kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 36 им. Генерала А.М. Городнянского» г.Смоленска



















Особенности организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями на уроках физической культуры








Автор-составитель: Лютикас М.Ю.,

учитель физической культуры,

высшей квалификационной

категории










Смоленск, 2018 год


Вопрос обеспечения дифференцированного подхода к организации образовательного процесса на уроках физической культуры остается актуальным и в современной педагогической практике. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ закреплено право равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

С 1 сентября 2016 года с целью введения в единое образовательное пространство всех детей с особенностями развития реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В соответствии с указанными стандартами в каждой общеобразовательной организации должны быть созданы условия для обучения детей, имеющих особые потребности в области образования.

Создание универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ обучающихся с особыми образовательными потребностями / ограниченными возможностями здоровья (далее –ОВЗ) в школу, - только одно из условий успешной работы в области инклюзивного образования.

Вторым условием перехода к инклюзивной форме образования остается система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, в том числе разработка индивидуальной учебной программы, предоставление специализированных приспособлений, которые максимально облегчают школьнику участие в образовательной среде.

Безусловно, дети с ОВЗ появились в наших школах не с 1 сентября 2016 года. Организация образовательного процесса регламентируется рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, изложенными в Письме от 31.10.2003 №13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья с специальной медицинской группе для занятий физической культурой».

Традиционно все обучающиеся общеобразовательных организаций, в зависимости от состояния здоровья, делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Уроки физической культуры в общеобразовательных организациях проводятся совместно для обучающихся специальной медицинской группы(далее – СМГ) и детей с ОВЗ и остальными школьниками. Однако для учащихся с ОВЗ и СМГ разрабатываются индивидуальные маршруты упражнений и обеспечивается дозирование нагрузки. Физические упражнения подбираются индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями (с учетом конкретного заболевания).

Учитывая, что объединяются два контингента детей, от учителя физической культуры требуется высокий уровень знаний. В процессе проведения занятия при смешанном контингенте учащихся на уроках физической культуры педагогу необходимо решать следующие задачи:

1. Образовательные:

- формирование элементарных знаний, двигательных умений и навыков.

2. Развивающие:

- достижение оптимального уровня развития двигательных способностей школьников с ОВЗ, особенно большое значение имеет коррекция и развитие всех видов базовых координационных способностей;

- достижение максимального уровня двигательных способностей учащихся без отклонений в развитии.

3. Воспитательные:

- создание комфортной эмоциональной среды в классе;

- формирование устойчивого интереса и потребности у младших школьников к систематическим за нятиям по физической культуре;

- формирование положительного отношения к детям с ОВЗ.

4. Оздоровительные:

- повышение функциональных возможностей организма;

укрепление опорно-двигательного аппарата.

Дополнительными задачами для учащихся с ОВЗ являются:

5. Коррекционно-компенсаторные:

- коррекция двигательных нарушений;

- обеспечение условий для коррекции психической и эмоциональной сфер.

В приведенной ниже таблице приведены примеры упражнений, которые противопоказаны или даются с ограничениями по видам заболеваний:


Болезни органов и систем организма

Противопоказания

Ограничения

Органы кровообращения (артериальная гипертензия, компенсированные пороки сердца и др.)

1. Физические нагрузки высокой интенсивности (бег в быстром темпе, прыжки в быстром темпе, эстафеты и др.).
2. Акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, "мостик", "березка", стойка на руках и на голове и др.).
3. Упражнения на гимнастических снарядах, в том числе висы без опоры, подтягивание на перекладине, прыжки через коня (козла), упражнения на брусьях и кольцах и др.
4. Упражнения, выполнение которых связано с длительной задержкой дыхания, натуживанием

1. Продолжительные физические нагрузки средней интенсивности (бег трусцой, бег в умеренном темпе, подвижные игры и др.)
2. Физические упражнения, направленные на развитие общей и локальной выносливости, скоростно-силовых качеств.
3. Физические упражнения с длительным статическим напряжением мышц.
4. Физические упражнения на тренажерах (необходим индивидуальный подбор тренажера со строгим дозированием физических нагрузок).
5. Физические упражнения, вызывающие нервное перенапряжение

Органы дыхания (хронический бронхит, бронхиальная астма, рецидивирующие носовые кровотечения и др.)

1-4

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения

Мочеполовая система (пиелонефрит, цистит, нарушения менструальной функции и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием.
5. Переохлаждение тела

1-4

см. ограничения при болезнях органов крово-обращения
5. Упражнения, сопро-вождающиесязначи-тельным сотрясением тела.
6. Занятия плаванием

Органы пищеварения (хронический гастрит, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь, пупочная грыжа и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения 
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

1-5

см. ограничения при болезнях органов крово-обращения
6. Круговые движения туловища и наклоны, особенно вперед.
7. Упражнения, сопро-вождающиесязначи-тельным сотрясением тела

Нервная система (эпилепсия, внутричерепная гипертензия, гипертензионно-гидроцефальный синдром и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения
4. Упражнения, выполните которых связано с длительной задержкой дыхания, натужи-ванием и значительным наклоном головы

1-5

см. ограничения при болезнях органов кровообращения
6. Упражнения, сопрово-ждающиеся значительным сотрясением тела.
7. Круговые движения головой, наклоны головы

Костно-мышечная система (плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, выраженные нарушения осанки, в том числе кифосколиотическая, плоская спина и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения

1-4

см. ограничения при болезнях органов крово-обращения
5. Упражнения, сопро-вождающиесязначи-тельным сотрясением тела

Органы зрения (миопия средней и высокой степени, гиперметропия средней и высокой степени, астигматизм и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения
4. Упражнения, выполнение которых связано с запро-кидыванием и значительным наклоном головы, натужи-ванием, резким изменением положения тела.
5. Упражнения, требующие напряжения органов зрения (упражнения в равновесии на повышенной опоре и др.)

1-5

см. ограничения при болезнях органов крово-обращения
6. Упражнения, сопрово-ждающиеся значительным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)

Эндокринная система (ожирение, сахарный диабет и др.)

1-3

см. противопоказания при болезнях органов крово-обращения.
4. Упражнения, выполнение которых связано с интенсивным напряжением мышц брюшного пресса, натуживанием

1-5

см. ограничения при болезнях органов крово-обращения.
6. Упражнения, сопро-вождающиеся значи-тельным сотрясением тела (прыжки в высоту, с разбега, спрыгивания и др.)



Важной стороной образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, является учет и оценка их учебных достижений. Обучающиеся на основании представленной справки, выданной медицинским учреждением, оцениваются в образовательном учреждении по разделам: "Основы теоретических знаний" в виде устного опроса или написания рефератов, "Практические навыки и умения" в виде демонстрации комплексов ЛФК.

Оценка оздоровительной эффективности занятий физической культурой обучающихся с ОВЗ и обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, проводится на основе сравнительного индивидуального анализа динамики значений установленных показателей.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся с ОВЗ и обучающихся, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, должен быть сделан на повышении мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических показателях, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены обучающемуся и родителям (законным представителям), выставляется положительная отметка.

Целесообразно выставить положительную отметку и в том случае , если обучающийся, не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков и умений, в развитии физических качеств, но регулярно посещал уроки физической культуры, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастикой, необходимыми знаниями в области физической культуры.

При выставлении текущей отметки соблюдается особый такт, максимальное внимание к проблемам здоровья, не унижающее достоинства обучающегося. Отметку необходимо использовать таким образом, чтобы она способствовала развитию школьника, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой.


Безусловно, идеальным вариантом организации образовательного процесса по физической культуре является распределение обучающихся по группам здоровья.

Занятия в этих группах отличаются требованиями к уровню освоения учебного материала, объёмом и структурой физической нагрузки, а также учебными программами. Уроки должны иметь оздоровительную направленность, носить тренирующий характер, чтобы обеспечить постоянный рост адаптации организма к нагрузкам. Организация и проведение занятий в специальной медицинской группе (СМГ) всегда представляет сложность, так как необходимо объединить разрозненные группы учащихся, отличающихся по возрасту, полу, характеру заболевания, функциональным параметрам занимающихся.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Лютикас Маргарита Юрьевна

Дата: 21.10.2018

Номер свидетельства: 481409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "доклад на тему: Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-zdorov-ie-sbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "227662"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440861837"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Статья "Сюжетно - ролевые игры на уроках физической культуры" "
    ["seo_title"] => string(67) "stat-ia-siuzhietno-rolievyie-ighry-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "118842"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413273162"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Современные здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры "
    ["seo_title"] => string(90) "sovriemiennyie-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekhnologhii-na-urokakh-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "226298"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440172726"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(242) "АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с задержкой психического развития по предмету «Литературное чтение» "
    ["seo_title"] => string(146) "adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatiel-naia-programma-dlia-dietiei-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia-po-priedmietu-litieraturnoie-chtieniie"
    ["file_id"] => string(6) "237162"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444239338"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Гендерный подход кaк один из путей повышения эффективности процессa обучения и воспитaния учaщихся нa урокaх физической культуры"
    ["seo_title"] => string(134) "giendiernyipodkhodkakodinizputieipovyshieniiaeffiektivnostiprotsiessaobuchieniiaivospitaniiauchashchikhsianaurokakhfizichieskoikultury"
    ["file_id"] => string(6) "310192"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458971012"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства