"Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом среди школьников"
"Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом среди школьников"
Занятия физической культурой и спортом всегда являлись основными составляющими в укреплении здоровья человека и профилактики различных заболеваний. Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника.
Людям стоит серьёзней относиться к физической культуре, как к средству профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Сидячий образ жизни и отсутствие должных физических нагрузок являются актуальными проблемами современного общества. Нельзя допустить ухудшения ситуации, а значит к спорту надо приучать с ранних лет. Именно основная цель уроков физической культуры таковой и являются.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом среди школьников"»
Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом среди школьников
Автор статьи: Васильев Владимир Валентинович
Учитель физической культуры ЧОУ «Академия»
г. Санкт-Петербург
2019
Занятия физической культурой и спортом всегда являлись основными составляющими в укреплении здоровья человека и профилактики различных заболеваний. Занятия спортом необходимо начинать с раннего детства. С рождения ребенку проводят первые физические укрепляющие упражнения, далее, в зависимости от возраста, упражнения усложняются. Не случайно физкультура в детских садах и школах является одним из важнейших предметов. Современные школьники, в век компьютеризации ,проводят свой досуг в сидячем, малоподвижном состоянии. К этому добавляется нахождение в школе за партами также в сидячем положении и зачастую неправильное питание,нездоровые перекусы. Статистика ВОЗ показывает, что ежегодно растет количество детей, страдающих ожирением и сопутствующими ему заболеваниями.
Занятия спортом благотворно влияют на состояние здоровья не только физического, но и психологического. Ведь ни для кого не секрет, что физические нагрузки снижают уровень стресса, приводя психологические функции в устойчивое состояние. Здоровье подразумевает под собой полное физическое, духовное и социальное благополучие.
Существуют разные методы укрепления и сохранения здоровья. Система этих методов называется здоровым образом жизни (ЗОЖ). Его компонентами, помимо физической активности, также являются соблюдение личной гигиены, правильный рацион питания, закаливание, качественный отдых и отсутствие вредных привычек, что немаловажно для общего состояния здоровья. Даже при активной физической деятельности несоблюдение остальных пунктов обязательно даст о себе знать. Невозможно добиться результата, соблюдая только что-то одно, объединение же всех методов влечёт за собой отличный результат, даже если пройдёт не так много времени. Но нельзя приступать к чему-то резко, во всём обязательно нужна подготовка.
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника.
Физкультура в школе, каждый ее урок, обычно состоит из трех разделов: вводного, основного и заключительного. Вводная часть, или разминка, готовит организм к нагрузке. Основная часть предусмотрена для разучивания новых упражнений, а также для занятий бегом, прыжками, метанием, лазаньем, для упражнений на координацию, подвижных спортивных игр, эстафет. Заключительная часть предназначена для того, чтобы организм правильным образом пришел в норму, наладилось дыхание и пульс.
Часто физкультура в школе, особенно если это определенная система упражнений, проводится под музыку. Это развивает слух, чувство ритма, внимание школьников. (Евсеев Ю.И. , 2003)
Физкультура в школе не ограничивается одними лишь уроками физкультуры. Физкультура в школе – это также так называемые физкультминутки, которые проводятся в течение других уроков. Они необходимы для снятия физического и умственного напряжения. К сожалению, сегодня физкультминутки в школах проводятся в основном в начальных классах и за очень редким исключением в средних классах. А про старшеклассников в этом смысле совсем забыли. Но учителя совершенно напрасно пренебрегают физкультминутками, ведь потратив пару минут на снятие напряжения, они получили бы большую результативность работы в итоге.
Физкультура в школе обязательно сопровождается медицинскими осмотрами. Цель медосмотров – оценка состояния здоровья, развития и уровня физической подготовки школьников. Данные медицинских осмотров позволяют врачу рекомендовать определенные виды физических упражнений, величину нагрузки, методики их применения. (Полиевский С.А., 1989)
Функции физической культуры
Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника. Ведь физкультура в школе решает задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но и повышения уровня общительности, социальной активности ребенка. (Анищенко В.С. , 1999)
Физкультура в школе в 1-3 классах продолжает дело дошкольных учреждений. А именно, физкультура в школе в начальных классах продолжает развивать выносливость, ловкость, силу рук и ног, координацию движений, навыки участия в командных играх. И делает это физкультура в школе с учетом физических и психических особенностей организма ребенка, присущих определенному возрасту.
Физкультура в школе в более старших классах осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура в школе в более старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля.
Физкультура в школе в старших классах призвана сформировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь, а также должна воспитать ориентацию на здоровый образ жизни, должна стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Важно отметить, что физкультура имеет большое значение в профилактике асоциального поведения школьников. ( Матвеев Л.П. , 1991)
И в заключении хотелось бы дополнить как же влияют физические нагрузки на состояние человека:
Если говорить о сердце, то количество ударов в минуту натренированного человека значительно меньше, чем у не занимающегося спортом. Чем больше ударов совершает сердце, тем больше оно изнашивается, а это значит, что тренировки дают шанс на более долгую, здоровую жизнь.
Помимо сердечных сокращений у тренированного человека уменьшается и скорость обмена веществ, что тоже приводит к более экономной работе организма и увеличению продолжительности жизни.
При недостатке движений наблюдаются отрицательные изменения в органах дыхания. Амплитуда дыхательных движений становится меньше, и, соответственно, объём остаточного воздуха в лёгких становится всё больше, что приводит к кислородному голоданию. Кислород очень важен для организма человека. Только благодаря нему мы можем получать энергию. Его нехватка приводит к появлению и развитию гипоксии.
Физическая активность благоприятно влияет на иммунитет человека. Благодаря ей иммунная система лучше борется с различными бактериями и вирусами, улучшаются иммунобиологические свойства крови и кожи.
Помимо этого физическая активность помогает развить устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды. Это может быть не только атмосферное давление или различные температуры, но и даже некоторые яды или радиация. Данные сведения были получены учёными благодаря опытам с крысами, которых тренировали, и не подвергающихся физическим нагрузкам.
Физические упражнения снимают состояние стресса, приносят положительные эмоции, тем самым нормализуя многие функции организма. Под влиянием умеренных нагрузок увеличивается работоспособность человека, способность к творческому мышлению.
Невозможно оспорить тот факт, что умеренные физические нагрузки благотворно влияют на организм человека в любом возрасте. Пониженная активность ведёт к развитию различных заболеваний, увяданию организма и сокращению продолжительности жизни. А ведь для полноценного развития детей эти факторы очень важны.
Людям стоит серьёзней относиться к физической культуре, как к средству профилактики заболеваний и укрепления здоровья. Сидячий образ жизни и отсутствие должных физических нагрузок являются актуальными проблемами современного общества. Нельзя допустить ухудшения ситуации, а значит к спорту надо приучать с ранних лет. Именно основная цель уроков физической культуры таковой и являются. К сожалению, ученики и их родители часто пренебрежительно относятся к физкультуре, что приводит к необратимым последствиям, таким как: ухудшение здоровья в целом, угнетение благотворного психоэмоционального состояния, прививается нелюбовь к физическому труду. Физической культуре необходимо уделять более серьезное отношение, если мы хотим вырастить полноценное здоровое общество.