Мой урок физкультуры
Известно, что решающая роль в формировании у учащихся потребности в физической культуре принадлежит уроку. Практика показывает, что истинный интерес к нашему предмету возникает у учащихся не только от увлекательных рассказов учителя или от его умения демонстрировать технические элементы, но и как результат успешной и умелой деятельности самих учеников. Именно поэтому важно уметь с самого начала занятий четко организовать учеников на решение учебных задач, научить их учебному труду.
Урок, как известно, условно делится на три части. Однако хороший, увлекательный урок всегда воспринимается учащимся как единое целое. Особую роль в становлении взаимоотношений с учащимися играют первые уроки. На них закладываются основы сознательной дисциплины, правильных взаимоотношений в ученическом коллективе, вырабатывается деловой ритм учебной работы, формируются взаимоотношения учителя и учеников, без которых невозможен учебный процесс. На первых уроках у учащихся складывается определенное отношение к слову учителя. Поэтому, приступая к уроку, учителю важно с первой минуты создать в классе рабочую атмосферу. Не следует начинать урок, пока в классе не установится полная тишина. Опытный педагог по выражению лиц учеников, мимике, жестам, взглядам умеет определить их эмоциональное состояние, понять, все ли дети готовы к уроку, здоровы, веселы, настроены ли на урок.
Молодой учитель нередко испытывает чувство страха перед учениками, который продиктован неуверенностью, желанием произвести благоприятное впечатление. Однако следует помнить, что даже самого неопытного учителя дети всегда воспринимают всерьез, для них он – учитель, и потому педагогу заботу о себе надо заменить заботой о детях, о тех задачах, которые следует осуществить в ходе урока.
Держать себя надо твердо, доброжелательно, без суеты. Не опускаться до нравоучений, упреков, переговоров с дежурным. Чтобы избежать неприятных ощущений первых уроков, нет более верного пути, чем познакомиться с учащимися во внеурочной обстановке. Узнать особенности каждого.
Первые уроки молодого учителя – это период активного становления его личных отношений с учащимися. При постоянстве требований у воспитанников по истечении нескольких уроков возникает привычка к организуемой педагогом деятельности, вырабатывается известный стереотип поведения.
Особая значимость для учителя первых минут урока в том, что именно в это время он завоевывает инициативу в общении с учащимся. Владение инициативой общения обеспечивает педагогу в дальнейшем управление познавательной деятельностью и воспитание учащихся в ходе урока.
Начало урока является важным моментом не только для молодого учителя. Даже у опытных учителей именно в этой части занятия возникают педагогические промахи, оказывающие влияние на весь процесс обучения. Причина возникающих трудностей лежит обычно в педагогической успокоенности или в снижении профессиональной активности. Проявляются эти трудности и вследствие торопливости (необходимо изучить большой материал, некогда обращать внимание на взаимоотношения с учащимися) или из-за уверенности, основанной на давнем знакомстве с классом (а раз так, незачем продумывать процесс общения с учащимися). Иногда такой причиной может стать ошибочное восприятие учащихся в целом или отдельных из них из-за неверной оценки их психологического состояния.
Избежать ошибок такого рода помогает правильная педагогическая целевая самоустановка учителя - начиная взаимодействие с классом, необходимо оперативно включить всех учащихся в общение. Этот важнейший шаг предопределит эффективность последующей деятельности на уроке. Опытный учитель – мастер достигает этого за счет правильного подбора и своевременного применения таких средств физической культуры, как строевые упражнения, разновидности ходьбы, бега, прыжков, общеразвивающие и специальные упражнения. Одновременно осуществляется подготовка организма учащихся к предстоящей работе в основной части урока.
Решению задач основной части урока, нацеленных на развитие двигательных качеств, изучение и совершенствование навыков и умений, способствует владение учителем наряду с дидактическими умениями и навыками умением использовать инструментарий фундаментальной педагогикиобщения с учащимися. Иначе говоря, учитель должен общаться с учениками на профессиональном уровне, владеть средствами педагогического общения как составной частью педагогической техники.
Однако эффективность применения педагогической техники будет достигнута при условии целостного применения всех составных функций педагогического общения учителя: и обмен информацией и организация взаимоотношений, и познание личности ребенка, и организация взаимовлияния. Предпочтение в ходе урока одной из перечисленных функций приводит к разлаживанию целостной системы общения. Учитель-мастер обеспечивает сохранение целостности системы за счет применения прежде всего таких элементов общения, как прямые, косвенные, опосредованные обращения к учащимся.
Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указания, сдержанным деловым тоном обращения к учащимся и предусмотренной строгой последовательностью необходимых действий учеников («Каждому взять мяч!»).
Многообразны формы косвенного обращения. Просьба, доверие, одобрение – эти формы косвенного обращения к учащимся имеют в своей основе своеобразную демонстрацию учителем положительного отношения к воспитаннику и к тому, что он делает.
