Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физкультуры
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Мой доклад посвящен данной теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сущность работы состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа жизни обучающихся путем оптимального сочетания теории и практики, выбора современных средств, методов и форм в процессе обучения физической культуре.
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового человека. Интенсивность учебного труда обучающихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья подрастающего поколения, существует необходимость организации урока физической культуры с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье обучающихся относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья обучающихся на сегодняшний день стоит очень остро. Тем не менее, в учебном плане есть только один предмет, который может в определённой мере компенсировать отрицательное влияние интенсификации учебного процесса: возрастание гиподинамии, снижение двигательной активности обучающихся, – это дисциплина «Физическая культура».
Поэтому перед каждым преподавателем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность студентов на уроке, чтобы дать каждому обучающемуся оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни студентов? Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех без исключения? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности? Как сделать, чтобы дисциплина «Физическая культура» оказывала на студентов целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
При решении этих вопросов возникают противоречия.
С одной стороны – преподавателю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой – повышение требований к его направленности.
С одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, – снижение интереса к занятиям физической культуры.
Актуальность опыта состоит в решении проблемы – как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью студентов. Оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:
Создание условий, способствующих развитию мотивации обучающихся к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
Обеспечение студентов необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
1.2 Условия становления и новизна опыта
В ГАПОУ БТПИТ я работаю 18 лет. Над данной проблемой работаю постоянно. Опыт работы над темой «Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры» сложился постепенно.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:
- использование мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
1.3 Проблема
Главная проблема, которая стояла передо мной – это создание условий для физического развития, укрепления и сохранения здоровья обучающихся.
Студенты, особенно девушки, без особого желания посещали уроки физической культуры.
Многие ребята комплексовали, что не могут выполнить то или иное упражнение. У многих остались неприятные воспоминания об уроках физической культуры в школе.
А некоторые вообще считали, что занятия физической культурой, это потерянное и бесполезное время, ведь лучше посидеть в телефоне.
2. Теоретическая база работы
Теоретическое обоснование представленного опыта можно найти в трудах В.И. Ковалько, использую работу Н.К. Смирнова. В основе опыта лежит комплексная программа физического воспитания 1-11 класс авторов доктора педагогических наук В.И. Лях, и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич.
3. Технология работы в техникуме
Физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент профессионального образования, значимость которого проявляется в гармонизации духовных и физических сил студентов техникума, формирования у них таких общечеловеческих ценностей как здоровье, физическое и психологическое благополучие, физическое совершенство.
Физическое воспитание в техникуме представляет собой комплекс мероприятий и осуществляется в следующих формах:
- учебные занятия;
- самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом;
- занятия в спортивных секциях;
- массовые оздоровительные физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от учебы время.
Организация процесса физического воспитания осуществляется по следующим направлениям:
- образовательное;
- физкультурно-оздоровительное;
- спортивное.
3.1. Цели и задачи физического воспитания
Целью физического воспитания студентов ГАПОУ БТПИТ является формирование физической культуры личности, которая обеспечивает готовность к социально - профессиональной деятельности, включение в здоровый образ жизни, систематическое физическое самосовершенствование.
Достижение цели физического воспитания предусматривает решение следующих задач:
- создание у студентов целостного представления о физической культуре общества и личности, ее роли в личностном, социальном и профессиональном развитии специалиста;
- приобретение основ теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивающих грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов; - формирование осознанной потребности в физическом самовоспитании, самосовершенствовании, здоровому образу жизни;
- воспитание нравственных, физических, психических качеств и свойств, необходимых для личностного и профессионального развития;
- обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности;
- приобретение опыта творческого использования деятельности в сфере физической культуры и спорта для достижения жизненных и профессиональных целей.
Учебная работа строится на основании ФГОС по специальности, учебных планов, учебных программ по физической культуре. Учебные занятия – основная форма физического воспитания.
Основная группа состоит из здоровых обучающихся, не имеющих органической патологии, а только со слабовыраженными функциональными изменениями, не накладывающих существенных ограничений на двигательный режим. Физическая подготовка таких обучающихся соответствует возрастным нормами они могут заниматься физической культурой в полном объеме, согласно учебной программе. Кроме того, им разрешено участвовать в любых спортивно-массовых мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах.
Обучающиеся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются по отдельным требованиям, но совместно с основной и подготовительной группами.
Обучающиеся временно освобожденные от занятий по физическим показаниям обязаны присутствовать на занятиях по физической культуре. Преподаватель может привлекать их себе в помощь для подготовки мест занятий, инвентаря, а также для выполнения судейских обязанностей.
Внеурочная массовая физкультурная и спортивная работа дополняет учебную и преследует цель дальнейшего развития физических качеств и совершенствования спортивного мастерства. Организуют эту работу в Колледже руководитель физического воспитания при непосредственном участии преподавателей физической культуры. Массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная работа в Колледже проводится с привлечением максимального числа обучающихся. Обучающиеся должны ежегодно принимать участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях разного уровня.
3.2. Мои средства и методы, используемые
для достижения целей здоровьесберегающих технологий:
гигиенические факторы;
оздоровительные силы природы;
средства двигательной направленности.
Первое условие оздоровления — это создание на уроках физической культуры гигиенического режима. В мои обязанности входит умение и готовность видеть и определить явные нарушения требований, предъявляемых к гигиеническим условиям проведения урока и, по возможности изменить их в лучшую сторону – самому, с помощью администрации.
Второе условие - использование оздоровительных сил природы, которое оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий на уроках. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.
Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
На уроках практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю студентам значение каждого из них;
с целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни;
на всех уроках прививаю гигиенические навыки студентов, предусматриваю участие его в регулировании общего режима дня, в частности, режима движений в течение дня. Воспитываю правильное отношение студентов к закаливанию организма.
Нетрадиционные уроки.
Основными видами нетрадиционных уроков является сюжетно-ролевые игры, уроки здоровья. На уроках здоровья студенты делятся на группы. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие студентов, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения. (например, ходьба по лестнице для стоп, шишкам, канату укрепляет и развивает мышцы стопы и предупреждает развитие плоскостопия). Упражнения со скакалкой и обручем содействуют формированию правильной осанки, благотворно действуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Регулярно применяю специальные комплексы, формирующие изящность, грациозность, пластичность. Обязательно включаю в каждый урок упражнения на психорегуляцию и релаксацию.
Современные средства физической культуры.
Работа с девушками занимает особое место в моей педагогической деятельности. Как создать условия, способствующие мотивации у них к занятиям физической культурой и осознанному отношению к своему здоровью? Решение проблемы я нашла в выборе некоторых средств фитнеса, системы из нескольких направлений различного рода физической нагрузки, созданной для коррекции фигуры, укрепления здоровья путем воздействия на мышцы и сознание. Любые виды фитнеса направлены на оздоровление организма, максимально оберегая от травматизации.
Для создания здоровьесберегающего пространства комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку.
С целью полного и точного описания техники упражнений показываю последовательность действий наглядно. В своей практике применяю методы разбора упражнений, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на студентов особое воздействие.
Учу сознательно оценивать физическое развитие собственного организма и составлять комплексы упражнений. Студенты сами следят за собственным состоянием самочувствия во время занятий и составляют свои комплексы упражнений. Объясняю, что систематичность специальных упражнений и последовательность их выполнения закрепляют результаты, достигнутые в процессе занятий. Это вызывает интерес к занятиям, к активности и желание работать над собой самостоятельно.
При выборе методов и приемов учитываю общепедагогические и методические требования. Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу анализировать и оценивать их.
На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у студентов появился интерес заниматься физической культурой и спортом, чтобы они поняли полезность движений для своего здоровья.
Внеклассные формы физического воспитания.
Студентам необходимо овладеть основами личной физической культуры, под которой понимаются единство знаний, потребностей, мотивов достичь оптимального уровня здоровья, физического развития, разностороннего развития двигательных способностей, умения осуществлять собственную двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. И здесь большую роль играют внеклассные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их индивидуальных способностей и двигательного потенциала.
В нашем техникуме организуются и проводятся спортивные праздники, Дни здоровья, организуется подготовка команд к районным и городским соревнованиям.
Вместе со студентами ведем активную агитационную работу по пропаганде занятий физической культурой и спортом.
ВЫВОДЫ:
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1. Повысить успеваемость по предмету.
2. Повысить динамику роста физической подготовленности обучающихся.
3. Повысить интерес студентов к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению
4. здорового образа жизни.
5. Повысить динамику состояния здоровья обучающихся.
Здоровьесберегающие технологии, должны, несомненно, использоваться в процессе оздоровления школьников, в частности, на уроках физической культуры.
Список используемой литературы:
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва