Просмотр содержимого документа
«Комплексное использование оздоровительных систем в работе учителя физической культуры»
Комплексное применение
оздоровительных систем
как средства формирования
здорового образа жизни учащихся
Исполнитель: Крюков В.А.
Должность: учитель физической культуры высшей категории
Нижний Тагил
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние общества предъявляет новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье- важный фактор жизнедеятельности человека, означающий не только свободу деятельности, но и обязательное условие и его полноценного участия в физическом и умственном труде, в общественной личной жизни. В последнее время наблюдается постоянное ухудшение здоровья всех категорий населения. Особое беспокойство вызывает состояние здоровья школьников. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков 53%школьников имеют ослабленное здоровье, 80%- страдают от гиподинамии. За годы обучения в школе число учащихся с близорукостью. Нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в 5раз, с психоневрологическими отклонениями в 1,5-2раза, увеличение стрессовых нагрузок. Сегодня нужны экстренные кардинальные меры для устранения негативной ситуации со здоровьем человека. Однако медицинские нововведения не смогут обеспечить существенного улучшения здоровья людей, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений, задачами которых должны быть: использование здоровьесберегающих технологий образования и формирование правильной системы ценностей, мотивов и установок, ориентация учащихся на здоровый образ жизни; интеграция медико-биологического. психологического и социально-педагогического знания, ориентированного на духовно-нравственное становление личности ребёнка. Реализация задач формирования здоровой личности учащегося и всей системы учебно- воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов. Формирование здорового образа жизни в детском и подростковом возрасте на 75%определяется условиями, созданными в семье и образовательно-воспитательном учреждении. Исходя из вышеизложенного, такие же проблемы по состоянию здоровья отражаются в гимназии№86. К старшему возрасту имеются отклонения со зрением, с осанкой, плоскостопием, учащиеся болеют астмой, ослаблена дыхательная система, пониженный иммунитет к простудным заболеваниям, нервозность, головные боли, физическая и умственная усталость. Всё это заставило посмотреть на предмет «физическая культура» не только как на сдачу контрольных тестов и выполнения физических упражнений. Но и как помощника в организации ЗОЖ и укрепления своего здоровья через теоретический материал, через практическое применение новых нетрадиционных форм обучения, то есть использования оздоровительных систем. Поэтому тема работы выбрана: « Комплексное применение оздоровительных систем как средства формирования ЗОЖ учащихся» В основу оздоровительных систем вошли: дыхательная гимнастика, Калланетика, Пилатес, Цигун.
Каждая из названных систем по-своему воздействию на организм разная:
*Дыхательная гимнастика направлена на укрепление дыхательной системы;
*Калланетика на укрепление мышц тела и сжигание жировых отложений;
*Пилатес на укрепление позвоночника и внутренних мышц тела;
*Цигун помогает укрепить мышцы и кости, очистить организм, увеличить запас энергии, наполнить жизнь гармонией и радостью.
Но для того, чтобы ввести данные оздоровительные системы в учебный процесс, необходимо провести апробацию данных систем. Работа с девушками старшего возраста позволила мне поэтапно изучить и экспериментально проверить данные системы на учащихся старших классов.
Цель исследования - создание условий, обеспечивающих формирование здорового образа жизни гимназистов.
Объект исследования - процесс влияния оздоровительных систем на здоровье учащихся старшего возраста.
Предмет исследования - оздоровительные системы: дыхательная гимнастика, калланетика, пилатес, цигун, как средства формирования здорового образа жизни учащихся.
Гипотеза - мы предполагаем, что использование оздоровительных систем в учебном и внеучебном процессах улучшат состояние здоровья гимназистов, повысят их физическую и умственную работоспособность.
Цель, поставленная в работе, реализуется путём последовательного решения следующих задач:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и нормативно-правовую основу по данной теме.
2. Внедрить технологию применения оздоровительных систем гимназистам старших классов.
3. Изучить и определить эффективность применения оздоровительных систем у учащихся в урочное и внеурочное время.
4. Выявить эффективность внутренних и внешних резервов повышения качества педагогического, образовательного процесса в области здоровья учащихся гимназии.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
* Педагогические наблюдения.
* Педагогическое тестирование.
* Педагогический эксперимент.
*Обработка полученных данных
Экспериментальное исследование применения оздоровительных систем в старших классах как средство формирования здорового образа
Программа экспериментального исследования
1.2.В практической части нашего исследования я выдвинул следующую гипотезу: использование оздоровительных систем в учебном и внеучебном процессах улучшат состояние здоровья гимназистов, повысят их физическую и умственную работоспособность.
Исходя из гипотезы, я определил задачи экспериментального исследования:
2.Разработать комплексы физических упражнений по каждой оздоровительной системы для укрепления организма учащихся старших классов;
3.Определить тесты, по которым можно выявить эффективность применения оздоровительных систем.
При проведении экспериментального исследования использовались следующие методы:
1) Метод психологического тестирования для оценки качества физической подготовки;
2) Метод педагогического опроса, оценка самочувствия физического и умственного состояния;
3) Обработка полученных данных.
Для проведения исследования были определены старшие классы, девушки 10-11 классов, гимназия№86. С оздоровительными системами знакомились все параллели классов. И экспериментально выполняли в домашних условиях те учащиеся, которые были заинтересованы в улучшении своего здоровья в течении месяца, когда проходили раздел « гимнастика». Двигательная подготовленность осуществлялась с помощью тестирования на основании сдачи контрольных нормативов, определённых Временным Государственным стандартом по предмету « Физическая культура».
Общие характеристики оздоровительных систем
Дыхательная система А.Н. Стрельниковой.
Александра Николаевна Стрельникова(1912-1989г.) - оперная певица, театральный педагог, автор уникальной дыхательной гимнастики. Ещё при жизни А.Н.Стрельниковой упражнения гимнастики разработанной ею пользовались фантастической популярностью у артистов. Оказалось что дыхательная гимнастика, созданная для певцов и артистов, уникальна по своим лечебным свойствам и исцеляет от многих болезней;
* Налаживает нарушенные функции сердечно-сосудистой системы;
* Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние.
Правила проведения дыхательной гимнастики.
1. Концентрироваться только на вдохе, осуществляя его через нос
2. Выдох, самопроизвольный (через рот).
3. Синхронность выполнения вдохов и движений.
Вся система упражнений построена в гармоничном сочетании вдоха сдвижением. Дыхательная система включает в себя пути, проводящие воздухо-носовую полость, гортань, трахею и бронхи. И собственно дыхательную часть – легкие.
Методические указания. Темп выполнения всех упражнений соответствует темпу строевого шага(56-60 вдохов в мин.). При счете вдохов-движений необходимо соблюдать «стрельниковскую восьмерку» отсчитывать по восемь вдохов «Один-два-три-четыре- пять- шесть семь-восемь». Каждое упражнение повторяется 96раз. 12раз по 8 вдохов. Между « восьмерками» делайте паузы 3-5сек. Одно занятие рассчитано на 30мин.
Ход практических занятий
Для апробации оздоровительной системы «Дыхательная гимнастика» был выбран 11класс, пятнадцать девушек. Перед началом практических занятий учащиеся ознакомились с содержанием методики, потом приступили к освоению комплекса физических упражнений на уроках физической культуры, через нескольких уроков было предложено выполнять комплекс в домашних условиях, десять упражнений. Была составлена таблица, где отмечались дни проведения, самочувствие до и после занятий в цифрах «5»-улучшение; «4»-на том же уровне; «3»-хуже. В общей таблице вместо цифр буквы «а», «б», «в». Девушкам было предложено выполнить тест «объём грудной клетки» на «паузе», на «вдохе», на «выдохе» до и после исследования и отмечалась «разница» между вдохом и выдохом. В исследовании учитывалась «разница»
Выводы
Оздоровительная система «Дыхательная гимнастика» по методу А.Н.Стрельниковой положительно сказалась на результатах исследования у девушек Улучшались показатели самочувствия а) улучшение-82%, б) на том же уровне-17.7%, в) хуже—3,3%. «Разница» между вдохом и выдохом возросла от 1 до 3см., вследствие увеличения «вдоха» и уменьшения «выдоха».
Каланетика и Пилатес.
Гимнастический комплекс Калланетика появился в Америке и был назван в честь Пикнея Каллана. Для комплекса не характерны резкие движения, высокий темп, чрезмерное напряжение: используются в основном изгибы, подтягивания, прогибы, полушпагаты и качания. Что делает Калланетику доступной для всех. Калланетика- аэробная тренировка. Она сжигает жир, но кроме того она действует на наши мышцы, даёт им дополнительное питание, настраивает и расслабляет, и мышцы растут. Красивую фигуру создают именно мышцы. Если часть мышц «спит», то их место сразу же занимает жир. Упражнения в Калланетике делаются с остановкой. То есть каждая поза удерживается на протяжении 1-2 минут. Это даёт мышцам ту необходимую нагрузку, которая необходима для их усиления и роста. Кроме прямого действия- сжигания жира- Калланетика восстанавливает обмен веществ ( нарушение обмена веществ- основная причина ожирения), формирует правильную осанку. Комплексу нужно отдаваться полностью, достаточно заниматься комплексом 15 минут ежедневно, чтобы результат стал заметин через 1,5-2 месяца. После изучения комплекса на уроках, девушки выполняли дома в течении месяца (см. приложение). Данная оздоровительная система требует от занимающихся терпения и веры в себя.
Пилатес. Основоположником метода является Йозеф Пилатес (1880г.) Занимался многими видами спорта: прыжки в воду, лыжи, гимнастика, бокс, борьба. Будучи интернированным в годы войны, он разработал программу упражнений для своих товарищей по несчастью, чтобы в условиях заключения они могли поддерживать здоровье и физическую форму. После войны в Германии разработал комплекс упражнений для балерин, потом вместе с женой в Америке организовал свой клуб, люди стали заниматься по методу Пилатеса.
Метод стал популярен. Почему?
Метод вместе с телом тренирует и разум. Научившись осознавать своё тело и развивать координацию между разумом и телом, обретается возможность управлять своим организмом.
Сосредотачиваясь на основных мышцах. Отвечающих за осанку, научитесь использовать те из них, которые необходимы для достижения стабильности туловища, сможете придать силу слабым мышцам, удлинить слишком короткие мышцы и увеличить подвижность суставов.
Управление телом- это полный комплексный метод физической подготовки. Все упражнения комплекса дополняют друг друга, обеспечивая баланс всего тела.
Данный метод эффективен.
Ожидаемые результаты.
Увеличение гибкости, силы, подвижности суставов, достижение координации, баланса и выравнивания различных частей тела.
Исправления плохой осанки, тело приобретает способность двигаться более экономично и грациозно.
Выравнивание всех частей и органов означает, что важнейшие органы получат надлежавшую опору, и в результате будут работать эффективнее.
После занятий вы будете испытывать чувство внутреннего покоя ( метод релаксации).
Улучшения здоровья в целом. Эти упражнения стимулируют сердечно- сосудистую и лимфатическую системы, улучшают кислородный обмен.
Получит мощную поддержку иммунная система, обретается большая сопротивляемость болезни. А вы будете выглядеть и ощущать себя моложе; улучшиться состояние кожи.
Ход практических занятий
Для апробации оздоровительных систем «Калланетика» и «Пилатес» был выбран 11класс, Перед началом практических занятий учащиеся ознакомились с содержанием методики, потом приступили к освоению комплекса физических упражнений на уроках физической культуры, через несколько занятий было предложено выполнять дома. Комплекс упражнений «Калланетика» состоит 12 упражнений, комплекс упражнений «Пилатес» состоит из 34 упражнений. В основу тестов до и после исследования были выбраны; « оъём талии», « объём грудной клетки», « масса тела», « подъём туловища за 1минуту», «опускание ног на время». До и после исследования проводились замеры и вносились в таблицу и составлялась диаграмма
Выводы
Оздоровительная система «Калланетика» положительно сказалась на результате исследования; уменьшилась масса тела (за счет сжигания жировой клетчатки и выполнения физических упражнений), укрепились мышцы тела. Уменьшился « объём талии» и «увеличился « объём грудной клетки».
3.Цигун
Цигун- это древнее искусство, выросшее в веках в многогранную универсальную оздоровительную систему, которая учит человека владеть энергией, жить по законам природы, помогает обрести силу, здоровье и долголетие. Проделав длительный путь по времени, Цигун вобрал в себя мудрость многих веков, лучшие достижения китайской культуры, философии и медицины. Эта уникальная система открывает и дарит нам множество « драгоценностей», главные из которых здоровье и жизненные силы. Цигун в переводе означает: Ци- энергия, Гун- работа, владение этой энергией. Систему Цигун можно условно разделить на составляющие: массаж, дыхание и движение. Цигун движения- это движения природы, несмотря на простоту и доступность, они обладают скрытой силой, который запускает в работу нашу энергосистему, даёт здоровье, укрепляет и улучшает телосложение. Эти движения, соединенные ритмом плавного вдоха и легкого выдоха и сложенные в узор необычного танца- главная часть древней системы.
В чём же заключается феномен целебного воздействия энергии «Ци». Любые физические упражнения требует определенных затрат энергии. На которые организм отвечает ускорением обменных процессов, увеличением скорости сердечных сокращений и учащением дыхания. По ощущениям чувствуем нервные возбуждения, потоотделения и физическое утомление. Во время занятий Цигун наблюдается сохранение, накопление энергии извне. Процесс обмена веществ оптимально замедляется, понижается скорость сердечных сокращений и частота дыхания. Внутренние органы начинают работать более синхронно, в энергосберегающем режиме, гармонизуется энергообмен с окружающей средой. Благодаря Цигун улучшается концентрация и координация движений. Физиологически благоприятное положение тела оказывают через нервы спинного мозга положительное воздействие на все внутренние органы. Китайская медицина говорит о взаимодействии между телесной оболочкой и внутренностями тела, посредством системы меридианов. Внутренние органы функционально регулируются и становятся вследствие этого более продуктивными. Циркулирует Ци, которое увеличивается посредством дыхательного процесса. Дыхательный процесс осуществляется абсолютно осознанно. Стараемся дышать спокойно, равномерно и естественно, независимо от применяемой дыхательной техники. Дыхание полностью успокаивает тело и дух. Посредством этого осознанного управления дыханием проводится в спокойное состояние даже кора головного мозга. Таким образом, становится понятным, почему Цигун способствует психическому успокоению. Естественное глубокое дыхание посредством движения диафрагмы и колебаний давления в брюшной полости оказывает массирующий эффект на внутренние органы и улучшает кровоснабжение. Это действие стимулирует работу желудочно-кишечного тракта и улучшает кровоснабжение внутренних органов в брюшной полости. Повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Цигун отлично способствует формированию нашего телосложения и выносливости.
Ход практических занятий
Для апробации данной методики Цигун был выбран 11класс. Перед началом практических занятий учащиеся ознакомились с содержанием данной методики, потом приступили к освоению физических упражнений-форм на уроках физической культуры. А после занятий данных упражнений было предложено выполнить данный комплекс в домашних условиях. Была заведена таблица, где указывались дни проведения комплекса, самочувствие, «усталость физическая и умственная», «легкость в теле и в мышцах». Все показатели оценивались до и после занятий. В таблице выставлялись цифры:
А). 5-улучшение; Б) 4-на том же уровне; В) 3-хуже.
Все данные обрабатывались и составлялась общая таблица по показателям. По многим показателям происходило улучшение:
«Самочувствие»: А) улучшение 71,4%; Б) на том же уровне 17,7%; В) хуже 10,7%.
* мобилизовать всё своё внимание и целиком сконцентрироваться на упражнении. После завершения упражнения представить себе еще некоторое время для наслаждения полученным эффектом.
* выполнять четко осознанно каждый элемент упражнений. Концентрация различных частей тем должна быть максимально согласованной, ровно, как и координация дыхания и движений.
* точно знать и учитывать свои сильные и слабые стороны и пытаться с ними работать.
* изучить что-то новое, проработать изучаемое.
* для собственного развития всегда необходимо располагать достаточным запасом терпения и времени.
* тренироваться регулярно.
Выводы
После проведенных практических исследований можно с уверенностью сказать, что каждая оздоровительная система по-своему уникальна, даже маленький срок применения их в практике «месяц-полтора месяца» дают положительный результат
Дыхательная гимнастика позволяет учащимся правильно дышать, укреплять бронхи и легкие, восстанавливает носовое дыхание, оказывает оздоровительное воздействие.
Оздоровительные системы Калланетика и Пилатес позволили учащимся укрепить мышцы, стать более стройными. Данные методики положительно сказались на физическую подготовленность, массу тела, осанку и физическое состояние здоровья.
Оздоровительная система Цигун оказался самым сложным в понимании сути данной системы. Сам комплекс с внешней стороны прост, но внутри требует полной концентрации от занимающихся, для достижения положительных результатов и эти результаты поразительны. У учащихся мы видим положительные показатели по всем показателям, хотя на днях было трудно оценить по предложенным тестам. Но к концу эксперимента девушки чётко узнавали свое состояние до и после выполненного комплекса. В прцессе занятий у многих проходили боли в голове, поднималось настроение, появлялась бодрость, проходили простудные заболевания ( насморк), девушки восстанавливали свой организм за 10-15минут.
В процессе освоения данных оздоровительных систем были определенные трудности.
Приходилось самостоятельно изучать данные комплексы, читать научно-практическую литературу по оздоровительным системам, практически на себе пробовать и выполнять упражнения, потом уже предлагать девушкам. Изучив системы я и учащиеся пришли к выводу: их огромное значение для человека, а для детей основой для здорового образа жизни и улучшения здоровья.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белова А.А. «Золотые рецепты Цигун» 2007г.
Вильчинский А..Хореев В, «Цигун и Йоги» 2007г
Казомин В.Д. «Дыхательная гимнастика» 2006г
Кудряшов Н.Н. «Целительное движение» 2002г.
Ли Робинсон. «Управление телом по методу Пилатес» 2004г.