kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические требования к занятиям ЛФК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе говориться об актуальности темы,о необходимости исправлять дефекты опорно-двигательного аппарата у детей.Рассмотрены методические требования к занятиям ЛФК  (лечебной физкультурой).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические требования к занятиям ЛФК»

Актуальность темы.

  1. исправление, имеющего дефекта.


За последние годы состояние детей ухудшается, на сегодняшний день в Санкт-Петербурге здоровые дети составляют менее 1% (И.М.Воронцов).

Особенно волнует педагогов и медиков резкое увеличение деформаций опорно-двигательного аппарата. Так, например нарушение осанки составляют около 80 %,а плоскостопие около 40%,тогда как, при осмотре детей города Ленинграда в 1961 году НИИ травматологии ортопедии имени Г. И. Турнера нарушения осанки составляли всего 26,4 %,а плоскостопие -15 %.Физическое воспитание в школе – важный этап в создании физического здоровья детей.

Задачами физического воспитания являются:

  • выработка необходимых умений и навыков;

  • формирование положительного отношения к физическим упражнениям, играм, гигиеническим процедурам, оздоровительным силам природы;

  • воспитание правильной осанки;

  • воспитание самостоятельности, дисциплинированности, организованности, активности, (А.А.Зайцев, Е.В. Конеева 1997).

Основной тип осанки и стоп формируется на всем протяжении периода роста ребенка, поэтому школьный возраст – благоприятный период не только для развития навыков и физических качеств, но и для коррекции различных типов нарушений осанки и деформации стоп.

Эта коррекция необходима не столько с косметической точки зрения, сколько с функциональной, так как состояние позвоночника оказывает влияние не только на опорно-двигательный аппарат, но и на все остальные органы и системы.

На формирование осанки влияют как экзогенные факторы, так и эндогенные. К факторам внешней среды (экзогенным) относятся условия, в которых находится ребенок во время сна и бодрствования, а также режим дня и статико-динамический режим. Особенно, важное значение, имеет воспитание навыка правильной осанки, обеспечивающее правильное положение головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы.

Неблагоприятные внешние условия особенно отрицательно отражаются на формировании опорно-двигательного аппарата детей, организм которых ослаблен такими заболеваниями (эндогенный фактор) как, рахит, гипотрофия, частые вирусные инфекции и прочее (М.И.Фонарев, Т.А.Фонарева 1977)

В связи с этим, понятна важность своевременной диагностики, профилактики и коррекции различных типов нарушений осанки и деформаций стоп у детей школьного возраста.

Коррекция должна проводиться различными средствами последовательно, длительно, во взаимосвязи школы с родителями, с индивидуальным подходом, соблюдением общего и статико-динамического режима в школе и дома.

Физические упражнения в различных формах проведения занятий решают общие и специальные корригирующие задачи у детей школьного возраста. Решение этих задач при соблюдении определенных гигиенических и педагогических условий позволит наиболее целесообразно реализовать главную цель физического воспитания - сохранить и умножить здоровье детей.








Цели и задачи предлагаемой разработки.


Цель данной разработки по ЛФК - оздоровление учащихся, улучшение и нормализация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка, исправление либо стабилизация нарушений опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура (ЛФК)- метод лечения, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, а также восстановления здоровья и предупреждения последствий патологического процесса.


Диагнозы:


  • Нарушение осанки

  • Сколиоз

  • Плоскостопие


Общие задачи.


  1. Стимуляция деятельности органов и систем , улучшение физического развития, повышение неспецифической сопротивляемости детского организма.

  2. Активизация общих и местных (в мышцах туловища) обменных процессов. Выработка достаточной силовой и общей выносливости мышц туловища, укрепления “мышечного корсета” и сводов стоп.


Специальные задачи:


  1. Создавать педагогические условия, необходимые для успешной профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.

  2. Воспитывать навык правильной осанки в школе и дома.



Частные задачи:


  1. Исправление дефектов осанки, формирование и закрепление правильной осанки.


Стабилизация сколиотического процесса, на ранних стадиях –

  1. Исправление деформации и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы.



  1. Нормализация работы дыхательного аппарата, улучшение бронхиальной проходимости, устранение дефектов грудной клетки.






Концептуальные идеи


Организационные мероприятия


1.Профилактический осмотр детей с целью назначения процедуры врачами:

невропатологом, ортопедом, терапевтом.

2. Выявление деформаций опорно-двигательного аппарата у детей.

3.Организация групп с ортопедической патологией. Знакомство с медицинскими показаниями врачей.

4.Подготовка материальной базы и создание необходимых санитарно-гигиенических условий, приобретение необходимого инвентаря.

5.Обучение детей основам анатомо-физиологических особенностей своего организма, с целью осознанного применения полученных знаний.

Сроки этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель – май)


Лечебные мероприятия




  1. Корригирующая лечебная гимнастика 2 раза в неделю.

  2. Фитбол - гимнастика.

  3. Самостоятельные занятия дома.

  4. Индивидуальные занятия - консультации для родителей и детей (1 раз в 2-3 недели).

  5. Использование дополнительных средств реабилитации-массажа, контактного коврика, специальных тренажеров.


Профилактические мероприятия


  1. Инструктаж. Беседа о личной гигиене, о форме одежды для занятий.

  2. Собеседование с родителями по курсу ЛФК. Ознакомление родителей

с диагнозом.

  1. Беседа с родителями и педагогами о правильном подборе стула, о необходимости жесткой кровати для ребенка, о правильном подборе обуви, о пользе хождения босиком по траве, песку, контактному коврику.

  2. Беседа с детьми о правильной осанке, во время сидения за партой, во время сидения за партой, во время ходьбы и стояния.

Сроки проведения этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель-май).










Проведение курса ЛФК.


  1. Результативность:

  • Наблюдение врачами учащихся, занимающихся ЛФК

  • Отзывы родителей.

  1. Определение направления дальнейшей работы с учащимися на основе новых рекомендаций врача:

-повторный курс ЛФК

-окончание курса ЛФК

-направление к специалистам для дальнейшего лечения.


Сроки этих мероприятий (сентябрь-октябрь, апрель – май)


Примерный список необходимого инвентаря для занятий ЛФК.


1.Легкие коврики

2.Гимнастические палки (лучше деревянные)

3.Легкие мячи.

4.Мешочки с песком, горохом и т.д.

5.Контактный коврик для коррекции деформаций стоп.

6.Фитбол-мячи.

7.Эспандеры.

8.Тренажер “Массаж стоп”

9.Тренажер для мышц брюшного пресса.

10.Арабские мячи.

11.Кегли.

12.Обручи.

13.Скакалки.

14.Набивные мячи.

15.Гимнастические скамейки.

16.Шведская стенка.

17.Перекладина.



Занятия по физическому воспитанию в форме ЛФК.


Основная роль в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата отводится занятиям ЛФК.

Задачами ЛФК для профилактики и коррекции нарушений осанки и стоп являются:

  • Воспитание дисциплинированного и сознательного отношения детей к закреплению правильного положения тела и стоп

  • Укрепление мышц брюшного пресса, спины для создания мышечного корсета

  • Совершенствование психических качеств и двигательных навыков ребенка

  • Коррекция имеющихся дефектов осанки и стоп.

Воспитание навыка правильной осанки и правильной установки стоп


Методические требования к занятиям ЛФК:


1.Занятия проводятся с группой по 10-12 человек.

2.Продолжительность занятий 30-40 минут в зависимости от возраста детей.

3.В занятия включаются как общие, так и специальные упражнения.

4.На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного

эмоционального фона, бодрого и радостного настроения, чаще давать игровые

задания, вводить музыкальное сопровождение.

