kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средств и методов в условиях конкретной школы для подготовки учащихся

к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ».

В методических рекомендациях приведен примерный комплекс упражнений, используемых на уроках волейбола в разминке, подробно описана технология обучения техники владения мячом. 

Одним из самых сложных элементов волейбола является подача. На олимпиаде предлагается выполнение прямой верхней подачи. Многие учащиеся, особенно девушки 7-8 классов физически не готовы к выполнению данной подачи. Поэтому рекомендую на уроках физической культуры давать упражнения, способствующие укреплению мышц спины и верхнего плечевого пояса, приведенные в данной статье.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки учащихся к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ» »












Методика подготовки учащихся

к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ»



Учитель физической культуры

Новопортовской школы-интернат

Фоменко. А.В.


















2014 г









В настоящее время существует большое количество методик обучения технике волейбола, но возможности учителей различны, поэтому, используя опыт работы, я выбрала приемлемые варианты использования средств и методов в условиях конкретной школы для подготовки учащихся

к олимпиаде по физической культуре по разделу «ВОЛЕЙБОЛ».

Примерный комплекс упражнений, используемых на уроках волейбола в разминке

  1. Легкий бег с ведением волейбольного мяча из руки в руку (ведение выполнять фалангами пальцев) по правой боковой линии лицом вперед, по левой боковой линии спиной вперед, по лицевым правым и левым боком приставными шагами.

  2. Упражнение «Руль». Ходьба, надавливая мячом на пальцы то левой, то правой руки, мяч перед собой.

  3. Подбрасывание и ловля мяча, одновременно выполняя хлопки в ладоши.

  4. Наклоны. Мячом тянуться сначала за правую ногу, затем за левую, вперед, под ногами назад (кистями одновременно с рывками прижимать мяч к полу).

  5. Махи ногами, во время маха выполнять удар мячом в пол под ногой.

  6. Приседание. Перед приседом подбросить мяч вверх и приседать одновременно с ловлей мяча на вытянутые вперед руки.

  7. В упоре лежа перекатывание мяча из руки в руку.

  8. Прыжки, выполнять после подброса мяча вверх, ловить в прыжке над головой.

Обучение технике владения мячом.

Сначала нужно обучить детей стойке волейболиста и правильному положению кистей и рук. Объяснив и показав ученикам существующие стойки волейболистов, надо потребовать, чтобы они приняли основную стойку, для проверки качества выполнения. Затем следует показать и проверить положение рук при выполнении передач.

Базовыми элементами стоек и перемещений являются устойчивое положение на полусогнутых ногах и сохранение равновесия в стойке. Это дает возможность перемещаться шагом, бегом, делать скачок или выпад в любом направлении.

При выполнении любой стойки следует помнить, что ноги должны быть полусогнуты, стопы располагаются на ширине плеч, одна нога впереди другой, туловище наклонено вперед, руки согнуты в локтях, взгляд направлен вперед.




Возможные ошибки

1. Ноги выпрямлены или чрезмерно согнуты в коленях.

2. Руки опущены.

3. Чрезмерный наклон туловища вперед.

4. Неустойчивые положения перед приемом мяча.


Упражнения для обучения.

  1. Принять положение стойки с выставленной вперед левой ногой. Выполнить в стойке выпад влево, вправо, шаг вперед, назад. Руки перед грудью согнуты в локтях и готовы выполнить действия с мячом.

  2. В стойке выполнять перемещения бегом в одну, другую сторону, вперед, назад на расстояние 3-5 м. Имитировать передачу мяча после остановки.

В стойке выполнить перемещение скачками и выпадами. Имитировать передачу мяча после остановки

Серьезная ошибка во время верхней передачи - касание мяча ладонями. Чтобы избежать этого, постоянно прошу учеников проверять правильность расположения кистей рук (при помощи мяча эту ошибку исправить сложно, т.к. дети могут накладывать на мяч всю ладонь).

  1. Для этого использую упражнение «гермошлем» - приставить большие пальцы рук к вискам, а остальными пальцами обхватить голову сзади, после этого «шлем» нужно «снять», сохраняя его форму. При этом руки занимают необходимое для передачи положение.

  2. По свистку ученики принимают стойку с правильным положением рук. Следует обращать внимание на степень согнутости ног,  их положение, положение рук, туловища и особенно кистей с расставленными пальцами.

  3. Кистями обхватить мяч, лежащий на полу, руки повторяют форму мяча. Поднять мяч над головой в высокой стойке, сымитировать верхнюю передачу не выпуская мяча из рук.

  4. После того как принято то же положение, партнер вкладывает мяч в руки выполняющего, чтобы проконтролировать положение кистей на мяче.

  5. В стойке волейболиста подбросить мяч одной рукой над собой и поймать его обеими руками и одновременно начать разгибание ног, затем рук, имитируя передачу.

  6. Подбросив мяч вверх и несколько в сторону или вперед, учащийся перемещается под мяч, принимает основную стойку и ловит его перед лицом.

  7. В парах первый игрок набрасывает мяч в удобное для выполнения передачи положение, второй ловит мяч в стойке и, имитирует передачу, последовательно разгибая ноги и руки.

После правильного выполнения данных упражнений можно перейти к обучению верхним передачам двумя руками.

Базовыми элементами верхней передачи мяча – положение рук перед лицом, когда кисти образуют форму мяча на уровне глаз или лба, а также последовательность движений при выполнении передачи мяча. Движение начинается разгибанием ног и заканчивается сопровождением мяча кистями рук. Необходимым условием выполнения верхней передачи является выход к мячу за счет своевременного перемещения так, чтобы мяч находился над игроком.

Передача начинается с последовательного разгибания ног, туловища, рук; заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление полета.

Для того чтобы хорошо выполнять передачу двумя руками сверху, учащиеся должны:

  • – уметь быстро перемещаться и принимать исходное положение;

  • – помнить, как правильно располагать кисти перед лицом («ковш»);

  • – при передаче касаться мяча фалангами пальцев;

  • – перед выполнением передачи туловище разворачивать в том же направлении;

  • – при выполнении передачи руки, туловище и ноги разгибать одновременно, а мяч сопровождать руками до полного их выпрямления.

Возможные ошибки

1. Мяч отбивается ладонями, а не пальцами.

2. Большие пальцы рук направлены вперед.

3. Мяч принимается слишком напряженными или расслабленными пальцами.

4. Отсутствие согласованности в движениях рук, туловища, ног.

5. Кисти не сопровождают мяч.

6. Нет выхода под мяч, ученики передают мяч прямыми руками на слишком большом расстоянии.

Упражнения для обучения.

  1. Выполнить низкий дриблинг мяча в пол (10–20 см) двумя руками на месте.

  2. Ученик снизу подбрасывает мяч и совершает верхнюю передачу двумя руками над собой и ловит мяч.

  3. То же, выполняя 2-3 передачи подряд.

  4. Стоя у стены, учащиеся выполняют одну верхнюю передачу в стену собственного набрасывания, затем ловят мяч. Количество передач постепенно увеличивается.

  5. В парах игроки направляют мяч друг другу верхней передачей, создавая удобные условия для передачи и перемещаясь к мячу.

  6. Учащиеся стоят друг против друга. Один набрасывает мяч несколько впереди своего партнера, который делает шаг вперед, принимает основную стойку и выполняет передачу.

  7. В парах выполнить верхние передачи мяча, направляя их в стороны от игрока. Перемещаться к мячу приставными шагами, выполнять выпады.

  8. Передачи мяча над собой, не выходя из круга радиусом 2 м. Высота передачи 2-3 м. Сопровождать передачу кистями рук.

  9. Передачи в парах, двигаясь приставными шагами по длине спортивного зала.

  10. Выполнить верхнюю передачу мяча в стену на минимальном расстоянии (5–10 см).

  11. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на минимальную высоту (5–10 см).

  12. Выполнить верхнюю передачу мяча над собой на близком расстоянии от стены (5–20 см):

а) перемещаясь вдоль нее;

б) опускаясь в присед и вставая;

в) без зрительного контроля.

13. Передача мяча с изменением траектории полета.

14. Передачи мяча на точность


Эти упражнения позволяют последовательно обучать игроков перемещению в различных направлениях в сочетании с выполнением передач.

При изучении верхнего приема и передачи у детей возникают сложности с правильным выполнением некоторых элементов. Например, во время приема мяча над собой после наброса, некоторые ученики ловят его, обхватывая с боков. Это движение образно можно назвать «пассатижи», сравнивая захват мяча руками с этим инструментом. Чтобы исправить эту ошибку, предлагаю школьникам сделать «стрелку», т.е. направить большие пальцы рук себе на нос при приеме мяча. То же предлагаю сделать, если дети разводят локти слишком широко.

У многих учащихся есть трудности с «подседом» под мяч. Здесь очень хорошо работает упражнение – многократные передачи мяча над собой с отскоком от пола.

  1. Ребенок двумя руками ударяет мяч в пол, после отскока перемещается под мяч, принимает основную стойку и совершает передачу.

  2. Подбрасывание мяча вверх и прием его над собой после отскока от пола в средней стойке.

  3. Передачи мяча в стену, едва выпуская его из рук.

Нижняя передача.

Базовые элементы нижней передачи мяча – исходное положение рук и разгибание ног, которое обеспечивает передачу. Руки находятся перед туловищем, одну кисть вложить в другую, предплечья развернуты для передачи мяча.

И.п. – ноги на ширине плеч согнуты в коленях, ступни параллельны, руки выпрямлены, предплечья приближены друг к другу, туловище наклонено вперед. Передача выполняется за счет выпрямления ног, туловища и рук вперед-вверх навстречу мячу.

Для обеспечения качественного приема мяча двумя руками снизу занимающиеся должны:

  • – уметь принимать положение готовности;

  • – перед приемом мяча правильно располагать руки: предплечья суппинированы и находятся на одном уровне, кисти соединены;

  • – быстро перемещаться вперед, назад, в стороны и после перемещения принимать исходное положение лицом по направлению мяча (на прием к партнеру); при приеме мяча справа руки натянуты, правое плечо выше левого, лучевые кости находятся в наклоне в сторону передачи.

Упражнения для обучения.

  1. Принять стойку волейболиста, руки перед туловищем в готовности для нижней передачи мяча; разгибать и сгибать ноги, имитируя нижнюю передачу.

  2. В парах первый набрасывает мяч в положение, удобное для нижней передачи, второй возвращает мяч нижней передачей.

  3. В парах первый набрасывает мяч перед вторым и в стороны от него, а тот перемещается к мячу и возвращает его нижней передачей.

  4. В парах первый выполняет нижнюю передачу на расстояние 3-4 м., второй возвращает мяч нижней передачей.

  5. В парах первый выполняет верхнюю передачу, второй возвращает мяч нижней передачей, направляя ее вверх и вперед. Активно разгибать ноги и сопровождать мяч предплечьями, выпрямляя руки в локтях.

  6. Сочетание верхней и нижней передачи. Игрок посылает мяч в стену верхней передачей, принимает мяч и посылает вверх над собой нижней передачей, постепенно увеличивая количество передач.

При выполнении передачи предплечьями и нижнем приеме также встречается большое количество ошибок, которые нужно своевременно отслеживать и исправлять.

Так, например, дети часто принимают мяч на кисти рук. Происходит это от того, что волейбол – единственная игра, в которой так активно используются предплечья. Дети же привыкли при игре с мячом ловить его именно кистями.

  1. Для устранения этой привычки предлагаю школьникам выполнить «выбивание неподвижного мяча». Ученики в парах, лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса. Второй – в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером. После нескольких повторений ученики меняются ролями.

  2. Следующая ошибка – прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками – является следствием недостаточного сгибания ног в коленях, или, как и в предыдущем случае, попытки отбить мяч кистями рук. Упражнение «черепаха» помогает исправить ситуацию: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочек ушей. Кроме того, при начальном обучении нижнему приему целесообразно использовать мячи более мягкие или полуспущенные.

Часто при начальном обучении нижнему приему дети не сгибают ноги в коленях, что приводит к искажению техники этого важного элемента. Поэтому очень важно с первых уроков использовать ряд упражнений, направленных на развитие этого навыка. Это:

1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же, но выполнять в парах, перебрасывая мячи друг другу с отскоком от стены под углом.

3. То же, но выполняет один ученик двумя мячами (кидает мячи поочередно, при этом они сначала ударяются о стену, затем в пол).

Когда это упражнение будет освоено, можно попробовать выполнить его без отскока от пола.

4.  Броски и ловля мячей под натянутой волейбольной сеткой в парах.

Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, используя нижнюю передачу.

  1. Выполнение нижней передачи над собой после отскока мяча от пола.


ОШИБКИ

Пути исправления

Мяч принимается на кисти рук, а не на предплечья

«Выбивание неподвижного мяча». Ученики в парах, лицом друг к другу. Один держит мяч на вытянутых руках на уровне пояса. Второй – в низкой стойке, старается выбить мяч у партнера. При этом мяч должен пролететь над партнером.

Прием мяча, согнутыми в локтевом суставе руками

Упражнение «черепаха»: сцепленные руки вытянуты вперед, ученик выполняет низкую стойку и, втягивая голову, пытается достать плечами мочки ушей.

В стойке недостаточно согнуты ноги.


1. Броски и ловля мяча от стены, при этом мяч должен ударяться в стену ниже головы ученика.

2. То же, но выполнять в парах, перебрасывая мячи друг другу с отскоком от стены под углом.

3.  Броски и ловля мячей под натянутой волейбольной сеткой в парах.

Это упражнение в дальнейшем можно выполнять, используя нижнюю передачу.

4.  Выполнение нижней передачи над собой после отскока мяча от пола.

Одним из самых сложных элементов волейбола является подача. На олимпиаде предлагается выполнение прямой верхней подачи. Многие учащиеся, особенно девушки 7-8 классов физически не готовы к выполнению данной подачи. Поэтому рекомендую на уроках физической культуры давать упражнения, способствующие укреплению мышц спины и верхнего плечевого пояса.

Базовые элементы прямой верхней подачи – согласование движения подбрасывания мяча одной и ударного движения другой рукой, а также «навал» (поступательное движение) туловища на мяч в момент удара. В ударном движении принимают участия все части тела, начиная с тазобедренного сустава.

Техника выполнения

1. Перед подачей нога, разноименная с бьющей рукой, находится впереди на расстоянии 0,5–1,5 ступни.

2. Рука с мячом перед подбрасыванием располагается выше пояса и слегка согнута.

3. Положение бьющей руки в замахе должно быть следующее: кисть выше головы, локоть выше плеча.

4. Подбрасывание выполняется вертикально на расстоянии 0,5–2 ступни перед носком правой ноги.

5. Замах начинается с отведения плеча, туловище отклоняется незначительно, рука отводится мягко, без рывка.

6. Удар начинается с движения мяча вперед.

7. Рука при ударе выпрямляется в локтевом суставе.

8. Удар по мячу наносится основанием напряженной ладони или кулаком.

9. После подачи масса тела переносится на стоящую впереди ногу, рука показывает направление вылета мяча.

Обучать подачам в волейболе целесообразно расчлененным методом. Объяснив и показав способ подачи игрокам, следует научить их принимать правильное начальное положение, а затем правильно подбрасывать мяч. После этого следует обучение удару по мячу и согласованности движений отдельных частей тела. Сразу необходимо добиваться точности выполнения движений, умения одновременно видеть цель и мяч и зрительно контролировать свои движения (не теряя из виду) до момента их завершения.

Первые попытки, позволяющие создать представление о характере и направлении движений при подаче, рекомендуется выполнять в упрощенных условиях.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении подач:

Подготовительная фаза

1. Корпус излишне развернут влево (вправо).

2. Стопы развернуты в стороны.

3. Подбрасывание выполнено неточно (слишком высоко, слишком низко или с вращением).

4. Плечо не отведено.

5. Рука в замахе зафиксирована слишком низко, слишком далеко или «завалена» за голову.

6. Кисть развернута наружу либо «завалена» влево или назад.

Рабочая фаза

1. Рука согнута в локтевом суставе или располагается слишком свободно.

2. Кисть расслаблена.

3. Удар по мячу выполнен неточно.

Завершающая фаза

1. Корпус «завален» влево.

2. Правое бедро (нога) выставлено слишком далеко вперед.

3. Предплечье уходит влево.

Упражнения для обучения.

  1. Имитация изучаемого способа подачи.

  2. Набрасывание и ловля мяча.

  3. Удар бьющей рукой по тыльной стороне ладони подбрасывающей руки.

  4. Удар бьющей рукой по мячу, находящемуся неподвижно в другой руке.

  5. Имитация подачи, выполняя удар по подвешенному к баскетбольному щиту гимнастическому мату (для прямой верхней подачи), волейбольному мячу.

  6. Ученик с мячом занимает начальное положение для подачи, подбрасывает мяч вверх и совершает удар по мячу в направлении партнера. Выполняя упражнение, следует обращать внимание на высоту траектории полета мяча.

  7. Подачи в стену в определенную зону.

  8. Игроки располагаются в парах по обеим сторонам сетки в 5-6 метрах от нее. Данное упражнение аналогично предыдущему. В соответствии со степенью овладения подачей следует увеличивать расстояние от сетки и постепенно довести его до расстояния, указанного в правилах.

  9. Игроки, стоя на месте подачи, поочередно выполняют подачи в левую и правую половины площадки.

  10. Подача на точность в 3-метровые коридоры (площадка маркируется), по зонам площадки.

  11. Подача в зоны 1 и 5 в углы площадки.

  12. Чередование подач на силу и точность в различные зоны площадки.

Игровая подготовка ( Упражнения по технике)


  • «Эстафеты у стены» (передачи о стену сверху, снизу).


  • «Точно водящему»

Учащиеся стоят по кругу, в середине которого – 1–3 водящих с мячами, которые поочередно набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча необходимо остановиться, точно выполняя передачу сверху двумя руками водящему.


  • «Свеча»

На площадке рисуют круг диаметром 2 м, в центр кладут мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют 10 передач мяча сверху над собой на высоту не менее 2 м. За недостаточную высоту или выход за рамки круга начисляются штрафные очки. Побеждает игрок, получивший меньше штрафных очков.


  • «Кто точнее»

Команды выстраиваются в колонну по одному в 5 м от стены, на которой в 3 м от пола нарисован квадрат размером 2?2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу и сверху двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своей колонны. Побеждает команда, выполнившая больше попаданий.




  • «Обстрел чужого поля»

На боковых линиях площадки нанесены два круга диаметром 2 м один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча снизу и сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает ученик, набравший меньше штрафных очков.

  • «Снайперы»

Команды выстраиваются в шеренгу за лицевыми линиями площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по 5 подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков, и т.д. Побеждает команда, набравшая больше очков.


  • «Сумей передать и подать»

Играющие выстраиваются в 2 колонны в 3 м от стены и соревнуются в передачах мяча в стену и подачах на точность. По сигналу первые номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху и снизу в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер закончил подавать, немедленно начинает передачи второй номер. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильное выполнение передачи игроку начисляют 1 очко, подачи – 3 очка. Побеждает команда, набравшая больше очков.

  • «Мяч через сетку».

Участвуют две команды по 6 человек. Расстановка игроков, как в волейболе, после розыгрыша очка игроки делают переход, как при выигрыше подачи. Затем мячи вводят в игру верхней передачей, нижней подачей. Условия игры постепенно приближают к правилам игры в волейбол.

И в заключение, хочется заметить, что если нашим ученикам не хватает сил, для выполнения технических приемов, то на уроках, наряду с изучением элементов техники необходимо широко использовать упражнения для повышения уровня развития физических качеств.
Если вам кажется, что ученикам не хватает широты передачи, то возьмите "набивной" мячи и дайте детям поиграть им над собой. Упражнения с "набивным" мячом следует чередовать с обыкновенным, чтобы не пропадало "чувство мяча". Включайте в уроки отжимание на пальцах от стены и от пола. Это помогает закачать кисти и добавить широты передачи. И не забывайте напоминать детям о том, что в волейболе практически все приемы выполняются на согнутых ногах. Помогая себе ногами, можно достигнуть мягкости передачи и достаточной ее широты, быстрому выходу под мяч и т.д.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Фоменко Александр Владимирович

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187858

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства