Методические указания к организации и проведению подвижных игр.
Методические указания к организации и проведению подвижных игр.
содействие развитию физических качеств обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья, активного отдыха и досуга посредством подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические указания к организации и проведению подвижных игр.»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛЛЕДЖ «МАКСАТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ по изучению дисциплины «Физическая культура»
Методические указания к организации и проведению подвижных игр.
Разработала: Резвых. И.И
преподаватель общеобразовательных дисциплин
Степногорск 2019 г
ВВЕДЕНИЕ
Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения, и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
знание научно-биологических и практических основ физической культуры, и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Пояснительная записка
Важным направлением в физическом воспитании - является процесс развития двигательных качеств . Задача – научить правильно пользоваться двигательными умениями, способностями, наделёнными ими с рождения. Управление различными движениями тесно связано с нормированием функциональных нагрузок в двигательной деятельности . Чем лучше обучены учащиеся, тем больше повышают физическое развитие. На развитие физических и умственных способностей влияют систематические занятия гимнастикой, лёгкой атлетикой, игры, плавание .Необходимость мышечных движений человека для развития деятельности мозга отмечал известный ученик И.П. Павлова академик К.М. Быков: «…без мышечных движений невозможно ни познание природы, ни, тем более, переделка ее в процессе труда, ни совершенствование самого человека в процессе воспитания».
Подвижные игры – одно из самых любимых занятий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности, они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма. В подвижных играх главное
место занимают двигательные действия: прыжки, бег, метание. Участники
должны проявлять свою инициативу. В командных играх взаимодействия обговорены правилами, где исключается применение неэтичных приёмов, а также нетактичных действий между собой.
Подвижные игры могут делиться: индивидуальные и командные (коллективные). В индивидуальных играх занимается самостоятельно: прыгает через скакалку, играет в мяч, крутит обруч.
В коллективной игре участвуют трое и более человек, этим играм присущи элементы соревнования, где каждый борется не только за себя, но и за свою команду, это требует взаимопонимания и взаимопомощи. Значение подвижных игр: физическое развитие, физическая подготовка, формирования мотивации к занятиям физической культуры.
Определяя игру как упражнение, при помощи которого учащийся готовится к жизни, в игровой самостоятельной двигательной деятельности .Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям управлять собой и вызывать «возвышающее чувство удовлетворения». Рекомендуется постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия игры. Подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности, развития честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Систематическое проведение подвижных игр развивает у учащихся умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре , учащийся учится действовать ловко, целесообразно, быстра.
Цель - содействие развитию физических качеств обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья, активного отдыха и досуга посредством подвижных игр на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения своей цели опыта на практике, стремится решать следующие задачи:
1.Повышение у обучающихся интереса к физической культуре и спорту и достижение высоких результатов;
2. Развитие физических качеств обучающихся посредством регулярного участия в спортивных соревнованиях;
3.Воспитание привычки к здоровому образу жизни;
4.Повышение уровня знаний в области физической культуры и организации спортивных соревнований. Методические указания к организации и проведению подвижных игр
Подготовка к проведению игры.
Выбор игры прежде всего зависит от задач, поставленных перед проведением игры, от места её проведения.
Следует уделить внимание подготовке места для игры. При проведении игр в помещении надо предусмотреть, чтобы в нем не было посторонних предметов, острых снарядов. Перед проведением игр на местности необходимо заранее ознакомиться с местностью, наметить условные границы для игры, подготовить инвентарь к играм и разметить площадку.
Проведение игры.
При объяснении игры слледует придерживаться следующего плана иложения:
Название игры;Роль играющих и места их расположения; Ход игры;
Цель игры; Правила игры и её варианты.
Для лучшего усвоения игры рассказ рекомендуется сопровождать показом.
Способы выбора водящих:
По назначению руководителя игры; По жребию; По выбору играющих; По результатам предыдущих игр. Путем расчета; По назначению капитанов( играющие выбирают два-три капитана, которые по очереди набирают себе игроков в команду).
Руководство процессом игры.
Усвоение игры и поведение играющих во время игры в значительной степени зависит от правильного руководства ею. Игра начинается по установленному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладони, взмах рукой или флажком и т.д.). Рекомендуется Употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательные реакции на различные приказания. При проведении игры необходимо добиваться сознательной дисциплины, а так же учитывать наиболее опасные моменты в игре.
Чтобы игра вызвала положительные эмоции необходимо избегать излишнего возбуждения, упорядочивать взаимоотношения участников.
Каждая игра требует объективного, беспристрастного судейства. Точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование и каждая команда заинтересована в выигрыше. Правильное судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважение к судье и правилам игры.
Руководитель уделяет внимание дозировке в процессе игры. Необходимо чередовать интенсивные игры с малоподвижными, помнить о возрастных особенностях занимающихся, их подготовленности и состоянии здоровья.
Методические приемы для изменения нагрузки:
-изменение продолжительности игры, размеров площадки;
-сокращение или увеличение дистанции для бега;
-уменьшение или увеличение числа повторении;
-использование кратковременных перерывов (разбор ошибок, подсчет очков, уточнение правил и т.д.);
-разделение играющих на под группы для повышения их активности и т.д.
Перед началом игры необходимо определить момент окончания игры, чтобы это не было неожиданным для участников. При объявлении результатов игры необходимо учесть не только быстроту , но и качество выполнения того или иного задания. Указать на ошибки, допущенные игроками в технических приемах и в практике, уточнить детали игры, удалить возникшие конфликты.
При выполнении любого физического упражнения в любой подвижной или спортивной игре развиваются и проявляются все физические качества одновременно (в комплексе), приобретается какое – либо из них. Например: в подвижных играх с бегом – быстрота, в играх с мячом – координация и ловкость, в играх с прыжками – сила с быстротой, в спортивных играх – координация и выносливость.
В играх физические качества проявляются в разной степени и в различных сочетаниях: скоростно-силовые, гибкость-сила, координационные способности - ловкость, выносливость-сила - скорость и других сочетания.
Комплекс подвижных игр.
1.Комбинированная эстафета.
И. п.: игрок № 1 на старте, в руках мяч, игроки № 2, 3, 4, 5 сидят на гимнастической скамейке, игроки № 6 ,7, 8, 9, 10 стоят в обручах, лежащих на полу, или в кругах, начерченных мелом.
Задача: по команде «Марш!» игрок № 1 выполняет два кувырка вперед в группировке с баскетбольным мячом в руках; ведет до первого места приема-передач мяча и от груди дает пас игроку № 6, сам подлезает под обруч, который держит помощник судьи; на месте игрок № 2 получает мяч от игрока № 6 и сразу же пасует игроку № 7, сам опять подлезает под обруч и так до места приема мяча игроком № 6. Дальше ведет мяч вокруг поворотного флажка и пасует игроку № 10. Игрок № 10 отдает пас игроку № 9, тот – № 8 и т. д. Когда мяч получит игрок № 2, он выходит на старт и повторяет путь игрока № 1. Игрок № 10, отдав пас игроку № 9, переходит на его место, освободив свое игроку № 1. Игрок № 9 переходит на место игрока № 8 и так идет смещение игроков вперед на один номер до тех пор, пока игрок № 1 снова не встанет на старт. Тогда он поднимает над головой мяч и кричит: «Есть!» Игра окончена.
«Очко» получает команда, которая первой закончит игру.
Можно пользоваться одной «эстафетой», если мало оборудования или места. В этом случае надо воспользоваться секундомером. Но мы в данном случае проигрываем зрелищно и эмоционально. Соревнование теряет смысл соперничества, а только в соперничестве можно рассчитывать на рост результатов.
Во всех приведенных мной эстафетах я даю установку из расчета на одну команду, подразумевая параллель рядом.
2. Полоса препятствий.
И. п.: стоя в одну колонну.
Оборудование: гимнастическая скамейка, «козел» высотой 80 см, мат, 5 барьеров высотой 50 см, мат, гимнастическая скамейка.
Задача: по команде «Марш!» бег до гимнастической скамейки, дальний конец которой поднят на подушку «козла», лечь на скамейку животом – подняться вверх по скамейке, подтягиваясь руками, соскок на мат, кувырок вперед, под барьерами проползти по-пластунски. Члены команды поочередно повторяют действия капитана.
Задача:по команде «Марш!» из шины в шину на расстояние 5 м перенести 5 набивных мячей (можно разом, а лучше «челноком»), на мате выполнить кувырок вперед, лежа на животе подтянуться по гимнастической скамейке, соскок, ползти по-пластунски под барьерами, ведение баскетбольного мяча «серпантином» вокруг кеглей, бросок баскетбольного мяча в автошину, бежать до мата сделать кувырок назад, бег на финиш.
Передача эстафеты рукой по руке.
Штрафные и премиальные «очки»: убежал, а набивные мячи не все сложил в автошину = – 1 очко; бросил н/мяч в автошину – попал = + 1 очко, промазал = – 1 очко; бросил баскетбольный мяч в автошину – попал = + 1 очко, не попал = – 1 очк
Победа присуждается команде, которая наберет больше очков
Комплекс подвижных игр.
Бег на скорость до флажка и обратно (15 м).
Задача: По команде «Марш! » первые бегут к своему поворотному флажку, обегают его и бегут к своей команде, передают эстафету, сами становятся в затылок команде и т.д.
Правила: за линию старта не заступать, эстафету не терять передавать правой рукой в правую руку партнёра. Пробегать мимо строя с правой стороны.
Побеждает команда , закончившая бег первой и сделавшая меньше ошибок.
2.Бег с заменой мячей.
От линии старта до стула у флажка поставлено по прямой
8 кеглей. На стуле лежит волейбольный мяч , второй мяч у направляющего в руке.
Задача: бежать по команде «Марш!» обегая змейкой кегли заменить мяч, вернутся бегом назад, передать мяч очередному, самому встать в затылок своей команды.
Правила: не заступать за линию старта , не ронять мячи, не ронять кегли. Уронил- подними.
3.Меткие стрелки.
На расстоянии 10 м от старта установлены в ряд 8 кеглей через 20 см друг от друга. У каждого игрока по гимнастической палке «Стреляют» поочерёдно, вначале одна команда, потом другая.
Правила :броски только по низу, бросок с заступом не считается и не перебрасывается. Сбитой кеглей считается только от прямого попадания.
Задача: кто больше собьёт кеглей.
4. Передача мяча между ног.
Команда стоит в колонну по одному, ноги шире плеч . Волейбольный мяч у направляющего. По команде «Начали!»
Направляющий катит мяч между ног своей команды, стоя спиной к команде, замыкающему. Он ловит мяч бежит до конца спортивного зала обегая стул встаёт впереди спиной своей команды и катит мяч замыкающему и т.д.
Правила: разрешается игрокам подталкивать мяч руками.
Нельзя бить мяч ногой. Побеждает команда, первая выполнившая задания.
5. Тоннель
И. п . команды: в колонну по одному , ноги шире плеч.
Стоят на матах в длину 6 м.
Задача: по команде «Начали!» замыкающий лезет в тоннель (между ног команды), пролезает и становиться спиной к команде. Очередной может не дожидаться ,когда предыдущий вылезет из тоннеля, а сразу же лезет сам и т.д. Побеждает команда, первой достигшая флажка(взялся рукой).
6.Акробаты
И. п. команды: в колонну по одному.
От старта до флажка маты в длину -8м. По команде «Марш!» первый делает 2 кувырка вперёд , делает « мост» другой не ждёт, сразу делает кувырок и встаёт на «мост»
Остальные не ждут, тоже катятся друг за другом, подлезают и делают «мосты» .Когда все стоят на «мостах», первый начинает пролезать под «мостом» , за ним все остальные по очереди. Вылез и бежит на место построения.
7. Равновесие
И. п. команды: в колонну по одному .На дистанции две гимнастические скамейки. В руках у капитанов книга-вместо эстафеты. По команде «Начали!» первый до скамейки может бежать, по скамейке идти медленно, держа равновесие, руки в сторону, книга на голове. Сойдя со скамейки, бежать до флажка и назад к команде, передать книгу следующему.
Штрафуются отступания, потеря книги.
8.Дружные кузнечики
И. п. команды: в колонну по одному.
По команде «Марш!» все кладут руки на плечи впереди стоящего и на правой ноге прыгают вперёд до флажка. Обогнув флажок прыгают назад на левой ноге.
Правило: нельзя менять ноги, становиться на две ноги, расцепляться.
Комплекс подвижных игр.
1. «Челночный» бег 4 ×15 м.
И. п.: команды у стартовых линий в одну колонну; впереди капитан.
Оборудование: 4 поворотных флажка на стойках, один на стартовой линии, второй в 15 м, 2 эстафетные палочки.
Задача: выполнить «челночный» бег 4×15 м с передачей эстафеты (эстафетной палочки)
Задача: ведение баскетбольного мяча по серпантину (кегли через 2 м) до баскетбольного щита (20 м ), бросок в кольцо любым способом, возвращение к команде с ведением меча по серпантину от первой кегли, передача эстафеты – мяча партнеру любым способом.
Оборудование: 2 пары ходуль (40 см), поворотный флажок.
Задача: на ходулях пройти дон флажка (10 м) и обратно.
Штраф: падение, раньше закончил дистанцию.
«Очко» получает команда, раньше закончившая дистанцию и меньше получившая штрафов.
4. Коллективная скакалка.
И. п.: 8 человек в колонну по одному, двое вращают длинную скакалку (10м).
Задача: поочерёдно забегать под скакалку и прыгать. Сколько человек будет прыгать, столько «очков» получает команда.
Штраф: запнулся, выбыл.
Побеждает команда, набравшая большее количество «очков» за три попытки.
5. Тачка.
И. п.: в колонну по одному. Капитан стоит на руках, за ноги его держит сзади стоящий игрок.
Задача: «перекатить» «тачки» за поворотный флажок: по команде «Марш!» один идет на руках, второй идет, держа первого за ноги. За флажком второй останавливает «тачку», бежит к команде и сам становится «тачкой» и т.д.
Штраф: падение «тачки», недовоз до места.
Побеждает быстрейший и с меньшим количеством штрафов.
6. Меткий стрелок.
И. п.: команды сидят.
Оборудование: 3 теннисных мяча, ведро, привязанное за дужку метровой веревкой.
Задача: попасть мячиком, в качающееся ведро (корзину).
Выполнение: поочерёдно, по три мячика каждый; команды кидают по жребию.
Подсказка: ведро можно подвесить и покачивать, можно держать. Чтобы мячик не выскакивал, положить на дно поролон или вату.
Побеждает команда, больше забросившая мячей.
7. Смена мячей.
И. п.: в колонну по одному, впереди капитан.
Оборудование: 2 набивных мяча по 2 кг, обруч.
Задача: по команде «Марш!» бежать с мячом, к поворотному флажку (20м), свой мяч положить в обруч, лежащий у флажка, а оттуда взять другой мяч, прибежать к команде и передать эстафету (мяч).
Выигрывает команда ,быстрее справившаяся с заданием.
8. Вызов номеров.
И. п.: в колонну по одному. Капитан рассчитывает команду по порядку. Сам №1 и т.д. Игрокам надо хорошо запомнить свои номера.
Задача: перед командами стоит судья. Он дает команду: «Второй» (имеется в виду номер). Вторые номера обеих команд должны выбежать из строя, обежать флажок и вернутся на свое место. Кто пробежал первым и четко занял свое место в строю, получает «очко». Судья может назвать сразу два, три и т.д. номеров. Все названные номера должны выполнить условия игры.
Побеждает команда, набравшая больше «очков».
9. Пушечный удар(футбол).
И. п.: команда в одну шеренгу, интервал 1-1,5 м, вторая команда на противоположной стороне площадки за поворотными флажками.
Оборудование: в центральном круге (центр зала) 5 фанерных кубиков размером 30×30×30 см. У команды 10 футбольных мячей (у каждого по одному).
Задача: ударом мяча выбить кубики за 1 минуту.
Игроки второй команды подают мячи. Потом команды меняются ролями.
Выигрывает команда, больше выбившая кубиков или затратившая на это меньше времени. Время берется по секундомеру дон 0,1 секунды.
Подсказка: кубик считать выбитым, если оно вышел за линию больше половины.
10. Комбинированная эстафета.
И. п: в колонну по одному.
Оборудование: гимнастическая скамейка с возвышением дальнего конца на 0, 5 м; мат; н/мяч 2 кг; впереди – слева (3 м) спасательный круг; «козел» два мата в длину; баскетбольный мяч; баскетбольный щит (может быть переносным).
Задача: по команде «Марш!» поочередно бег до гимнастической скамейки, лечь на живот на скамейку, подтянуться вперед - вверх руками, соскок на мат кувырок вперед, бросок н/мяча в спасательный круг (очко) опорный прыжок ноги врозь – через «козла» h = 100 см, кувырок назад, бросок в баскетбольную корзину (попадание + «очко»), бег к команде, передача эстафеты (правая ладонь по правой ладони).
Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Разъяснение: команда 1, закончившая эстафету первой, за победу получает «очко». На дистанции 6 раз ее игроки попали н/мячом в шину – 6 «очков»; в баскетбольную корзину попали 5 раз – 5 «очков», всего = 12 очков.
Команда 2 закончила эстафету второй – 0 «очков», ее игроки попали н/мячом в круг 8 раз, в баскетбольную корзину попали 7 раз, всего = 15 «очков».
Результат: со счетом 12 : 15 победила команда 2.
Комплекс подвижных игр.
1. «Челночный» бег 4× 10 м парами
И. п.: стоя парами в колонну по два, взявшись за руки.
Оборудование: две гимнастические скамейки: одна стоящая на линии старта-финиша, другая – на линии поворотного флажка.
Задача: по команде «Марш!» первая команда бежит вперед, перепрыгивает через скамейку, поворачивается и бежит обратно; снова повторяет бег. Финиширует пара прыжком через скамейку. Вторая пара стартует прыжком через скамейку и т.д.
Штраф: разрыв пары = - 1 очко, наступление на скамейку = - 1 очко.
Победа отдается команде, быстрее пробежавшей дистанцию и с наименьшим количеством штрафных «очков».
2. Кузнечики.
И. п.: в колонну по одному, впереди капитан.
Оборудование: две гимнастические скамейки в длину.
Задача: по команде «Марш!» добежать до скамеек, через скамейки прыжком с двух перепрыгивать с одной стороны на другую до конца добежать до флажка, обежать и бегом через лавочки. Передача. Победа быстрейшим.
3. Меткие броски.
И. п. то же (см. 2)
Оборудование: 30 мешочков с песком, спасательный круг.
Задача: у каждого по три мешочка. Поочередно кидать в середину круга (мальчики с 6 м, девочка с 5 м).
Побеждает команда, больше забросившая мешочков в цель.
4. Перетягивание каната.
И. п.: команды в колонну по одному лицом друг к другу (3 м).
Оборудования: гимнастическая канат, по середине завязана красная лента. Середина каната под средней чертой. Направляющие за чертой (1,5 м) от центра.
Задача: по команде «Начали!» постараться перетянуть противника так, чтобы красная лента оказалась за 1,5 м от центра. Игра повторяется трижды. (Две перетяжки, если две победы подряд.)
«Очко» получает победившая команда.
5. Баскетбол.
И. п.: в колонну по одному, впереди капитан.
Оборудование: баскетбольный мяч, 10 кеглей.
Задача: ведение мяча с изменением направления до щита; бросок в корзину (попал + 1 «очко»); ведение обратно тем же путем. Нарушение правил фиксируется судьями.
Победа отдается более техничным игрокам и заработавшим большее количество «очков».
6.Хоккеисты.
И. п.: то же (см. п. 5)
Оборудование: хоккейная клюшка, шайба.
Задача: ведя шайбу серпантином вокруг булав, поставленных через 1 м по прямой с линии броска (5 м), забив гол. Забирать шайбу только клюшкой и тем же путем вернуться к команде. Идет следующий.
Правила: если вы уронили булаву – поставьте на место.
Победа присуждается команде, больше забившей голов.
7. Поезд.
И. п.: то же (см. п.5)
Задача: капитан – паровоз, игроки – вагоны. По команде « Марш!» паровоз бежит вокруг поворотного флажка, подбегает к команде, «цепляет» один «вагон» (зацепление обязательно правой рукой за левую), и так бегут вдвоём вокруг флажка и обратно, «цепляют» третий «вагон», и все повторяется до десятого «вагона».
Если в пути произошла «авария»: упали «вагоны» расцепился «состав», - судья останавливает соревнование: «Стоп, игра!»
Ошибки: «аварии» могут быть одновременными – игра продолжается или можно начать игру сначала.
Победа отдается самому скорому «поезду».
8. С набивными мячами.
И. п.: сидя на гимнастической скамейке. На расстоянии 7 м от первого участника стоит стойка. Н/мяч у первого игрока.
По команде «Марш!» мяч передать через головы от первого игрока к последнему. Последний игрок, получив мяч, бежит к стойке, обегает ее, садится на скамейку первым и передает мяч первому, тот второму и т.д. Как только первый игрок закончит бег и сядет на свое место – игре конец.
9. С обручами.
И. п.: то же (см. п. 8).
Инвентарь: гимнастическая скамейка, 4 мата в длину, между матами гимнастические обручи (в стыках) – 3 штуки.
Задача: по команде «Марш!» первый встает на четвереньки и по-пластунски проползает сквозь обручи. На последнем мате делает кувырок вперед и бежит к команде, касанием руки передает эстафету второму игроку, сам садится на скамейку последним. Игра заканчивается, когда первому игроку передаст эстафету последний.
Победа присуждается команде, быстрее выполнившей задание.