5.Каждое занятие должно состоять из трех частей. Задача первой части

(вводной) - организация детей для предстоящей работы. Используются упраж-

нения строевого характера, короткие игровые задания, упражнения на воспита-

ние навыка правильной осанки и установки стоп. Во второй части занятий (ос-

новной) – главной задачей является укрепление мышечного корсета, увеличе-

ние подвижности позвоночника и коррекция имеющихся деформаций опорно-

двигательного аппарата. Физические упражнения выполняются, преимущест-

вено, в исходном положении лежа на спине и лежа на животе. Третья часть

( заключительная) предусматривает совершенствование психофизических каче-

ств, двигательных навыков, закрепления правильного положения осанки и стоп,

приведение организма в спокойное состояние.

6.Лечебная гимнастика в течение года распределяется на три периода- начальный,

основной и заключительный:

  • сентябрь- декабрь - начальный;

  • январь – март - основной период;

  • апрель- май - заключительный период.



Цель начального периода – обучение правильным исходным положениям,

точности выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей опор-

но- двигательного аппарата ребенка. В основном периоде выполняются симмет-

ричные упражнения с предметами и без предметов, преимущественно в разгру-

зочном для позвоночника положении - лежа, используются упражнения на само-

вытяжение, тренировку равновесия, дыхания и координацию движений с учетом

коррекции, имеющейся деформации в сагиттальной и фронтальной плоскости и

вида плоскостопия. Используются как динамические, так и статические упражне-

ния с акцентом на изометрическую работу мышц. Упражнения должны выполнятся

на все группы мышц с произвольным напряжением и расслаблением мышц туло-

вища, что развивает мышечный контроль и вырабатывает навык правильной осанки.

Заключительный период: предусматривает закрепление навыка правильной

осанки и правильной установки стоп, особенно в передвижениях, используются

сопротивления, отягощения для тренировки силовой выносливости мышц. Само-

вытяжение должно выполняться не только на занятиях ЛФК, но и в повседневной

жизни при сидении, стоянии, ходьбе. Необходимо доводить до сознания каждого

ребенка важность самостоятельных занятий дома и постоянного контроля за сво-

ей осанкой и стопами.

7.Учитывая , что в школьном возрасте игра- основная форма деятельности,

средство умственного ,нравственного, эстетического и физического развития

ребенка, в традиционные занятия ЛФК, не нарушая их структуры, можно вклю-

чать элементы сюжетно-ролевых игр.

В процессе игры дети знакомятся с окружающей средой, получают дополнитель-

ные знания о жизни животных, явлениях природы. Сюжеты ролевых игр должны

быть доступны пониманию детей, расширять их кругозор. Также, можно исполь-

зовать музыкально-ритмические игры.

Занятия ЛФК с использованием сюжетно-ролевых игр, эмоционально украсят

занятия позволят более эффектно и интересно решать общие и частные корригиру-

щие задачи, превратят необходимый лечебно-воспитательный процесс коррекции

деформаций осанки и стоп в увлекательную игру.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методические требования к занятиям ЛФК

Автор: Репникова Наталья Петровна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369760

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "статья «Методические требования к коррекционной направленности современного урока» "
    ["seo_title"] => string(93) "stat-ia-mietodichieskiie-triebovaniia-k-korriektsionnoi-napravliennosti-sovriemiennogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "135033"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416845484"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "Пояснительная записка к "Методической разработке цикла занятий по физической культуре с использованием элементов йоги." "
    ["seo_title"] => string(132) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-mietodichieskoi-razrabotkie-tsikla-zaniatii-po-fizichieskoi-kul-turie-s-ispol-zovaniiem-eliemientov-ioghi"
    ["file_id"] => string(6) "204441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429647767"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Инновационный подход к организации физического воспитания учащихся с нарушениями ОДА"
    ["seo_title"] => string(101) "innovatsionnyi-podkhod-k-orghanizatsii-fizichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia-s-narushieniiami-oda"
    ["file_id"] => string(6) "311292"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459179085"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства