Просмотр содержимого документа
«Травматизм на уроках физической культуры»
Причины травматизма на уроках физкультуры.
Сегодня, современная российская школа не может, к сожалению, говорить об отсутствии травм. По официальной статистике, школьный травматизм составляет 12-15 % от общего числа детского травматизма. При этом, травмы полученные на переменах составляют примерно 80% от этого числа, а травмы на уроках физкультуры – примерно 20%,причем второе место занимают школьники 1-3 классов. У мальчиков повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в два раза чаще, чем у девочек, в силу того, что мальчишки подвижнее.
Пересмотрев литературу по данной проблеме выделила основные:
-недостаточный врачебный контроль за состоянием здоровья детей,
-нарушение техники безопасности и дисциплины на уроках и соревнованиях,
-пользование неисправным оборудованием,
-отсутствие строгого контроля за одеждой, обувью учащихся
-нарушение методики проведения занятий, тренировок, соревнований
-неправильное питание учащихся.
Также немалую роль играет и плохая экология Ульяновской области.
Поэтому проведение целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только учителя физической культуры и тренеры, но и администрация школ, медицинские работники, родители учащихся.
На учителей физкультуры ложится основная ответственность за причины травм на своем уроке. Здесь можно подчеркнуть лишь то, что мы обязательно должны выполнять свои должностные обязанности по информированности и строгому соблюдению правил техники безопасности на всех занятиях в спортзале и на улице. Контролировать (в индивидуальном порядке), диагнозы учащихся по справкам, которые они приносят после перенесенных заболеваний (контролировать нагрузку), следить за исправностью оборудования и инвентарём, формой одежды учащихся. Так же нам не обойтись и без разъяснительных бесед с родителями учащихся.
Все учителя физической культуры знают и понимают, что порой травмы случаются и по причинам, зависящим только от здоровья учащихся.
Так, анатомо-физиологические особенности в 10-11 лет показывают интенсивный рост костей верхних и нижних конечностей и более замедленный рост костей грудной клетки и таза, поэтому вызывает неуклюжесть движений хрупкость костей конечностей. Учителя физкультуры, администрация и родители должны понимать и учитывать, что детский организм отличается незавершённостью формирования скелета, слабостью связочного аппарата и мускулатуры, неустойчивостью нервной системы.
В общеобразовательной школе более 70 % детей страдают от последствий малоподвижного образа жизни, что способствует развитию у учащихся различных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, зрения, повышение артериального давления, накопление избыточной массы тела.
Иногда при проведении врачебно-педагогических наблюдений приходиться констатировать случаи чрезмерных двигательных нагрузок у детей при плановых уроках физкультуры .
Откуда же перегрузка? Дело в том, что большинство детей вели и продолжают вести малоподвижный образ жизни, сидят на лавочке 2 и более недели после перенесенных заболеваний, поэтому даже нормальный двигательный режим может стать для них на первых порах чрезмерной нагрузкой. Таковы особенности здоровья современных школьников.
Наиболее частыми травмами на уроках физической культуры стали растяжения различных видов, переломы, вывихи, а ведь буквально лет 20 назад ,такие случаи были довольно редкими. Не могу также не сказать о питании наших школьников. Кто то не кушает совсем, кто-то перекусывает на ходу, а кто-то питается сухомяткой, причем перекусывают вредными продуктами.
Если подойти к данному вопросу с научной точки зрения то причины травм находятся и в самом организме ребенка, а именно в пищевых веществах, витаминах и минералах, особенно в белке, железе, кальции, йоде их дефиците.
Ритм жизни школьника очень динамичен: нагрузки в 21 веке довольно большие. Поэтому очень важно, чтобы здоровый рацион питания каждый день полностью восстанавливал силы и энергию.
Современная медицина рекомендует включать в рацион к белкам, жирам, углеводам и витаминам клетчатку, как непосредственный компонент к здоровому питанию и скорейшему усвоению пищи.
Родителям необходимо эту информацию доводить до сведения.
Помимо этого, конечно следует сказать о кальции, как о еще одном важном кирпичике в строительстве здорового организма.
Он незаменим в клеточных структурах, нервных процессах, при сокращении мышц и выработке необходимых гормонов. Нервные импульсы могут нормально передаваться именно благодаря кальцию – он необходим для равновесия процессов возбуждения и торможения в головном мозге. А все мы знаем, что кальций не просто усвоить организмом без сочетания с витамином Д3 и кремнием.
Надо отметить, что наши детки еще и увлекаются употреблением сладких газированных напитков, фаст-фудов, что так же не улучшает здоровье.
Из всего вышесказанного можно подвести итог: дети и взрослые должны понимать, что если в современном мире нам уже не обойтись без компьютеров и других гаджетов, то не следует забывать уделять большое внимание активному образу жизни и здоровому сбалансированному питанию. Учителям физкультуры дополнительно следует вести разъяснительную работу с родителями и учащимися, иначе мы останемся один на один с такой проблемой как травматизм в школе. С их не следует каждый день в большом количестве употреблять эти продукты, особенно манную кашу, ее вообще нужно кушать редко, а мясо лучше принимать с зеленью.