kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Причины травматизма на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не­счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од­нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после­довательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

На занятиях по физическому воспитанию учителя исполь­зуют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность та­ких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Причины травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетво­рительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гим­настических залов, неровный лед, плохое состояние мест от­талкивания и приземления для прыжков и т. д.

          К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

-плохое качество или изношенность снарядов, матов;

-наличие на местах занятий посторонних предметов;

-плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;

-несоответствие размеров и массы инвентаря индивиду­альным особенностям занимающихся.[1, 8]

Итак, основными причинами травматизма являются:

          1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о про­ведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифициро­ванное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрите­лей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочислен­ность групп, занимающихся сложными в техническом отноше­нии видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение заня­тий в отсутствие преподавателя и тренера.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связа­ны с нарушением дидактических принципов обучения (регу­лярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, пос­ледовательность), отсутствие индивидуального подхода, не­достаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

2.Часто причиной повреждения является пренебрежитель­ное отношение к вводной части урока, разминке; неправиль­ное обучение технике физических упражнений, отсутствие не­обходимой страховки, самостраховки, неправильное ее при­менение, частое применение максимальных или форсирован­ных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квали­фицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кро­ме этого, причинами травм являются недостатки учебного пла­нирования, которое не может обеспечить полноценную обще­физическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и пси­хофизических качеств.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение за­нятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, не­ровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табель­ного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особен­ностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения заня­тий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное осве­щение мест занятий, запыленность, неправильно спроектиро­ванные и построенные спортивные площадки (лучи солнечно­го света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высо­кие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

5.Низкий уровень воспитательной работы, который приво­дит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспеш­ности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

6.Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачеб­ных требований. Причинами травм, иногда даже со смертель­ным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в со­ревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом вра­чебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.[5, 9]

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несча­стных случаев — это нарушения правил, обязательных при про­ведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболе­ваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокине­зии — необходимо сказать особо.

В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклиничес­кие изменения, заболевания, травматизм).

Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у уча­щихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давле­ния, накопление избыточной массы тела. Наиболее распрост­раненными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных пу­тей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения — неврозы, нарушения в ра­боте сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника.[9, 12]

Наблюдаемый контингент школьников составлял 28—30 % детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70—72 % детей, организованная двигатель­ная активность которых ограничивалась только уроками физ­культуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточ­ной двигательной активностью обладают плохой координаци­ей движений, недостаточно хорошо ориентируются в простран­стве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И, что характерно, для таких детей случайные падения во вре­мя игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в шко­лах на уроках физкультуры и при занятиях в спортивных сек­циях. Из числа травмированных 84 % детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16 % из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным поведением или форсированной спортивной специализацией.[13, c.254]

Просмотр содержимого документа
«Причины травматизма на уроках физической культуры »

Причины травматизма на уроках физической культуры


Работа по профилактике травматизма, заболеваний и не­счастных случаев при занятиях физической культурой и спортом является одной из важнейших задач преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Од­нако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и после­довательно. Множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

На занятиях по физическому воспитанию учителя исполь­зуют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность та­ких занятий зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в рабочее и исходное положение снарядов, обучения учителем приемам страховки и самостраховки.

Причины травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетво­рительного состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол гим­настических залов, неровный лед, плохое состояние мест от­талкивания и приземления для прыжков и т. д.

К недостаткам оборудования мест занятий относятся:

  • плохое качество или изношенность снарядов, матов;

  • наличие на местах занятий посторонних предметов;

  • плохое качество, неисправность спортивного инвентаря или его неправильное хранение;

  • несоответствие размеров и массы инвентаря индивиду­альным особенностям занимающихся.[1, 8]

Итак, основными причинами травматизма являются:

1. Организационные недостатки при проведении занятий и соревнований. Это нарушения инструкций и положений о про­ведении уроков физкультуры, соревнований, неквалифициро­ванное составление программы соревнований, нарушение их правил; неправильное размещение участников, судей и зрите­лей при проведении соревнований по метаниям, скоростным спускам, при проведении велогонок; перегрузка программы и календаря соревнований; неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочислен­ность групп, занимающихся сложными в техническом отноше­нии видами спорта в зале, на площадке; неорганизованные смена снарядов и переход с места занятий; проведение заня­тий в отсутствие преподавателя и тренера.

Ошибки в методике проведения занятий, которые связа­ны с нарушением дидактических принципов обучения (регу­лярность занятий, постепенность увеличения нагрузки, пос­ледовательность), отсутствие индивидуального подхода, не­достаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности школьников.

2.Часто причиной повреждения является пренебрежитель­ное отношение к вводной части урока, разминке; неправиль­ное обучение технике физических упражнений, отсутствие не­обходимой страховки, самостраховки, неправильное ее при­менение, частое применение максимальных или форсирован­ных нагрузок; перенос средств и методов тренировки квали­фицированных спортсменов на учащихся средней школы. Кро­ме этого, причинами травм являются недостатки учебного пла­нирования, которое не может обеспечить полноценную обще­физическую подготовку и преемственность в формировании и совершенствовании у учащихся двигательных навыков и пси­хофизических качеств.

3. Недостаточное материально-техническое оснащение за­нятий: малые спортивные залы, тесные тренажерные комнаты, отсутствие зон безопасности на спортивных площадках, жесткое покрытие легкоатлетических дорожек и секторов, не­ровность футбольных и гандбольных полей, отсутствие табель­ного инвентаря и оборудования (жесткие маты), неправильно выбранные трассы для кроссов и лыжных гонок. Причиной травм может явиться плохое снаряжение занимающихся (одежда, обувь, защитные приспособления), его несоответствие особен­ностям вида спорта. Вероятность получения травм возрастает при плохой подготовке мест и инвентаря для проведения заня­тий и соревнований (плохое крепление снарядов, не выявленные дефекты снарядов, несоответствие массы снаряда возрасту занимающихся).

4. Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: плохая вентиляция, недостаточное осве­щение мест занятий, запыленность, неправильно спроектиро­ванные и построенные спортивные площадки (лучи солнечно­го света бьют в глаза), низкая температура воздуха и воды в бассейне. Неблагоприятные метеорологические условия: высо­кие влажность и температура воздуха; дождь, снег, сильный ветер. Недостаточная акклиматизация учащихся.

  1. Низкий уровень воспитательной работы, который приво­дит к нарушению дисциплины, невнимательности, поспеш­ности, несерьезному отношению к страховке. Зачастую этому способствуют либерализм или низкая квалификация учителей физкультуры, судей и тренеров.

  2. Отсутствие медицинского контроля и нарушение врачеб­ных требований. Причинами травм, иногда даже со смертель­ным исходом, могут стать допуск к занятиям и участию в со­ревнованиях учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем, тренером и спортсменом вра­чебных рекомендаций по срокам возобновления тренировок после заболевания и травм, по ограничению интенсивности нагрузок, комплектованию групп в зависимости от степени подготовленности.[5, 9]

Как видно из вышеизложенного, причины травм и несча­стных случаев — это нарушения правил, обязательных при про­ведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболе­ваниями лежит строгое выполнение этих требований учителем физкультуры, тренером, учащимися.

Еще об одной, важнейшей причине травм — гипокине­зии — необходимо сказать особо.

В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни (доклиничес­кие изменения, заболевания, травматизм).

Отрицательные последствия гипокинезии общеизвестны: в первую очередь страдают энергетический обмен и основные физиологические системы растущего организма.

Малоподвижный образ жизни способствует развитию у уча­щихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давле­ния, накопление избыточной массы тела. Наиболее распрост­раненными недугами у школьников средних и старших классов являются хронические заболевания верхних дыхательных пу­тей, бронхов, воспаление легких, бронхиальная астма. Часто встречаются и другие отклонения — неврозы, нарушения в ра­боте сердечно-сосудистой системы, в обмене веществ, а также аллергия, дефекты зрения, нарушение осанки и заболевания позвоночника.[9, 12]

Наблюдаемый контингент школьников составлял 28—30 % детей, которые занимались физкультурой и спортом 6 часов и более в неделю, и 70—72 % детей, организованная двигатель­ная активность которых ограничивалась только уроками физ­культуры. Наблюдения показали, что учащиеся с недостаточ­ной двигательной активностью обладают плохой координаци­ей движений, недостаточно хорошо ориентируются в простран­стве в статике и в динамике. Реакция на внешние раздражители у них замедленная и неадекватная, нет ловкости в движениях. И, что характерно, для таких детей случайные падения во вре­мя игр в школе, в быту, на уроках физкультуры оборачивались травмами разной степени тяжести.

Причинную роль гипокинезии в возникновении травм подтвердил и анализ более 150 тыс. травм, полученных в шко­лах на уроках физкультуры и при занятиях в спортивных сек­циях. Из числа травмированных 84 % детей получили травмы при падении с высоты своего роста. Эти дети воспитывались в условиях недостаточной двигательной активности. И только 16 % из числа получивших травмы составляли дети с неадекватным поведением или форсированной спортивной специализацией.[13, c.254]




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Причины травматизма на уроках физической культуры

Автор: Сафонов Алексей Андреевич

Дата: 09.04.2015

Номер свидетельства: 199273

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Профилактика травматизма на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(57) "profilaktika-travmatizma-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "141465"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418129088"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Техника безопасности во время занятий физической культурой"
    ["seo_title"] => string(59) "tiekhnikabiezopasnostivovriemiazaniatiifizichieskoikulturoi"
    ["file_id"] => string(6) "340169"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1471766709"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "СТАТЬЯ «ТРАВМАТИЗМ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗКУЛЬТУРЫ» "
    ["seo_title"] => string(45) "stat-ia-travmatizm-na-zaniatiiakh-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "242489"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445463987"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Пояснительная записка к "Методической разработке цикла занятий по физической культуре с использованием элементов йоги." "
    ["seo_title"] => string(132) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-mietodichieskoi-razrabotkie-tsikla-zaniatii-po-fizichieskoi-kul-turie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-ioghi"
    ["file_id"] => string(6) "204441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429647767"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Уровень знаний и умений в сфере физической культуры и спорта "
    ["seo_title"] => string(65) "urovien-znanii-i-umienii-v-sfierie-fizichieskoi-kul-tury-i-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "211212"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431584153"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства