Рабочая программа по дисциплине Геология и грунтоведение
Рабочая программа по дисциплине Геология и грунтоведение
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение
специальность 270831 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.условия реализации рАБОЧей программы учебной дисциплины
4.Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
паспорт рАБОЧей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
- определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие
физико-механические свойства;
- обоснованно выбирать грунт для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
- разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях, оценивать их и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
- беречь и защищать окружающую природу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы общей геологии;
- основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, водно-физических и механических свойствах;
- механику грунтов;
- инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномёрзлых грунтов;
- инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
- инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведку дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
- мероприятия при проведении изыскательских работ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 127 часа, в том числе:
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине Геология и грунтоведение »
Министерство образования и науки Красноярского края
КГБ ПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение
специальность 270831 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
2015 г.
Одобрена цикловой комиссией
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования
строительных дисциплин
270831 строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Председатель ______________
Заместитель директора по учебной работе
« ___» _______________ 20___ г._
Организация-разработчик: КГБ ПОУ "Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева"
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации рАБОЧей программы учебной дисциплины
13
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
14
паспорт рАБОЧей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Геология и грунтоведение
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО: 270831 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
- определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие
физико-механические свойства;
- обоснованно выбирать грунт для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
- разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях, оценивать их и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
- беречь и защищать окружающую природу.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
- элементы общей геологии;
- основные сведения о грунтах, их прочностных, деформационных, физических, водно-физических и механических свойствах;
- механику грунтов;
- инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномёрзлых грунтов;
- инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях;
- инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведку дорожно-строительных материалов; основные задачи экологии геологической среды;
- мероприятия при проведении изыскательских работ
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 127 часа, в том числе:
- поиск дополнительной информации с использованием
интернет-ресурсов;
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Примерный тематический план содержание учебной дисциплины Геология и грунтоведение
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Основы общей геологии
52
Тема 1.1.
Строение и состав Земли
Содержание учебного материала
2
1
Общие сведения о строении и составе Земли
2
2
Атмосфера, общие сведения
3
Гидросфера, общие сведения
4
Земная кора, строение и вещественный состав
Самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа при изучении темы 1.1 учебной дисциплины.
Проработка конспекта занятия учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Общие сведения о минералах. Процессы происхождения минералов
2
2
Классификация минералов
3
Физические свойства минералов
Практические занятия:
4
1
Ознакомление с минералами
2
Ознакомление с принципами определения минералов
Лабораторная работа №1
2
1
Определение минералов по их диагностическим признакам
Самостоятельная работа обучающихся
4
Самостоятельная работа при изучении темы 1.2 учебной дисциплины.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам, главам и параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, подготовка к их защите.
Зависимость качества минералов от условий их образования.
Тема 1.3.
Установление характеристик горных пород
Содержание учебного материала
4
1
Процессы образования горных пород
2
2
Магматические горные породы, их характерные признаки и использование в дорожном строительстве
3
Осадочные горные породы, их характерные признаки и использование в дорожном строительстве
4
Метаморфические горные породы, их характерные признаки и использование в дорожном строительстве
Практическое занятие:
2
1
Ознакомление с горными породами
Лабораторная работа №2
2
1
Определение горных пород по образцам
Самостоятельная работа обучающихся
4
Самостоятельная работа при изучении темы 1.3. учебной дисциплины.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим и лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; оформление работ и подготовка к их защите.
Работа над индивидуальным заданием практических работ.
Виды складок, их влияние на условия строительства.
Полевые признаки разрывных нарушений.
Влияние землетрясений и вулканизма на условия строительства инженерных сооружений
Тема 1.5.
Влияние внешних сил Земли на на условия строительства инженерных сооружений
Содержание учебного материала
4
1
Геологическая работа ветра
2
2
Геологическая работа текучих поверхностных вод. Отложения. Условия строительства.
3
Геологическая работа рек, водоёмов, болот. Условия строительства
Самостоятельная работа обучающихся
4
Самостоятельная работа при изучении темы 1.4 учебной дисциплины
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Влияние грунтовых вод на условия строительства земляного полотна
автомобильной дороги
Содержание учебного материала
4
1
Понятие о подземных водах
2
2
Классификация подземных вод
3
Верховодка. Условия строительства
4
Грунтовые воды. Условия строительства
6
Карстовые явления. Условия строительства
7
Просадочные явления. Условия строительства
Самостоятельная работа обучающихся
4
Самостоятельная работа при изучении темы 1.4 учебной дисциплины
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Влияние грунтовых вод на условия строительства автомобильных дорог
Раздел 2.
Грунтоведение
75
Тема 2.1
Оценка строительных свойств грунтов
Содержание учебного материала
16
1
Общие сведения о грунтах. Классификация грунтов
3
2
Состав и основные физические свойства грунтов
3
Водные свойства грунтов
4
Механические свойства грунтов
5
Исследование грунтов на строительной площадке
6
Скальные и полускальные грунты
7
Крупнообломочные и песчаные грунты
8
Глинистые грунты
Практические занятия:
6
1
Определение пластичности и консистенции глинистых грунтов
2
Определение классификационных показателей дисперсных грунтов
3
Определение физико-механических свойств грунтов
Лабораторные работы№ 3-12
20
1
Определение естественной влажности глинистых грунтов
2
Определение влажности на границе текучести глинистых грунтов
3
Определение влажности на границе раскатывания глинистых грунтов
4
Определение плотности частиц грунтов
5
Определение плотности глинистых грунтов
6
Определение содержания песчаных частиц в глинистых грунтах
7
Определение плотности и естественной влажности песчаных грунтов
8
Определение гранулометрического состава крупнообломочных и песчаных грунтов
9
Определение коэффициента фильтрации песчаных грунтов
10
Определение угла естественного откоса песчаных грунтов
Самостоятельная работа обучающихся
12
Самостоятельная работа при изучении темы 2.1 учебной дисциплины.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Самостоятельная работа при изучении темы 2.2 учебной дисциплины.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Работа над индивидуальным заданием практических работ.
Особенности строительства дорог и взлётных полос в зоне вечной мерзлоты
Самостоятельная работа обучающихся
2
Самостоятельная работа при изучении темы 2.2 учебной дисциплины.
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Причины возникновения явлений: термокарстов, морозных пучений.
Особенности строительства дорог и взлётных полос в зоне вечной мерзлоты
Тема 2.4
Охрана окружающей среды
Содержание учебного материала
5
1
Общие сведения об окружающей среде и её состоянии
2
2
Мероприятия по охране окружающей среды на стадиях: изыскания, проектирования, строительства
3
Охрана окружающей среды при поиске и разведке месторождений
Самостоятельная работа обучающихся
4
Самостоятельная работа при изучении темы 24 учебной дисциплины.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ и подготовка к их защите.
Работа над индивидуальным заданием практических работ.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Испытаний физико-механических свойств грунтов»: набор грунтов; прибор Н.П. Ковалёва (нож, ведро, режущий цилиндр, насадка, сосуд, поплавок с крышкой), ступки с пестиками, комплект сит, весы с разновесами, сушильный шкаф, болансирный конус А.В. Васильева с подставкой, цилиндры, чашки, прибор стандартного уплотнения, фильтрационный прибор СОЗДОРНИИ (ПКФ), комплект плакатов, комплект учебно-методической документации.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники
В.П Ананьев, А.Д. Потапов«Инженерная геология», Москва «Высшая школа», 2000 г.
Платов Л.А. Основы инженерной геологии, М. ИНФРА-М; 2005
Бондарев В.П. Геология. Курс лекций, М., Форум-ИНФРА-М., 2002
М.К. Дружинин «Основы инженерной геологии», Москва «Недра»,1997г.
Нормативная литература:
ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация
ГОСТ 30672-99 Грунты. Полевые испытания грунтов
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания грунтов
СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
Справочники:
Справочник дорожного мастера. Строительство, эксплуатация и ремонт автомобильных дорог под редакцией С.Г. Цупикова; М., Инфраинженерия, 2005. 928 с.
Дополнительные источники:
Учебники и пособия:
Г.А. Федотов. Проектирование автомобильных дорог. Справочник инженера-дорожника. М., Транспорт, 1989.
2. Отечественные журналы:
«Автомобильные дороги»,
«Мир дорог»
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения
- проводить инженерно-геологические обследования при изысканиях, строительстве и ремонте автомобильных дорог и аэродромов;
Практическая работа
- определять основные виды и разновидности грунтов и их важнейшие физико-механические свойства;
лабораторные работы, домашняя работа
- обоснованно выбирать грунты для возведения земляного полотна автомобильной дороги;
лабораторные работы, тестирование
- разбираться в геологических процессах и инженерно-геологических явлениях, оценивать их и выдавать рекомендации по защитным инженерным мероприятиям;
лабораторные работы, тестирование
- беречь и защищать окружающую природу;
выполнение индивидуального задания
Знания:
- элементы общей геологии;
домашняя работа, тестирование
- механика грунтов;
лабораторная работа, тестирование
- инженерно-геологические характеристики различных грунтов, почв, слабых и вечномёрзлых грунтов;
домашняя работа
- инженерно-геологические особенности условий строительства в различных природных условиях
домашняя работа
- инженерно-геологические обследования дорожной полосы, поиски и разведку дорожно-строительных материалов;