».