Просмотр содержимого документа
«Комплексы общеразвивающих упражнений для учащихся с подготовительной группой здоровья»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа пгт Зарубино»
Дидактический материал
для учащихся
подготовительной группы здоровья
автор: Мартюшова А.Г
Содержание:
Пояснительная записка
Комплексы общеразвивающих (ОРУ) упражнений
2.1 ОРУ при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
2.2 ОРУ при заболеваниях органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)
2.3 ОРУ при заболеваниях органов зрения
2.4 ОРУ при плоскостопии
2.5 ОРУ при нарушении осанки и сколиозе
3. Литература
Пояснительная записка
Цель: Коррекция и компенсация недостатков физического развития у детей подготовительной группы и устранение недостатков в развитии физических качеств (силы, ловкости, координации, гибкости).
Оздоровительные задачи:
Укрепление здоровья, гармоничное развитие мышечных групп и всей мышечной системы.
Повышение умственной и физической работоспособности.
Формирование положительной мотивации применения немедикаментозных средств оздоровления, стимулирующих защитные силы организма детей имеющих функциональное расстройство и хронические заболевания.
Во время занятий с учащимися подготовительной медицинской группы, ослабленными детьми даются индивидуальные задания для самостоятельного выполнения, включая индивидуальные упражнения в общий комплекс упражнений гимнастики. Очень внимательно должны подбираться упражнения по заболеваниям. Если у детей есть минимальные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, нужно исключить упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, натуживанием , с резким изменением темпа, с длительным статистическим напряжением. Даются такие упражнения, которые охватывают все мышечные группы, ходьбу, дозированный бег.
Школьникам с заболеванием органов дыхания запрещаются упражнения, вызывающие задержку дыхания, натуживания. Рекомендуется ходьба, стретчинг, упражнения на гибкость. Очень часто встречаются дети, страдающие заболеванием почек.
Для детей, страдающих с ослабленным зрением, специальные упражнениями для глазных мышц. Таким детям исключаются прыжки, кувырки, упражнения с натуживанием, стойки на руках и голове.
При хронических заболеванием желудочно-кишечного тракта, печени, должна уменьшатся нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки.
Часть детей имеют нарушение осанки. Наибольшее число дефектов отмечается в форме плечевого пояса. Для исправления рекомендуются упражнения лежа на спине и животе, танцевальные упражнения, упражнения с гимнастическими палками.
2.Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ)
2.1 ОРУ при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
Руки вперед, вверх — вдох, руки опустить через стороны вниз — выдох (2-3 раза).
Развести руки в стороны — вдох, руками подтянуть правое колено к груди и опустить его —выдох. Сделать то же, подтягивая левое колено к груди (4-6 раз)
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Круговые движения ногами по полу, меняя направление движения (8-10 раз).
И.п. — стоя за спинкой стула, ноги вместе, руки на поясе. Правую ногу отвести в сторону на носок, левую руку вверх — вдох. Наклон в правую сторону — выдох. То же — в другую сторону (6-8 раз).
И.п. — то же. Приподняться на носки — вдох. Присесть, принять исходное положение— выдох (5-6 раз).
И.п. — сесть верхом на стул, руки на спинку стула. Поочередное поднимание ног вперед вверх, не наклоняясь назад (6-8 раз). Дыхание произвольное.
И.п. — сидя на краю стула. Руки в стороны — вдох. Подтянуть руками колено к груди — выдох. То же — подтягивая другое колено (6-8 раз).
И.п. – сед, мяч в левой руке.1 – поднимая руки через стороны вверх, передать мяч над головой – вдох. 2 – вернуться в и.п. – выдох то же правой рукой
И.п. – сед, мяч в левой руке. 1 – руки в стороны вверх – вдох. 2 – сгибая ногу в коленном суставе и подтягивая к груди, передать мяч в правую руку под коленом – выдох. 3-4 – то же с другой ноги.
И.п. – стойка на четвереньках. 1 – мах прямой ногой вверх- назад. 2 – и.п. 3-4 – то же другой ногой
2.2 ОРУ при заболеваниях органов дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)
И.п.- о.с., стоя спиной друг к другу, у одного в руках мяч. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.
И.п.- о.с., в руках мяч. На вдохе мяч поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе – принять и.п..
И.п.- то же. Руки с мячом поднять над головой- вдох, на выдохе бросить мяч с силой вниз.
И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять прямые ноги вверх – вдох. Опустить – выдох.
И.п. – лежа на спине. Кисти рук плотно обхватывают нижнюю часть грудной клетки – вдох, на выдохе – сжать грудную клетку руками.
И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. «Диафрагмальное дыхание». Одна рука лежит на груди, другая на животе. На вдохе брюшная стенка поднимается вверх вместе с рукой, другая рука, лежащая на груди, остается неподвижной. На выдохе живот втягивается, лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох через нос, выдох через рот.
И.п. – лежа на животе, руки (согнутые в локтях), в упоре на уровне груди. Разгибая руки, приподнимаем верхнюю часть туловища, прогибаемся в спине – вдох. Вернуться в и.п. – выдох.
И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед. Приподнять вверх прямые руки и ноги – вдох, задержать дыхание, вернуться в и.п. на медленном выдохе.
И.п. — стоя, в руках мяч. Поднять правую ногу, согнутую в колене, бросить из-под колена мяч вверх и поймать. То же левой ногой. По 4-6 раз каждой ногой. Темп средний. Дыхание свободное.
10.Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1, 2; выдох на счет 3, 4, 5, 6; пауза на счет 7, 8.
2.3 ОРУ при заболеваниях органов зрения
Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных направлениях в течение 10-15 сек.
Палец держать перед носом на расстоянии около 30 см, один глаз закрыт. Переводить взгляд с дальнего предмета на палец и обратно в течение 10 – 15 сек.
И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вперёд прогнувшись, руки назад- пальцы соединить в замок, лопатки соединить, смотреть вперёд.
И. п. - ноги вместе, руки на поясе. Сделать приседание - выдох, вернуться в исходное положение - вдох.
И. п. - ноги вместе, руки вдоль туловища. Руки поднять вверх и с одновременным поднятием согнутой в колене ноги.
И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты до угла 300. Упражнение «ножницы». Тоже, но угол- 450.
И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, упражнение «Велосипед».
Исходное положение – одна ладонь размещается около головы, а вторая около живота. Расстояние от ладоней до тела около 10 см. Первая рука дотрагивается до темени, а вторая в то же время описывает круги параллельно плоскости живота. Через 30 сек. - руки поменять.
И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Мах прямой ногой до угла 900, хлопком ладонями под ногой.
И.п.- то же. Махи прямыми ногами вбок - по 10 раз, ступни ног параллельно полу.
И.п.- стоя на одной ноге, вторая согнута в колене, стопа прижата к голени прямой ноги, руки на поясе, глаза закрыты. Равновесие. Тоже, на другой ноге.
2.4 ОРУ при плоскостопии
И. п.: встать прямо, ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки опустить. Приподнимаясь на носки, делать перекаты с носков на пятки. Руки свободно движутся вперед-назад, сопровождая перекаты.
И.п. — сидя на краю стула. Руки опущены вдоль туловища. Стопой перекат теннисного мяча вперед- назад.
И.п.- то же. Поднимание пальцами ног с пола карандашей, разложенных на полу (на 10-15 см от пола).
И.п.- сидя на краю стула. Руками держаться за края стула. Поднимание стопами мяча среднего диаметра на 20-30 см от пола.
И.п.- сидя на краю стула. Руки опущены вдоль туловища. Положив ногу на колено другой ноги - круговые движения стопы в обе стороны.
И.п.- о.с. Полуприседание и приседание на носках, одновременно руки в стороны, вверх, вперед.
И.п.- лежа на животе руки вытянуты вверх. "Лодочка" - лежа на животе одновременно поднять руки, голову, ноги и держать около 15-20 сек. Повторить 3-5 раз.
И.п.- лежа на спине, руки на голове в замке. "Угол" - держать ноги под углом 450, около 30 сек, повторить 3-5 раз.
И.п.- сидя, руки за спиной. Подбросить и поймать мяч стопами.
И.п.: о.с. Выполнение: выпад вперед правой ногой - руку на колени, вернуться в и.п., тоже с левой ноги
2.5 ОРУ при нарушении осанки и сколиозе
И.п.: встать прямо, пятки вместе, носки врозь, пальцы сжаты в кулаки и приставлены к плечам. Поднять руки, положить их на затылок, отвести локти назад, опустить руки.
И.п.-о.с. Подняться на носки и запрокинуть голову назад. Остаться в этой позе в течение 30 секунд, затем вернуться в и.п. Закрыть глаза и повторить упражнение еще 2-3 раза.
И. п.: о.с. Поднять ногу, согнув ее в колене, обхватить колено руками и притянуть к туловищу. Вернуться в и. п. Тоже с другой ноги.
И.п.- лежа на спине. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Правую ногу тянуть длиннее левой, носок на себя. Тоже с левой ноги.
И.п.- то же. Руки вверх. Тянуть правую руку длиннее левой .Тоже с левой руки.
И.п.- лежа на спине, колени согнуты, руки за голову, согнуты в локтях. Приподнимаясь- достать правым локтем левое колено, затем левым локтем - правое колено ( скручивание).
И.п. -стоя на коленях. Опереться руками о пол: 1- втянуть живот, 2- 7 держать живот втянутым, 8- расслабить живот.
И.п.- стоя лицом к гимнастической стенке, на расстоянии около 70см., руками взяться за рейку на уровне талии. 1-3- наклон вперед, 4- и.п.