Просмотр содержимого документа
«Обучение подачам в волейболе»
ОБУЧЕНИЕ ПОДАЧАМ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Обучение всем игровым приемам, в том числе и подачам, начинают с показа, объяснения и опробывания приема с целью создания правильного представления о характере движения. Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овладевают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовятся к свободному выполнению подач в игре. И наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием пере дач: после первых успехов в овладении нижними подача ми их совершенствуют, сочетая с верхними передачами, а верхние подачи—с нижними передачами.
Подачи изучают в такой последовательности: нижние подачи (боковая и прямая), верхние подачи (прямая и боковая), после чего занимающихся можно познакомить с «планирующей» подачей.
Нижние боковая и прямая подачи. После опробования изучаемого способа нижней подачи целесообразно выполнять специальные упражнения.
Примерные упражнения
1. Имитация изучаемого способа подач. Занимающихся строят в две шеренги лицом друг к другу на боковых линиях площадки. Упражнение выполняют посменно. Желательно имитировать подачу на три счета: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание, «три»— удар по мячу.
2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения — научить детей правильно подбрасывать мяч.
3. Подача мяча в направлении своего партнера.
4. Подача в направлении своего партнера с высокой и низкой траекторией полета мяча.
5. Подача мяча точно в своего партнера на дистанции 9 м, за тем 12 м. Организация выполнения упражнений 1—5 одинаковая: на двух занимающихся один мяч. После уверенного выполнения упражнения 5 приступают к подачам через сетку.
6. Подача мяча на сторону противника через сетку. В тех случаях, когда кому-либо из игроков не удается выполнить подачу через сетку с 9 л, можно уменьшить расстояние, с тем чтобы желание во что бы то ни стало перебить мяч через сетку не приводило к неверному навыку.
7. Подача мяча через сетку на площадку противника.
8. Подача мяча через сетку в зону защиты противоположной площадки.
9. Подача мяча в левую и правую часть зоны защиты площадки противника.
10. Подача мяча на своего партнера, находящегося в зоне защиты противоположной площадки.
11. Выполнение упражнений 8—10 с места подачи.
12. Подача мяча в зону нападения противоположной площадки и в уязвимые места площадки (вдоль боковых линий между зонами 1—2 и 4—5).
13. Соревнования между занимающимися на количество правильно и точно выполненных подач в определенную зону. Подачи выполняют сериями по 5—10 попыток.
14. Эстафета с подачами. Две команды выстраиваются на месте подачи в колонну по одному на противоположных площадках. У впередистоящих игроков в руках волейбольный мяч. По одному игроку из каждой команды идут на противоположную площадку и становятся лицом к своей команде в зоне 4, По общей команде (свист ку) впередистоящие подают мяч точно своему игроку и бегут на его место. Находящийся в зоне 4 игрок ловит мяч, бегом несет в свою команду и отдает его впередистоящему игроку, а сам становится в конец своей колонны игроков. Выигрывает команда, раньше закончившая эстафету с наименьшим количеством ошибок.
Для слабо осваивающих нижние подачи можно рекомендовать индивидуальные упражнения:
1. Имитация изучаемого способа подачи.
2. Подбрасывание и ловля мяча в сочетании с имитацией.
3. Подача мяча в стену с расстояния 9 м через воображаемую или нарисованную на стене сетку.
4. Подача мяча через сетку с места подачи сериями по 10—20 подач.
Приведенную последовательность соблюдают при изучении всех способов подач. Однако если техника нижних подач в связи со своей простотой не требует специальных подготовительных упражнений, то при обучении верхним подачам, представляющим значительную сложность, подготовительные упражнения необходимы. Это обусловлено и тем, что верхние подачи являются основой для изучения нападающих ударов.