Просмотр содержимого документа
«"Мотивация занятий спортом"»
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Психология физической культуры
на тему:
Мотивация занятий спортом
Работу выполнил:
студент третьего курса
факультета спорта
группы 16с4
Г.В. Бузан
Работу проверил:
преподаватель
Берилова Е.И.
Краснодар 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Классификация мотивов 4
2 Структура мотивации спортивной деятельности 7
Заключение 9
Список использованной литературы 10
ВВЕДЕНИЕ
Спортивная психология (психология спорта) широко занимается проблемами мотивации спортивной деятельности, а также разрабатывает специальные методы, техники и приемы для развития, повышения мотивации и ее сохранения на стабильно высоком уровне, потому как наличие сильной мотивации – одно из непременных условий достижения хороших результатов и победы.
Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях. В более узком смысле исследование мотивов предполагает подробный анализ причин, объясняющих, почему люди предпочитают один вид деятельности другому, почему при решении определенных задач они действуют с достаточной интенсивностью и почему они продолжают работу или какие-либо действия в течение продолжительного времени.
Причины, по которым подросток занимаются определенным видом спорта, могут быть самыми различными, и их трудно свести к каким-то очевидным принципам. Различными бывают не только мотивы, в результате которых спортсмен подросткового возраста становится членом какой-либо команды, но и мотивы, побуждающие спортсмена выступать во время сезона или в какой-то конкретной игре или соревновании.
3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ
Для описания мотивов спортивной деятельности Дж. Кретти предлагает три параметра для классификации мотивов:
- мотивы осознаваемые и неосознаваемые;
- мотивы, источником которых являются физиологические, психологические, социальные потребности;
- группа мотивов, формирующаяся под воздействием прошлого опыта, недавнего прошлого опыта, непосредственным опытом деятельности и общения с другими людьми.
Первую группу мотивов можно представить в виде континуума, на одном полюсе которого находятся неосознаваемые, на другой - представлены явные мотивы, которые легко осознаются и оцениваются самим человеком.
Вторая группа мотивов, представлена в ряде схем иерархии потребностей и мотивации, в частности схемы А. Маслоу. Например, представитель психодинамического направления Г. Мюррей выделил ряд «психогенных потребностей» и противопоставил их основным биологическим или «висцерогенным потребностям». Эти потребности могут отражаться в различных поведенческиих моделях, характерных для спортсменов.
Большинство видов спортивной деятельности позволяет в различной
4
степени удовлетворить эту потребность. Снижение физиологических функций у некоторых спортсменов высокого класса после прекращения выступлений может служить примером чрезвычайной зависимости от этого мотива во время их активных выступлений.
- потребность достижения успеха и избегания неудач (потребность сохранять свой статус, избежать разочарований и преодолеть поражение, неудачу).
Тренеры часто апеллируют к этой потребности у спортсменов перед важными соревнованиями и при встречах с командами, которые в прошлом выигрывали или могут в данный момент нанести неприятное поражение.
- потребность проявить власть над другими, доминировать или подчиняться другим.
Многие спортсмены становятся членами команд, чтобы удовлетворить эту потребность. Лучшей иллюстрацией этого мотива в действии, видимо, будут действия и поведение линейного игрока в американском футболе во время схватки на линии.
- потребность в аффилиации (потребность в общении, установлении эмоциональных связей с другими, проявление доброжелательности, сотрудничества).
Многие спортсмены приходят в команду для удовлетворения этого мотива. Тренеры часто говорят: «На благо команды», «Для достижения команды». Этот мотив хорошо известен спортсменам.
- потребность приобретения предметов, стремление к порядку.
5
Действия этого мотива проявляются в стремлении тренеров и спортсменов следовать правилам соревнований и требованиям деятельности. Сюда же относится и коллекционирование спортивных трофеев, наград, хранение газетных вырезок, дающих представление о достижениях спортсменов.
- потребность участия в познавательном процессе, желание удовлетворить свою любознательность, получить ответы на интересующие вопросы.
Этот мотив может быть удовлетворен в зависимости от того, насколько тренер стремится к совершенствованию знаний у спортсменов и насколько они сами хотят познать причины и обоснование своих тренировочных режимов, соревновательных усилий и избранной тактики.
И третья группа мотивов иллюстрирует тот факт, что причины выбора спортсменом того или иного вида спорта и степень достигаемого мастерства могут зависеть от опыта, ситуаций или общения с другими людьми. Мотивы, побуждающие спортсмена заниматься определенным видом спорта, формируются под воздействием, как прошлого, так и настоящего опыта, который влияет на сознание спортсмена.
6
2 СТРУКТУРА МОТИВАЦИИ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характеристика мотивационной структуры отдельного спортсмена затрудняется не только сложностью имеющейся у него системы ценностей, но также и возможностью влияния его прошлого опыта на формирование отношений к успеху, спорту, труду, авторитетам. По мере развития, степень воздействия на него различных мотивов также меняется.
Структура мотивации достижения высокого результата в спорте (по Р.А. Пилоян):
1) побудительные основания:
- отражает принципиальную ориентированность спортсмена на удовлетворение самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, исполнения долга.
- отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей.
2) базисные основания:
- отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных условиях социально-бытовой деятельности.
- отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении специальных знаний и навыков.
- отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений.
7
3) процессуальные основания:
- отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении сведений о своих противниках.
- отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на процессе соревновательной борьбы.
Стремящиеся к успеху спортсмены свои достижения приписывают внутриличностным факторам (способностям, стараниям и т.п.), а избегающие неудачи - внешним факторам (легкости или трудности выполняемой задачи, везению и т.п.). Спортсмены, имеющие сильно выраженный мотив избегания неудачи, склонны недооценивать свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.
Структура мотивации достижения спортсменов носит индивидуальный характер и включает побудительные, базисные и процессуальные основания. Ее типичная динамика проявляются тремя тенденциями. Первая - структура мотивации практически не изменяется в течение длительного времени. Вторая - отдельные компоненты мотивации изменяются волнообразно. И, наконец, третья - наряду со снижением значимости побудительных оснований имеют место волнообразные колебания базисных и процессуальных компонентов мотивации.
8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мотивации достижения цели у спортсменов преобладают мотивы надежды на успех. В содержание мотива спортсмена на достижение успеха входят: стремление к победе, эмоциональный фактор, способность «бороться до конца». Наибольшей силой мотива обладают спортсмены видов спорта циклического характера, требующих преимущественного проявления выносливости. В играх и единоборствах мотивация не так сильно выражена, но зато она более сложна и связана с различными чертами личности.
Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями в сфере спорта, является своеобразным движителем спортсмена в его многолетних занятиях спортом. Сила, направленность, устойчивость мотивации обусловлены характером объекта (вида спорта) и отношением спортсмена к нему (спорту). Мотивация зависит не только от внешних факторов, но и от внутренних.
9
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 104 с.
Горбунов Г. Д. Практическая психология и ее основные направления в современном спорте. – Л.: Нева, 1977. – 220 с.
Маслоу А. Мотивация и личность. / А. Маслоу. - СПб., 1999. - 169 с.