Просьба эффективна там, где развиваются товарищеские отношения между людьми. Надо заметить, что просьба, в свою очередь, способствует укреплению и развитию товарищеских отношений, стимулируя сотрудничество и взаимопомощь. (Ученик не может выполнить задание. Учитель обращается: «Николай, помоги нам, пожалуйста….».)
Доверие. Учитель: «Теперь необходимо выполнить технический прием посложнее. Выполняет его Василий П. он должен справится». В этом требовании – доверие к ученику.
Одобрение. Учитель: «Выполнено упражнение аккуратно, четко, точно. Молодец!». Этот прием может быть исключительно действенным средством активизации работы учащихся.
Обращения учителя к учащимся могут выражаться и в других формах, носить негативный характер – предупреждения, недоверия, осуждения. Ученику, небрежно выполнившему задание, учитель говорит: «Плохо выполняешь, при такой технике тебе не войти в команду». (Здесь налицо предупреждение об отстранении от командной игры в случае невыполнения задания.) Запрещение на выполнение какого-то движения со словами «Не надо, ты не готов» выражает недоверие.
Для осуждения характерна демонстрация педагогом своего личного отрицательного отношения к действиям воспитанника («Александр, Вы выполняете упражнение хуже, чем можете»).
В целях стимулирования деятельности учащихся используют обращения, в которых не проглядывает столь явно негативное отношения педагога, например совет, намек, условное требование.
Совет. Учащийся совершенствует приемы игры в волейбол. Учитель замечает: «По-моему, можно использовать другой мяч».
Намек позволяет учителю смягчить свое замечание и служит одним из средств стимулирования деятельности учеников. (Учитель:«Кто еще не начал работать?».)
Условное требование подчеркивает, что допуск к последующей деятельности учащихся зависит от качества выполнения предшествующей. (Учитель:«Чья команда раньше выполнит задание, та и будет играть первой».)
Рассмотренные виды обращения – непосредственные технические приемы общения учителя с учащимися. Но можно применять и опосредованные формы, выраженные во всех формах прямого или косвенного обращения и способствующие развитию общественного мнения в коллективе, принципиальных требований воспитанников друг к другу. Например, учитель обращается к хорошо подготовленному ученику, выполняющему роль помощника на снаряде: «
Василий, прежде чем переходить к следующему упражнению, повторите с Володей предыдущее еще раз».
Учителю необходимо глубоко осознавать индивидуальные особенности учащихся, в частности при общении с девочками. Обычно девочки, да и девушки постарше негативно воспринимают прямые педагогические воздействия. Следовательно, необходимо в общении выстраивать систему косвенного влияния на них.
Когда на контрольном уроке идет определение технической или физической подготовленности, необходимо создать атмосферу значительности предстоящей работы. Это достигается всем внешним видом учителя, выражением лица, серьезным и вместе с тем доброжелательным голосом – повышенным, твёрдым, чуть взволнованным: «Внимание, ребята! Приступаем к проверке навыков такого –то элемента техники. Посмотрим, как вы справитесь с ним на этот раз».
Общая установка учителя в оценке знаний и умений учащихся должна быть направлена на поиск возможностей перевести ученика на более высокий уровень успеваемости. При этом для избежания возможных ошибок учителю необходимо придерживаться определенных установок. При выставлении оценок не надо делать попытки поймать ученика на незнании и неумении. Слабых учеников лучше проверять чаще и по хорошо усвоенному материалу, сильных, наоборот, по недостаточно усвоенному. Очень важно не сбивать ученика замечаниями и не пытаться при выполнении задания прерывать его. Помощь и страховку оказывать своевременно и благожелательно. Постоянно воспитывать у ребят вкус к хорошей спортивной выправке. К оценке не проявлять преувеличенное внимание, так как это может привести учащихся к погоне за оценками. Однако не следует забывать и о том, что слишком редкое выставление оценок нервирует учащихся.
Заканчивая контролирующую часть урока, необходимо поставить перед учащимися такие задачи, которые невозможно выполнить с имеющимися на данный момент умениями и навыками. Это позволит организовать учащихся на усвоение нового материала, стимулировать у них желание достичь более высокий результат. При этом опытные учителя нередко конкретизируют задание на дом к следующему уроку, а так же на более продолжительное время, что приучает учеников планировать свое время не только на краткосрочный период, но и на долгосрочный.
Идя на урок, учителю необходимо владеть достаточным арсеналом педагогической техники, обеспечивающей взаимодействие с детьми, а оно на каждом фрагменте урока строится по присущей только данному моменту системе общения. Ее –то и должен найти и организовать учитель.
Но, пожалуй, чаще всего учителю необходимо улыбаться. Улыбка учителя, когда он входит в класс, говорит о том, что встреча с учащимися приятна для него ;улыбка создает общий благоприятный психологический настрой детей, а значит, располагает их к учителю, вызывает стремление к работе, причем не только по его указаниям, но и самостоятельно, призвав к себе на помощь ранее полученные знания и умения. Ведь главная задача учителя – привить своим воспитанникам умение учиться.