Инновационный проект "ГТО: Готов к труду и обороне или Горжусь тобой, Отечество"
Инновационный проект "ГТО: Готов к труду и обороне или Горжусь тобой, Отечество"
Цель проекта: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Задачи проекта:
Создание условий для сдачи норм ВФСК «ГТО» и развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
Охват наибольшего количества обучающихся при внедрении ВФСК «ГТО» в МБОУ «СОШ №9».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационный проект "ГТО: Готов к труду и обороне или Горжусь тобой, Отечество" »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
«ГТО: Готов к труду и обороне или Горжусь тобой, Отечество»
(проект включения допризывной молодежи в подготовку к Комплексу ГТО посредством урочной и внеурочной деятельности по предмету ОБЖ)
Преподаватель-организатор ОБЖ
Омельчак Сергей Евгеньевич
Нефтеюганск
2015
1. Актуальность проекта
Воспитание защитника Отечества - социальная задача. В последние десятилетия в силу ряда причин у общества изменилось отношение к военной службе. Утрачивают значимость такие важнейшие направления в воспитании подрастающего поколения, как патриотизм, верность Отечеству. Растет число молодых людей, уклоняющихся от службы в армии, и сокращается число молодых людей, желающих связать свою судьбу со службой в Российской армии, увеличивается количество молодых людей, имеющих нарушения здоровья, дающие право не служить в армии.
Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного труда учащихся очень высока, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. В школьный период у ребенка наблюдаются процессы роста, сложная перестройка обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием взрослого человека. К особенностям этого возрастного периода относится значительное умственное напряжение учащихся, которое в последние годы существенно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ. Увеличивается также физическая нагрузка школьников. С каждым годом растет сеть специальных школ, профильных лицеев и гимназий с углубленным изучением различных предметов. Все это предъявляет к организму школьника повышенные требования, связанные с большим расходом энергии и со значительным потреблением пищевых веществ.
Старший школьный возраст – период полового созревания - пубертатный возраст (девочки с 10 лет, мальчики с 11 лет). Характеризуется выраженной перестройкой эндокринной системы, дисбалансом гормонов, усиленным ростом.
Вследствие гиперфункции щитовидной железы нервная система подростка характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, неустойчивым настроением, что затрудняет общение подростка с окружающими.
Психологические особенности подросткового периода, отсутствие социального опыта на фоне происходящих в России социально-экономических перемен в огромной мере влияют на образ жизни современных подростков и формирование привычек, связанных с риском для здоровья. Такие привычки являются характерной чертой процесса взросления, они могут обусловить ухудшение здоровья, часто способствуя возникновению у молодого человека ощущения своей «взрослости».
Физическое развитие подростков
Под термином «физическое развитие» обычно понимают комплекс морфо-функциональных показателей, определяющих запас физических сил организма.
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на
антропометрических данных, в первую очередь показателях длины, массы тела и окружности грудной клетки.
Изучение основных показателей физического развития подростков за последнее десятилетие выявило определенные тенденции изменения этого важнейшего параметра состояния здоровья индивидуума.
За двадцатилетний период наблюдений (90-е – 2000-е годы) с 82,8 до 79,8 % среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением длины и массы тела. Сократилось количество подростков с избыточной массой тела (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5 % среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низкой массой тела (соответственно с 7,0 до 13,6 и с 4,6% до 12,7%). Средние показатели массы тела у подростков за период с 2000 по 2010 г. снизились как у юношей (на 2,0-2,7 кг), так и у девушек (на 2,5-3,5 кг). За этот же период значения длины (роста) также претерпели определенные изменения. Они стали несколько ниже, чем у подростков сверстников в 1987 г. (на 1,5 см - у юношей и на 0,5 см – у девушек). Окружность грудной клетки – третий важнейший показатель физического развития. Он также уменьшился за десятилетний период - у юношей на 8,5 см, у девушек на 4,5 см. За последние 10 лет среди подростков обоего пола произошло значительное увеличение числа лиц астенического (ослабленного) телосложения (среди юношей на 4-5%, среди девушек на 20-22%) при значительном уменьшении числа юношей гиперстенического телосложения (на 8%) и девушек нормостенического телосложения (на 15%).
Все это свидетельствует о существовании тенденции к астенизации подростков (буквально - «ослабление»). Наряду с уменьшением параметров длины и массы тела, в последние десятилетия отмечается снижение функциональных возможностей подростков.
Состояние здоровья подростков допризывного возраста в России и Югре
Вопросы состояния медицинской помощи подросткам, молодежи допризывного и призывного возраста, организации подготовки молодежи к военной службе являются важными в масштабах Российского государства.
Проблема ухудшающегося здоровья у подростков допризывного возраста является актуальной в современном обществе.
По информации военных медиков половина больных юношей допризывного возраста успевают к моменту призыва поправить свое здоровье и становятся годными к воинской службе. Основным «заболеванием» юношей, дающим им право на отсрочку от воинской службы, является так называемое «физическое недоразвитие», оно определяется «индексом массы тела», исчисляющимся соотношением веса и роста в квадрате. «Для того чтобы попасть в армию, призывник должен иметь «индекс» не ниже 19. Однако от 15 до 20 процентов юношей допризывного возраста до этого показателя не дотягивают!
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре количество граждан, уклоняющихся от мероприятий, связанных с призывом на военную службу, возросло с 2009 года более чем в 2 раза (2009 год - 492 человека, 2011 год 1000 человек). На 21% уменьшилось количество молодых людей, призванных на военную службу (2009 год - 6051 человек, 2011 год - 4744 человека).
Анализ уровня физического развития призывной молодежи свидетельствует о наличии серьезных проблем. Низкая двигательная активность и недостаточное физическое воспитание выявляются у 75 - 85% старшеклассников. Уроки физического воспитания лишь в малой степени (на 10 - 18%) компенсируют дефицит движений. Более 1 миллиона учащихся и студентов образовательных организаций, обучающихся по очной форме обучения, по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе.
Несмотря на проводимую медиками профилактическую работу, заболеваемость среди данного контингента увеличивается. Рост заболеваемости среди подростков обусловлен ухудшающимися условиями жизни, нерациональным питанием, неблагоприятной экологической и семейной обстановкой, стрессами и другими негативными воздействиями социальной среды.
НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ДОПРИЗЫВНОЙ МОЛОДЕЖИ В ЮГРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ВЫДЕЛЯЮТ 32 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ
Решение об увеличении финансирования целевой программы «Допризывная подготовка молодежи на 2013-2017 годы» было принято на очередном заседании Правительства автономного округа, которое провела губернатор Югры Наталья Комарова.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы к участию в сдаче норм ВФСК «ГТО», а также положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче норм ГТО, путём поступления в различные спортивные секции и кружки, уроков физкультуры и ОБЖ.
2. Цели и задачи проекта.
Цель проекта: создать положительную мотивацию у школьников для занятий спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физкультуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «ГТО».
Задачи проекта:
Создание условий для сдачи норм ВФСК «ГТО» и развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране.
Охват наибольшего количества обучающихся при внедрении ВФСК «ГТО» в МБОУ «СОШ №9».
3.Участники, с которыми осуществляется работа по проекту.
В проекте принимают участие обучающиеся 1-8, 10-11 классов МБОУ «СОШ №9».
4.Участники, реализующие данный проект.
В реализации проекта участвуют:
-заместитель директора по воспитательной работе для административного контроля реализации проекта (координация сил и средств для выполнения проекта);
-учителя физической культуры и ОБЖ для организации и проведения приёма нормативов комплекса «ГТО» (организация и проведение соревнований, спортивных мероприятий);
-медицинский персонал (медицинское сопровождение, организация контроля за состоянием здоровья участников проекта, осуществление допуска к сдаче нормативов и наблюдение за проведением мероприятий);
- социальные партнеры: ДЮСШ (предоставление спортивных сооружений, обмен опытом), депутаты городской Думы
- инициативная группа обучающихся 8, 10 классов – (разработка информационных материалов – стенд, мультимедийная презентация, проведение информационных мероприятий для младших классов)
-родители обучающихся (обеспечение сопровождения обучающихся к месту проведения соревнований);
-знаменитые и заслуженные спортсмены города и округа (проведение встреч с обучающимися с целью повышения у них мотивации к сдаче нормативов комплекса «ГТО» и к занятиям спортом)
5. Краткое описание сути проекта. Его структура и содержание.
В ходе реализации проекта на подготовительном этапе проходит входное исследование информированности участников о ВФСК «ГТО», проходит линейка – открытие проекта и выступления инициативных групп перед обучающимися с целью повышения информированности, проходит конкурс рисунков, плакатов на тему «Нормы ГТО – во!». Инициативная группа учащихся под руководством учителей физкультуры, преподавателя-организатора ОБЖ оформляют стенд «Что такое ГТО». Учителями физкультуры совместно с психологом организуются встречи с известными спортсменами города и округа, родителями «Я сдавал ГТО- я буду сдавать ГТО!»
На основном этапе, опираясь на принцип добровольности, проходит запись желающих обучающихся по классам через физоргов на сдачу нормативов «ГТО» по возрастным ступеням. Администрация и учителя физической культуры составляют расписание сдачи нормативов.
На 1 ступени сдачи норм «ГТО» (6-8 лет) проводится спортивный праздник с игровыми элементами для повышения мотивации у детей младшего школьного возраста.
На заключительном этапе проходит выходное социально-психологическое исследование участников проекта на тему знания комплекса ГТО и желания сдавать нормативы и заниматься спортом, на итоговой линейке подводятся итоги сдачи норм и награждение заслуженных победителей грамотами и значками.
Модули проекта.
1. Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО»
2. Информационное сопровождение (газета «Мы снова сдаём ГТО», буклеты, информация на сайте, конкурс рисунков и плакатов, стенд)
3. Дополнительная внеурочная деятельность, направленная на улучшение и тренировку физических качеств обучающихся (товарищеские встречи, социальная акция «Я выбираю спорт», спортивные соревнования).
4. Встречи с известными людьми города и округа, родителями на тему «Я сдавал ГТО - я буду сдавать ГТО»)
5. Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм «ГТО».
6. Мастер-классы «Делай как я!» для учащихся 5-7 классов по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость).
7. Спортивно-просветительский марафон для 1-4 классов «Я знаю! Я смогу!»
8. Спортивный праздник для начальных классов.
9. Сдача силовых нормативов и нормативов на гибкость (спортзал). Сдача беговых нормативов.
10. Школа выживания и ГТО.
11.Социологический опрос участников проекта «Я и ГТО».
12.Итоговое награждение победителей и призёров.
6. Сроки и этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – октябрь-ноябрь 2015 г.
Основной этап – декабрь2015г.-апрель2016г.
Заключительный этап – май 2016г.
7. Ключевые методики, технологии, инструментарий.
Можно выделить следующие ключевые идеи и понятия проекта:
Личностно-ориентированные технологии – формирование таких качеств личности, как воля, дисциплинированность, ответственность, креативность, а также наличие позитивных изменений в опыте и самосознании школьника.
Физическая культура и спорт, ОБЖ – целесообразная и полезная деятельность, инструмент всеобщего развития личности, необходимый для успешной сдачи нормативов ГТО.
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни – подготовка к самостоятельному и осознанному жизненному самоопределению, и социальная технология развития личности обучающихся.
Социальное партнерство - открытая система социально-творческих инициатив. Это совместная коллективно-распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Главный способ, с помощью которого планируется осуществить проектируемые преобразования – создание условий, побуждающих учащихся к активной физкультурно-оздоровительной и военно-спортивной деятельности, для подготовки и сдачи нормативов ВФСК ГТО.
8. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации проекта .
Кадровыми ресурсами данного проекта являются администрация и учителя физической культуры, преподаватель-организатор ОБЖ школы, ответственные за физкультурно-оздоровительную и военно-спортивную работу с детьми.
Методическое сопровождение проекта осуществляется в первую очередь ответственным за физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в школе, психолог школы, социальный педагог и руководители проекта.
Материально - технические ресурсы обеспечиваются за счет школы, в которой используются технические средства, спортивный инвентарь, оборудование и школьные спортивные объекты: спортивные залы, спортивная площадка, а также городская физкультурно-оздоровительная и спортивная инфраструктура – стадионы, ДЮСШ.
9. Результаты реализации проекта.
Одним из главных результатов проекта «Мы снова сдаём ГТО» является привлечение 90% детей, отнесённых к основной группе здоровья к сдаче нормативов ВФСК «ГТО». При этом необходимы условия для сдачи норм ВФСК «ГТО» и повышения мотивации школьников к занятиям физической культурой и спортом.
Также важным результатом является 100% информированность учащихся о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране, чего и добивались мы в процессе реализации подготовительного этапа данного проекта. Промежуточные итоги: на входном анкетировании обучающиеся показали следующие результаты.
Таблица1.
№
Вопрос анкеты
Начальные
2-4 классы
5-6 классы
7-8 классы
да
нет
да
нет
да
нет
1
Знаете ли вы что такое ВФСК «ГТО»?
2%
98%
4%
96%
15%
85%
2
Хотите ли вы сдать нормы ВФСК «ГТО»?
38%
62%
47%
53%
37%
63%
3
Занимаетесь ли вы спортом?
61%
39%
41%
59%
35%
65%
4
Хотите ли вы быть сильным, быстрым, ловким и здоровым?
99%
1%
100%
0
100%
0
По итогам можно заметить, что обучающиеся (93%) пока плохо представляют что такое ВФСК«ГТО» и лишь 41% готовы попробовать сдать нормативы.
Следующим мероприятием являлась линейка, на которой мы дали старт проекту «Мы снова сдаём ГТО!» и объявили план мероприятий, а также конкурс рисунков «ГТО - это во!».
(см. Фотоматериалы «Конкурс рисунков»).
Инициативная группа №1 учащихся изучила информацию о комплексе «ГТО» и создала мультимедийную презентацию «Мы снова сдаём ГТО», которую продемонстрировала на классных часах во 2-6 классах
( см. Мультимедийная презентация).
Инициативная группа учащихся № 2 работала над оформлением стенда «Что такое ГТО». (см. Фотоматериалы «Информационная работа»).
10. Ограничения, особые условия и требования при реализации проекта.
На подготовительном этапе проекта участвуют все обучающиеся 1-8, 10-11 классов на основе принципа добровольности.
На основном этапе в проекте участвуют все обучающиеся, которые допущены к сдаче норм «ГТО» по состоянию здоровья медиками.
Обучающиеся, не допущенные к сдаче норм, выпускают информационные бюллетени о победителях и призёрах, а ученики старших классов помогают в работе судейских бригад.
11. Уникальные особенности проекта и ключевые факторы успеха.
Проект реально осуществить в любом образовательном учреждении. Он успешно интегрируется в любую воспитательную систему, т. к. отражает реалии и потребности образовательной политики современного общества. В каждом образовательном учреждении возможно подобрать собственные объекты для осуществления внедрения ВФСК «ГТО».
Здоровые, социально-активные, коммуникабельные дети, ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, мотивированные к выполнению долга-службе в Вооруженных силах РФ – вот то, на что направлена реализация данного проекта.
Список использованной литературы.
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "ДОПРИЗЫВНАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ"
Кумарин В. Педагогика природосообразности и реформа школы.
М., Народное образование, 2004 г.
Селевко Г.К. Профориентация Энциклопедия образовательных технологий. Т1, М., НИИ школьных технологий. 2006 г.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы, М., АРКТИ, 2003 г.
Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. — М: Издательский центр «Академия», 2015. — 288 с.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва «ВАКО», 2014.