Проект разработан в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2. Курс «Физическая культура» изучается в 5-9 м классе из расчёта 3 ч в неделю (всего 510ч): в 5 классе —102ч, в 6 классе — 102ч, в 7 классе— 102ч, в 8 классе— 102ч, в 9 классе-102ч.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №889.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях.
В основном в школе в соответствии с ФГОС результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:
- понимание роли и значение физической культуры в формировании личностных качеств;
- овладение системой знаний о физической культуре, физическом совершенствовании человека;
- приобретение опыта самостоятельных систематических занятий физической культурой;
Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств. Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели. Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура. Спортивная подготовка. Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта. Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Подготовка к занятиям физической культурой. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз (подвижных перемен). Планирование занятий физической подготовкой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой. Организация досуга средствами физической культуры.
Метание малого мяча. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно - споривного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Теоретические сведения (в процессе урока) |
История физической культуры. Олимпийские игры древности. Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр. Физическая культура в современном обществе. | 5-7 класс Страницы истории Зарождение Олимпийских игр древности. Исторические сведения о развитии древних Олимпийских игр (виды состязаний, правила их проведения. известные участники и победители). Роль Пьера де Кубертена в становлении и развитии Олимпийских игр современности. Цель и задачи современного олимпийского движения. Физические упражнения и игры в Киевской Руси, Московском государстве. на Урале и в Сибири. Первые спортивные клубы в дореволюционной России. Наши соотечественники — олимпийские чемпионы. Физкультура и спорт в Российской Федераций на современном этап 8-9 класс Появление первых примитивных игр и физических упражнений. Физическая культура в разные общественно - экономические формации. Мифы и легенды о зарождении олимпийских древности. Олимпийское движение в дореволюционной России, роль А.Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи Российских спортсменов на Олимпийских играх. Сведения о Московской олимпиаде 1980 г. Летние и зимние Олимпийские игры современности Двукратные и трехкратные отечественные и зарубежные победители. Допинг. Концепция честных игр. | Раскрывают историю возникновения и формирования физической культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Определяют цель возрождения Олимпийских игр, объясняют смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Сравнивают физические упражнения, которые был популярны у русского народа в древности и в Средние века, с современными упражнениями. Объясняют, чем знаменателен советский период развития олимпийского движения в России. Анализируют положения Федерального закона «О физической культуре и спорте» Рассказывают историю возникновения и формирования физической культуры. Характеризуют Олимпийские игры древности как явление культуры, раскрывают содержание и правила соревнований. Раскрывают принципы возникновения олимпийского движения в дореволюционной России, характеризуют историческую роль А.Д. Бутовского в этом процессе. Готовят рефераты на темы победителей Олимпийских игр и видах спорта на Олимпийских играх. |
Физическая культура человека | 5-7 класс Познай себя Росто-весовые показатели. | Регулярно контролируя длину своего тела, определяют темпы своего роста. |
Физическое развитие человека | 8-9 класс Влияние возрастных особенностей организма на физическое развитие и физическую подготовленность Характеристика возрастных и половых особенностей организма и их связь с показателями физического развития Роль опроно – двигательного аппарата в выполнении физических упражнений Опорно – двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Правильная осанка как один из основных показателей физического развития человека. Основные средства формирования и профилактики нарушений осанки и коррекции телосложения Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем организма Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения Психические процессы в обучении двигательным действиям Психологические предпосылки овладения движениями. Участие в двигательной деятельности психических процессов (внимание, восприятие, мышление, воображение, память) | Используют знания о своих возрастно – половых и индивидуальных особенностях, своего физического развития при осуществлении физкультурно – оздоровительной деятельности Руководствуются правилами профилактики нарушения осанки, подбирают и выполняют упражнения по профилактике ее нарушения и коррекции Раскрывают значения нервной системы в управлении движениями и в регуляции основных систем организма Готовятся осмысленно относиться к изучаемым двигательным действиям |
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения | Правильная и неправильная осанка. Упражнения для сохранения и поддержания правильной осанки с предметом на голове. Упражнения для укрепления мышц стопы. Зрение. Гимнастика для глаз. Психологические особенности возрастного развития. Физическое самовоспитание. Влияние физических упражнений на основные системы организма | Регулярно измеряют массу своего тела с помощью напольных весов. Укрепляют мышцы спины и плечевой пояс с помощью специальных упражнений. Соблюдают элементарные правила, снижающие риск появления болезни глаз. Раскрывают значение нервной системы в управлении движениями и в регуляции основными системами организма. Составляют личный план физического самовоспитания. Выполняют упражнения для тренировки различных групп мышц. Осмысливают, как занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на работу и развитие всех систем организма, на его рост и развитие |
Адаптивная физическая культура | 8-9 класс Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и телосложения, профилактики утомления | Обосновывают целесообразность развития адаптивной физической культуры в обществе, раскрывают содержание и направленность занятий |
Режим дня и его основное содержание. Всестороннее и гармоничное физическое развитие | Здоровье и здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Режим дня. Утренняя гимнастика. Основные правила для проведения самостоятельных занятий. Адаптивная физическая культура. Подбор спортивного инвентаря для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. Личная гигиена. Банные процедуры. Рациональное питание. Режим труда и отдыха. Вредные привычки. Допинг | Раскрывают понятие здорового образа жизни, выделяют его основные компоненты и определяют их взаимосвязь со здоровьем человека. Выполняют комплексы упражнений утренней гимнастики. Оборудуют с помощью родителей место для самостоятельных занятий физкультурой в домашних условиях и приобретают спортивный инвентарь. Разучивают и выполняют комплексы упражнений для самостоятельных занятий в домашних условиях. Соблюдают основные гигиенические правила. Выбирают режим правильного питания в зависимости от характера мышечной деятельности. Выполняют основные правила организации распорядка дня. Объясняют роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек |
Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями | 8-9 класс Общие гигиенические правила, утренняя зарядка и её влияние на работоспособность человека. Физкультминутки, их значение и профилактика утомляемости. Закаливание организма, правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур. Техника и правила выполнения простейших приемов массажа. | Продолжают усваивать основные гигиенические правила. Определяют назначения физкультурно - оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. |
Оценка эффективности занятий физической культурой. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения упражнений (технические ошибки) Самонаблюдение и самоконтроль | 5-7 классы Самоконтроль Субъективные и объективные показатели самочувствия. Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб 8-9 классы Самоконтроль Регулярное наблюдение за состоянием здоровья, физического развития и самочувствия при занятиях физической культурой и спортом. Учет данных самоконтроля в дневнике самоконтроля Основы обучения и самообучения двигательным действиям Педагогические, физиологические и психологические основы обучения технике двигательных действий. Техника движения ее основные показатели. Профилактика появления ошибок и способы их устранения | Выполняют тесты на приседания и пробу с задержкой дыхания. Измеряют пульс до, во время и после занятий физическими упражнениями. Заполняют дневник самоконтроля Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время занятий. Начинают вести дневник самоконтроля, куда заносят показатели своей физической подготовленности. Раскрывают основы обучения технике двигательных действий и используют правила её освоения в самостоятельных занятиях. Обосновывают уровень освоенности новых двигательных действий и руководствуются правилами профилактики появления и устранения ошибок |
Первая помощь и самопомощь во время занятий физической культурой и спортом. Предупреждение травматизма и оказание первой помощи при травмах и ушибах | 5-9 класс Первая помощь при травмах Соблюдение правил безопасности, страховки и разминки. Причины возникновения травм и повреждений при занятиях физическом культурой и спортом. Характеристика типовых травм, простейшие приёмы и правила оказания самопомощи и первой помощи при травмах | Раскрывают причины возникновения травм и повреждений при занятиях физической культурой и спортом, характеризуют типовые травмы и используют простейшие приемы и правила оказания первой медицинской помощи при травмах. В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших |
Совершенствование физических способностей Профессионально прикладная физическая подготовка | 8-9 класс Физическая подготовка как система регулярных занятий по развитию физических способностей. Основные правила их совершенствования Прикладная физическая подготовка как система тренировочных занятий для освоения профессиональной деятельности, всестороннего и гармоничного физического совершенствования | Обосновывают положительное влияние занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья, устанавливают связь между развитием физических способностей и основных систем организма. Определяют задачи и содержание профессионально – прикладной физической подготовки, раскрывают ее специфическую связь с трудовой деятельностью человека |
Раздел 2. Двигательные умения и навыки |
Легкая атлетика |
Беговые упражнения | Овладение техникой спринтерского бега 5 класс История лёгкой атлетики. Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м. Скоростной бег до 40 м. Сдача норматива ГТО бег на 60 м. 6 класс Высокий старт от 15 до 30 м. Бег с ускорением от 30 до 50 м. Скоростной бег до 50 м. Сдача норматива ГТО бег на 60 м. 7 класс Высокий старт от 30 до 40 м. Бег с ускорением от 40 до 60 м. Скоростной бег до 60 м. Сдача норматива ГТО бег на 60 м. 8 класс Низкий старт до 30 м. - от 70 до 80 м. - до 70 м. Сдача норматива ГТО бег на 100 м. 9 класс Дальнейшие обучение технике спринтерского бега. Совершенствование двигательных способностей. Сдача норматива ГТО бег на 100 м. | Изучают историю лёгкой атлетики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение беговых упражнений. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного правила безопасности. |
| Овладение техникой длительного бега 5 класс Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин Сдача норматива ГТО бег на 1000 м. 6 класс Бег в равномерном темпе до 15 мин. Сдача норматива ГТО бег на 1000 м. 7 класс Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин. Сдача норматива ГТО бег на 1500 м. 8 класс Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин. Сдача норматива ГТО бег на 2000 м. 9 класс Бег в равномерном темпе: мальчики до 20 мин., девочки до 15 мин. Сдача норматива ГТО бег на 20000 м. | Описывают технику выполнения беговых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют беговые упражнения для развития соответствующих физических качеств, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Прыжковые упражнения | Овладение техникой прыжка в длину 5 класс Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега. Сдача норматива ГТО прыжок с разбега, с места в длину. 6 класс Прыжки в длину с 7—9 шагов разбега. Сдача норматива ГТО прыжок с разбега, с места в длину. 7 класс Прыжки в длину с 9—11 шагов разбега. Сдача норматива ГТО прыжок с разбега, с места в длину. 8 класс Прыжки в длину с 11-13 шагов разбега. Сдача норматива ГТО прыжок с разбега, с места в длину. 9 класс Дальнейшее обучение технике прыжка в длину Сдача норматива ГТО прыжок с разбега, с места в длину. | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности |
| Овладение техникой прыжка в высоту 5 класс Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега. 6 класс Прыжки в высоту с 3—5 шагов разбега. 7 класс Процесс совершенствования прыжков в высоту. 8 класс Прыжки в высоту с 7-9 шагов разбега. 9 класс Совершенствование техники прыжка в высоту | Описывают технику выполнения прыжковых упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют прыжковые упражнения для развития соответствующих физических способностей, выбирают индивидуальный режим физической нагрузки, контролируют её по частоте сердечных сокращений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдают правила безопасности |
Метание малого мяча | Овладение техникой метания малого мяча в цель и на дальность 5 класс Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (1X1 м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперёд-вверх, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места; то же с шага; снизу вверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг) двумя руками после броска партнёра, после броска вверх: с хлопками ладонями, после поворота на 90°, после приседания Сдача норматива ГТО метание мяча весом 150 г. 6 класс Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5-6 м., в горизонтальную и вертикальную цель (1X1 м) с расстояния 8-10 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние. Сдача норматива ГТО метание мяча весом 150 г. 7 класс Метание теннисного мяча на дальность отскока от стены с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, в горизонтальную цель (1X1 м) с расстояния 10-12 м. Метание мяча весом 150г., с места на дальность и с 4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10м. на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2 кг.) двумя руками из различных и.п. стоя грудью и боком в направлении метания с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов вперед-вверх; снизу вверх на заданную и максимальную высоту. Ловля набивного мяча (2 кг.) двумя руками после броска партнера, после броска вверх. Сдача норматива ГТО метание мяча весом 150 г. 8 класс Дальнейшее овладение техникой метания малого мяча в цель на дальность. Метание теннисного мяча в горизонтальную цель (1X1 м) (девушки с расстояния 12-14 м., юноши – до 16 м.). Бросок набивного мяча (2 кг.) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырех шагов вперед-вверх. Сдача норматива ГТО метание мяча весом 500 г. 9 класс Метание теннисного мяча и мяча весом 150 г. С места на дальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, в коридор 10 м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1X1 м) с расстояния (юноши – до 18м., девушки – 12-14 м.). Бросок набивного мяча (юноши – 3кг., девушки 2 кг.) двумя руками из различных и.п. с места и с двух – четырех шагов вперед-вверх. Сдача норматива ГТО метание мяча весом 500 г. | Описывают технику выполнения метательных упражнений, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение метательных упражнений. Применяют метательные упражнения для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения метательных упражнений, соблюдают правила безопасности. |
Развитие выносливости | 5-7 класс Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка. | Применяют разученные упражнения для развития выносливости |
Развитие скоростно- силовых способностей | 5-7 класс Всевозможные прыжки и многоскоки, метания в цель и на дальность разных снарядов из разных исходных положений. толчки и броски набивных мячей весом до 3 кг с учётом возрастных и половых особенностей 8 класс Дальнейшие развитие скоростно-силовых способностей. 9 класс Совершенствование скоростно-силовых способностей | Применяют разученные упражнения для развития скоростно-силовых способностей |
Развитие скоростных способностей | 5-7 класс Эстафеты, старты из различных исходных положений, бег с ускорением, с максимальной скоростью | Применяют разученные упражнения для развития скоростных способностей |
Знания о физической культуре | 5-9 класс Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объёме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях лёгкой атлетикой | Раскрывают значение легкоатлетических упражнений для укрепления здоровья и основных систем организма и для развития физических способностей. Соблюдают технику безопасности. Осваивают упражнения для организации самостоятельных тренировок. Раскрывают понятие техники выполнения легкоатлетических упражнений и правила соревнований |
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой | 5-7 класс Упражнения и простейшие программы развития выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены | Используют названные упражнения в самостоятельных занятиях при решении задач физической и технической подготовки. Соблюдают технику безопасности. Осваивают упражнения для организации самостоятельных тренировок. Раскрывают понятие техники выполнения легкоатлетических упражнений и правила соревнований |
Овладение организаторскими умениями | 5-9 класс Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий | Используют разученные упражнения в самостоятельных занятиях при решении задач физической и технической подготовки. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий. Выполняют контрольные упражнения и контрольные тесты по лёгкой атлетике. Составляют совместно с учителем простейшие комбинации упражнений, направленные на развитие соответствующих физических способностей. Измеряют результаты, помогают их оценивать и проводить соревнования. Оказывают помощь в подготовке мест проведения занятий. Соблюдают правила соревнований |
Гимнастика |
Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности | История гимнастики. Основная гимнастика. Спортивная гимнастика. Художественная гимнастика. Аэробика. Спортивная акробатика. Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений | Изучают историю гимнастики и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов. Различают предназначение каждого из видов гимнастики. Овладевают правилами техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями |
Организующие команды и приёмы | Освоение строевых упражнений 5 класс Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением: из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении. 6 класс Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. 7 класс Выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!», «Полшага!», «Полный шаг!» 8 класс Команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево. 9 класс Переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге; перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре в движении. | Различают строевые команды, чётко выполняют строевые приёмы |
Упражнения общеразвива- ющей направленности (без предметов) | Освоение обшеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении 5-7 класс Сочетание различных положений рук, ног, туловиша. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Обшеразвивающие упражнения в парах 8-9 класс Совершенствование двигательных способностей | Описывают технику обшеразвивающих упражнений. Составляют комбинации из числа разученных упражнений. |
Упражнения общеразвивающей направленности (с предметами) | Освоение общеразвивающих упражнений с предметами 5-7 класс Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1—3 кг). Девочки: с обручами, булавами, большим мячом, палками 8-9 класс Совершенствование двигательных способностей с помощью гантелей ( 3-5 кг.), тренажеров, экспандеров. | Описывают технику обшеразвивающих упражнений с предметами. Составляют комбинации из числа разученных упражнений |
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях | Освоение и совершенствование висов и упоров 5 класс Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лёжа. Сдача норматива ГТО подтягивание, наклон. 6 класс Мальчики: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор; махом назад соскок; сед ноги врозь, из седа на бедре соскок поворотом; размахивание изгибами; вис лежа; вис присев. Сдача норматива ГТО подтягивание, наклон. 7 класс Мальчики: подъем переворотом в упор толчком двумя; передвижение в висе; махом назад соскок. Девочки: махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь. Сдача норматива ГТО подтягивание, наклон. 8 класс Мальчики: из виса на подколенках через стойку на руках опускание в упор присев, подъем махом назад в сед ноги врозь, подъем завесом вне. Девочки: из упора на нижней жерди опускание вперед и вис присев, из виса присева на нижней жерди махом одной и толчком другой в вис прогнувшись с опорой на верхнюю жердь, вис лежа на нижней жерди, сед боком на нижней жерди, соскок. Сдача норматива ГТО подтягивание, наклон. 9 класс Мальчики: подъем переворотом в упор махом и силой, подъем махом вперед и сед ноги врозь. Девочки: вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю, переход в упор на нижнюю жердь. Сдача норматива ГТО подтягивание, наклон. | Описывают технику данных упражнений. Составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений |
Опорные прыжки | Освоение опорных прыжков 5 класс Вскок в упор присев; соскок прогнувшись (козел в ширину, высота 80-100 см.) 6 класс Прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100-110 см. ) 7 класс Мальчики: прыжок согнув ноги (козёл в ширину, высота 100—115 см). Девочки: прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 105—110 см) 8 класс Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см.). Девочки: прыжок боком с поворотом на 90 гр. (конь в ширину, высота 110 см.) 9 класс Мальчики: прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 115 см.). Девочки: прыжок боком (конь в ширину, высота 110 см.) | Описывают технику данных упражнений. Составляют гимнастические комбинации из числа разученных упражнений |
Акробатические упражнения и комбинации | Освоение акробатических упражнений 5 класс Кувырок вперёд и назад; стойка на лопатках. 6 класс Два кувырка вперед слитно слитно; «мост» из положения стоя с помощью. 7 класс Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках; стойка на голове с согнутыми ногами Девочки: кувырок назад в полушпагат. 8 класс Мальчики: кувырок назад в упор стоя ноги врозь, кувырок вперед и назад, длинный кувырок, стойка на голове и руках. Девочки : «мост» и поворот в упор стоя на одном колене, кувырки вперед и назад. 9 класс Мальчики: из упора присев силой стойка на голове и руках, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега. Девочки: равновесие на одной, выпад вперед, кувырок вперед. | Описывают технику акробатических упражнений. Составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений |
Развитие координационных способностей | 5-7 класс Обшеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне, на гимнастической стенке, брусьях, перекладине, гимнастическом козле и коне. Акробатические упражнения. Прыжки с пружинного гимнастического мостика в глубину. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря. 8-9 класс Совершенствование координационных способностей. | Используют гимнастические и акробатические упражнения для развития названных координационных способностей |
Развитие силовых способностей и силовой выносливости | 5-7 класс Лазанье по канату, шесту, гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, с гантелями, набивными мячами 8-9 класс Совершенствование силовых способностей и силовой выносливости | Используют данные упражнения для развития силовых способностей и силовой выносливости |
Развитие скоростно-сило- вых способностей | 5-7 класс Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча 8-9 класс Совершенствование скоростно-силовых способностей | Используют данные упражнения для развития скоростно-силовых способностей |
Развитие гибкости | 5-7 класс Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнёром, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения с предметами 8-9 класс Совершенствование двигательных способностей | Используют данные упражнения для развития гибкости |
Знания о физической культуре | 5-7 класс Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помошь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений 8-9 класс Знания о гимнастических упражнениях для развития координационных способностей, страховка и помощь во время занятий, обеспечение техники безопасности, упражнения для самостоятельной тренировки. | Раскрывают значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития физических способностей. Оказывают страховку и помощь во время занятий, соблюдают технику безопасности. Применяют упражнения для организации самостоятельных тренировок |
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой | 5-7 класс Упражнения и простейшие программы по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки 8-9 класс Совершенствование силовых , координационных способностей и гибкости | Используют разученные упражнения в самостоятельных занятиях при решении задач физической и технической подготовки. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
Овладение организаторскими умениями | 5-7 класс Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнения обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований 8-9 класс Самостоятельное составление простейших комбинаций упражнений, направленных на развитие координационных способностей. Дозировка упражнений. | Составляют совместно с учителем простейшие комбинации упражнений, направленные на развитие соответствующих физических способностей. Выполняют обязанности командира отделения. Оказывают помощь в установке и уборке снарядов. Соблюдают правила соревнований |
Спортивные игры. Баскетбол. |
Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности | История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности | Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5-6 класс Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). 7 класс Дальнейшее обучение технике движений 8-9 класс Дальнейшее закрепление техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение ловли и передач мяча | 5-6 класс Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением противника 8-9 класс Дальнейшее закрепление техники ловли и передач мяча | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение техники ведения мяча | 5-6 класс Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Ведения мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движении скорости, ведение с пассивным сопротивлением противника. 8-9 класс Дальнейшее закрепление техники ведения мяча | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение техникой бросков мяча | 5-6 класс Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Броски одной и двумя руками с места и в движении(после ведения, после ловли, в прыжке) с пассивным противодействием. Максимальное расстояние до корзины 4,80 м. 8-9 класс Дальнейшее закрепление техники бросков мяча. Броски одной и двумя руками в прыжке. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение индивидуальной техники зашиты | 5-6 класс Вырывание и выбивание мяча. 7 класс Перехват мяча 8 класс Дальнейшее закрепление техники вырывания и выбивания мяча, перехвата. 9 класс Совершенствование техники вырывания и выбивания мяча, перехвата. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | 5-6 класс Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. 8 класс Дальнейшее закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей 9 класс Совершенствование техники | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | 5-6 класс Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. 8 класс Дальнейшее закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей 9 класс Совершенствование техники | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Освоение тактики игры | 5-6 класс Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». 7 класс Дальнейшее обучение технике движений. Позиционное нападение (5:0) с изменением позиции. Нападение быстрым прорывом (2:1) 8-9 класс Дальнейшее закрепление тактики игры. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Нападение быстрым прорывом (3:2), Взаимодействие двух (трех) игроков в нападении и защите (тройка и малая, через «заслон» восмерка) | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | 5-6 класс Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Игра по правилам мини-баскетбола. Дальнейшее обучение технике движений. 8-9 класс Игра по упрощенным правилам баскетбола. Совершенствование психомоторных способностей | Организуют совместные занятия баскетболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в баскетбол как средство активного отдыха |
Волейбол |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности | История волейбола. Основные правила игры в волейбол. Основные приёмы игры в волейбол. Правила техники безопасности | Изучают историю волейбола и запоминают имена выдающихся отечественных волейболистов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в волейбол |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5-7 класс Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) 8-9 класс Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение техники приёма и передач мяча | 5-7 класс Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперёд. Передачи мяча над собой. То же через сетку 8 класс Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. 9 класс Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | 5 класс Игра по упрощённым правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 6-7 класс Процесс совершенствования психомоторных способностей. Дальнейшее обучение технике движений и продолжение развития психомоторных способностей. 8 класс Игра по упрощенным правилам волейбола. Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры. 9 класс Совершенствование психомоторных способностей и навыков игры. | Организуют совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в волейбол как средство активного отдыха |
Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму) | 5-7 класс Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом типа бег с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование. упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2. 3:3 8 класс Дальнейшее обучение технике движений. 9 класс Совершенствование координационных способностей. | Используют игровые упражнения для развития названных координационных способностей |
Развитие выносливости | 5-7 класс Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин 8 класс Дальнейшее развитие выносливости 9 класс Совершенствование выносливости | Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия для развития выносливости |
Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | 5-7 класс Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных исходных положений. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. Приём мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения вперёд. То же через сетку 8-9 класс Дальнейшее развитие скоростных и скоростно – силовых способностей. Совершенствование скоростных и скоростно – силовых способностей. | Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия для развития скоростных и скоро- стно-силовых способностей |
Освоение техники нижней прямой подачи | 5 класс Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки 6-7 класс То же через сетку 8 класс Нижняя прямая подача мяча. Прием подачи. 9 класс Прием мяча, отраженного сеткой, нижняя прямая подача мяча в западную часть площадки. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение техники прямого нападающего удара | 5-7 класс Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром 8 класс Дальнейшее обучение технике прямого нападения удара. 9 класс Прямой нападающий удар при встречных передачах. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | 5-7 класс Комбинации из освоенных элементов: приём, передача, удар 8-9 класс Совершенствование координационных способностей | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | 5 класс Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 6-7 класс Дальнейшее закрепление техники и продолжение развития координационных способностей. 8-9 класс Совершенствование координационных способностей | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Освоение тактики игры | 5 класс Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0). 6-7 класс Закрепление техники свободного падения. Позиционное нападение с изменением позиции 8 класс Дальнейшее обучение тактики игры. Совершенствование тактики освоенных игровых действий. 9 класс Совершенствование тактики освоенных игровых действий. Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Знания о спортивной игре | 5-9 класс Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми | Овладевают терминологией, относящейся к избранной спортивной игре. Характеризуют технику и тактику выполнения соответствующих игровых двигательных действий. Руководствуются правилами техники безопасности. Объясняют правила и основы организации игры |
Самостоятельные занятия прикладной физической подготовкой | 5-9 класс Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-сило- вых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приёмов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приёмов). Подвижные игры и игровые задания. приближённые к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля | Используют разученные упражнения, подвижные игры и игровые задания в самостоятельных занятиях при решении задач физической, технической, тактической и спортивной подготовки. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий |
Овладение организаторскими умениями | 5-9 класс Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближённых к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры | Организуют со сверстниками совместные занятия по подвижным играм и игровым упражнениям, приближённым к содержанию разучиваемой игры, осуществляют помощь в судействе, комплектовании команды, подготовке мест проведения игры |
Гандбол |
Краткая характеристика вида спорта. Требования к технике безопасности | 5-9 класс История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приёмы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности | Изучают историю гандбола и запоминают имена выдающихся отечественных гандболистов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в гандбол |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5 класс Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение). 6-7 класс Дальнейшее закрепление техники 8-9 класс Совершенствование передвижений, остановок, поворотов и стоек. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение ловли и передач мяча | 5 класс Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) 6-7 класс Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Ловля катящегося мяча. 8-9 класс Совершенствование техники ловли и передач мяча | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение техники ведения мяча | 5 класс Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте; в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой 6-7 класс Дальнейшее закрепление техники ведения мяча. Ведение мяча в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивлением защитника ведущей и неведущей рукой 8-9 класс Совершенствование техники движений | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение техникой бросков мяча | 5 класс Бросок мяча сверху в опорном положении и в прыжке. 6-7 класс Броски мяча сверху, снизу и сбоку согнутой и прямой рукой 8 класс Совершенствование техники бросков мяча. Семиметровый штрафной бросок. 9 класс Совершенствование техники бросков мяча. Бросок мяча из опорного положения с отклонением туловища. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение индивидуальной техники зашиты | 5-6 класс Вырывание и выбивание мяча. Блокирование броска. 7 класс Перехват мяча. Игра вратаря. 8-9 класс Совершенствование индивидуальной техники защиты. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Совершенствование техники перемещений, владения мячом и развитие кондиционных и координационных способностей | 5-6 класс Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 7 класс Дальнейшее закрепление техники 8-9 класс Совершенствование техники перемещений, владение мячом и развитие кондиционных и координационных способностей. | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Освоение тактики игры | 5-6 класс Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». 7 класс Позиционное нападение с изменением позиции. Нападение быстрым прорывом (2:1). Дальнейшее закрепление техники. 8 класс Игра по упрощенным правилам гандбола. Совершенствование навыков игры и психомоторных способностей. 9 класс Игра по упрощенным правилам гандбола. Совершенствование навыков игры и психомоторных способностей. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | 5-6 класс Игра по упрощённым правилам мини-гандбола. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Игра по правилам мини - гандбола | Организуют совместные занятия ручным мячом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, уважительно относятся к сопернику и управляют своими эмоциями. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в ручной мяч, как средство активного отдыха |
Футбол |
Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности | История футбола. Основные правила игры в футбол. Основные приёмы игры в футбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности | Изучают историю футбола и запоминают имена выдающихся отечественных футболистов. Овладевают основными приёмами игры в футбол. Соблюдают правила, чтобы избежать травм при занятиях футболом. Выполняют контрольные упражнения и тесты |
Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | 5 класс Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком и спиной вперёд, ускорения, старты из различных положений. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты, ускорения). 6-7 класс Дальнейшее закрепление техники. 8-9 класс Совершенствование техники передвижений, остановок. поворотов и стоек | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Освоение ударов по мячу и остановок мяча | 5 класс Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника ведущей и неведущей ногой. 6-7 класс Дальнейшее закрепление техники. Ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным сопротивленим защитника ведущей и не ведущей ногой. 8 класс Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу). Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шагом. 9 класс Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Закрепление техники ударов по мячу и остановок мяча. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Овладение техникой ударов по воротам | 5 класс Удары по воротам указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. 6-7 класс Продолжение овладения техникой ударов по воротам. 8-9 класс Совершенствование техники ударов по воротам. | Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности |
Закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | 5-7 класс Комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), приём мяча, остановка, удар по воротам 8-9 класс Совершенствование техники владения мячам. | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | 5-7 класс Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом 8-9 класс Совершенствование техники перемещений, владения мячом. | Моделируют технику освоенных игровых действий и приёмов, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Освоение тактики игры | 5-6 класс Тактика свободного нападения. Позиционные нападения без изменения позиций игроков. Нападение в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки на ворота 7 класс Позиционное нападение с изменением позиций игроков. Дальнейшее закрепление приёмов тактики. 8-9 класс Совершенствование тактики игры. | Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения тактики игровых действий, соблюдают правила безопасности. Моделируют тактику освоенных игровых действий, варьируют её в зависимости от ситуаций и условий, возникающих в процессе игровой деятельности |
Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | 5-6 класс Игра по упрощённым правилам на площадках разных размеров. Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. 7 класс Дальнейшее закрепление техники. 8-9 класс Дальнейшие развитие психомоторных способностей. | Организуют совместные занятия футболом со сверстниками, осуществляют судейство игры. Выполняют правила игры, учатся уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Определяют степень утомления организма во время игровой деятельности, используют игровые действия футбола для комплексного развития физических способностей. Применяют правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, используют игру в футбол как средство активного отдыха |
Элементы единоборств |
Овладение техникой приемов | 8-9 класс Стойки и передвижения в стойке. Захваты рук и туловища. Освобождение от захватов. Приемы борьбы за выгодное положение. Борьба за предмет. Упражнения по овладению приемами страховки. | Описывают технику выполнения приемов в единоборствах, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Применяют упражнения в единоборствах для развития соответствующих физических способностей. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения упражнений в единоборствах, соблюдают правила техники безопасности. |
Развитие координационных способностей | 8-9 класс Повторение пройденного материала по приемам единоборств. Подвижные игры типа «Выталкивание из круга», «Бой петухов», «Часовые и разведчики», «Перетягивание а парах» и т.д. | Применяют освоенные упражнения и подвижные игры для развития координационных способностей. |
Развитие силовых способностей и силовой выносливости | 8-9 класс Силовые упражнения и единоборства в парах | Применяют освоенные упражнения и подвижные игры для развития силовых способностей и силовой выносливости. |
Знания | 8-9 класс Виды единоборств. Правила поведения учащихся во время занятий. Гигиена борца. Влияние занятий единоборствами на организм человека и развитие его координационных кондиционных способностей. Оказание первой медицинской помощи при травмах. | Раскрывают значение упражнений в единоборствах для укрепления здоровья, основных систем организма и для развития физических способностей. Соблюдают технику безопасности. Применяют разученные упражнения для организации самостоятельных тренировок. Раскрывают понятия техники выполнения упражнений в единоборствах. Овладевают правилами первой помощи при травмах. |
Самостоятельные занятия | 8-9 класс Упражнения в парах, овладение приемами страховки, подвижные игры. | Используют название упражнения в самостоятельных занятиях при решении задач физической и технической подготовки. Осуществляют самоконтроль за физической нагрузкой во время этих занятий.. |
Овладение организаторскими способностями | 8-9 класс Подготовка мест занятий. Выполнение обязанностей командира отделения, помощника судьи. Оказание помощи слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом | Составляют совместно с учителем простейшие комбинации упражнений, направленные на развитие соответствующих физических способностей. Оказывают помощь в подготовке мест занятий, а также слабоуспевающим товарищам в овладении программным материалом. Выполняют обязанности командира отделения и помощника судьи. |
Раздел 3. Развитие двигательных способностей (в процессе урока) |
Способы двигательной (физкультурной) деятельности Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен) | Основные двигательные способности Пять основных двигательных способностей: гибкость, сила, быстрота, выносливость и ловкость | Выполняют специально подобранные самостоятельные контрольные упражнения |
Гибкость Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для пояса. Упражнения для ног и тазобедренных суставов | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития гибкости. Оценивают свою силу по приведённым показателям |
Сила Упражнения для развития силы рук. Упражнения для развития силы ног. Упражнения для развития силы мышц туловища | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития силы. Оценивают свою силу по приведённым показателям |
Быстрота Упражнения для развития быстроты движении (скоростных способностей). Упражнения, одновременно развивающие силу и быстроту | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития быстроты. Оценивают свою быстроту по приведённым показателям |
Выносливость Упражнения для развития выносливости | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития выносливости. Оценивают свою выносливость по приведённым показателям |
Ловкость Упражнения для развития двигательной ловкости. Упражнения для развития локомоторной ловкости | Выполняют разученные комплексы упражнений для развития ловкости. Оценивают свою ловкость по приведённым показателям |
Организация и проведение пеших туристских походов. Требование к технике безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования) | Туризм История туризма в мире и в России. Пеший туризм. Техника движения по равнинной местности. Организация привала. Бережное отношение к природе. Первая помощь при травмах в пешем туристском походе | Раскрывают историю формирования туризма. Формируют на практике туристские навыки в пешем походе под руководством преподавателя. Объясняют важность бережного отношения к природе. В парах с одноклассниками тренируются в наложении повязок и жгутов, переноске пострадавших |
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Система оценивания планируемых результатов, выражается в формах и видах контроля: