Просмотр содержимого документа
«Малые формы физической активности в режиме учебного дня школьника»
"Малые формы" физического воспитания, или "В здоровом теле…"
Поступление в школу – один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Однако именно в этот момент у большинства первоклассников возникают определенные трудности, которые можно преодолеть, если у ребенка нет проблем со здоровьем.
Организм младшего школьника отличается незавершенностью развития важных для обучения в школе функциональных систем и органов, поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс должен способствовать и качественному овладению общеучебными умениями и навыками, и укреплению здоровья маленького школьника, его росту и развитию.
При рассмотрении учебно-воспитательного процесса с позиции роли в нем движений, установлено:
Движение должно являться неотъемлемой частью любого обучения;
Недостаток в движении снижает уровень физических функций, задерживает развитие, вызывает затруднения в усвоении школьной программы;
Знание взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволяет учителю успешно использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.
Залогом успешного обучения в школе является, прежде всего, здоровая нервная система ребенка. Постоянное эмоциональное напряжение сопровождается мышечным напряжением, и наоборот, расслабление мышц приводит к постепенному снижению нервного возбуждения, а также к эмоциональному расслаблению всего организма. Нервное напряжение и переутомление ребенка, тревожность и раздражительность можно легко снять, используя подвижные коллективные игры на ежедневных физкультурных паузах в школе, ведь потребность в движениях у учащихся 7-10 лет составляет 4 часа в день, а в неделю – от 18 до 24 часов. Учеными установлено, что два урока физической культуры в неделю компенсируют лишь 11% двигательной активности данной возрастной группы детей. Увеличение же объема динамики за счет организации и проведения внеурочных подвижных пауз – одной из “малых форм” физического воспитания – поможет решить проблему развития гиподинамии в раннем возрасте. Уже в скором времени у детей сформируется устойчивая, осознанная потребность в систематическом использовании движений для сохранения своего здоровья. Таким образом будет решаться одна из главных задач политики нашего государства по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе – задача по формированию культуры здоровья и обучению навыкам здорового образа жизни, ответственности за собственное благополучие, необходимых навыков, позволяющих эту ответственность реализовывать.
Учёные считают, что продолжительность активного внимания первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 37%, а качество её – на 50%. При этом около 50% учащихся начинают отвлекаться от работы.
Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности, активно отдохнуть.
В течение суток объем и содержание двигательной активности должны быть достаточными для стимулирующего влияния на организм ребенка, содействовать его разностороннему развитию. И здесь большую роль играют физкультурные паузы и динамические перемены. Ученик, занимавшийся долгое время умственной деятельностью и утомленный ею, ребенок, в организме которого уже наметились застойные явления из-за дефицита движения, просто нуждается в активном отдыхе!
Физкультурные паузы – комплекс физических упражнений и игр, проводимых между занятиями. Гигиенические требования к физкультурным паузам:
проводить в чистом, хорошо проветренном и освещённом помещении;
следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки;
не допускать переутомления.
Для проведения физкультурных пауз следует заранее подготовить необходимое оборудование и пособия. Выполнять упражнения учащиеся могут как индивидуально, так и фронтально. Длительность таких пауз – 5-8 минут.
Динамические перемены (продолжительностью не менее 30 минут) могут быть организованы уже после второго урока со всеми учащимися класса. Это организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Если нет места или погодные условия не позволяют проводить занятия во дворе школы, их необходимо перенести в помещение, хорошо проветренные залы, коридоры или рекреации. При этом надо учитывать возрастные особенности детей. Также желательно использовать материал учебной программы по физкультуре. Для успешного проведения подвижной перемены учитель физической культуры должен провести инструктаж с учителями и физоргами классов. В содержание таких перемен могут входить ускоренная ходьба или дозированный бег, выполнение ранее разученных комплексов физических упражнений оздоровительной направленности, подвижные игры, эстафеты, элементы спортивных игр или танцев.
Одним из условий успешного проведения динамической паузы является её музыкальное сопровождение. За несколько минут до окончания перемены музыка выключается, что служит своеобразным сигналом для подготовки всех учеников к предстоящему уроку.
Подвижные игры, предлагаемые в этом методическом материале, можно использовать не только при проведении активных перемен, но и на прогулке в ГПД, во время классных и школьных праздников, для организации досуга детей в поездках и походах. На первый взгляд они могут показаться просто забавой, а на самом деле отлично тренируют силу, ловкость, находчивость, быстроту и точность движений.
“Ловишка парами”
(Игра проводится по принципу игры “Третий лишний”, но в игре “Ловишки парами” пары не стоят, а бегают)
Ребята становятся парами, держась за руки. Выбирается Ловишка и убегающий, которые встают на расстоянии 2-3 шагов друг от друга. По сигналу “Лови!” дети парами разбегаются по всей площадке, а Ловишка старается их поймать. Спастись от Ловишки можно, взяв кого-либо за руку, тогда убегающим становится тот, кто оказался третьим. Убегающий, которого Ловишка коснулся рукой, становится Ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: “Я – Ловишка!” Новому Ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего водящего.
Плеснуть в кого-либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы тебя не облили.
Поднять вещи весом в 1, 2, 3, 4, 5 и 10 кг.
Изобразить разозленного кота; голодного поросенка; надменного индюка; ночную сову; красавца-павлина; страуса; гордого петуха; пингвина. Главное – передать характер животного или птицы, изобразить их походку, “голос”, манеры. Сделать это весело.
“Сантики-сантики-лим-по-по”
Играющие стоят в круге. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет “показывающим”. Этот игрок должен будет показывать разные движения (хлопки в ладоши, поглаживание по голове, притопывание ногой). Все остальные играющие должны тут же повторять его движения. После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. Его задача – определить, кто показывает все движения.
Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры произносятся хором слова: “Сантики-сантики-лим-по-по”. Незаметно для водящего показывающий демонстрирует новое движение. Все должны мгновенно его перенять, чтобы не дать возможности водящему догадаться, кто ими руководит. У ведущего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.
“Радуга”
Считалкой выбирается Радуга. Он становится лицом к играющим, называет любой цвет и расставляет руки в стороны. Игроки находят этот цвет в своей одежде, касаясь этого цвета, спокойно проходят “под Радугой” (под его руками). Если же у кого-то нет нужного цвета, он должен найти возможность перебежать на другую сторону “под Радугой” так, чтобы его не осалили. Кто попался, становится новой Радугой, и игра продолжается.
“Поймай хвост дракона”
Ребята выстраиваются в колонну, каждый держит впередистоящего за пояс. Они изображают дракона. Первый в колонне – это голова дракона, последний – хвост. По команде ведущего дракон начинает двигаться. Задача “головы” – поймать “хвост”. А задача “хвоста”, в свою очередь, – убежать от “головы”. Туловище дракона не должно разрываться, т.е. играющие не имеют права отцеплять руки. После поимки “хвоста” можно выбрать новую “голову” и новый “хвост”.
“Западня”
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде учителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подается вторая команда, руки опускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.