Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Начальная акробатика"»
МОАУ ДО «ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА»
Цирковая студия
НАЧАЛЬНАЯ
АКРОБАТИКА
( пособие для педагогов студии)
2022 г.
1.Пояснительная записка
Физические упражнения, которые впоследствии стали называться акробатическими возникли в глубокой древности. Название «акробат» произошло от греческого слова «акробатес», что в переводе означает «поднимающийся вверх». В наше время слово «акробат» зачастую употребляют в общем смысле, чтобы подчеркнуть высокую степень проявления ловкости и смелости. Акробатические упражнения являются эффективным средством воспитания и совершенствования физических и морально-волевых качеств.
В цирковом кружке одним из основных профилирующих предметов является акробатика. Она служит фундаментом, на котором строится множество номеров цирка и эстрады.
Акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами благодаря разнообразию видов, множеству упражнений и различных форм исполнения. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жонглеру. Занятия акробатикой дает отличное развитие всех мышц, вырабатывает физическую силу, ловкость, выносливость, моторные способности, пластическую выразительность и координацию движений, оказывает благотворное влияние на весь организм человека в целом, придает фигуре красивую осанку. А также способствуют воспитанию волевых качеств будущего артиста.
Основные задачи обучения акробатике состоят в том чтобы:
1. развить быстроту реакции; 2. развить чувство координации и ориентировку в пространстве; 3. совершенствовать вестибулярный аппарат 4. воспитать культуру тела 5. подготовить физический аппарат к выполнению сложных трюков.
Раздел "Акробатика" изучается в кружке в течение всего срока обучения и преподается по принципу восходящей линии: в первый год закладываются основы владения жанром и умение применять средства страховки (маты, лонжи и т.д.); на следующий год начинается изучение сложных индивидуальных упражнений, обеспечивающих переход к подготовке учебного номера; на третьем - дальнейшее совершенствование профессиональной подготовки.
Акробатическая подготовка развивает у детей не только физические навыки, но и способствуют творческому развитию. Возможность выступать на сцене перед зрителями стимулирует детей настойчиво добиваться поставленной цели, совершенствовать силу, ловкость, гибкость, артистичность. Занятия акробатикой способствуют развитию у детей творческой самостоятельности и инициативы. Осуществляемое в тесной связи с нравственным и эстетическим воспитанием, физическое воспитание способствует всестороннему развитию ребенка.
Актуальность разработки данного методического пособия обусловлена следующим:
Во – первых, дефицитом методической литературы по данному предмету в системе дополнительного образования;
Во – вторых, необходимостью систематизировать учебный материал по данной теме.
Цель составления данного методического пособия – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации занятий акробатикой в цирковом объединении.
При приеме в цирковой коллектив каждый участник должен пройти обязательный медицинский осмотр. При невозможности заниматься акробатикой по медицинским показаниям, участнику коллектива предлагается попробовать себя в других жанрах циркового искусства (жонглирование, фокусы, пантомима).
Занятия акробатикой должны проводиться систематически и методически. Только такие занятия могут дать положительные результаты. В коллективе самодеятельности руководитель преследует цель обучить занимающихся элементарным акробатическим упражнениям. По освоении их он подготавливает «номер», составляя его на основе этих упражнений. Но основная его задача - воспитать здорового, сильного, ловкого, волевого, закаленного человека. Сама техника акробатики невозможна без освоения и развития в себе этих качеств.
В конце первого года обучения укреплены и растянуты мышцы ребёнка, он выполняет простые элементы акробатики.
В конце второго года обучения ребёнок становится физически более развитым, выполняет элементы акробатики технично и с артистизмом, у него развита ловкость и реакция. Участвует в сольных и групповых цирковых номерах.
В конце третьего года обучения участник коллектива овладел сложными элементами акробатики. Свободно импровизирует на сцене, общается со зрителем.
На занятиях акробатикой преподаватель обязан требовать от участников коллектива строжайшей дисциплины. Невнимательное отношение к занятиям может привести к ушибам и травмам. Преподаватель внимательно следит за исполнением упражнений и сразу же устраняет каждую, даже незначительную, ошибку. Не замеченную и не устраненную вовремя ошибку в дальнейшем исправить намного труднее.
Акробатические упражнения делятся на три группы:
1. Акробатические прыжки — перекаты, кувырки, перевороты, сальто. В различных соединениях они выполняются на акробатической дорожке, на снарядах (батут, качели) и с трамплина.
Балансирования. К ним относятся упражнения в равновесии или уравновешивании: парные и групповые — стойки, стояния, седы, поддержки.
Бросковые упражнения, связанные с подбрасыванием и ловлей партнеров.
Акробатические упражнения являются одним из наиболее эффективных средств координационной подготовки. Среди них выделяются:
— перекаты — вращательные движения (напоминающие раскачивания на качелях) с последовательным касанием опоры различными частями тела без переворачивания через голову (например, перекаты на спине в группировке);
— кувырки — вращательные движения типа перекатов, но с переворачиванием через голову вперед или назад в группировке, согнувшись и прогнувшись из разных и.п. в различные конечные положения;
— перевороты без фазы полета — движения тела вперед, назад или в сторону с переворачиванием тела через голову (переворот в сторону — «колесо»);
— перевороты с фазой полета — прыжковые движения с переворачиванием тела вперед или назад через голову с отталкиванием руками и ногами (переворот с места и с разбега, рондат, фляк и др.)
Правильное планирование работы является залогом успешного хода учебно-тренировочных занятий. Занятие состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная и подготовительная части имеют целью подготовить организм занимающихся к последующей усиленной физической нагрузке основной части. В основной части нагрузка бывает максимальной. Заключительная часть имеет целью постепенное успокоение деятельности, как мышц, так и внутренних органов и нервной системы.
Занятия проводятся три раза в неделю. С первых же занятий преподаватель придерживается строгой последовательности упражнений в отношении их трудности:
- не переходить к сложным упражнениям, не освоив хорошо простые;
- не изучать новые упражнения, если занимающиеся с напряжением выполняют старые.
Перед освоением нового элемента преподаватель знакомит занимающихся с предстоящим упражнением, объясняя технику его исполнения. Затем сам преподаватель или лучший ученик демонстрируют это упражнение, чтобы вся группа занимающихся имела наглядное представление об его исполнении.
При переходе к исполнению акробатических упражнений ученика необходимо первое время страховать: преподаватель становится рядом с исполнителем с правой или с левой стороны и, внимательно следя за исполнением упражнения, предохраняет ученика от падения.
Начинайте занятия с разминки
Так вот, правило первое: занятие начинайте с разминки, причем в такой последовательности:
Махи или круговые движения руками.
Наклоны туловища в стороны или повороты.
Приседания или выпады.
Махи ногами.
Наклоны вперед и назад.
Прыжки или бег.
Каждое упражнение начинайте выполнять медленно, постепенно темп увеличивайте, то есть делайте движения более быстро. Упражнения выполняйте активно, старательно, в полную силу, по 8—12 раз каждое. Если в месте проведения занятий прохладно, то разминайтесь в тренировочном костюме и более интенсивно.
Примерные упражнения для разминки и утренней зарядки
1. Махи назад и круговые движения руками (рис. 2):
а) из положения руки в стороны;
б) из положения руки вверх;
в) из положения руки вниз.
2. Наклоны туловища в стороны и повороты (рис. 3):
а) наклоны в стороны с различными положениями рук;
б) повороты стоя ноги врозь;
в) повороты стоя ноги врозь согнувшись.
3. Приседания и выпады (рис. 4):
а) приседания с различными положениями и движениями рук;
б) выпады и покачивания в выпаде;
в) выпады в стороны.
4. Махи ногами (рис. 5):
а) вперед;
б) в стороны;
в) назад.
5. Наклоны вперед и назад (рис. 6):
Рис. 6
а) вперед сидя;
б) назад, стоя на коленях;
в) вперед и назад стоя;
г) вперед, стоя ноги врозь по шире.
6. Прыжки и бег (рис. 7):
а) из полуприседа прыжки вверх выпрямившись;
б) то же, прогнувшись и прогнувшись ноги врозь;
в) бег; бег высоко поднимая бедра.
Акробат должен быть предельно внимательным и наблюдательным, так как даже едва заметные ошибки в положении рук, коленей и туловища могут привести к грубым искажениям упражнения. Гимнасты, акробаты, артисты цирка и балета должны делать не два, а три шпага
та: на правую ногу, на левую и прямой. Ученик, хорошо выполняющий шпагаты и мосты, уже наполовину акробат. В цирке есть так называемая пластическая акробатика. Ее упражнения построены на гибкости одного или нескольких партнеров. Кроме того, гибкость помогает легко, красиво и точно выполнить такие акробатические упражнения, как перевороты, равновесия и даже некоторые сальто. Акробатические упражнения очень разнообразны. К тому же они могут выполняться как одним человеком — одиночные упражнения, так двумя или несколькими — парные и групповые упражнения. Но самое интересное в акробатике то, что ее упражнения не имеют пределов сложности. Нет ни одного, даже самого легкого, акробатического упражнения, для выполнения которого не потребовалась бы сила или гибкость. Поэтому первые занятия должны быть направлены в основном на развитие этих качеств.
Упражнения для развития гибкости (первый комплекс)
п/п
Описание упражнений и указания к выполнению
Рисунки (рис. 8)
Количество повторений
1
Наклон вперед сидя (ноги не сгибать, носки оттянуть, грудью
коснуться бедер)
То же без помощи рук
1
6—8 раз
по 3—4 сек
2
Кольцо в упоре лежа (ноги максимально приблизить к голове)
2
4—6 раз
по 3—4 сек
3
Широкое разведение ног в стороны скольжением (ноги не сгибать, можно поддерживаться руками)
3
4—6 раз
по 3—4 сек
4
Сгибание и разгибание ног в стойке на лопатках с поддержкой
руками (стойка должна быть прямой, без сгибания)
4
4—6 раз
по 3—4
сгибания и
разгибания
5
Мост стоя на коленях (пальцами коснуться пола)
5
4—6 раз
6
Полушпагат (бедрами коснуться пятки и пола, слегка про-
гнуться, смотреть вперед)
6
по 4—6 раз
правой и левой ногой
Рис. 8
Упражнения для развития силы (первый комплекс)
п/п
Описание упражнений и указания к выполнению
Рисунки
(рис. 9)
Количество
повторений
1
Сед углом без опоры на руки (ноги поднимать возможно выше)
1
3—4 раза
по 4—6 сек
2
Прогибание лежа на животе (прогнуться максимально, ноги не
сгибать, колени не разводить)
2
4—6 раз
по 4—8 сек
3
Упор лежа, опираясь на одну руку (свободная рука в сторону
или вверх)
3
3—4 раза
по 4—8 сек
на правой и
левой руке
4
Приседание на одной ноге с поддержкой за стул или гимнастическую стенку
4
По 5—8 раз
на правой
и левой ноге
5
Из положения сидя на стуле, упор согнув ноги. То же, но обе руки на сиденье
5
15—20 раз
с отдыхом
6
Отжимание в упоре лежа (не сгибаться и не прогибаться,
грудью касаться пола)
6
15—20 раз
с отдыхом
7
Прыжки вверх выпрямившись (высота максимальная, руки
вверх, носки в полете оттягивать)
7
15—20 раз
с отдыхом
Упражнения для соревнований:
1) кто дольше сохранит положения 1, 2, 3,5;
2) кто повторит без отдыха большее число раз упражнения 4, 5, 6.
Рис. 9
Упражнения для развития гибкости (второй комплекс)
№ п/п
Описание упражнений и указания к выполнению
Рисунки (рис. 10)
Количество повторений
1
Наклон вперед, касаясь грудью бедер,
а) подтягиваясь руками
б) без помощи рук
1
6—8 раз
по 3—4 сек
2
В стойке на лопатках о поддержкой руками опускание и поднимание прямых ног
2
4—6 раз
по 3—4
опускания
3
Широкое разведение ног с наклоном вперед (тело горизонталь-
но полу, слегка прогнуто)
3
4—6 раз
по 4—6 сек
4
Сгибание и разгибание ног в положении «мост»
4
6—10 раз с
отдыхом
5
Высокий угол в упоре сидя (ноги вертикально, руки не сгибать)
5
4—6 раз
по 6—10. сек
6
Шпагат правой и левой скольжением (ноги не сгибать, можно
поддерживаться руками, бедрами коснуться пола)
6
По 4—6 раз
правой и левой ногой
Рис. 10
Упражнения для развития силы(второй комплекс)
п/п
Описание упражнений и указания к выполнению
Рисунки (рис.12)
Количество повторений
1
Из седа углом лечь на спину и вернуться в угол без помощи
рук (выполнять медленно и быстро)
1
6—10 раз
с отдыхом
2
Из упора лежа прогнувшись перекат вперед прогнувшись и
перекатом назад вернуться в исходное положение (прогибаться
максимально, ноги не сгибать)
2
6—10 раз
с отдыхом
3
Из упора согнув ноги упор углом (выполнять между табуретками или стульями, ноги поднимать возможно выше)
3
15 — 20 раз
с отдыхом
4
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимая ногу назад
(грудью касаться пола, ногу поднимать повыше и не сгибать)
4
20—30 раз
с отдыхом
5
Из упора лежа сзади поворот в упор лежа боком на одной
руке (тело выпрямлено)
5
По 6—10 раз
на правой и
левой руке
6
Борцовский мост удерживать без опоры на руки, голова максимально отведена назад до опоры на лоб
6
4—6 раз
по 3—5 сек
7
Из упора присев прыжок вверх выпрямившись (высота полета
максимальная, руки вверх, носки оттянуты). То же, прогибаясь
в полете
7
6—12 раз
с отдыхом
Упражнения для соревнований:
а) кто дольше сохранит положения 1, 3, 5;
б) кто повторит без отдыха большее число раз упражнения 4, 7.
Если ученик не научился качественно выполнять отдельные положения, движения или составные части акробатических элементов, то упражнение в целом не будет ни красивым, ни точным. Так вот, задача обучающего — контролировать качество выполнения каждого элемента, ибо сам исполнитель может их не заметить. Разучивание, надо начинать с простейших, но очень важных упражнений, составляющих базу для дальнейшего совершенствования. К ним относятся равновесия, стойки, мосты, шпагаты, упоры, перекаты и кувырки. Тренироваться необходимо ежедневно по 30—40 минут или 3 раза в неделю по 50—70 минут. На каждом занятии изучается или повторяется по 2—3 упражнения из каждого раздела в указанной последовательности, постепенно переходя к более сложным.
Равновесия
Равновесия — упражнения, укрепляющие и развивающие мышцы ног и спины. Акробатами используются в вольных упражнениях, парных и в групповых пирамидах,
Последовательность разучивания (рис. 13);
а) высокое равновесие;
б) равновесие;
в) равновесие высоко подняв ногу.
Указания к выполнению:
Тело прогнуто, голова приподнята, смотреть вперед.
Для контроля за положением тела, ног, головы и рук можно делать равновесия перед зеркалом.
Удерживать равновесия в акробатических упражнениях следует по 3—4 сек.
С целью совершенствования увеличивайте время удержания до 10— 20 сек., выполняйте равновесия с закрытыми глазами, стоя на носке.
Рис. 13
Стойки на лопатках — упражнения, укрепляющие мышцы спины и рук и подводящие к выполнению стоек на голове и руках.
Последовательность разучивания (рис. 13):
а) согнув ноги, прямая,
б) прямая с опорой о пол, без опоры.
Указания к выполнению:
1. Стойки выполняются из седа на полу перекатом назад.
Тело вертикально закреплено, колени и носки натянуты.
Локти на ширине плеч, кисти закреплены и упираются в поясницу.
В стойке согнув ноги колени слегка разведены.
Стойка на груди — упражнение, укрепляющее мышцы туловища, шеи, рук. Оно служит подводящим к выполнению стоек на предплечьях (рис. 14).
Рис. 14
Указания к выполнению:
Стойку выполняйте из упора лежа прогнувшись перекатом вперед.
Во время изучения удерживайте стойку в наиболее удобном положении, постепенно прогиб увеличивайте.
Опирайтесь о пол выпрямленными или слегка согнутыми руками, ладони вниз.
Стойки на голове — одни из основных акробатических упражнений для начинающих, укрепляющих мышцы шеи, туловища, рук, подводящих к выполнению стоек на руках. Используются в одиночных, парных и групповых упражнениях.
Рис. 15
Последовательность разучивания (рис. 15):
а) согнув ноги, прямая;
б) в полушпагате, согнувшись.
Указания к выполнению:
Из упора присев, руки на ширине плеч, пальцы вперед, поставьте голову на 25—30 см от линии кистей и, не разводя локти, поднимите одну согнутую ногу, а затем и другую.
Для предупреждения падения вперед (в сторону спины) больше приподнимайте голову и ставьте ее на лоб, а впоследствии прямо.
Изучать прямую стойку, полушпагатом, шпагатом и согнувшись можно лишь после прочного усвоения стойки согнув ноги силой и толчком. Например: сделать 5 стоек из 5-ти, удерживая каждую 5—8 сек.
Стойки на руках — упражнения, укрепляющие мышцы рук и туловища. Выполняются в вольных, парных и групповых упражнениях всех спортивных разрядов.
Последовательность разучивания
а) полустойка,
б) стойка махом,
в) стойка толчком,
г) стойка полушпагатом.
Указания к выполнению:
Руки на ширине плеч, пальцы вперед, разведены и слегка согнуты,
Полустойка выполняется с опорой коленями о локти как основное подводящее упражнение для освоения балансирования кистями. Удерживать 10—15 сек.
В стойке тело вертикально закреплено, колени выпрямлены, носки оттянуты, смотреть на кисти.
Стойка махом выполняется после широкого шага вперед махом одной и толчком другой ноги; руки ставятся на расстоянии шага от ноги.
Стойка толчком изучается из упора присев, руки на расстоянии полушага от ног. Выпрямлять ноги рекомендуется только тогда, когда вы научитесь удерживать стойку с согнутыми ногами 1—2 сек.
Для самостраховки начинайте изучать стойки у стены В дальнейшем научитесь при падении поворачиваться на, 180° и вставать на одну ногу.
Стойку можно считать освоенной, если вы удерживаете ее не менее 3—4 сек. в каждой попытке. С целью совершенствования доводите время удержания до 10—15 сек.
Мосты
Выполнение мостов способствует развитию силы, гибкости, кроме того, они являются подводящими к выполнению переворотов вперед и назад.
Последовательность разучивания (рис. 16):
а) мост из положения лежа на спине,
б) мост стоя на коленях,
в) мост наклоном назад,
Рис. 16
Указания к выполнению:
Ноги и руки поставьте на ширине плеч (опирайтесь на всю ступню и кисть).
При выполнении стремитесь полностью выпрямить ноги и перевести вес тела на руки.
3. Первое время повторяйте мост 3—5 раз. При отсутствии болевых ощущений постепенно увеличивайте количество до 8—12-ти, чередуя мосты с наклонами вперед, кувырками и стойками.
4. При выполнении моста наклоном назад, слегка согните ноги, уведите бедра вперед. Это позволит замедлить наклон и поставить руки ближе к ногам. Затем ноги следует выпрямить. Вставание выполняйте за счет передачи веса тела на ноги, уведения бедер вперед и толчка руками.
Шпагаты
Шпагаты — упражнения, способствующие развитию гибкости. Это качество необходимо в большинстве видов спорта, так как гибкость позволяет увеличивать амплитуду движений, предупреждает возможные растяжения мышц при падениях и резких движениях. Акробаты широко используют различные шпагаты в вольных упражнениях, парах и групповых пирамидах.
Последовательность разучивания (рис. 17):
а) полушпагат,
б) шпагат правой и левой ногой
в) шпагат кольцом,
г) прямой шпагат.
Рис. 17
Указания к выполнению:
1. Перед выполнением шпагатов сделайте специальную разминку (покачивания в выпаде, седы с широкоразведенными ногами, махи ногами).
2. При разучивании опускайтесь в шпагат плавно, скольжением, с опорой на руки. Возникающую при этом легкую боль нужно терпеть 4—8 сек. в каждой попытке. Количество попыток постепенно увеличивайте от 4 до 8.
3. Первое время выполняйте шпагаты ежедневно и даже по 2 раза в день: это ускорит их освоение.
Упоры
Упоры — упражнения, укрепляющие мышцы рук, туловища и служащие подводящими к стойкам на руках.
Последовательность разучивания (рис. 18):
а) упор лежа на одной руке,
б) упор лежа боком,
в) упор согнув ноги,
г) упор углом.
Рис. 18
Указания к выполнению:
1. Руки не сгибайте.
2. Время удержания постепенно увеличивайте до 20 сек.
3. Упоры согнув ноги и углом удобнее изучать на табуретках.