Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
В данном доклада описываются здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать в начальной школе. В порцессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций на уроке являются приоритными задачами в здровьесберегающей работе учителя. С этой целью необходимо применять психогимнастику, физкультминутки, дыхательныке упражнения, физкультуру для глаз, точечный массаж с дыхательной гимнастикой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе. »
Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Шварёв А.Л.
учитель физической культуры
ОСШ№25
г. Актобе
Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности
К сожалению, за последние годы выявилась неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей поступающих в школу. Увеличилось количество детей с хронической патологией, а число детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось.
Поэтому для создания условий комфортного ощущения ребенка в школе, для его полноценного развития, для сохранения и укрепления его здоровья, ведения здорового образа жизни в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения,т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.
В процессе обучения наиболее сильная нагрузка приходится на нервно-психическую сферу учащихся. Поэтому профилактика педагогическими средствами переутомлений, невротических реакций, а в ряде случаев и коррекция неблагоприятных реакций психосоматических состояний детей на уроке являются приоритетными задачами в здоровьесберегающей работе учителя. С этой целью необходимо применять психогимнастику, физкультминутки, дыхательные упражнения.
Физкультминутки– естественный элемент урока , он обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение. Все мы знаем, что в течение дня концентрация внимания не одинакова — она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратком отдыхе, чтобы закрепить и переработать полученный опыт и восстановить свою работоспособность.
Строение головного мозга человека таково, что он не может поддерживать внимание постоянно на высоком уровне. Человек может напряженно фокусировать внимание на внешнем объекте только в течение очень непродолжительного времени — меньше 10 минут. Существуют и другие причины необходимости введения в процесс обучения пауз и фаз рефлексии. Эти причины следующие:
1. Многое в процессе обучения происходит неосознанно и спонтанно. Для осмысления и структурирования результатов обучения требуется специальное время.
2. Для того чтобы найти в обучении свои личностные смыслы человеку необходимо время, свободное от поступления новой информации и решения задач.
3. После завершения урока учебный процесс еще долго не заканчивается. Не сознавая этого, мы в течение какого-то времени перерабатываем полученную информацию. На житейском языке это звучит обычно таким образом: «Эта информация должна отлежаться».
Все это означает, что после интенсивной работы педагоги должны позаботиться о перерыве, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее во время учебного занятия. Если ученики непрерывно осваивают новый материал, решают задачи или делают еще что-то, требующее высокой концентрации внимания, то возникает фрустрирующая ситуация: они не в состоянии по-настоящему усвоить знания, они не могут связать новое с уже известным, не могут дать ему оценку и обдумать выводы. Перерывы в учебном процессе — не пустое время, а необходимость. Подобно тому, как ежедневный цикл жизнедеятельности колеблется между бодростью и усталостью, так и учебные процессы нуждаются в особом ритме — колебании между погружением в новый опыт и закреплением выученного.
Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:
Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.
Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.
Они создают в группе обстановку доверия и доброжелательности.
Основные требования к проведению физкультминуток:
· проводятся на начальном этапе утомления 8-13-15-я минута занятия (в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала и т. д.);
· подбираются хорошо знакомые детям, простые, занимательные упражнения;
· отдаётся предпочтение упражнениям для утомлённых групп мышц;
· комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятия и его содержания;
· подбираются разные по содержанию и по форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а, следовательно, результативность.
Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнение движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.
Известно, что в процессе учебной деятельности система зрительного анализатора испытывает сильную нагрузку, что приводит к общей утомляемости учащихся. Одним из эффективных способов профилактики утомлений школьников является использование на уроке опорных зрительно-двигательных траекторий,предложенных профессором В.Ф. Базарным и его коллегами. Метод заключается в перемещении взгляда учеников по траекториям, изображенным на одной из стен классного кабинета. При этом, чтобы схема была яркой и видимой из любой точки класса, траектории должны быть разного цвета. Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку
Дыхательная гимнастика Стрельниковой состоит из следующих элементов:
1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.
2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.
3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.
4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.
5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.
6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.
7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.
8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.
Представляют интерес так называемые «оживлялки».Эти простые интегративные дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий. Вот некоторые из них:
Упражнение 1:
• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);
• щеки – вверх – вниз (10 раз);
• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);
• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;
• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.
Упражнение 2:
• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);
• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);
• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).
Для снятия зрительного утомления в арсенале учителя должно находиться множество специальных упражнений и игр. Достаточно проста и эффективна физкультура для глаз,предложенная профессором Э.С. Аветисовым:
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Психотерапевт Е. Мазо рекомендует при возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей выполнять комплекс успокаивающих дыхательных упражнений, когда выдох значительно превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей схеме:
где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.
При нервно-психическом перенапряжении и переутомлении хорошие результаты дает тонизирующий вариант дыхательных упражнений.
Упражнение 1:
• вдох (спокойный, полный, глубокий);
• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).
Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.
Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.
Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них.
Точечный самомассаж
Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ С ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКОЙ
1-й комплекс
«Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем носик». Нажимать указательным пальцем точку под носом.
«Лепим ушки». Указательным и большим пальцем "лепим" ушки.
«Правая ноздря, левая ноздря». Вдох через правую ноздрю, левая закрыта
указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.
«Сдуваем листик». Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.
2-й комплекс
«Греем наши ручки». Соединить ладони и потереть ими до нагрева.
«Проверяем кончик носа». Слегка подергать кончик носа.
«Примазываем ушки, чтоб не отклеились». Растирать за ушами сверху вниз
указательными пальцами.
«Как мычит теленок». Сделаем вдох и на выдохе произносить звук м-м-м, при этом
постукивая пальцами по крыльям носа.
«Сдуем снежинку с ладони». Вдох через нос, выдох через рот.
3-й комплекс
«Моем руки». Движения кистями, как при мытье рук.
«Шагаем по пальчикам». Указательным и большим пальцами надавливаем на каждый ноготь другой руки.
«Лебединая шея». Легко поглаживаем от грудного отдела до подбородка.
«Крепко спим». Вдох через нос, задержка дыхания, выдох через рот.
«Мы проснулись». Несколько раз зевнуть и потянуться.
В заключение, вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж. Руссо, хочется сказать:«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Базарный.В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В.Ф. Базарный// «Советская Россия», №136(12607), 23 октября 2004 г.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой/
М. Н. Щетинин// Издательство: АСТ Астрель ВКТ, 2012 г.