Просмотр содержимого документа
«Обучение нападающим ударам в волейболе»
ОБУЧЕНИЕ НАПАДАЮЩИМ УДАРАМ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Нападающие удары изучают в такой последовательности: прямой нападающий удар по ходу разбега, нападающий удар с переводом влево, затем вправо, боковой нападающий удар, который тоже может быть с переводом.
Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для нападающего удара изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивания толчком левой ноги. Полезно выполнять напрыгивание через какое-либо препятствие, например через гимнастическую скамейку. По мере овладения напрыгиванием скамейку переносят к сетке. Постепенно приближая скамейку к сетке, занимающихся приучают к вертикальному прыжку. Следят за тем, чтобы в момент напрыгивания учащиеся все больше выносили вперед ноги, к самой средней линии.
Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сгибаясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты (гимнастические скамейки, маты, гимнастический козел), серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки), а также подвижные игры с прыжками («Чехарда», «Удочка») и различные эстафеты.
Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Этого делать не рекомендуется, так как эффективного отталкивания не получится. Удар ногами о пол является следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием.
Далее изучают ударное движение. Здесь полезно по вторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней пря мой подаче. Особую ценность представляет следующее упражнение. Игрок, стоя на полу, поднимает вперед-вверх руку с мячом, затем, отклоняя (но немного) туловище назад и поворачиваясь вправо (отводя плечо на зад), поднимает руку с мячом в положение замаха. Приняв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы бросает вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем вперед характерно короткое отведение назад таза. У занимающихся должно оставаться ощущение, что сгибание стало следствием рывка.
Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократно повторять такое упражнение. Взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одно временно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед.
Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающему удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Перед тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения.
Броски мяча в прыжке полезно давать на любой стадии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке прыжка и при опускании. Упражнения в бросках следует проводить в парах в такой последовательности.
Примерные упражнения
1. Игрок держит мяч ладонями с боков. После 2—3-шажного разбега он прыгает вверх, выносит руки с мячом вверх (но не заносит за голову) и за счет короткого рывка тазом назад бросает мяч вперед-вниз, после чего приземляется на площадку.
2. То же, но с перезолом мяча на бьющую руку, постепенно вы водя ее в исходное положение для удара. При выполнении упражнения необходимо помнить, что в момент броска кисть бьющей руки должна быть на мяче. Для достижения этого нужно в момент отталкивания энергично послать мяч к бьющей руке.
3. Броски теннисного мяча в прыжке после 2—3-шажного разбега. Приведенные упражнения выполняют в парах сначала без сетки, затем через пониженную сетку, далее через сетку нормальной вы соты. После этих упражнений рекомендуется освоить ловлю мяча со своего подбрасывания.
4. Игрок держит мяч перед собой двумя руками. С шагом левой ноги он поворачивает мяч, оставляя его в левой руке, отталкивается левой ногой, выполняя напрыгивание, подбрасывает мяч вперед-вверх и отводит правую руку в положение замаха. Совершив прыжок, игрок в воздухе ловит мяч двумя руками. В этом упражнении важно освоить ритм самого движения: на счет «раз»— шаг левой ногой, «два»—подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок, «три»—лов ля мяча в воздухе. С освоением этого упражнения ловлю мяча заменяют ударом по нему сначала без сетки, потом через пониженную сетку, затем через сетку нормальной высоты.
5. Нападающий удар со своего подбрасывания выполняют в том же ритме, что и предыдущее упражнение: на счет «раз.» — шаг левой ногой, «два» — подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок с отведением правой руки в исходное для удара положение, «три» — удар но мячу, за счет короткого рывка тазом назад. Удар следует выполнять на некотором удалении от сетки, чтобы занимающиеся не боялись коснуться ее рукой. Удар со своего подбрасывания — наилучшее упражнение в совершенствовании приемов нападения и защиты.
При правильной работе ног в прыжке и освоении верх них прямых подач овладение ударами со своего подбрасывания не представляет особой сложности. После уверенного выполнения нападающего удара со своего подбрасывания следует перейти к ударам после передачи сначала встречной, а затем вдоль сетки.