Техника безопасности во время занятий физической культурой
Техника безопасности во время занятий физической культурой
В презентации идет речь о профилактике травматизма и представлены правила соблюдения техники безопасности на уроках физической культуры.
Причины возникновения травм во время занятий физической культурой:
Внешние:
недостатки в организации (нерациональное расписание уроков, перегрузка спортзала, допуск к занятиям учащихся без соответствующей подготовки) и методике проведения занятий (отсутствие индивидуального подхода к учащимся, несоблюдение правил постепенного повышения нагрузки, неполноценная разминка либо её отсутствие);
неудовлетворительное состояние места проведения занятий, инвентаря, одежды и обуви учащихся;
отклонения от гигиенических норм (освещение, вентиляция, температурный режим) во время проведения занятий в спортивном зале; неблагоприятные метеорологические условия (высокая либо низкая температура воздуха, атмосферные осадки) во время занятий на спортивной площадке;
Несоблюдение требований врачебного контроля (несвоевременное распределение учащихся на медицинские группы, допуск к занятиям без медицинского осмотра).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности во время занятий физической культурой»
Техника безопасности и правила предупреждения травматизма во время занятий физической культурой и при проведении спортивно-массовых мероприятий.
Руководитель
РМО учителей физической культуры
Киевского района г. Донецка
учитель физической культуры
гимназии № 70
Денисова Г.В.
Причины возникновения травмво время занятий физической культурой:
Внешние:
недостатки в организации (нерациональное расписание уроков, перегрузка спортзала, допуск к занятиям учащихся без соответствующей подготовки) и методике проведения занятий (отсутствие индивидуального подхода к учащимся, несоблюдение правил постепенного повышения нагрузки, неполноценная разминка либо её отсутствие);
неудовлетворительное состояние места проведения занятий, инвентаря, одежды и обуви учащихся;
отклонения от гигиенических норм (освещение, вентиляция, температурный режим) во время проведения занятий в спортивном зале; неблагоприятные метеорологические условия (высокая либо низкая температура воздуха, атмосферные осадки) во время занятий на спортивной площадке;
Несоблюдение требований врачебного контроля (несвоевременное распределение учащихся на медицинские группы, допуск к занятиям без медицинского осмотра).
Причины возникновения травмво время занятий физической культурой:
Внутренние:
недостаточная подготовленность к выполнению заданных физических нагрузок (например, в связи с длительным перерывом в занятиях либо недавно перенесённым заболеванием, которые привели к снижению функционального состояния организма);
Состояние усталости (как следствие – нарушение координации), ухудшение защитных реакций и снижение внимания, смена возбудимости и лабильности нервно-мышечного аппарата (что приводит к ухудшению техники выполнения движений и в некоторых случаях может привести к травме);
Для профилактики травматизма необходимо:
Рационально распределить уроки и внеклассные формы занятий в недельном цикле;
Не допускать нахождение в спортивном зале одновременно двух разновозрастных классов;
Не оставлять учащихся в спортзале без присмотра учителя, не дозволять им самовольно подходить к снарядам;
Оградить места занятий от посторонних лиц, не допускать одновременного проведения занятий на общей площадке несовместимыми видами спорта двумя различными классами (напр. метание и спортивные игры);
Придерживаться последовательности в занятиях, постепенно увеличивать и усложнять физические нагрузки, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
Проводить разминку, адекватную задаче урока, соревновательным упражнениям и т.д.
Не допускать к уроку, тренировкам, соревнованиям учащихся в болезненном состоянии, с неполным выздоровлением либо в состоянии переутомления;
Обеспечить соответствие спортивного оборудования государственному стандарту и строго придерживаться санитарно-гигиенических правил и норм их содержания;
Заботиться о достаточном и правильном размещении осветительных приборов в спортивном зале;
Систематически осуществлять контроль за исправностью и качеством спортивного инвентаря и оборудования;
Проверять правильность и надёжность установленных снарядов;
Следить и требовать от учащихся соответствия одежды и обуви особенностям содержания урока, тренировки, соревнований и т.д.
Осуществлять предварительный медицинский осмотр всех учащихся и систематическое наблюдение за состоянием их здоровья в процессе проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями;
Научить учащихся выполнять правила личной гигиены в двигательном режиме дня;
Подбирать инвентарь, снаряды и упражнения с учётом возрастных особенностей учащихся.
Учитель должен выбрать рабочее место так. Чтобы все учащиеся были в его поле зрения
Самостраховка
Это способность учащегося своевременно принять решение и самостоятельно выйти из опасной ситуации, которая может возникнуть во время выполнения упражнения.
Пути выхода из опасного положения
Своевременное прекращение
выполнения упражнений
(если это возможно)
Видоизменение упражнения
с целью предотвращения травмы
или облегчения силы падения
Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем быстрее учащийся овладеет приёмами самостраховки.
При занятиях гимнастикой
Предупреждение перенапряжений, заболеваний и травм осуществляется комплексом педагогических и гигиенических мероприятий, включающих планирование программы занятий, эффективную разминку, квалифицированную страховку с использованием специальных страховочных приспособлений, контроль за состоянием оборудования, соответствие гимнастического зала санитарно-гигиеническим нормам;
Важное значение имеет систематический врачебный контроль; не должны допускаться к занятиям гимнастикой дети, имеющие плоскостопие, сколиоз и другие нарушения опорно-двигательного аппарата;
В подготовительную часть занятия необходимо включить упражнения на растяжку (гибкость), аэробную разминку;
Для предотвращения повреждений ладоней используют специальные накладки, кожу смазывают кремами, следят, чтобы не было мозолей;
Перед каждым занятием необходимо проверять надёжность и исправность оборудования, которое должно располагаться на безопасном расстоянии друг от друга и от стены;
Рекомендации для учителя по профилактике травматизма во время раздела «Лёгкая атлетика»
не допускать к занятию учащихся без установленной формы (спортивный костюм и спортивная обувь с нескользкой подошвой);
сообщить заранее тему и задачи урока, чтобы учащиеся могли настроиться на определенный вид деятельности;
следить за дисциплиной на уроке, пересекать любые формы ее нарушения.
В спортивном зале:
сделать все необходимые разметки по данному виду деятельности; определить место старта и финиша;
определить достаточные интервал и дистанцию для бега, прыжков, метания, общеразвивающих упражнений;
не допускать касания стен, ограждений после ускорений, прыжков; определить для учащихся коридор возвращения после ускорений, прыжков, метаний и т.п.;
следить, чтобы при выполнении упражнений по метанию в секторе никто не находился;
для выполнения прыжков тщательно и правильно уложить гимнастические маты;
место приземления (маты) не должно располагаться рядом со стеной;
следить за самочувствием учащихся, не давать им предельных нагрузок;
иметь в спортивном зале медицинскую аптечку;
следить, чтобы спортивный инвентарь после урока убирался для хранения в отведенное для этого место.
На спортивной площадке:
сделать разметку беговых дорожек, секторов для метания;
перед началом каждого урока осматривать поверхность беговой дорожки, сектора для метаний, прыжковую яму;
определить достаточные интервал и дистанцию для бега, прыжков, метания, общеразвивающих упражнений;
если на уроке будут выполняться прыжки в длину, то место приземления в прыжковой яме должно быть перекопано;
не оставлять в прыжковой яме инвентарь (лопату, грабли, рулетку);
во время метаний не допускать нахождения учащихся справа(слева) от метающего, не находиться в зоне броска;
не разрешать выполнять метание без разрешения (сигнала) учителя;
не разрешать передавать снаряд для метания друг другу броском;
следить, чтобы все снаряды для метания были сухими и чистыми;
не оставлять спортивный инвентарь без присмотра;
не разрешать перебегать сектор для метания, беговые дорожки;
при возвращении школьников на свое место после выполнения учебного задания следить, чтобы они соблюдали правила безопасности;
следить за самочувствием учащихся, не давать им предельных нагрузок;
иметь в спортивном зале медицинскую аптечку;
о любых нарушениях данных правил со стороны учащихся информировать администрацию школы;
о несчастных случаях немедленно сообщать администрации школы;
следить, чтобы спортивный инвентарь после урока убирался для хранения в отведенное для этого места.
При занятиях спортивными играми
Характерными являются следующие травмы: разрывы и надрывы мышц, сухожилий и связок, растяжения, вывихи, переломы. Они возникают во время столкновений, падений, ударов мяча.
Профилактика травматизма заключается в соответствующей разминке, которая обеспечит разогрев мышц и обеспечит их эластичность, совершенствование техники и общей физической подготовки учащихся, выполнении гигиенических требований к месту занятия.
Во время занятий в помещении игроки находятся в достаточно тесном контакте, поэтому повышается опасность распространения инфекций по воздуху. Поэтому не допустимо на поле пребывание больного игрока, чтобы не заразились другие учащиеся.
Одежда футболистов предусматривает специальные защитные средства для предупреждения травм (щитки, прокладки, каски, маски у вратарей и др.).
В баскетболе, волейболе, гандболе используют наколенники, которые защищают коленные суставы от травм.
Требования безопасности перед началом занятий:
Первичный инструктаж проводится на первом уроке каждого нового учебного года (с регистрацией в специальном журнале);
Форма журнала инструктажей:
______________________________________________________________ (название учебного заведения)
(Расписываются в журнале инструктажей учащиеся, начиная с 9 класса)
№п/п
Фамилия, имя, отчество лица, которое инструктируют
1
Дата проведения инструктажа
2
Класс, группа
3
Название инструктажа, название инструкции
4
5
Фамилия, имя, отчество , должность лица, проводившего инструктаж
Подпись лица, проводившего инструктаж
6
Подпись лица, которое инструктировали
7
8
Памяткапо проведению инструктажей по безопасности жизнедеятельности для учащихся
Вступительный (проводит классный руководитель и регистрирует в классном журнале на специальной странице):
Перед началом учебного года;
При прибытии в класс нового ученика.
Первичный (проводит учитель, классный руководитель, руководитель секции, кружка и регистрирует в отдельном журнале регистрации инструктажей и в журнале учёта учебных достижений учащихся на странице «Содержание урока»):
На первом уроке нового учебного года;
В конце учебного года перед каникулами;
Перед началом занятий с использованием новых материалов, инструментов, оборудования (практические, лабораторные работы и т.д.);
За пределами учебного заведения, где учебно-воспитательный процесс связан с использованием опасных или вредных для здоровья факторов.
Первичный инструктаж, который проводится перед началом
каждого практического занятия регистрируется в журнале учёта учебных достижений учащихся на странице «Содержание урока»
Внеплановый (проводит учитель, классный руководитель, руководитель секции, кружка и регистрирует в отдельном журнале регистрации инструктажей):
Во время нарушения требования нормативно-правовых актов;
При смене условий выполнения учебных занятий;
В случае несчастных случаев за пределами учебного заведения.
Целевой (проводит учитель, классный руководитель, руководитель секции, кружка и регистрирует в отдельном журнале регистрации инструктажей):
Во время организации внеурочных мероприятий (олимпиады, экскурсии, соревнования);
Во время проведения общественных, внеурочных работ, общественно-полезного труда (субботники).
Инструкции для учителя физкультуры:
Первичный инструктаж по охране труда для учителя физической культуры;
Инструкция по охране труда для учителя физической культуры при проведении спортивных мероприятий;
Первичный инструктаж по технике безопасности для учащихся по предмету «Физическая культура»;
Инструкция по технике безопасности во время занятий в спортивном зале;
Инструкция по технике безопасности во время занятий на открытых спортивных площадках;
Инструкция по технике безопасности при занятиях лёгкой атлетикой;
Инструкция по технике безопасности при занятиях спортивной гимнастикой;
Инструкция по технике безопасности во время проведения игровых видов спорта;
Инструкция по технике безопасности во время проведения подвижных игр;
Инструкция по безопасности жизнедеятельности при проведении прогулок и туристских походов;