Просмотр содержимого документа
«Презентация "Требование к структуре и содержанию рабочих программ"»
Требования к структуре и содержанию рабочих программ
Учитель физической культуры МБОУ СОШ №9 г.Клинцы Зимина Александра Викторовна
Рабочая учебная программа
это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный,школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении;
это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.
Рабочая программа разрабатывается для:
обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;
обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом;
повышения профессионального мастерства педагогов.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Минпросвещения утвердил в 2021 году новые ФГОС третьего поколения. Они начали действовать с 1 сентября 2022 года.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт - это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. В соответствии с ФГОС пишут учебные и методические пособия, рассчитывают количество времени, отводимое на учебные предметы, определяют требования к аттестации
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Новые ФГОС начального и основного общего образования утверждены приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 и № 287. В новые ФГОС НОО и ООО внесли много изменений по сравнению со старыми стандартами.
Главная задача новых ФГОС третьего поколения - конкретизировать требования к ученикам. В новых ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Новые Стандарты позволяют ответить на вопросы: что будет знать школьник, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие, которое включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание. Также обязательные требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей при освоении программ начального и основного общего образования. Новые ФГОС учитывают особые образовательные потребности детей с ОВЗ.
Основные нововведения
1. Конкретизированы требования к предметным результатам. 2. Прописаны критерии сформированности Универсальных Учебных Действий и достижения личностных результатов. 3. Изменены объемы аудиторной нагрузки в Начальном Общем Образовании и Основном Общем Образовании. 4. Введены новые требования к рабочим программам. 5. Закреплена вариативность содержания программ. 6. Расширены требования к материально-технической базе.
Цель рабочей программы:
- планирование, организация, коррекция учебного процесса и управление учебным процессом по изучению конкретной дисциплины.
Задача рабочей программы:
- определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учётом особенностей учебного процесса и контингента обучающихся в текущем учебном году.
Функции рабочей программы:
нормативная (осуществление контроля за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определение графика диагностических и контрольных работ;
информационная ( позволяет получить представление о целях, содержании и последовательности изучения учебного материала по предмету);
методическая (определяет пути достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ОП по предмету, используемые методы и образовательные технологии);
Функции рабочей программы:
организационная (определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения);
планирующая ( регламентирует требования к выпускникам на всех этапах обучения, межпредметные связи).
Функции рабочей программы определяют требования к ней :
наличие признаков нормативного документа; учёт основных положений образовательной программы школы; полнота раскрытия целей и ценностей обучения; системность и целостность содержания образования; последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы; учёт логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана ОУ; конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе :
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ; примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне);
Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне не могут использоваться в качестве рабочих программ, т.к. не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
При составлении, согласовании, рассмотрении и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
· федеральным государственным образовательным стандартам начального общего и основного общего образования;
· требованиям к результатам освоения ООП НОО, ООП ООО ;
· примерной программе дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию);
· федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· учебному плану школы;
Рабочая программа учебного предмета может быть единой для всех работающих в школе учителей или индивидуальной.
Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) является основой для создания учителем поурочного планирования учебного курса на каждый учебный год
Если в примерной или авторской программе не указано распределение часов по разделам и темам, а указано только общее количество часов, учитель в рабочей программе распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплексы и индивидуальные особенности обучающихся.
СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно- методического материала.
Составитель рабочей программы может самостоятельно:
раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО и примерной программе;
конкретизировать и детализировать темы;
устанавливать последовательность изучения учебного материала;
распределять учебный материал по годам обучения;
СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов школы; конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися;
включать материал регионального компонента по предмету;
выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, методики и технологии обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся;
уплотнять (объединять темы уроков) содержание материала из-за праздничных дней, карантина, природных факторов путем слияния близких по содержанию тем уроков, уменьшения количества аудиторных часов на письменные опросы (сочинения, эссе и др.).
Структура рабочей программы
Титульный лист
2) Пояснительная записка
3) Содержание учебного предмета
4) Планируемые образовательные результаты
5) Тематическое планирование
6) Поурочное планирование
7) Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Структура рабочей программы
Структура рабочей программы определяется настоящим Положением с учетом требований ФГОС НОО-2021, ФГОС ООО-2021, локальных нормативных актов школы.
Рабочая программа должна содержать следующие обязательные компоненты:
· пояснительная записка;
· содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
· планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
· тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно методическими материалами, используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании. Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Т екст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля слева 2 см, остальные 1 см; листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, не нумеруется, также, как и листы приложения. На титульном листе указывается:
· полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;
· отметки о согласовании и утверждении программы;
· название рабочей программы (предмет, курс в соответствии с учебным планом школы);
· адресность (класс);
· сведения о составителе (ФИО, должность);
· название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
· год составления рабочей программы.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Тематическое планирование представляется в виде таблицы с указанием наименования разделов и тем программы, количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы), отводимых на изучение каждой темы, даты изучения, видов деятельности, видов и форм контроля, электронных (цифровых) образовательных ресурсов..
Поурочное планирование представляется в виде таблицы с указанием наименования тем уроков, количества часов (в т. ч. на контрольные и практические работы), отводимых на изучение каждой темы, даты изучения, видов и форм контроля.
УТВЕРЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Рабочая программа утверждается ежегодно до начала учебного года приказом директора образовательного учреждения (в печатном и электронном виде).
5.2. Утверждению рабочей программы предшествуют следующие процедуры:
· обсуждение рабочей программы на заседании методического объединения учителей;
· получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога. Допускается проведение экспертизы рабочей программы с привлечением внешних экспертов.
· принятие педагогическим советом.
5.3. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога.