Методическая разработка: «Подготовительные и подводящие упражнения для обучения игры в волейбол (подача мяча)»
Методическая разработка: «Подготовительные и подводящие упражнения для обучения игры в волейбол (подача мяча)»
Классификация упражнений.
Чтобы эффективно и рационально использовать в подготовке учащихся разнообразные упражнения, они определенным образом группируются. Группировка упражнений основана на том, какое значение те или иные упражнения имеют в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условное, однако, оно дает возможность лучше построить учебный процесс, правильно выбрать из всего многообразия упражнений именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, учитель имеет возможность проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений, разработать варианты их.
Все упражнения условно делятся на две большие группы: основные упражнения и вспомогательные.
Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игре в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.
Цель упражнений по технике - совершенствовать тот или иной технический прием преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнеров. Отдельные упражнения направлены на совершенствование техники в условиях, способствуют формированию тактических умений.
Упражнения по тактике призваны научить учащихся индивидуальным и коллективным (командным) тактическим действиям, принятым в волейболе.
В учебной двусторонней игре в волейбол совершенствуются и физические качества, и двигательные навыки технических приемов, и тактические умения.
Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки учащихся. Вспомогательные упражнения разделяются на обще развивающие и специальные.
Задача обще развивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке учащихся. Они компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений и упражнений по технике и тактике, что развивают в основном навыки и качества, необходимые для игры в волейбол. При проведении обще развивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.
Специальные упражнения признаны ускорить и облегчить обучение техническим и тактическим приемам волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно направленные на овладение структурой технических приемов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приемов без мяча).
Таким образом, вспомогательные обще развивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных возможностей организма, а основные и вспомогательные, подводящие - на формирование двигательных навыков, технических приемов и тактических умений.
В целом все упражнения решают задачи разносторонней физической и квалифицированной технической и тактической подготовки учащихся.
Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для игры в волейбол (упражнения по тактике, специальные игровые упражнения и подготовительные игры).
Подачи
Подачам на всех этапах обучения надо уделять серьезное внимание.
Учащиеся должны выбрать для себя основной способ верхней подачи: прямую или боковую. Учителю нужно помочь в этом учащимся. Большую роль играет начальный этап обучения подачам. Многое зависит от того, какую подачу - прямую или боковую учащиеся начинают изучать сначала. Известно, что прямая подача дается учащимся легче, и они охотно выбирают этот способ подачи основным для себя. Чтобы привить интерес к боковой подачи, целесообразно изучать сначала её и лишь потом переходить к прямой подаче, что подтверждают наблюдения в специальном эксперименте. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся в совершенстве овладели основами техники всех способов подачи и умели применять подачу, наиболее соответствующую конкретной игровой обстановке.
Нижняя прямая подача - основной способ подачи для учащихся, особенно на первом году обучения. Больших трудностей в обучении нижней подаче быть не должно, а польза от этого большая. Во-первых, появляется возможность постепенно совершенствовать навыки приема мяча с подачи, и, во-вторых, учебная двусторонняя игра в волейбол проходит более интересно и эффективно.
Начинать обучение надо с нижней прямой подачи, при которой игрок видит всю площадку и мяч можно более точно послать через сетку, чем при нижней боковой подаче. Преимущество нижней прямой подачи еще и в том, что по своей структуре она сильно отличается от верхней боковой. В то время как нижняя боковая подача может дать отрицательный перенос навыков при разучивании верхней боковой подачи, а именно: удар по мячу будет выполняться неправильно, в точке, расположенной где-то между точками удара по мячу при нижней боковой и верхней боковой подачах.
Рис. 1. Нижняя пряма подача.
Учащиеся достигают высокой степени совершенства в нижних подачах и уверенно применяют их в игре.
На рис. 1 показано, как выполняется нижняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, одна нога впереди (противоположная руке, которая ударяет). Туловище слегка наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой, правая рука опущена вниз. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отклоняется назад на замах. Удар по мячу производится напряженной ладонью прямой руки на уровне пояса, при этом вес тела переносится на переднюю ногу, игрок после удара делает шаг в площадку.
Подготовительные упражнения.
В упражнениях используется главным образом метание набивного мяча.
Броски набивного мяча весом 1-2 кг в парах, расстояние 7-8 м. Исходное положение и все движения напоминают нижнюю прямую подачу.
Броски набивного мяча весом 1 кг через сетку (нижний край сетки не закреплен), расстояние от сетки 6-8 м, высота сетки 1,90-2 м. Надо обращать внимание на то, чтобы после броска ученики сделали шаг в площадку ногой, что находится позади.
Подводящие упражнения.
Применение этих упражнений составляет небольшой этап в обучении нижней подаче, а некоторые ученики выполняют их всего несколько раз, переходя затем к упражнениям по технике.
1. Нижняя прямая подача теннисного мяча в парах, затем в стену.
2. Нижняя прямая подача подвешенного мяча и мяча, установленного в держателе
Первое и второе упражнения позволят учащимся правильно выполнять ударное движение и согласовывать движения рук и всего тела.
3. Нижняя прямая подача в стену (расстояние 6-7м) и прием мяча, который отскочил.
Упражнения по технике.
Упражнения по технике подачи выполняются за лицевую линию с места подачи, и при этом соблюдаются все правила подачи.
1. Учащиеся делятся на две команды и поочерёдно выполняют подачи в пределы площадки, после подачи они принимают участие в приеме мяча с подачи игроков противоположной команды. Основное внимание уделяется технике подачи. Ученики стараются послать мяч через сетку, не нарушая правила игры (без урона).
2. Каждый ученик выполняет подряд 5, 10, 20 попыток подач. Подают сразу двое игроков на каждой стороне площадки, другие обеспечивают их мячами.
3. Ученики, прежде чем выполнить подачу, выполняют несколько приседаний, прыжков, падений и т.п.
4. Подачи на точность: а) в правую и левую половины площадки; б) в дальнюю от сетки и ближнюю половину площадки. Упражнение можно выполнять в парах. Подающий ученик пытается подать мяч на партнера, принимающего мяч сверху.
Верхняя прямая подача.
В этом способе подачи удачно сочетаются сила и точность, т. е. волейболист может послать мяч в определенную зону площадки противника точно и в то же время достаточно сильно. Для учащихся изучение верхней прямой подачи больших трудностей не представляет.
На рис. 2 показано, как выполняется верхняя прямая подача: игрок находится лицом к сетке. Ноги слегка согнуты, одна нога, разноименная с рукой, ударяет, ставится вперед, мяч удерживается левой рукой, правая готовится к замаху. В момент подбрасывания мяча вверх тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу, которая слегка сгибается в колене, туловище наклоняется и немного поворачивается в сторону ударяющей руки. Вслед за движением туловища согнутая в локте рука, которая ударяет, отводится за голову. При ударе по мячу сзади стоящая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на переднюю ногу, рука, которая ударяет, вначале перемещается локтем вперед, а затем, по мере нарастание скорости перемещения предплечья, полностью выпрямляется. Заключительное движение кистью придает полету мяча нужное направление.
Рис. 2. Верхняя прямая подача
Специальные упражнения.
1. Броски набивного мяча весом 1-2 кг из-за головы двумя руками.
2. Из положения «рука с набивным мячом весом 1 кг за головой» выпрямление руки вверх и бросок мяча вперед за счет резкого заключительного движения кистью.
3. Подбрасывание теннисного (или небольшого резинового) мяча и удар по нему сверху одной рукой
4. Подача мяча, установленного в держателе.
5. Подача через сетку после подбрасывания мяча.
Рис. 3. Верхняя прямая подача мяча
Рис. 4. Верхняя прямая подача
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: «Подготовительные и подводящие упражнения для обучения игры в волейбол (подача мяча)»»
Содерхание
Классификация упражнений.
Нижняя прямая подача.
Верхняя прямая подача.
Классификация упражнений.
Чтобы эффективно и рационально использовать в подготовке учащихся разнообразные упражнения, они определенным образом группируются. Группировка упражнений основана на том, какое значение те или иные упражнения имеют в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условное, однако, оно дает возможность лучше построить учебный процесс, правильно выбрать из всего многообразия упражнений именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, учитель имеет возможность проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений, разработать варианты их.
Все упражнения условно делятся на две большие группы: основные упражнения и вспомогательные.
Основные упражнения представляют собой упражнения по технике и тактике и собственно игре в волейбол, т. е. то специфическое, что отличает волейбол от других видов спорта и составляет его сущность. В этих упражнениях технические приемы и тактические действия выполняются так, как это имеет место в игре.
Цель упражнений по технике - совершенствовать тот или иной технический прием преимущественно в индивидуальном порядке, а также с помощью партнеров. Отдельные упражнения направлены на совершенствование техники в условиях, способствуют формированию тактических умений.
Упражнения по тактике призваны научить учащихся индивидуальным и коллективным (командным) тактическим действиям, принятым в волейболе.
В учебной двусторонней игре в волейбол совершенствуются и физические качества, и двигательные навыки технических приемов, и тактические умения.
Вспомогательные упражнения служат для лучшего овладения основными упражнениями и для разносторонней подготовки учащихся. Вспомогательные упражнения разделяются на обще развивающие и специальные.
Задача обще развивающих упражнений состоит в разносторонней физической подготовке учащихся. Они компенсируют также одностороннее влияние специальных упражнений и упражнений по технике и тактике, что развивают в основном навыки и качества, необходимые для игры в волейбол. При проведении обще развивающих упражнений используются средства гимнастики, акробатики, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр.
Специальные упражнения признаны ускорить и облегчить обучение техническим и тактическим приемам волейбола и овладение игровыми навыками. Они делятся на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических способностей, и подводящие, непосредственно направленные на овладение структурой технических приемов. В группу подводящих упражнений входят имитационные (выполнение технических приемов без мяча).
Таким образом, вспомогательные обще развивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных возможностей организма, а основные и вспомогательные, подводящие - на формирование двигательных навыков, технических приемов и тактических умений.
В целом все упражнения решают задачи разносторонней физической и квалифицированной технической и тактической подготовки учащихся.
Совершенствование технического приема происходит в условиях, характерных для игры в волейбол (упражнения по тактике, специальные игровые упражнения и подготовительные игры).
Подачи
Подачам на всех этапах обучения надо уделять серьезное внимание.
Учащиеся должны выбрать для себя основной способ верхней подачи: прямую или боковую. Учителю нужно помочь в этом учащимся. Большую роль играет начальный этап обучения подачам. Многое зависит от того, какую подачу - прямую или боковую учащиеся начинают изучать сначала. Известно, что прямая подача дается учащимся легче, и они охотно выбирают этот способ подачи основным для себя. Чтобы привить интерес к боковой подачи, целесообразно изучать сначала её и лишь потом переходить к прямой подаче, что подтверждают наблюдения в специальном эксперименте. Надо стремиться к тому, чтобы учащиеся в совершенстве овладели основами техники всех способов подачи и умели применять подачу, наиболее соответствующую конкретной игровой обстановке.
Нижняя прямая подача - основной способ подачи для учащихся, особенно на первом году обучения. Больших трудностей в обучении нижней подаче быть не должно, а польза от этого большая. Во-первых, появляется возможность постепенно совершенствовать навыки приема мяча с подачи, и, во-вторых, учебная двусторонняя игра в волейбол проходит более интересно и эффективно.
Начинать обучение надо с нижней прямой подачи, при которой игрок видит всю площадку и мяч можно более точно послать через сетку, чем при нижней боковой подаче. Преимущество нижней прямой подачи еще и в том, что по своей структуре она сильно отличается от верхней боковой. В то время как нижняя боковая подача может дать отрицательный перенос навыков при разучивании верхней боковой подачи, а именно: удар по мячу будет выполняться неправильно, в точке, расположенной где-то между точками удара по мячу при нижней боковой и верхней боковой подачах.
Рис. 1. Нижняя пряма подача.
Учащиеся достигают высокой степени совершенства в нижних подачах и уверенно применяют их в игре.
На рис. 1 показано, как выполняется нижняя прямая подача. В исходном положении игрок находится лицом к сетке. Ноги согнуты в коленях, одна нога впереди (противоположная руке, которая ударяет). Туловище слегка наклонено вперед, мяч удерживается левой рукой, правая рука опущена вниз. Одновременно с подбрасыванием мяча правая рука отклоняется назад на замах. Удар по мячу производится напряженной ладонью прямой руки на уровне пояса, при этом вес тела переносится на переднюю ногу, игрок после удара делает шаг в площадку.
Подготовительные упражнения.
В упражнениях используется главным образом метание набивного мяча.
Броски набивного мяча весом 1-2 кг в парах, расстояние 7-8 м. Исходное положение и все движения напоминают нижнюю прямую подачу.
Броски набивного мяча весом 1 кг через сетку (нижний край сетки не закреплен), расстояние от сетки 6-8 м, высота сетки 1,90-2 м. Надо обращать внимание на то, чтобы после броска ученики сделали шаг в площадку ногой, что находится позади.
Подводящие упражнения.
Применение этих упражнений составляет небольшой этап в обучении нижней подаче, а некоторые ученики выполняют их всего несколько раз, переходя затем к упражнениям по технике.
1. Нижняя прямая подача теннисного мяча в парах, затем в стену.
2. Нижняя прямая подача подвешенного мяча и мяча, установленного в держателе
Первое и второе упражнения позволят учащимся правильно выполнять ударное движение и согласовывать движения рук и всего тела.
3. Нижняя прямая подача в стену (расстояние 6-7м) и прием мяча, который отскочил.
Упражнения по технике.
Упражнения по технике подачи выполняются за лицевую линию с места подачи, и при этом соблюдаются все правила подачи.
1. Учащиеся делятся на две команды и поочерёдно выполняют подачи в пределы площадки, после подачи они принимают участие в приеме мяча с подачи игроков противоположной команды. Основное внимание уделяется технике подачи. Ученики стараются послать мяч через сетку, не нарушая правила игры (без урона).
2. Каждый ученик выполняет подряд 5, 10, 20 попыток подач. Подают сразу двое игроков на каждой стороне площадки, другие обеспечивают их мячами.
3. Ученики, прежде чем выполнить подачу, выполняют несколько приседаний, прыжков, падений и т.п.
4. Подачи на точность: а) в правую и левую половины площадки; б) в дальнюю от сетки и ближнюю половину площадки. Упражнение можно выполнять в парах. Подающий ученик пытается подать мяч на партнера, принимающего мяч сверху.
Верхняя прямая подача.
В этом способе подачи удачно сочетаются сила и точность, т. е. волейболист может послать мяч в определенную зону площадки противника точно и в то же время достаточно сильно. Для учащихся изучение верхней прямой подачи больших трудностей не представляет.
На рис. 2 показано, как выполняется верхняя прямая подача: игрок находится лицом к сетке. Ноги слегка согнуты, одна нога, разноименная с рукой, ударяет, ставится вперед, мяч удерживается левой рукой, правая готовится к замаху. В момент подбрасывания мяча вверх тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу, которая слегка сгибается в колене, туловище наклоняется и немного поворачивается в сторону ударяющей руки. Вслед за движением туловища согнутая в локте рука, которая ударяет, отводится за голову. При ударе по мячу сзади стоящая нога выпрямляется, тяжесть тела переносится на переднюю ногу, рука, которая ударяет, вначале перемещается локтем вперед, а затем, по мере нарастание скорости перемещения предплечья, полностью выпрямляется. Заключительное движение кистью придает полету мяча нужное направление.
Рис. 2. Верхняя прямая подача
Специальные упражнения.
1. Броски набивного мяча весом 1-2 кг из-за головы двумя руками.
2. Из положения «рука с набивным мячом весом 1 кг за головой» выпрямление руки вверх и бросок мяча вперед за счет резкого заключительного движения кистью.
3. Подбрасывание теннисного (или небольшого резинового) мяча и удар по нему сверху одной рукой
4. Подача мяча, установленного в держателе.
5. Подача через сетку после подбрасывания мяча.
Рис. 3. Верхняя прямая подача мяча
Рис. 4. Верхняя прямая подача
Список литературы
Ю.Н. Клещев, А. Г. Айриянц "Волейбол. Физкультура и спорт", 1985г.
Голомазов В. А., Ковалев В. Д., Мельников А.Г., "Волейбол в школе". Образование, 1976г.
Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов А.С. "Подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1967г.
Железняк Ю. Д. "120 уроков по волейболу. Физкультура и спорт", 1970г.
Перельман М. Г. "Специальная физическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1969г.
Слупский Л. Н. "Волейбол, игра связующего. Физкультура и спорт", 1984г.
Клещев Ю.Н., Чехов А.С. "Волейбол в школе. Физкультура и спорт", 1967г.
Осколкова В.А., Сужуров М. С."Техника и тактика игры в волейбол. Физкультура и спорт, 1959г.
Ивойлов А. В. "Тактическая подготовка учащихся. Физкультура и спорт", 1958г.
Железняк Ю.Д., Слупский Л. Н. "Волейбол в школе", Просвещение, 1989г.